город Ростов-на-Дону |
|
12 апреля 2024 г. |
дело N А32-70461/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.,
при участии:
от АО "Краснодаргоргаз" посредством информационной системы "Картотека арбитражных дел" в режиме веб-конференции: представитель Яровая А.Н. по доверенности от 01.08.2023;
от Краснодарского УФАС России посредством информационной системы "Картотека арбитражных дел" в режиме веб-конференции: представитель Калачева И.А. по доверенности от 26.07.2023
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 12.02.2024 по делу N А32-70461/2023
по заявлению АО "Краснодаргоргаз" (ИНН: 2309029802, ОГРН: 1022301172156)
к Краснодарскому УФАС России (ИНН 2309053192, ОГРН 1022301433813)
при участии третьего лица: Решетниковой Альбины Дмитриевны
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Краснодаргоргаз", г. Краснодар обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления от 15.11.2023 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-4000/2023.
Решением суда от 12.02.2024 признано незаконным и отменено постановление от 15.11.2023 по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-4000/2023, вынесенное Управлением Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю о привлечении к административной ответственности акционерного общества "Краснодаргоргаз" по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило отменить решение суда в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы Управление указало на наличие в деяниях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В постановлении Управления о наложении штрафа в отношении АО "Краснодаргоргаз" по делу об административном правонарушении N 023/04/9.211961/2023 указан в том числе и договор 147796-Т.П. (т), но по данному договору на дату вынесения постановления по делу N 023/04/9.21-1961/2023 - 20.04.2023, не наступил срок исполнения мероприятий, следовательно, отсутствовал состав административного правонарушения по ст. 9.21 КоАП РФ.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу АО "Краснодаргоргаз" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В канцелярию суда от АО "Краснодаргоргаз" и Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступили ходатайства об участии представителей в судебном заседании в режиме веб-конференции.
Суд удовлетворил заявленные ходатайства об участии представителей АО "Краснодаргоргаз" и Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю в судебном заседании в режиме веб-конференции.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель АО "Краснодаргоргаз" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как установлено судом первой инстанции, между Решетниковой А.Д. (потребитель) и АО "Краснодаргоргаз" (исполнитель) заключен договор о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения от 23.12.2022 N 147796-Т.П.(с) (далее - Договор).
Предметом Договора является обязанность общества выполнить действия по подключению объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, ДНТ "Знаменский", ул. Зеленая, д. 43 (далее - Объект), в соответствии с выданными условиями подключения, являющимися неотъемлемой частью Договора, а потребитель обязуется оплатить услуги исполнителя.
В Краснодарское УФАС России поступило обращение Решетниковой А.Д. на действия АО "Краснодаргоргаз".
По результатам рассмотрения указанной жалобы антимонопольный орган установил в действиях АО "Краснодаргоргаз", выразившихся в несоблюдении Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства N 1547 от 13.09.2021 (далее - Правила N 1547), состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
06.10.2023 антимонопольным органом в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении антимонопольным органом 15.11.2023 принято оспариваемое постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-4000/2023 в размере 600 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-4000/2023 от 15.11.2023, считая его незаконным, заявитель обратился в суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
В силу положений ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
По делу об административном правонарушении подлежат выяснению такие обстоятельства как наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, причины и условия совершения административного правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (статья 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При рассмотрении заявленных требований суд исходит из того, что порядок заключения договора о подключении в рамках догазификации регламентируется Правилами подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.09.2021 N 1547 (далее - Правила N 1547).
Согласно п. 9 Правил N 1547 договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом особенностей, определенных настоящими Правилами. Договор о подключении заключается в письменной форме в 3 экземплярах (по одному для каждой из сторон).
Подключение газоиспользующего оборудования или объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.
Заявка о подключении (технологическом присоединении) подается заявителем в случае:
а) необходимости подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования или объекта капитального строительства к сети газораспределения;
б) увеличения максимального часового расхода газа газоиспользующего оборудования, за исключением случая, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта.
Договор о подключении заключается между заявителем, исполнителем и единым оператором газификации или региональным оператором газификации.
Для заключения договора о подключении заявитель направляет на имя единого оператора газификации или регионального оператора газификации заявку о подключении с описью вложения.
Потребитель вправе представлять заявку о подключении лично. В случае невозможности представления заявки о подключении лично заявитель вправе направить ее через уполномоченного представителя. В таком случае исполнитель, или единый оператор газификации, или региональный оператор газификации обязан принять такую заявку.
Согласно п. 3 Правил N 1547 подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования или объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется в следующем порядке:
а) направление заявителем на имя единого оператора газификации или регионального оператора газификации заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сети газораспределения по типовой форме согласно приложению N 1 (далее - заявка о подключении);
б) заключение договора о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сети газораспределения по типовой форме согласно приложению N 2 (далее - договор о подключении) с приложением технических условий, являющихся неотъемлемой частью договора о подключении;
в) выполнение заявителем и исполнителем условий договора о подключении.
Согласно п. 6 Правил N 1547 договор о подключении заключается между заявителем, исполнителем и единым оператором газификации или региональным оператором газификации.
В случае если подключение газоиспользующего оборудования или объектов капитального строительства осуществляется к сети газораспределения, принадлежащей региональному оператору газификации, либо к сети основного абонента, которая технологически связана с сетью газораспределения, принадлежащей региональному оператору газификации, то договор о подключении заключается между заявителем и региональным оператором газификации (исполнителем).
По договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования или объектов капитального строительства к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях на подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования или объектов капитального строительства к сети газораспределения (далее - технические условия); заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению); единый оператор газификации или региональный оператор газификации обеспечивает подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования или объекта капитального строительства к сети газораспределения.
Согласно п. 59 Правил N 1547 в течение 5 рабочих дней после окончания разработки проектной документации, но не позднее дня окончания срока, равного двум третьим срока осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению), установленных в договоре о подключении, исполнитель направляет информацию о расположении точки подключения (технологического присоединения) заявителю, за исключением случаев, указанных в подпункте "д" пункта 42 настоящих Правил N 1547.
Общество, заключив с потребителем публичный договор, возложило на себя обязательства по исполнению условий данного договора в предусмотренные Правилами N 1547 сроки.
В соответствии с п. 3. Договора срок исполнения мероприятий составляет 135 дней с момента заключения договора.
Таким образом, общество, заключив с потребителем публичный договор, возложило на себя обязательства по исполнению условий данного договора в предусмотренные Правилами N 1547 сроки.
Согласно п. 4 Договора, исполнитель обязан осуществить действия по подготовке сети газораспределения к подключению объектов капитального строительства потребителя и пуску газа не позднее срока, предусмотренного пунктом 3 настоящего Договора.
В связи с вышеизложенным, мероприятия по подключению объекта потребителя должны были быть выполнены АО "Краснодаргоргаз" до 10.05.2023.
В свою очередь, АО "Краснодаргоргаз" не соблюден срок, установленный в п. 3 Договора от 23.12.2022 N 147796-Т.П.(т), для осуществления мероприятий по подключению, предусмотренных Договором.
В связи с вышеизложенным, в целях проверки действия/бездействия АО "Краснодаргоргаз" по подготовке сети газораспределения к подключению Объектов капитального строительства потребителя и пуску газа, не позднее установленного договором о подключении дня подключения, согласно пп. "в" п. 72 Правил N 1547, должностным лицом Управления в качестве свидетеля привлечено Северо-Кавказское Управление Ростехнадзора для предоставления соответствующих пояснений и документов.
В рамках рассмотрения дела об административном правонарушении Краснодарским УФАС России из Северо-Кавказского Управления Ростехнадзора получена информация об отсутствии поступления заявления АО "Краснодаргоргаз" на вызов представителя, для участия в работе приёмочной комиссии по приемки объекта газораспределения.
Из информации, представленной в Управление, следует, что между АО "Краснодаргоргаз" и потребителем не подписан акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению).
Таким образом, Краснодарское УФАС России пришло к правомерному выводу о том, что АО "Краснодаргоргаз" нарушены положения Правил N 1547, что свидетельствует о допущенном АО "Краснодаргоргаз" правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; выводов об ином названные фактические обстоятельства, установленные судом, сделать не позволяют.
АО "Краснодаргоргаз" является субъектом естественных монополий по виду деятельности услуг по транспортировки природного газа по трубопроводам.
Согласно ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1) нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения (часть 2), предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Судом установлено, что оспариваемым постановлением АО "Краснодаргоргаз" привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, судом первой инстанции верно указано, что при принятии оспариваемого постановления антимонопольным органом не были учтены следующие фактические обстоятельства.
В материалы дела АО "Краснодаргоргаз" представлено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 20.04.2023 N 023/04/9.21- 1961/2023, вынесенного Краснодарским УФАС России по результатам рассмотрения постановления заместителя прокурора прокуратуры Западного административного округа г. Краснодара, в соответствии с которым АО Краснодаргоргаз" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, АО "Краснодаргоргаз" назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1 000 000 руб.
Из содержания указанного постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 20.04.2023 N 023/04/9.21-1961/2023 следует, что указанное административное правонарушение допущено АО "Краснодаргоргаз" в результате нарушения обязательных требований, установленного порядка подключения (технологического присоединения) объектов к газораспределительным сетям по договорам, заключенным с заявителями, в том числе, договору N 147796, - в отношении которого антимонопольным органом, по сути повторно, установлен также факт нарушения обязательных требований, установленного порядка подключения (технологического присоединения) объектов к газораспределительным сетям, послуживший основанием для вынесения оспариваемого в рамках настоящего дела постановления от 15.11.2023 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-4000/2023.
Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу части 5 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Выполнение указанного правила обеспечивается закреплением в пункте 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях положения, в соответствии с которым производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
На основании статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу.
В соответствии с частью 2 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
По смыслу приведенных нормативных положений наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) постановления о назначении административного наказания является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Апелляционной коллегией не принимается довод Управления о том, что ранее АО "Краснодаргоргаз" не привлекалось к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение обязательных требований, установленного порядка подключения (технологического присоединения) объектов к газораспределительным сетям применительно к заключенному договору от 23.12.2022 N 147796-Т.П.(с). В постановлении по делу об административном правонарушении N023/04/9.211961/2023 указан в том, числе и договор 147796-Т.П. (т), но по данному договору на дату вынесения постановления по делу N023/04/9.21-1961/2023 - 20.04.2023 не наступил срок исполнения мероприятий, следовательно, отсутствовал состав административного правонарушения по ст. 9.21 КоАП РФ.
Как установлено судом, вмененное АО "Краснодаргоргаз" в рамках оспариваемого в рамках настоящего дела постановления от 15.11.2023 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-4000/2023 (рег. номер Краснодарского УФАС России N ЕВ/35193/23 от 06.12.2023) нарушение обязательных требований, установленного порядка подключения (технологического присоединения) объектов к газораспределительным сетям по договору от 23.12.2022 N 147796-Т.П.(с), ранее, с учетом даты и регистрационного номера постановлений Краснодарского УФАС России, уже послужило, в том числе, основанием для вынесения Краснодарским УФАС России постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 20.04.2023 N 023/04/9.21-1961/2023, в соответствии с которым размер наложенного административного штрафа составил 1 000 000 руб.
При этом постановление Краснодарского УФАС России о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 20.04.2023 N 023/04/9.21-1961/2023 вступило в силу.
АО "Краснодаргоргаз" в материалы дела представлено платежное поручение от 27.04.2023 N 6896 на сумму 1 000 000 руб., свидетельствующее об оплате суммы штрафа по постановлению о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 20.04.2023 N 023/04/9.21-1961/2023.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что ранее АО "Краснодаргоргаз" уже привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение обязательных требований, установленного порядка подключения (технологического присоединения) объектов к газораспределительным сетям применительно к заключенному договору от 23.12.2022 N 147796-Т.П.(с).
В силу части 5 статьи 4.1 и пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение, и в случае наличия по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 28.11.2019 N 2976-О).
С учётом совокупности указанных обстоятельств, принимая во внимание содержание постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 20.04.2023 N 023/04/9.21-1961/2023 и содержание оспариваемого постановления от 15.11.2023 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-4000/2023 (рег. номер Краснодарского УФАС России N ЕВ/35193/23 от 06.12.2023), а также факт вступления в силу постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 20.04.2023 N 023/04/9.21-1961/2023 и оплаты суммы назначенного по нему административного штрафа, суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу о том, что совокупностью доказательств, представленных в материалы дела, подтверждается факт привлечения оспариваемым постановлением общества к административной ответственности повторно, за одно и то же административное правонарушение.
Таким образом, судом первой инстанции верно указано, что при совокупности данных обстоятельств у заинтересованного лица не имелось правовых и документальных оснований для повторного привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, при совокупности указанных обстоятельств, установленных судом, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод, что оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным и отмене.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебной коллегией рассмотрены и отклоняются, поскольку не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушения и неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.02.2024 по делу N А32-70461/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-70461/2023
Истец: АО "Краснодаргоргаз"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, УФАС по КК
Третье лицо: Решетникова А Д