город Омск |
|
05 ноября 2020 г. |
Дело N А70-11687/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 ноября 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Котлярова Н.Е.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Плехановой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10148/2020) арбитражного управляющего Лямзина Александра Михайловича на решение Арбитражного суда Тюменской области от 19.08.2020 по делу N А70-11687/2020 (судья Безиков О.А.), принятое по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (ОГРН 1047200990891, ИНН 7202131175, адрес: 625031, область Тюменская, город Тюмень, улица Рационализаторов, дом 20) к арбитражному управляющему Лямзину Александру Михайловичу (ИНН 720313851724, адрес места регистрации: г. Тюмень, ул. Моторостроителей, д.7, кв. 289) о привлечении к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.13 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (протокол об административном правонарушении N 00357220 от 03.07.2020),
в отсутствие лиц, участвующих в споре,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (далее - заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к арбитражному управляющему Лямзину Александру Михайловичу (далее - арбитражный управляющий Лямзин А.М.) о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 19.08.2020 по делу N А70-11687/2020 (далее - обжалуемое решение) заявленные требования удовлетворены. Арбитражный управляющий Лямзина А.М. (ИНН 720313851724) привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ, назначено наказание в виде предупреждения.
Не соглашаясь с принятым решением, с апелляционной жалобой обратился арбитражный управляющий Лямзин А.М., просил обжалуемое решение отменить, отказать в привлечении к административной ответственности арбитражного управляющего.
В обоснование жалобы её заявитель указал на наличие оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, а именно: в момент публикации арбитражным управляющим сообщения в Едином реестре сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ) отсутствовала правовая определенность в вопросе правильного опубликования информации. Допущенные арбитражным управляющим нарушения совершены впервые, неумышленно.
22.10.2020 представлен отзыв заявителя на апелляционную жалобу.
Стороны, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Повторно рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Как усматривается из материалов дела, решением Арбитражного суда Тюменской области от 28.04.2018 по делу N А70-16642/2017 общество с ограниченной ответственностью "Пионер" (далее - ООО "Пионер", должник) признано несостоятельным (банкротом); отношении должника открыта процедура конкурсного производства; конкурсным управляющим утвержден Лямзин А.М.
Определением Арбитражного суда Тюменской области от 08.07.2019 по делу N А70-16642/2017 арбитражный управляющий Лямзин А.М. освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего ООО "Пионер".
В связи с выявленным фактом совершения арбитражным управляющим Лямзиным А.М. период осуществления полномочий конкурсного управляющего ООО "Пионер" административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, 03.07.2020 специалистом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области в отсутствие конкурсного управляющего, составлен протокол об административном правонарушении N 00357220.
На основании означенного протокола заявитель обратился с настоящим заявлением о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности по части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ предусмотрено, что неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч руб.; на юридических лиц - от двухсот тысяч до двухсот пятидесяти тысяч руб.
Согласно части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет дисквалификацию должностных лиц на срок от шести месяцев до трех лет.
Объектом административного правонарушения является установленный порядок осуществления банкротства, являющийся необходимым условием оздоровления экономики, а также защиты прав и законных интересов собственников организаций, должников и кредиторов.
Объективную сторону правонарушения составляет нарушение любых норм законодательства о банкротстве. Субъектом правонарушения является, в том числе, арбитражный управляющий.
Норма части 3 статьи 14.13 КоАП РФ носит отсылочный (или бланкетный) характер, что предполагает применение в каждом конкретном случае соответствующих норм законодательства о несостоятельности (банкротстве).
При этом состав административного правонарушения, предусмотренный частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, является формальным, то есть наступление каких-либо общественно опасных последствий, в том числе нарушение прав кредиторов и причинение им ущерба, для привлечения к административной ответственности не требуется.
Закон N 127-ФЗ устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20.3 Закона N 127-ФЗ при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
В отношении арбитражного управляющего принцип разумности означает соответствие его действий определенным стандартам, установленным, помимо законодательства о банкротстве, правилами профессиональной деятельности арбитражного управляющего, утверждаемыми постановлениями Правительства Российской Федерации, либо стандартам, выработанным правоприменительной практикой в процессе реализации законодательства о банкротстве. Добросовестность действий арбитражного управляющего выражается в отсутствии умысла причинить вред кредиторам, должнику и обществу.
Неисполнение предусмотренных Законом N 127-ФЗ обязанностей и полномочий порождает событие административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
При этом следует иметь в виду, что назначение административного наказания за нарушение тех или иных правил, установленных компетентным органом законодательной или исполнительной власти, возможно лишь при наличии закрепленных в статье 2.1 КоАП РФ общих оснований привлечения к административной ответственности, предусматривающих необходимость доказывания в действиях (бездействии) физического или юридического лица признаков противоправности и виновности в совершении вменяемого правонарушения.
Сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с Законом о банкротстве, при условии их предварительной оплаты включаются в ЕФРСБ и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом (пункт 1 статьи 28 Закона о банкротстве).
Согласно пункту 4 статьи 28 Закона о банкротстве препятствием для быстрого и свободного доступа любого заинтересованного лица к предусмотренным Законом о банкротстве сведениям не должны являться установленные регулирующим органом порядок формирования и ведения ЕФРСБ, порядок и сроки включения в него указанных сведений арбитражными управляющими, саморегулируемыми организациями, органом по контролю (надзору), организаторами торгов, операторами электронных площадок, иными лицами, обязанными в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами регулирующего органа включать указанные сведения в ЕФРСБ, порядок их размещения в сети "Интернет".
Таким образом, любое заинтересованное лицо имеет право на быстрый и свободный доступ к размещённой информации, который должен быть предоставлен без препятствий.
Порядок формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и ЕФРСБ, перечень сведений, подлежащих включению в ЕФРСБ, утверждены Приказом Минэкономразвития России от 05.04.2013 N 178 (далее - Порядок).
Согласно пунктам 1.3, 2.5 Порядка сведения, содержащиеся в Реестре, размещаются в сети "Интернет" по адресу: http://www.fedresurs.ru.
Сведения, содержащиеся в Реестре сведений о банкротстве, размещаются в сети "Интернет" по адресу: http://bankrot.fedresurs.ru.
Внесение (включение) пользователями сведений в информационный ресурс осуществляется посредством формирования электронного сообщения с помощью средств, предусмотренных программно-аппаратным комплексом сайта в сети "Интернет", на котором размещаются сведения, содержащиеся в Реестре и Реестре сведений о банкротстве, которое подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью. При наличии технической возможности внесение (включение) пользователями сведений в информационный ресурс осуществляется с использованием программных и технических средств, обеспечивающих информационное взаимодействие информационной системы с иными информационными системами, в том числе с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия. Внесение сведений в информационный ресурс регистрирующим органом осуществляется с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия, а при отсутствии такой возможности - путем предоставления сведений Оператору на электронном носителе. Включение сведений в информационный ресурс операторами электронных площадок осуществляется с использованием программных и технических средств, обеспечивающих информационное взаимодействие информационной системы с иными информационными системами.
Согласно письму ЗАО "Интерфакс" от 25.07.2018 N 1Б7884 для публикации сообщений в ЕФРСБ предназначено авторизированное рабочее место арбитражного управляющего.
АРМ АУ обеспечивает возможность создания сообщений разного типа, в том числе "Сообщение о собрании кредиторов", "Сообщение о результатах проведения собрания кредиторов", "Уведомление о проведении комитета кредиторов", "Сообщение о результатах проведения комитета кредиторов", "Сведения о результатах инвентаризации имущества должника", "Уведомление о получении требований кредитора", "Сообщение о судебном акте" с возможностью указания типа судебного акта, а также сообщения (отчетов АУ) о результатах проведения процедуры банкротства.
Арбитражный управляющий при создании сообщения самостоятельно выбирает тип сообщения из соответствующего классификатора и устанавливает тип публикуемого им сообщения.
С 22.05.2018 при выборе для публикации сообщения с типом "Иное" в личном кабинете арбитражного управляющего в ЕФРСБ отображается информационное уведомление "Данный тип сообщения предназначен только для публикации не типизированных ЕФРСБ сведений, и для него невозможно будет указать связь с последующими сообщениями или опубликовать связанную информацию", перед подписанием сообщения с типом "Иное" - информационное уведомление: "Подписывая сообщение электронной подписью, Вы должны будете подтвердить, что публикуемая информация не имеет в ЕФРСБ отдельного типа сообщения, и уведомлены о том, что возможности поиска и публикации, связанной с данным сообщением информации, будут ограничены или невозможны".
В ходе административного расследования установлено, что 24.02.2019 (сообщение N 3513029) конкурсным управляющим на сайте ЕФРСБ под рубрикой "Иное сообщение" опубликованы сведения о пересмотре судебного акта по результатам рассмотрения заявления об оспаривании сделки должника, относящиеся к типу сообщения "Судебный акт по результатам пересмотра заявления о признании сделки должника недействительной".
В указанном сообщении конкурсным управляющим опубликованы сведения о подаче заявления о привлечении к субсидиарной ответственности, относящиеся к типу сообщения "Заявление о привлечении к субсидиарной ответственности".
23.04.2019 (сообщение N 3699014) конкурсным управляющим на сайте ЕФРСБ под рубрикой "Иное сообщение" опубликованы сведения о подаче в арбитражный суд заявления о признании сделок недействительными, относящиеся к типу сообщения "Заявление о признании сделки должника недействительной".
В означенном сообщении конкурсным управляющим опубликованы сведения о подаче заявления о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности в виде взыскания убытков, относящиеся к типу сообщения "Заявления о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности в виде взыскания убытков". 04.06.2019 (сообщение N 3829795) конкурсным управляющим на сайте ЕФРСБ под рубрикой "Иное сообщение" опубликованы сведения о проведении заседания комитета кредиторов, относящиеся к типу сообщения "Сообщение о результатах проведения комитета кредиторов".
02.07.2019 (сообщение N 3917448) конкурсным управляющим на сайте ЕФРСБ под рубрикой "Иное сообщение" опубликованы сведения о проведении собрания кредиторов, относящиеся к типу сообщения "Сообщение о результатах собрания кредиторов".
В обозначенном сообщении конкурсным управляющим опубликованы сведения о судебном акте, об освобождении от исполнения обязанностей конкурсного управляющего, относящиеся к типу сообщения "Сообщение о судебном акте".
То обстоятельства, что сообщения размещены с указанием типа сообщение "иное" арбитражным управляющим не оспаривается.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что выбор указанного атрибута "иное", при наличии возможности выбора соответствующих атрибутов "Сообщение о собрании кредиторов", "Сообщение о результатах проведения собрания кредиторов", "Уведомление о проведении комитета кредиторов", "Сообщение о результатах проведения комитета кредиторов", "Сведения о результатах инвентаризации имущества должника", "Уведомление о получении требований кредитора", "Сообщение о судебном акте" является препятствием для быстрого и свободного доступа любого заинтересованного лица к предусмотренным настоящим Федеральным законом сведениям, поскольку затрудняет поиск необходимой информации, увеличивает время и трудоемкость нахождения и открытия нужного сообщения.
Атрибут "иное" предусмотрен для публикации сообщений, содержание которых не подпадает ни под один другой предусмотренный системой вариант, не должен был выбираться конкурсным управляющим произвольно.
Кроме того, согласно пункту 2 статьи 28 Закона о банкротстве, Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ) представляет собой федеральный информационный ресурс и формируется посредством включения в него сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом. ЕФРСБ является неотъемлемой частью Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц. Сведения, содержащиеся в ЕФРСБ, подлежат размещению в сети "Интернет". Формирование и ведение ЕФРСБ осуществляются оператором ЕФРСБ.
Порядок формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве и перечня сведений, подлежащих включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, утвержден приказом Минэкономразвития России от 05.04.2013 N 178 "Об утверждении Порядка формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве и перечня сведений, подлежащих включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве" (далее - Порядок формирования и ведения ЕФРСБ).
На сайт ЕФРСБ принимаются документы в установленных Порядком формирования и ведения ЕФРСБ форматах (пункт 2.8).
Интересы должника, кредиторов могут быть признаны соблюденными при условии соответствия действий (бездействия) арбитражного управляющего требованиям Закона о банкротстве и иных нормативных правовых актов, которые регламентируют деятельность по осуществлению процедур, применяемых в деле о банкротстве.
Таким образом, в изложенных выше действиях арбитражного управляющего имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, поскольку усматривается наличие виновных действий специального субъекта (арбитражного управляющего) в совершении действий, нарушающих требования Закона о банкротстве.
Доводы апелляционной жалобы о малозначительности совершенного вменяемого деяния подлежат отклонению с учетом следующего.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда личности, обществу, государству. При оценке малозначительности должен быть также решен вопрос о социальной опасности деяния.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющего существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (абзац 3 пункта 21 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Таким образом, применение данной нормы является правом, а не обязанностью административного органа и, следовательно, неприменение административным органом этой нормы не влечет за собой незаконность постановления о привлечении к административной ответственности.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
В пункте 18.1 названного Постановления Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в частности указал, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Учитывая множественность допущенных нарушений, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что указанное деяние не может быть квалифицировано как малозначительное.
Несоблюдение конкурсным управляющим порядка размещения информации влечет нарушение прав кредиторов и уполномоченного органа на получение полной и объективной информации о движении дела о банкротстве (в том числе о собрании кредиторов, созыве комитета кредиторов), является препятствием для быстрого и свободного доступа любого заинтересованного лица (в том числе о сведениях о процедурах банкротства, о результатах инвентаризации имущества должника).
Доказательств наличия объективных препятствий для опубликования в ЕФРСБ сообщений с правильными атрибутами заявителем жалобы не представлено.
Таким образом, оснований для признания вменяемого деяния малозначительными судом апелляционной инстанции не установлено.
Суд апелляционной инстанции полагает, что избранная мера наказания (предупреждение) соответствует тяжести совершенного правонарушения и обусловлена достижением целей, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Самостоятельных доводов относительно избранной меры наказания апелляционная жалоба не содержит.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, основания для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судом апелляционной инстанции не установлены.
Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 19.08.2020 по делу N А70-11687/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу арбитражного управляющего Лямзина Александра Михайловича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Котляров |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-11687/2020
Истец: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области
Ответчик: Арбитражный управляющий Лямзин Александр Михайлович