г. Самара |
|
05 ноября 2020 г. |
Дело N А55-10002/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.10.2020.
Постановление в полном объеме изготовлено 05.11.2020.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Колодиной Т.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мулиновой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 29.10.2020 по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, дело N А55-10002/2020 по иску Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к Акционерному обществу "РН-Транс" о взыскании 6 585 руб. 60 коп.,
с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Публичного акционерного общества "Первая грузовая компания", Акционерного общества "Вагонная ремонтная компания - 2"
при участии в заседании:
лица, участвующие в деле, не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее по тексту - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Акционерному обществу "РН-Транс" о взыскании долга в размере 6 585 руб. 60 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами по состоянию на 12.03.2020, а с 13.03.2020 до момента фактического исполнения обязательства.
Решением Арбитражного суда Самарской области в виде резолютивной части от 22.06.2020 в удовлетворении исковых требований отказано. По заявлению истца Арбитражным судом Самарской области 03.07.2020 изготовлено мотивированное решение.
Не согласившись с принятым судебным актом, Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 03.07.2020 по делу N А55-10002/2020, исковые требования удовлетворить в полном размере.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2020 апелляционная жалоба принята к производству, лицам, участвующим в деле, предложено не позднее 01.09.2020 представить отзыв на апелляционную жалобу.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.llaas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ответчик возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, который в соответствии со ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приобщен судом апелляционной инстанции к материалам дела.
Определением от 05.10.2020 суд определил перейти к рассмотрению дела N А55-10002/2020 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Этим же судебным актом суд апелляционной инстанции определил рассмотреть дело по общим правилам искового производства, привлечь к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, назначить предварительное судебное заседание на 29.10.2020 на 16:30, разъяснив, что в случае признания дела по итогам предварительного судебного заседания подготовленным к судебному разбирательству, судебное заседание будет открыто 29.10.2020 в 16:35.
Информация о переходе к рассмотрению дела N А55-10002/2020 по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, о времени и месте судебного заседания была размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Лица, участвующие в деле, не обеспечившие явку в судебное заседание, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе в силу ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
В судебном заседании 29.10.2020 суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству и в отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с ч.4 ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации открыл судебное заседание.
От истца поступило ходатайство об отказе от требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами. Право представителя истца, подписавшего данное ходатайство, прямо оговорено в доверенности от 02.09.2020, приложенной к ходатайству.
Поскольку отказ от части иска не противоречит закону и не нарушает права третьих лиц, суд апелляционной инстанции принимает отказ от требований о взыскании проценты за пользование чужими денежными средствами. В этой связи в силу п. 4 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делу в указанной части подлежит прекращению.
Исследовав материалы дела, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд усматривает наличие оснований для частичного удовлетворения исковых требований о взыскании убытков. При этом суд исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, в декабре 2019 года со станции отправления СуховскаяЮжная ВСБ по железнодорожной накладной N 3X590901 на станцию назначения Находка-Восточная ДВЖД грузоотправителем АО "РН-Транс" в адрес грузополучателя ООО "Восточный Нефтехимический Терминал" в вагоне-цистерне N 57156168 направлен груз - бензин газовый стабильный.
В пути следования по прибытии вагона на станцию Хабаровск-2 ДВОСТ жд, 28.12.2019 при осмотре цистерны была обнаружена капельная течь светлой жидкости 10 капель в минуту с нижнего сливного прибора.
Указанный вагон был отцеплен для устранения течи, составлены акты общей формы N 8/172 от 28.12.2019, N 97000-2- А2/32684 от 28.12.2019.
Согласно пункту 28 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России от 07.12.2016 N 374 подготовка вагонов, контейнеров при погрузке опасных грузов производится с соблюдением условий, предусмотренных Правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденными Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества (протокол от 5 апреля 1996 г. N 15), Правилами перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, утвержденными Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества (протокол от 22 мая 2009 г. N 50) (далее - Правила перевозок грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума).
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", пунктом 2.1 "Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума", утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 25, для перевозки грузов наливом используются только предназначенные для этих целей технически исправные специализированные цистерны.
Перед наливом цистерн грузоотправители проверяют техническую исправность котлов, арматуры и универсальных сливных приборов цистерн.
Ответственность за техническое состояние не принадлежащей перевозчику вагона-цистерны несет грузоотправитель.
Аналогичные правила приема грузов закреплены в пункте 14 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом.
Перевозчик принимая к перевозке груз в железнодорожном подвижном составе крытого типа, опломбированным с наложением ЗПУ, или с наложением закруток установленного типа, производит его прием путем проведения визуального осмотра состояния вагонов (проверяется исправность ЗПУ, оттиски ЗПУ и соответствие их данным, указанным в накладной, закруток, состояние крышек люков и стенок, пола, крыши вагона) (пункт 81 Правил N 374).
В соответствии со статьей 18 Устава железнодорожного транспорта грузоотправители (отправители) обязаны подготавливать грузы, грузобагаж для перевозок в соответствии с установленными обязательными требованиями, техническими условиями на продукцию, ее тару и упаковку и иными актами таким образом, чтобы обеспечивать безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, качество перевозимой продукции, сохранность грузов, грузобагажа, вагонов, контейнеров, пожарную безопасность и экологическую безопасность.
Согласно п.п. 2.1.1 гл. 2 "Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам", тара и упаковка должны быть прочными, исправными, полностью исключать утечку и просыпание груза, обеспечивать его сохранность и безопасность перевозки.
Согласно железнодорожной накладной погрузка осуществлялась средствами грузоотправителя. Грузоотправитель, заполняя накладную N 3X590901, в графе "Особые отметки", указал, что "Вагон (котел) и арматура исправны и соответствуют установленным требованиям".
В ходе проведенного расследования было установлено, что течь опасного груза произошла вследствие нарушения грузоотправителем ЗАО "РН-Транс" пункта 3.2.23 Правил перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и цистернах бункерного типа, для перевозки нефтебитума", утвержденных на 50-м заседании Совета по железнодорожному транспорту 22.05.2009 в части некачественной подготовки вагона для перевозки опасного груза.
Согласно статье 19 УЖДТ РФ грузоотправители несут ответственность за убытки, возникшие в процессе перевозки в связи с произошедшими по их вине аварийными ситуациями, в том числе возмещают в соответствии с законодательством Российской Федерации расходы на ликвидацию таких ситуаций.
Согласно пунктам 3.2.3 и 3.2.4 Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 16.08.1994 N 50 (в ред. постановления Госгортехнадзора РФ от 20.06.2002 N 29) грузоотправители - владельцы собственных или арендованных специализированных вагонов для перевозки опасных грузов перед каждой погрузкой должны предъявлять работникам станции и вагонного депо свидетельство (по форме согласно Приложению 2) о технической исправности вагонов, включая его рабочее и конструктивное оборудование, гарантирующее безопасность перевозок конкретного опасного груза.
В материалы дело представлено свидетельство о техническом состоянии вагона N 19-116865, согласно которому АО "РН-Транс" гарантировало безопасную перевозку груза до станции назначения.
Таким образом, ответчик, представляя перевозчику указанное свидетельство, гарантировал в техническом отношении исправное состояние котла, арматуры, универсального сливного прибора, включая рабочее и конструктивное оборудование, а также гарантировал безопасную перевозку груза на всем пути следования до станции назначения, включая этап выдачи груза.
Учитывая данное обстоятельство, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что ответственность за техническое состояние вагона-цистерны на всем пути следования в соответствии с положениями статей 19, 20 УЖДТ РФ лежит на АО "РН-Транс", следовательно, оно обязано возместить расходы истца на основании ст.ст. 15, 393 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Выводы суда апелляционной инстанции подтверждаются судебной практикой рассмотрения аналогичных споров (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21.11.2017 по делу N А55-24143/2015).
Однако суд апелляционной инстанции отмечает отсутствие оснований для взыскания убытков в заявленном истцом размере.
Как указывает сам истец в иске, факт понесенных перевозчиком затрат подтверждается памяткой приемосдатчика N 812497, затраты на исправление коммерческой неисправности составили 3 292 руб. 80 коп.
Из актов общей формы N 8/169, N 8/170 следует, что коммерческая неисправность устранена, в ходе устранения коммерческой неисправности перевозчиком понесены расходы на маневровою работу, время маневровой работы составило 1 час.
В материалы дела представлен расчет маневровой работы (л.д. 14), согласно которому за вагон N 57156168 для устранения коммерческой неисправности начислено 3 292 руб. 80 коп.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в претензии N 1807/ДТЦФТО от 05.02.2020, направленной истцом ответчику, истец просил возместить убытки в сумме 6 585 руб. 60 коп., однако из содержания данной претензии следует, что данная сумма представляет собой сумму сборов за маневровую работу не только с вагоном-цистерной N 57156168, но и с 4 иными вагонами, не являющимися предметом спора по настоящему делу.
Суд апелляционной инстанции определением от 05.10.2020 предлагал истцу представить письменные пояснения относительно размера убытков, заявленных к взысканию, с учетом имеющегося в деле расчета стоимости маневровой работы (л.д. 14).
Однако какие-либо пояснения или дополнительные документы, обосновывающие размер убытков в сумме 6 585 руб. 60 коп., истцом в нарушение ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены.
В силу ч. 2 ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
При указанных обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению в размере 3 292 руб. 80 коп., в удовлетворении остальной части исковых требований следует отказать.
В силу разъяснений, изложенных в пункте 32 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", решение Арбитражного суда Самарской области от 03.07.2020 по делу NА55-10002/2020, принятое в порядке упрощенного производства, следует отменить на основании п. 4 ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с принятием в силу п. 3 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нового судебного акта о частичном удовлетворении исковых требований.
В связи с частичным удовлетворением иска в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 333.21 Налогового Кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные истцом в суде первой инстанции, подлежат распределению между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 333.21 Налогового Кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ответчика и подлежат взысканию с него в пользу истца в размере 3 000 руб.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 03.07.2020 по делу N А55-10002/2020, принятое в порядке упрощенного производства, отменить.
Принять новый судебный акт.
Принять отказ Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" от исковых требований о взыскании процентов.
Производство по делу в указанной части прекратить.
Взыскать с Акционерного общества "РН-Транс" в пользу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" убытки в размере 3 292 руб. 80 коп.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Акционерного общества "РН-Транс" в пользу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" 1 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение искового заявления, а также 3 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня его принятия с направлением кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Т.И. Колодина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-10002/2020
Истец: ОАО "Российские железные дороги" в лице Дальневосточной железной дороги - филиала "РЖД"
Ответчик: АО "РН-Транс"
Третье лицо: АО "Вагоннвя ремонтная компания - 2", ОАО "Российские железные дороги", ПАО "Первая грузовая компания"