г. Челябинск |
|
05 ноября 2020 г. |
Дело N А76-7449/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 ноября 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Киреева П.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Кобзева Виктора Сергеевича на решение Арбитражного суда Челябинской области от 20 августа 2020 г. по делу N А76-7449/2020.
В судебном заседании приняли участие представители:
Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району города Челябинска - Булатова А.И. (доверенность N 05-1-05/030798 от 30.12.2019, диплом);
Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области - Зарубина А.В. (доверенность N 06-31/1/000020 от 09.01.2020, диплом).
Индивидуальный предприниматель Кобзев Виктор Сергеевич (далее - заявитель, предприниматель, ИП Кобзев В.С., налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ) к Управлению Федеральной налоговой службы по Челябинской области (далее также - Управление) о признании недействительными постановлений N 1751 от 22.04.2019 и N 3371 от 22.05.2019.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявлено "об обязании ответчика применить налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц (далее также - НДФЛ) в размере 500 руб. за каждый месяц налогового периода по статье 218 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ) за период с 20.07.1998.".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 17 по Челябинской области (далее - МИФНС N 17 по Челябинской области), Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району города Челябинска (далее также - Инспекция ФНС по Советскому району)
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 06.08.2020, по ходатайству предпринимателя (изложено во вводной части уточненного заявления от 25.06.2020), произведена замена ненадлежащего ответчика - Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области, надлежащим - Инспекцией Федеральной налоговой службы по Советскому району города Челябинска (далее также - ответчик, инспекция, налоговый орган), к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области (далее - управление).
Решением суда первой инстанции от 20.08.2020 (резолютивная часть объявлена 20.08.2020) в удовлетворении заявленных требований отказано.
ИП Кобзев В.С. с принятым судебным актом не согласился, обратившись с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что является инвалидом и с 1998 года зарегистрирован индивидуальным предпринимателем. Считает, что не должен уплачивать страховые взносы, поскольку получает пенсию по инвалидности. Также полагает, что ему следовало предоставить льготу по подпункту пункта 1 статьи 218 НК РФ. Просит отменить постановления N 1751 от 22.04.2019 и N 3371 от 22.05.2019.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте, представители заявителя и МИФНС N 17 явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
С учетом мнения явившихся представителей ИФНС по Советскому району и Управления, в соответствии со статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей заявителя и МИФНС N 17.
В судебном заседании представители ответчика и Управления против доводов апелляционной жалобы возражали.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, заявитель зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и является получателем пенсии по инвалидности.
МИФНС N 17 по Челябинской области произведен расчет страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию (далее также - ОПС) и обязательному медицинскому страхованию (далее также - ОМС) за 2018 год в порядке подпункта 1 пункта 1 статьи 430 НК РФ в фиксированном размере в суммах 26 545 руб. и 5 840 руб.
В связи с отсутствием со стороны предпринимателя уплаты страховых взносов, МИФНС N 17 по Челябинской области, с учетом частичной оплаты, выставлены требования об уплате: N 12303 от 17.02.2019 на сумму 20572,02 (недоимка 20372,03 руб. и пени 199,99 руб.) сроком исполнения до 13.03.2019 и N 19194 от 11.04.2019 на сумму 278,92 (пени за следующий период на эту же недоимку) сроком исполнения до 13.05.2019 (направлены 18.02.2019 и 18.04.2019 посредством почтовой связи по адресу, указанному в ЕГРИП).
По причине неисполнения предпринимателем указанных требований в установленный срок, МИФНС N 17 по Челябинской области приняты решения N 8706 от 14.04.2019 и N 12183 от 16.05.2019 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств на суммы 20572,02 руб. и 278,92 руб. (направлены 17.04.2019 и 20.05.2019 посредством почтовой связи по адресу, указанному в ЕГРИП).
Реализуя дальнейшую процедуру принудительного взыскания неуплаченных сумм, МИФНС N 17 приняты решения N 3662 от 20.04.2019 и N 4820 от 21.05.2019 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента, банка) на суммы 20572,02 руб. и 278,92 руб. (направлены 24.05.2019 и 11.06.2019 посредством почтовой связи по адресу, указанному в ЕГРИП).
Согласно Регламенту о порядке взаимодействия Инспекцией ФНС по Советскому району города Челябинска вынесены постановления N 1715 от 22.04.2019 и N 3371 от 22.05.2019 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента, банка) на суммы 20572,02 руб. и 278,92 руб.
Не согласившись с вынесенными постановлениями инспекции, предприниматель обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемых постановлений налогового органа.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Как правильно указано судом первой инстанции, в соответствии со статьей 47 НК РФ и пунктом 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановление налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика является исполнительным документом. Из взаимосвязанного толкования указанных норм следует, что оспаривание налогоплательщиком данного постановления в суде может осуществляться исключительно путем подачи заявления о признании его не подлежащим исполнению (пункт 64 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57).
Осуществление в отношении налогоплательщика мероприятий налогового контроля завершается принятием налоговым органом решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Все последующие ненормативные правовые акты, равно как и действия, направленные на взыскание налогов, пеней, штрафа (предусмотренные статьями 46, 47, 69, 70, 76 НК РФ), принимаются (совершаются) налоговыми органами исключительно во исполнение названных решений и являются механизмом их реализации.
Следовательно, оспаривание ненормативных актов, направленных на взыскание налогов, пеней, штрафа, возможно только по мотивам нарушения сроков и порядка их принятия, но не мотиву необоснованности начисления налоговых платежей либо нарушения процедуры при принятии решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности.
Между тем, судом проверены оспариваемые постановления Инспекции ФНС по Советскому району на предмет их соответствия установленному статьями 45, 46-48, 69-70 Налогового кодекса Российской Федерации порядку взыскания налогов (страховых взносов).
Проверив оспоренные постановления на предмет соблюдения сроков и порядка их принятия, арбитражный суд пришел к выводу об их соответствии нормам налогового законодательства, поскольку они основаны на выставленных и принятых в установленные Налоговым кодексом Российской Федерации сроки требованиях об уплате N 12303 от 17.02.2019 и N 19194 от 11.04.2019, решениях о взыскании за счет денежных средств N 8706 от 14.04.2019 и N 12183 от 16.05.2019, решениях о взыскании за счет имущества N 3662 от 20.04.2019 и N 4820 от 21.05.2019, имеют все необходимые реквизиты, свойственные таким документам, подписаны надлежащим должностным лицом и заверены печатью, срок предъявления к исполнению также соблюден.
В отношении вопроса об обязанности индивидуального предпринимателя - инвалида уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование суд правомерно руководствовался следующим.
Нормой пункта 1 статьи 419 НК РФ установлено, что плательщиками страховых взносов признаются две категории лиц, являющихся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями) (подп. 1); плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой) (подпункт 2).
В силу пункта 3 статьи 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем 3 подпункта 1 пункта 1 статьи 430 НК РФ, а также доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 430 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, уплачивают:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере 26 545 руб. за расчетный период 2018 года, 29 354 руб. за расчетный период 2019 года, 32 448 руб. за расчетный период 2020 года; в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере 26 545 руб. за расчетный период 2018 года (29 354 руб. за расчетный период 2019 года, 32 448 руб. за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 руб. за расчетный период. При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта;
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 руб. за расчетный период 2018 года, 6 884 руб. за расчетный период 2019 года и 8 426 руб. за расчетный период 2020 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производится плательщиками, указанным в статье 419 НК РФ, самостоятельно согласно статье 430 НК РФ.
На основании пункта 2 статьи 432 НК РФ в случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками в срок, установленный пунктом 2 статьи 432 НК РФ, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Иными словами, конкретные размеры страховых взносов на ОПС и ОМС на законодательном уровне предусмотрены пунктом 1 статьи 430 НК РФ для лиц, не производящих выплаты физическим лицам в виде фиксированного платежа в 2018 году в суммах 26 545 руб. и 5 840 руб. соответственно.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что правовых оснований для проверки законности оспоренных предпринимателем постановлений по основаниям необоснованности начисления сумм налогов (страховых взносов) и пеней не имеется.
Довод предпринимателя о том, что он, имея статус индивидуального предпринимателя и получая пенсию по инвалидности, не обязан уплачивать налоговые платежи и страховые взносы, рассмотрен судом и правомерно отклонен на основании следующего.
Как указано выше, исходя из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и вознаграждения физическим лицам, признаются плательщиками страховых взносов.
Согласно пункту 1 статьи 430 НК РФ данные плательщики уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
Положениями главы34 НК РФ не предусмотрено освобождение плательщиков страховых взносов - индивидуальных предпринимателей, в том числе являющихся пенсионерами, от уплаты за себя страховых взносов, за исключением периодов, указанных в пунктах 1, 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона N 400-ФЗ, в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды (пункт 7 статьи 430 НК РФ).
Следовательно, уплата индивидуальными предпринимателями страховых взносов осуществляется независимо от возраста, получения пенсии, вида осуществляемой деятельности и факта получения от нее доходов в конкретном расчетном периоде.
Изложенное обусловлено тем, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются в целях получения гражданином обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, а в случае, если гражданин-пенсионер, уплачиваемые страховые взносы влияют на перерасчет получаемой пенсии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др. (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 621-О-О).
Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя.
Таким образом, уплата налоговых платежей и страховых взносов индивидуальным предпринимателем производится с момента приобретения статуса индивидуального предпринимателя и до момента исключения из ЕГРИП в связи с прекращением деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Не предприняв этих действий, предприниматель сохраняет статус индивидуального предпринимателя и обязан уплачивать обозначенные страховые взносы.
В отношении довода о применении в отношении заявителя налоговой льготы по статье 218 НК РФ.
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 218 НК РФ налогоплательщики - инвалиды с детства, а также инвалиды I и II групп вправе получать стандартный налоговый вычет в размере 500 руб. за каждый месяц налогового периода.
Для налоговой системы Российской Федерации характерно наличие специальных налоговых режимов, представляющих собой особый определенный НК РФ порядок исчисления и уплаты налогов в течение определенного периода времени и применяемый в оговоренных НК РФ случаях.
Указанные специальные налоговые режимы нацелены, в том числе на создание более благоприятных экономических и финансовых условий функционирования субъектом малого предпринимательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 18 НК РФ к специальным налоговым режимам, в частности, относятся упрощенная система налогообложения; система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; патентная система налогообложения, соответственно регламентируемые гл.гл. 26.2, 26.3 и 26.5 НК РФ.
Применение налогоплательщиком - индивидуальным предпринимателем указанных специальных налоговых режимов является добровольным.
Таким образом, у индивидуального предпринимателя имеется возможность выбора оптимального налогового режима для своей предпринимательской деятельности (в данном случае - "Ремонт обуви и прочих изделий из кожи").
Однако льготы для инвалидов I и II групп положениями глав 26.2, 26.3 и 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрены. Факт применения предпринимателем общего режима налогообложения в рассматриваемом случае не установлен.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Юридически значимые обстоятельства по настоящему делу правильно установлены судом первой инстанции в результате надлежащей оценки всех представленных в дело доказательств в их взаимной связи и совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о чем указано в мотивировочной части настоящего постановления. Иных доказательств, опровергающих установленные обстоятельства, заинтересованным лицом в материалы дела не представлено (статьи 65, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее подателя.
На основании статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации и ходатайства предпринимателя суд апелляционной инстанции освободил заявителя от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 20 августа 2020 г. по делу N А76-7449/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Кобзева Виктора Сергеевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-7449/2020
Истец: Кобзев Виктор Сергеевич
Ответчик: Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области
Третье лицо: Инспекция Федеральной Налоговой службы по Советскому району г.Челябинск, ИФНС России по Советскому району г.Челябинска, МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 17 ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ