г. Воронеж |
|
02 ноября 2020 г. |
Дело N А48-860/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 ноября 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маховой Е.В.,
судей Мокроусовой Л.М.,
Сурненкова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ануфриевой А.П.,
при участии:
от публичного акционерного общества "Квадра - Генерирующая компания": Дорохина Ю.Г., представитель по доверенности N ОГ-03/2020 от 09.01.2020, паспорт РФ;
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от муниципального образования "Город Орел" в лице управления муниципального имущества и землепользования администрации города Орла: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от общества с ограниченной ответственностью "Жилищное эксплуатационное управление - N 17": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от муниципального унитарного предприятия "Жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие" (Заказчик): представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Орловской области апелляционную жалобу муниципального образования "Город Орел" в лице управления муниципального имущества и землепользования администрации города Орла на решение Арбитражного суда Орловской области от 29.05.2020 по делу N А48-860/2019 (судья Юдина А.Н.) по иску публичного акционерного общества "Квадра - Генерирующая компания" (ОГРН 1056882304489, ИНН 6829012680) к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727), муниципальному образованию "Город Орел" в лице финансово-экономического управления администрации города Орла (ОГРН 1025700827492, ИНН 5753011508), муниципальному образованию "Город Орел" в лице управления муниципального имущества и землепользования администрации города Орла (ОГРН 1025700826502, ИНН 5701000921), при участии третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Жилищное эксплуатационное управление - N17" (ОГРН 1095742002509, ИНН 5751038575), муниципального унитарного предприятия "Жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие" (Заказчик) (ОГРН 1025700783162, ИНН 5752030473), о взыскании 60 667 руб. 82 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Квадра - генерирующая компания" (далее - ПАО "Квадра", истец) обратилось в арбитражный суд с иском (с учетом замены ненадлежащего ответчика на надлежащего в порядке ст. 47 АПК РФ и привлечения соответчика в порядке ст. 46 АПК РФ) к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", ответчик), муниципальному образованию "Город Орел" в лице финансово-экономического управления администрации города Орла (далее -финансово-экономическое управление администрации города Орла, ответчик), муниципальному образованию "Город Орел" в лице управления муниципального имущества и землепользования администрации города Орла (далее - УМИЗ, ответчик) о взыскании 60 667 руб. 82 коп. задолженности за коммунальную услугу "отопление" за период с января 2016 года по ноябрь 2018 года.
Определениями от 22.08.2019 и от 10.12.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Жилищное эксплуатационное управление - N 17" (далее - ООО "ЖЭУ-N 17", третье лицо), муниципальное унитарное предприятие "Жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие" (Заказчик) (далее -МУП "ЖРЭП" (З), третье лицо).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 29.05.2020 с муниципального образования "Город Орел" в лице УМИЗ в пользу ПАО "Квадра" взыскано 60 667 руб. 82 коп. задолженности за коммунальную услугу "отопление" за период с января 2016 года по ноябрь 2018 года. В удовлетворении требований ПАО "Квадра" к ОАО "РЖД" и к муниципальному образованию "Город Орел" в лице финансово-экономического управления администрации города Орла отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, УМИЗ обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебное заседание апелляционной инстанции от 26.10.2020 представители ОАО "РЖД", муниципального образования "Город Орел" в лице УМИЗ, ООО "ЖЭУ-N 17", МУП "ЖРЭП (З) не явились.
Представитель ПАО "Квадра" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело (ч. 1 ст. 268 АПК РФ).
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывов ПАО "Квадра", ОАО "РЖД" и ООО "ЖЭУ-N 17" на апелляционную жалобу, письменных пояснений ОАО "РЖД", заслушав объяснения представителя истца, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с 01.01.2016 ПАО "Квадра" осуществляет функции теплоснабжающей организации в отношении нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Орел, пер. Багажный, д. 1, пом. N 83.
В период с января 2016 года по ноябрь 2018 года ПАО "Квадра" поставило в нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Орел, пер. Багажный, д. 1, пом. N 83, тепловую энергию (коммунальная услуга "отопление") на общую сумму 60 667 руб. 82 коп.
Ссылаясь на то обстоятельство, что стоимость поставленного в нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Орел, пер. Багажный, д. 1, пом. N 83, коммунального ресурса до настоящего времени не оплачена, ПАО "Квадра" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии со ст.ст. 539, 544 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
На основании п. 1 ст. 548 ГК РФ правила, предусмотренные ст.ст. 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
По смыслу ст.ст. 539, 544 ГК РФ обязанность по оплате энергоресурса возлагается на абонента (потребителя).
Согласно абз. 3 п. 33 Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" оплата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель с учетом средств, ранее внесенных потребителем в качестве оплаты за тепловую энергию в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
В силу ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В рассматриваемом случае факт поставки истцом тепловой энергии в нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Орел, пер. Багажный, д. 1, пом. N 83, подтверждается материалами дела, и ответчиками не оспаривался.
Возражая против удовлетворения исковых требований к муниципальному образованию "Город Орел", финансово-экономическое управление администрации города Орла и УМИЗ указали в отзывах на исковое заявление, что нежилое помещение N 83 в д. 1 по пер. Багажный в г. Орле в реестре муниципального имущества города Орла не значится, согласно выписке из ЕГРН правообладателем данного нежилого помещения с кадастровым номером 57:25:00402186306 на праве хозяйственного ведения является ГУП "Орловское отделение Московской железной дороги" Министерства путей сообщения РФ, право хозяйственного ведения зарегистрировано 10.01.2001.
ОАО "РЖД" исковые требования не признало, ссылаясь на то обстоятельство, что в ходе приватизации имущества, принадлежащего Орловской дистанции гражданских сооружений, спорное помещение N 83, расположенное по адресу: г. Орел, пер. Багажный, д. 1, не было передано в уставный капитал ОАО "РЖД", о чем свидетельствует утвержденный совместным распоряжением от 30.09.2003 N 4557/р/6-р/884р Министерства имущественных отношений РФ, Федеральной энергетической комиссии РФ, Министерства путей сообщения РФ сводный передаточный акт на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставной капитал ОАО "РЖД", в который нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Орел, пер. Багажный, д. 1, пом. N 83, не включено. Спорное помещение перешло в муниципальную собственность.
Согласно представленной в материалы дела выписке из ЕГРН правообладателем помещения с кадастровым номером 57:25:00402186306, расположенного по адресу: Орловская область, г. Орел, пер. Багажный, д. 1, пом. N 83, является ГУП "Орловское отделение Московской железной дороги" Министерства путей сообщения РФ (ИНН: 5751002307).
Между тем, в Едином государственном реестре юридических лиц информация об указанном юридическом лице отсутствует, что подтверждается, в том числе справкой об отсутствии запрашиваемой информации от 23.10.2020 ЮЭС9965-20-265573188, подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью МИ ФНС России по ЦОД.
С целью проверки доводов истца и возражений ответчиков и установления фактических обстоятельств по делу судом первой инстанции истребовано от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области регистрационное дело на нежилое помещение N 83, расположенное по адресу: г. Орел, пер. Багажный, д. 1, пом. 83, площадью 72,5 кв. м.
В результате исследования представленного регистрационного дела судом установлено, что 22.02.1998 Орловским отделением Московской железной дороги и Орловской дистанцией гражданских сооружений составлен передаточный акт N 4/100, из которого следует, что стороны произвели прием-передачу имущества реорганизуемого государственного унитарного предприятия (государственного учреждения) Орловской дистанции гражданских сооружений по балансам всех видов деятельности со всеми активами и средствами по состоянию на 01.01.1998.
Указанием Министерства путей сообщения Российской Федерации от 06.06.2000 N Ш-1650у приказано закрепить имущество в хозяйственном ведении государственного унитарного предприятия "Орловского отделения Московской железной дороги" согласно приложенному перечню объектов недвижимости.
18.12.2000 Министерство путей сообщения Российской Федерации обратилось в регистрационный комитет Орловской области с заявлением о регистрации права хозяйственного ведения на недвижимое имущество государственного унитарного предприятия "Орловское отделение Московской железной дороги" Министерства путей сообщения Российской Федерации на объект недвижимого имущества: производственное помещение, назначение: нежилое, общая пл. 72,5 кв. м, расположенного по адресу: г. Орел, пер. Багажный, д. 1, пом. 83.
Из расписки комитета по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по Орловской области от 18.12.2000, следует, что комитет принял от Министерства путей сообщения Российской Федерации ряд документов для регистрации помещения. В расписке имеется указание на то, что после регистрации объекта данная расписка подлежит возврату в комитет.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" состав подлежащего приватизации имущества унитарного предприятия определяется в передаточном акте.
Совместным распоряжением от 30.09.2003 N 4557/р/6-р/884р Министерства имущественных отношений РФ, Федеральной энергетической комиссии РФ, Министерства путей сообщения РФ утвержден сводный передаточный акт на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставный капитал ОАО "РЖД".
Пообъектный перечень имущества федерального железнодорожного транспорта, которое внесено в уставный капитал ОАО "РЖД", содержится в сводном передаточном акте.
Нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Орел, пер. Багажный, д. 1, пом. N 83, не включено в сводный передаточный акт на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставной капитал ОАО "РЖД".
Представитель ОАО "РЖД" подтвердил в судебном заседании, что в ходе приватизации имущества, принадлежащего Орловской дистанции гражданских сооружений, спорное помещение не было передано в уставный капитал ОАО "РЖД", и пояснил, что ОАО "РЖД" приняло все меры для регистрации этого объекта для того, чтобы передать его на баланс МУП "ЖРЭП" (З) г. Орла.
В материалы дела представлено дополнительное соглашение от 28.12.2003 к договору 3 "Ф" от 19.12.2003, подписанное между МУП "ЖРЭП" (З) и ОАО "РЖД", из которого следует, что МУП ЖРЭП (З) до выполнения ОАО "РЖД" обязательств по оформлению актов ОС-1 по передаче на баланс МУП ЖРЭП (З) принимает на техническое обслуживание 27 жилых домов согласно списку, в том числе жилой дом по адресу: г. Орел, пер. Багажный, д. 1.
Актом о приеме-передаче здания (сооружения) N 16 от 24.12.2004 по форме ОС-1 подтверждается, что МУП "ЖРЭП" (З) получило от Орловской дистанции гражданских сооружений водоснабжения, водоотведения Орловско-Курского отделения Московской железной дороги (филиала ОАО "РЖД") жилой дом, расположенный по адресу: г. Орел, пер. Багажный, N 1.
В передаточном акте N 16 от 24.12.2004 указано, что акт составлен на основании Постановления администрации города Орла N 394 от 30.06.1997 "О приемке в муниципальную собственность жилых домов от Орловской дистанции гражданских сооружений отделения Московской железной дороги" и Распоряжения комитета по управлению муниципальным имуществом города Орла N 30 от 10.03.1998.
Передаточный акт подписан, в том числе начальником управления муниципального имущества города Орла Азаровым Б.П., на акте проставлена печать администрации города Орла.
Из материалов дела следует, что впоследствии администрацией города Орла издавались постановления распорядительного характера относительно спорного помещения N 83 в д. 1 по адресу: г. Орел, пер. Багажный.
В частности, в материалы дела представлено заключение о признании указанного жилого помещения непригодным для постоянного проживания от 26.02.2010 N 237, составленное межведомственной комиссией, созданной постановлением администрации города Орла от 10.04.2006 N 149. Заключение подписано должностными лицами, в том числе начальником отдела по организации переселения из аварийного жилья и капитального ремонта жилищного фонда управления по развитию городского хозяйства администрации города Орла Шамовым А.В., инженером по техническому надзору отдела по организации переселения из аварийного жилья и капитального ремонта жилищного фонда управления по развитию городского хозяйства администрации города Орла Белухиным В.А., начальником отдела учета и распределения жилья администрации города Орла Пчеленком А.А.
Постановлением администрации города Орла от 18.04.2011 N 1099 принято решение о предоставлении семье Паукова А.А. трехкомнатной квартиры N 17 в доме N 19 по ул. Раздольной по договору социального найма в связи с признанием квартиры N 83 по пер. Багажный г. Орла непригодной для проживания (т. 1, л.д. 138).
Постановлением администрации города Орла от 24.09.2010 N 3203 о дальнейшем использовании помещения квартиры N 83 жилого дома N 1 по пер. Багажному управлению коммунальным хозяйством города Орла поручено расторгнуть договоры социального найма жилого помещения квартиры N 83 многоквартирного дома N 1 по пер. Багажному после переселения граждан, начальнику управления муниципального имущества и землепользования администрации города Орла Гридяеву С.П. до 30.10.2010 поручено перевести жилое помещение квартиру N 83 многоквартирного дома N 1 по пер. Багажному в нежилое помещение (т. 1, л.д. 139).
Сам договор социального найма суду представлен не был, однако его наличие зафиксировано в официальном документе администрации города Орла - постановлении администрации города Орла от 24.09.2010 N 3203, что свидетельствует о нахождении помещения N 83 в д. 1 по пер. Багажному г. Орла в муниципальной собственности города Орла.
Непринятие администрацией города Орла мер к регистрации права собственности в ЕГРП не свидетельствует об отсутствии соответствующего права и не освобождает муниципальное образование "Город Орел" от бремени содержания принадлежащего ему имущества, на что правильно указал арбитражный суд области.
В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" нежилой фонд, в отсутствие доказательств принадлежности спорных объектов иным лицам, относится к муниципальной собственности, то есть в рассматриваемом случае к собственности муниципального образования "Город Орел".
Согласно п. 2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в п. 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с п. 5.1 Положения об управлении муниципального имущества и землепользования администрации города Орла, утвержденного постановлением администрации города Орла от 27.06.2006 N 1156, управление осуществляет в порядке и пределах, определенных правовыми актами органов местного самоуправления города Орла полномочия собственника в отношении муниципального имущества, в том числе имущества муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и земельных участков, иного имущества, в том числе составляющего муниципальную казну города Орла, а также полномочия собственника по передаче муниципального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) муниципального имущества, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно пп. "н" п. 16 II раздела "Функции финансово-экономического управления администрации города Орла" постановления администрации города Орла от 29.03.2016 N 1145 "О финансово-экономическом управлении администрации города Орла" (вместе с "Положением о финансово-экономическом управлении администрации города Орла") от 29.03.2016 N 1145 финансово-экономическое управление осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя и получателя средств бюджета города Орла, предусмотренных на содержание финансово-экономического управления и реализацию возложенных на него функций.
Правом на осуществление полномочий собственника в отношении муниципального имущества города Орла финансово-экономическое управление не наделено.
В этой связи суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в спорных правоотношениях представлять собственника муниципального имущества, ответственного за его содержание, должно УМИЗ.
Объем поставленной тепловой энергии и сведения, используемые ПАО "Квадра" в расчетах количества поставленного коммунального ресурса, муниципальным образованием "Город Орел" не оспаривались, возражений относительно суммы начислений и расчета суммы основного долга не заявлено, контррасчет в опровержение расчета не представлен.
Доказательств, позволяющих возложить обязанность по оплате коммунального ресурса на иное лицо в силу закона или имеющего место договора, ответчик не представил (ст.ст. 9, 65 АПК РФ).
Сведений об оплате поставленной в период с января 2016 года по ноябрь 2018 года тепловой энергии в материалах дела не имеется.
Таким образом, оценив собранные по делу доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о взыскании с муниципального образования "Город Орел" в лице УМИЗ в пользу ПАО "Квадра" 60 667 руб. 82 коп. задолженности за коммунальную услугу "отопление" за период с января 2016 года по ноябрь 2018 года и об отказе в удовлетворении требований ПАО "Квадра" к ОАО "РЖД" и к муниципальному образованию "Город Орел" в лице финансово-экономического управления администрации города Орла.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что в реестре муниципального имущества города Орла нежилое помещение N 83 в д. 1 по пер. Багажный не значится, отклоняются судебной коллегией.
Обстоятельство принадлежности указанного помещения муниципальному образованию "Город Орел" подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств.
Доводы заявителя апелляционной жалобы по существу не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения принятого судебного акта.
Суд первой инстанции всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
Заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в силу подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 29.05.2020 по делу N А48-860/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования "Город Орел" в лице управления муниципального имущества и землепользования администрации города Орла - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно ч. 1 ст. 275 АПК РФ.
Председательствующий |
Е.В. Маховая |
Судьи |
Л.М. Мокроусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-860/2019
Истец: ПАО "Квадра" в лице филиала ПАО "Квадра"-"Орловская генерация"
Ответчик: Администрация г. Орла, ОАО "Российские железные дороги", УМИЗ Администрации г. Орла, ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОРЛА
Третье лицо: МУП "ЖИЛИЩНОЕ РЕМОНТНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ" ЗАКАЗЧИК, ООО "ЖИЛИЩНОЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ-N17", Администрация г. Орла