город Омск |
|
05 ноября 2020 г. |
Дело N А70-6577/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 ноября 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Котлярова Н.Е.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Плехановой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10463/2020) Управления Федеральной налоговой службы по Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 04.08.2020 по делу N А70-6577/2020 (судья Скачкова О.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Урайская транспортная компания - 1" (ИНН 8606015970, ОГРН 1148606000212, 628285, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Урай, 3-й проезд, подъезд 5/1) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области о признании незаконным решения от 27.02.2020 N 799А об отказе в государственной регистрации, при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления Федеральной налоговой службы по Тюменской области,
при участии в судебном заседании от Управления Федеральной налоговой службы по Тюменской области Михайловой Е.С. (удостоверение N 177580, по доверенности от 26.12.2019, диплом);
от общества с ограниченной ответственностью "Урайская транспортная компания - 1" - Стариков В.А. (по доверенности от 22.12.2019 сроком действия три года)
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области - Филиппов В.А. (удостоверение N 059226, по доверенности от 08.10.2020, диплом),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Урайская транспортная компания - 1" (далее - ООО "УТК-1", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области (далее - МИФНС N 14 по Тюменской области, заинтересованное лицо, регистрационный орган) о признании незаконным решения от 27.02.2020 N 799А об отказе в государственной регистрации.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Тюменской области (далее - УФНС по Тюменской области).
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 04.08.2020 по делу N А70-6577/2020 (далее - обжалуемое решение) решение МИФНС N 14 по Тюменской области от 27.02.2020 N 799А об отказе в государственной регистрации признано незаконным как не соответствующее Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ). Суд обязал заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Взысканы с МИФНС N 14 по Тюменской области в пользу ООО "Урайская транспортная компания - 1" судебные расходы в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за подачу заявления в размере 3 000 руб.
Не соглашаясь с принятым решением, с апелляционной жалобой обратилось УФНС России по Тюменской области, просило обжалуемое решение отменить, в удовлетворении требований ООО "Урайская транспортная компания - 1".
В обоснование жалобы её заявитель указал, что:
- в представленном на государственную регистрацию заявлении по форме N Р13001 от 20.01.2020) о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "УТК-1", а также учредительных документах общества заявлены недостоверные сведения об адресе государственной регистрации юридического лица.
В отношении руководителя ООО "УТК-1" индивидуального предпринимателя Чолохян Д.А. проведена выездная налоговая проверка, которой установлено неправомерное применение специального налогового режима в связи со сдачей в аренду автотранспортных средств взаимозависимой организации ООО "УТК-1".
В период проведения налоговой проверки Чолохян Д.А. противодействовал проведению мероприятий налогового контроля; Чолохян Д.А. является недобросовестным налогоплательщиком: не получает корреспонденцию, не представляет документы по требованию о предоставлении документов; не отвечает на телефонные звонки;
- основным контрагентом ООО "УТК-1" является общество с ограниченной ответственностью "Спецтрансгрупп" (ИНН 772829621), услуги оказываются контрагенту на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
За обществом числятся транспортные средства, поставленные на регистрационный учет в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре;
- сотрудниками налогового органа совершен выезд по адресу местонахождения ООО "УТК-1": г. Тюмень, ул. Кирова, д. 24, оф. 5, 2 этаж, установлено, что в офисе на момент осмотра присутствовала Ростовщикова А.Р., не владеющая информацией о деятельности организации;
ООО "УТК-1" является неблагонадежным юридическим лицом без предпосылок к ведению финансово-хозяйственной деятельности па территории г. Тюмени.
Общество продолжает осуществление деятельности на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
- действия общества и его представителей направлены на создание видимости нахождения заявителя по спорному адресу, что свидетельствует о "фиктивной" миграции общества;
- налогоплательщик пытается произвести перерегистрацию места нахождения организации с целью исключения проведения выездной налоговой проверки (отсрочить на неопределенный срок выездную проверку).
05.10.2020 от МИФНС N 14 по Тюменской области поступил отзыв на апелляционную жалобу.
ООО "УТК-1" 12.10.2020, 19.10.2020 представило отзыв на апелляционную жалобу и дополнения к отзыву.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 29.10.2020 представитель УФНС по Тюменской области просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель МИФНС N 14 по Тюменской области поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ООО "УТК-1" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Повторно рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
20.01.2020 ООО "УТК-1" с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования предоставило в УФНС по Тюменской области документы для целей государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы в отношении ООО "УТК - 1" в связи с изменением адреса (места нахождения) юридического лица ООО "УТК-1" с адреса: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Урай, проезд 3-й, подъезд 5/1, на 625003, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Кирова, д. 24, каб. 5.
27.01.2020 МИФНС N 14 по Тюменской области принято решение N 799А о приостановлении государственной регистрации в отношении ООО "УТК-1" для проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.
27.02.2020 МИФНС N 14 по Тюменской области принято решение N 799А об отказе в государственной регистрации юридического лица на основании подпункта "ч" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Решением Управления ФНС России по Тюменской области от 09.04.2020 N 188 отказано в удовлетворении жалобы на решение МИФНС N 14 по Тюменской области от 27.02.2020 N 799А об отказе в государственной регистрации в отношении ООО "УТК-1", решение оставлено без изменения.
Полагая, что решение МИФНС N 14 по Тюменской области от 27.02.2020 N 799А об отказе в государственной регистрации является незаконным, ООО "УТК-1" обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании указанного решения.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, требование о признании незаконными действий и решений органов, осуществляющих публичные полномочия, может быть удовлетворено при наличии совокупности обстоятельств: несоответствия ненормативного правового акта закону и нарушения этим актом прав и законных интересов заявителя.
В силу подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
Статьей 17 Закона N 129-ФЗ определен перечень документов, представляемых для внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц.
Согласно пункту 6 статьи 17 Закона N 129-ФЗ к заявлению о внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, должно быть приложено данное решение.
Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, в регистрирующий орган в течение трех рабочих дней после дня принятия данного решения представляются соответствующие документы.
К заявлению о внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, должны быть приложены также документы, подтверждающие наличие у юридического лица или лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества, права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица.
Документы для государственной регистрации изменения адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, не могут быть представлены в регистрирующий орган до истечения двадцати дней с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица.
Статья 23 Закона N 129-ФЗ устанавливает исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации, одним из которых является представление документов, содержащих недостоверные сведения (подпункт ч).
Согласно пунктам 4, 4.1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом. Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Вместе с тем, с принятием и вступлением в силу поправок в статью 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статью 23 Закона N 129-ФЗ у регистрирующих органов имеется обязанность по проведению проверок достоверности данных, включаемых в ЕГРЮЛ, до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения в реестр иных данных, не связанных с изменением устава; на регистрирующий орган возложена обязанность при принятии решения по проведению мероприятий, направленных на установление факта наличия, либо отсутствия предусмотренных статьей 23 Закона N 129-ФЗ оснований для отказа в государственной регистрации.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ адресом государственной регистрации ООО "УТК-1" с 18.03.2014 является: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Урай, проезд 3-й, подъезд 5/1.
20.01.2020 единственным участником ООО "УТК-1" принято решение о внесении изменений в устав, пункт 1.4 устава изложен в следующей редакции: "Место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации. Общество зарегистрировано по адресу: 625003, Российская Федерация, Тюменская область, город Тюмень, ул. Кирова, дом 24, кабинет 5. В ЕГРЮЛ внесены сведения о принятом юридическим лицом решении об изменении места нахождения (на 625003, Тюменская область, г. Тюмень".
20.01.2020 ООО "УТК-1" для целей государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанные с внесением изменений в учредительные документы, представило в регистрирующий орган документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ.
В материалы дела ООО "УТК-1" представлены: решение единственного участника ООО "УТК-1" от 20.01.2020; изменения в пункт 1.4 устава ООО "УТК-1" о месте нахождения общества с указанием адреса: 625003, г. Тюмень, ул. Кирова, д. 24. каб. 5; копия договора аренды нежилого помещения N 05.19 от 05.12.2019; акт приема-передачи нежилого помещения от 05.12.2019; копия свидетельства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 23.06.2010.
Во исполнение обязанности по проведению проверок достоверности данных, включаемых в ЕГРЮЛ, регистрирующим органом совершен выезд по адресу, указываемому ООО "УТК-1" в качестве места нахождения.
Согласно протоколу осмотра территорий, помещений, документов, предметов от 22.01.2020 регистрирующим органом установлено, что на фасаде здания отсутствуют вывески, информирующие о местонахождении организации по вышеуказанному адресу, кабинет N 5 расположен на 2 этаже здания, на двери кабинета размещена вывеска формата А4 с названием организации.
На момент осмотра в кабинете присутствовали представители организации, директор, менеджер по грузоперевозкам, менеджер по персоналу.
Таким образом, организация ООО "УТК-1" по заявленному адресу расположена.
Вместе с тем, 27.01.2020 регистрирующим органом принято решение N 799А о приостановлении государственной регистрации в отношении ООО "УТК-1" для проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.
В период приостановления государственной регистрации в адрес руководителя ООО "УТК-1" Чолахяна Д.А. направлена повестка от 12.02.2020 N 03-26/01464 по заявленному адресу государственной регистрации юридического лица: г. Тюмень, ул. Кирова, д. 24 оф. 5.
Повестка получена по доверенности Уразаевой Г.Р. 17.02.2020.
Довод об отсутствии ООО "УТК-1" по адресу, указанному в заявлении, поданном в регистрирующий орган, опровергнут изложенными выше обстоятельствами.
Доводы о том, что обществом продолжает осуществление деятельности на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры подлежат отклонению, как не исключающие достоверность сведений о месте нахождения юридического лица.
Таким образом, оснований для констатации недостоверности сведений о месте нахождения ООО "УТК-1", представленных в регистрирующий орган, судом апелляционной инстанции не установлено.
Доводы жалобы о выявленных в ходе проведения выездной налоговой проверки в отношении руководителя ООО "УТК-1" ИП Чолохян Д.А. нарушениях не имеют правового значения для целей проверки правомерности отказа регистрирующего органа в государственной регистрации юридического лица на основании подпункта "ч" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Доводы жалобы о том, что ООО "УТК-1" является неблагонадежным юридическим лицом без предпосылок к ведению финансово-хозяйственной деятельности па территории г. Тюмени, подлежат отклонению.
Законом N 129-ФЗ не предусмотрено такое основание для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, как отсутствие предпосылок к ведению финансово-хозяйственной деятельности. Оценка наличия или отсутствия изложенных обстоятельств не входит в компетенцию заинтересованного лица, носит относительный и предположительный характер.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку не опровергают выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о допущенных судом нарушениях норм материального и норм процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционный суд не установил.
Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 04.08.2020 по делу N А70-6577/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Тюменской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Котляров |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-6577/2020
Истец: ООО "Урайская транспортная компания-1"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Восьмой Арбитражный Апелляционный Суд