город Омск |
|
05 ноября 2020 г. |
Дело N А46-3873/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 ноября 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9233/2020) общества с ограниченной ответственностью "Завод инновационного экологического оборудования" на решение Арбитражного суда Омской области от 14.07.2020 по делу N А46-3873/2020 (судья Солодкевич И.М.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Завод инновационного экологического оборудования" (ОГРН 1155476080374, ИНН 5403007424, 630066, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Герцена, дом 8) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области (ОГРН 1075504003013, ИНН 5504124780, 644010, Омская область, город Омск, улица Маршала Жукова, дом 72, корпус 1) о признании решения N 17228А от 06.09.2019 незаконным,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Завод инновационного экологического оборудования" - Демочко Ксении Степановны по доверенности от 13.01.2020 сроком действия один год;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области - Орловой Дмитрия Павловича по доверенности от 31.01.2020 N 01-14/03669;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Завод инновационного экологического оборудования" (далее - ООО "Завод ИННЭК", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области (далее-МИФНС России N 12 по Омской области, регистрирующий орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения от 06.09.2019 N 17228А.
Решением Арбитражного суда Омской области от 14.07.2020 по делу N А46-3873/2020 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Завод ИННЭК" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на отсутствие предусмотренных пунктом 2 Приказа ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14-72@ оснований для проведения в отношении ООО "Завод ИННЭК" мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).
Податель жалобы считает, что достоверность и реальность заявленного местонахождения общества подтверждается договором аренды нежилого помещения от 09.07.2019, гарантийным письмом собственника арендуемого помещения, а также фактом получения обществом почтовой корреспонденции по заявленному адресу места нахождения.
Инспекцией представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором налоговый орган не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель налогового органа возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
ООО "Завод ИННЭК" зарегистрировано по адресу: 630066, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Герцена, дом 8, директором является Беспрозванных Роман Владимирович.
01.08.2019 в регистрирующий орган представлен пакет документов (входящий номер 17228А) для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица ООО "Завод ИННЭК" в связи с внесением изменений в сведения об адресе места нахождения указанного юридического лица, а именно: заявление по форме N Р13001; решение участника ООО "Завод ИННЭК" от 01.08.2019 N 3 об изменении места нахождения (город Омск, улица Избышева, дом 15/2, кабинет 6); Устав общества.
Сотрудниками инспекции осуществлен выход по адресу: город Омск, улица Избышева, 15/2, по результатам которого составлен протокол осмотра от 02.08.2019.
В ходе осмотра ходе осмотра территорий, помещений, документов, предметов общества инспекцией не установлено местонахождение ООО "Завод ИННЭК" по указанному адресу.
В связи с тем, что у регистрирующего органа возникли сомнения в достоверности вносимых в ЕГРЮЛ сведений относительно адреса местонахождения ООО "Завод ИННЭК", 08.08.2019 МИФНС России N 12 по Омской области принято решение о приостановлении государственной регистрации для проверки достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений об адресе ООО "Завод ИННЭК", юридическому лицу в срок до 22.08.2019 предложено представить документы и пояснения, опровергающие предложение о недостоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений.
19.08.2019 ООО "Завод ИННЭК" в МИФНС России N 12 по Омской области представлены пояснения и документы, а именно: договор аренды нежилого помещения от 09.07.2019,заключенный с обществом с ограниченной ответственностью "Балтия" (далее - ООО "Балтия"; акт приема-передачи помещения от 09.07.2019; план этажа; выписка из Единого государственного реестра недвижимости в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Избышева, д. 15/2, по состоянию на 11.05.2017; счет от 09.07.2019 N 1/1 на оплату арендной платы за период с 09.07.2019 по 08.10.2019, от 09.07.2019 акт N 1/1; платёжное поручение от 23.07.2019 N 65; фотографии с изображением входной двери в здание, режимными вывесками на ней ООО "Балтия" и ООО "Завод ИННЭК", входной двери собственно в помещение (кабинет).
Из представленных в регистрирующий орган пояснений следует, что общество фактически находится по адресу: 644005, город Омск, улица Избышева, дом, 15/2, кабинет 6, на основании договора аренды с ООО "БАЛТИЯ" от 09.07.2019 б/н.
В ходе повторного осмотра здания по соответствующему адресу, проведенного МИФНС России N 12 по Омской области (протокол осмотра 29.08.2019), установить местонахождение ООО "Завод ИННЭК" по адресу: 644005, город Омск, улица Избышева, дом, 15/2, кабинет 6, не представилось возможным. На наружной двери в здание имеется информационная вывеска ООО "БАЛТИЯ", иных табличек и вывесок не обнаружено.
Как следует из письма МИФНС России N 4 по Омской области (от 26.08.2019 от 17-01-17/09283@) налоговым органом в адрес ООО "Завод ИННЭК" направлено уведомление от 06.08.2019 с информацией о необходимости явки руководителя и участника общества Беспрозванных Романа Владимировича в инспекцию 20.08.2019 в 10-00 для дачи пояснений. В назначенное время Беспрозванных Р.В. в налоговый орган не явился. Согласно сведениям официального сайта АО "Почта России" вышеуказанная почтовая корреспонденция обществом не получена, и за истечением срока хранения 09.09.2019 возвращена отправителю (почтовый идентификационный номер N 64497440723220).
06.09.2019 регистрирующим органом принято решение N 17228А об отказе в государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Основанием для вынесения МИФНС России N 12 по Омской области решения об отказе в государственной регистрации послужило наличие информации о недостоверности сведений об адресе заявителя: город Омск, улица Избышева, дом, 15/2, кабинет 6, полученной в ходе контрольных мероприятий.
В решении, в частности, указано, в ходе проведенного МИФНС России N 12 по Омской области, а также МИФНС России N4 по Омской области осмотра юридического адреса ООО "Завод ИННЭК" установлено, что при визуальном осмотре на фасаде здания и в самом помещении каких-либо признаков, обозначающих присутствие общества, не выявлено. Вывесок, рекламных щитов с наименованием ООО "Завод ИННЭК" не установлено. Кроме того, установить нахождение кабинета N 6, находящегося по адресу: г. Омск, улица Избышева, дом 15/2, не представилось возможным. Также, МИФНС России N 12 по Омской области в адрес юридического лица направлялась корреспонденция, которая согласно сведениям официального сайта "Почты России" адресатом не получена. Вышеперечисленное указывает на возможную фиктивность места нахождения организации, у регистрирующего органа имеются основания считать, что адрес указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом.
Решение инспекции об отказе в государственной регистрации от 06.09.2019 N 17228А обжаловано ООО "Завод ИННЭК" в УФНС России по Омской области, в составе жалобы общество представило в управление гарантийное письмо ООО "Балтия" от 23.09.2019.
14.10.2019 по жалобе общества УФНС России по Омской области вынесено решение N 16-22/15926@ об оставлении ее без удовлетворения.
ООО "Завод ИННЭК", полагая, что решение инспекции об отказе в государственной регистрации от 06.09.2019 N 17228А не соответствует требованиям Закона N 129-ФЗ и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим требованием.
14.07.2020 Арбитражным судом Омской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением ЕГРЮЛ, регламентированы Законом N 129-ФЗ.
В соответствии со статьей 2 Закона N 129-ФЗ и пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе, государственную регистрацию юридических лиц.
Статьей 4 Закона N 129-ФЗ предусматривается, что в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
Единство и сопоставимость указанных сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров.
Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.
Государственные реестры ведутся на бумажных и (или) электронных носителях. При несоответствии между сведениями, включенными в записи государственных реестров на электронных носителях, и сведениями, содержащимися в документах, на основании которых внесены такие записи, приоритет имеют сведения, содержащиеся в указанных документах.
Внесение исправлений в сведения, включенные в записи государственных реестров на электронных носителях, не соответствующие сведениям, содержащимся в документах, на основании которых внесены такие записи (исправление технической ошибки), осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Ведение государственных реестров на электронных носителях осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие государственных реестров с иными федеральными информационными системами и сетями.
Ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 2 статьи 8 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения, указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Пунктом 2 статьи 54 ГК РФ установлено, что место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации, о чем указывается в учредительных документах. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4, подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица включаются в единый государственный реестр юридических лиц, являющийся федеральным информационным ресурсом. Формирование записей государственного реестра о месте нахождения юридического лица осуществляется согласно статье 12, пункту 1 статьи 14, пункту 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ, в частности, на основании соответствующего заявления о государственной регистрации, в котором наряду с иными сведениями указывается адрес юридического лица.
В соответствии с правилами статей 17, 23 Закона N 129-ФЗ основанием для государственной регистрации юридического лица является надлежащим образом поданное заявление, содержащее всю необходимую достоверную информацию.
Предусмотренная Законом N 129-ФЗ процедура (модель) государственной регистрации юридических лиц в Российской Федерации носит уведомительный характер, обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.
В части 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ приведен исчерпывающий перечень случаев, в которых допускается отказ в государственной регистрации.
Если представленные для государственной регистрации сведения о местонахождении юридического лица указаны без намерения использовать его для осуществления связи с ним, и регистрирующий орган на момент совершения регистрационных действия располагает соответствующими доказательствами этого, он вправе на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказать в совершении регистрационных действий, надлежащим образом мотивировав отказ имеющимися у него доказательствами недостоверности представленных на регистрацию сведений.
Как следует из материалов дела, в ходе контрольных мероприятий по заявленному месту нахождения юридического лица (02.08.2019, 13.08.2019, 29.08.2019) должностными лицами МИФНС России N 4 по Омской области и МИФНС России N 12 по Омской области произведены осмотры объекта недвижимости по адресу г. Омск, улица Избышева, дом 15/2, в ходе которых не установлено, что вывески, таблички, указывающие на местонахождение юридического лица, отсутствуют, исполнительный орган (должностное лицо) общества, а также какие-либо представители данного юридического лица по указанному адресу не обнаружены, фактов осуществления финансово-хозяйственной деятельности не установлено.
Кроме того, инспекцией установлен факт неполучения почтовый корреспонденции юридическим лицом по данному адресу.
Так, согласно сведениям сайта АО "Почта России" уведомление от 06.08.2019 о необходимости явиться 20.08.2019 в регистрирующий орган и представить объяснения по факту внесения изменений в реестр, направленное инспекцией по адресу: г. Омск, улица Избышева, дом 15/2, не получено обществом (почтовый идентификатор - 64497440723220).
Проанализировав материалы дела в порядке статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает, что на момент принятия оспариваемого решения у регистрирующего органа имелись основания для вывода об указании обществом адреса (город Омск, улица Избышева, дом 15/2, кабинет 6) без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом.
Апелляционная коллегия учитывает, что МИФНС России N 12 по Омской области в материалы дела представлены доказательства, в том числе, протоколы осмотра объекта недвижимости с приложением фотоматериалов, сведения от АО "Почта России" о неполучении юридическим лицом по спорному адресу почтовой корреспонденции, подтверждающие, что спорное помещение не используется обществом для ведения финансово-хозяйственной деятельности и связаться с юридическим лицом (посредством почтовой связи в том числе) не представляется возможным.
Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий утверждены приказом ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ (далее - Приказ), согласно пункту 14 которого осмотр объекта недвижимости в соответствии с подпунктом "г" пункта 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ проводится территориальным органом ФНС России, к территории осуществления полномочий которого относится адрес такого объекта недвижимости. Осмотр объекта недвижимости проводится в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. По результатам осмотра составляется протокол, в котором отражаются результаты осмотра. Протокол осмотра подписывается должностным лицом территориального органа ФНС России, проводившим осмотр, а также понятыми в случае, если при проведении осмотра не применялась видеозапись. О применении видеозаписи в акте осмотра делается отметка.
Иных требований к проведению мероприятий осмотра и оформлению протокола осмотра законодательством не установлено, осуществление фотосъемки (видеосъемки) в случае участия в осмотре двух понятых обязательным не является.
Из материалов дела усматривается, что при составлении протоколов осмотра от 02.08.2019, 13.08.2019, 29.08.2019 присутствовали двое понятых, которые своих замечаний либо возражений по существу проведенного осмотра не представили. Протоколы осмотра подписаны налоговым инспектором и понятыми (л.д. 119, 123).
Доказательств, опровергающих представленные инспекцией сведения, обществом в материалы дела не представило, выводы инспекции не опровергнуты.
Отклоняя довод общества о отсутствии у налогового органа предусмотренных пунктом 2 Приказа ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14-72@ оснований для проведения в отношении ООО "Завод ИННЭК" мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, суд апелляционной инстанции исходит из того, что абзацем 2 пункта 2 Приказа установлено, что основаниями для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, является, в частности, несоответствие сведений, содержащихся в документах, представленных в регистрирующий орган при государственной регистрации юридического лица, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у территориальных органов ФНС России.
Учитывая, что на дату принятия решения о приостановлении регистрационных действий и проведении проверочных мероприятий (08.08.2019) у регистрирующего органа имелся протокол осмотра МИФНС России N 4 по Омской области от 02.08.2019 объекта недвижимости, свидетельствующий об отсутствии представителей общества, табличек с наименованием и режимом работы ООО "Завод ИННЭК" по заявленному адресу регистрации: (письмо МИФНС России N 4 по Омской области от 17-01-17/08530@ исх. 05.08.2019), инициирование инспекцией проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, является законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции не принимает ссылку общества на имеющиеся в материалах дела копии уведомлений о вручении от 04.09.2019 и 23.09.2019, квитанции о почтовом отправлении от 10.09.2019 и 12.09.2019, которые, по мнению заявителя, свидетельствуют о получении корреспонденции и осуществлении связи с юридическим лицом.
Из почтовых уведомлений от 04.09.2019 и от 23.09.2019) следует, что отправителем почтовой корреспонденции являлось ООО "Завод ИННЭК", а получателем - ИФНС России по Кировскому административному району г. Новосибирска, о чем свидетельствует отметка о получении ИФНС России по Кировскому административному району г. Новосибирска указанной корреспонденции.
Таким образом, указанные документы не опровергают вывода регистрирующего органа о недостоверности представленных на регистрацию документов, и не подтверждают факты получения обществом корреспонденции и осуществление связи с ООО "Завод ИННЭК" по вышеуказанному адресу, поскольку общество являлось не получателем, а отправителем корреспонденции.
Иные документы, датированные более поздними датами, чем дата принятия оспариваемого ненормативного правового акта (06.09.2019), не влияют на законность оспариваемого решения, принятого на основании фактически существовавших документов.
Доводы заявителя о наличии заключенного договора аренды спорного нежилого помещения и гарантийного письма собственника здания ООО "Балтия, акта приема-передачи помещения от 09.07.2019, счета от 09.07.2019 N 1/1 на оплату арендной платы за период с 09.07.2019 по 08.10.2019, акта от 09.07.2019 N 1/1 и платёжного поручения N 65 от 23.07.2019, фотографии судом первой инстанции правомерно не приняты во внимание, поскольку предметом спора является законность (незаконность) действий инспекции по состоянию на дату их совершения. В данном споре заявитель оспаривает незаконность решения об отказе в регистрации изменений об адресе, принятом 06.09.2019. Между тем доказательств того, что представленные фотографии сделаны в период до 06.09.2019, материалы дела не содержат.
Как указал Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 2 постановления от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица", при рассмотрении споров, связанных с отказом в государственной регистрации юридического лица, арбитражным судам необходимо принимать во внимание, что регистрирующий орган на основании подпункта "р" пункта 1 статьи 23 Закона вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтверждённой информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом.
Следовательно, если представленные для государственной регистрации сведения о местонахождении юридического лица указаны без намерения использовать его для осуществления связи с ним, и регистрирующий орган на момент совершения регистрационных действий располагает соответствующими доказательствами этого, он вправе на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказать в совершении регистрационных действий, надлежащим образом мотивировав отказ имеющимися у него доказательствами недостоверности представленных на регистрацию сведений.
С учетом изложенного апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания незаконным решения инспекции от 06.09.2019 17228А.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба общества удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на общество.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 14.07.2020 по делу N А46-3873/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-3873/2020
Истец: ООО "ЗАВОД ИННОВАЦИОННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 12 ПО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Беккер Юрий Андреевич, Дейкалов Александр Сергеевич, Демкин Илья Николаевич, Косарева Ксения Игоревна, Куницкий Павел Павлович, ООО "Завод инновационного экологического оборудования"