г. Владимир |
|
05 ноября 2020 г. |
Дело N А43-7309/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 ноября 2020 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Мальковой Д.Г., судей Ковбасюка А.Н., Наумовой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борзовой Э.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Станкопром" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 05.08.2020 по делу N А43-7309/2020, принятое по иску Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области (ИНН 5260417980, ОГРН 1155260014623) к обществу с ограниченной ответственностью "Станкопром" (ИНН 5260352959, ОГРН1135260003691) о взыскании 249 444 руб. 84 коп. долга и пеней, в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Станкопром" (далее - ответчик, Общество) о взыскании 241 495 руб. 30 коп. задолженности по по договору аренды земельного участка N 18-4454 г от 09.09.2014 за период с 01.02.2019 по 30.11.2019, а также 7949 руб. 54 коп. пеней за просрочку оплаты за период с 21.02.2019 по 20.11.2019.
Решением от 05.08.2020 Арбитражный суд Нижегородской области исковые требования удовлетворил.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и приять по делу новый судебный акт.
Оспаривая законность принятого по делу судебного акта заявитель указал, что размер арендной платы по договору аренды земельного участка от 09.09.2014 N 18-4454 должен определяться в соответствии Порядком, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 09.01.2008 N 1 "О порядке расчета арендной платы за земельные участки на территории городского округа - город Нижний Новгород и внесении изменений в отдельные постановления Правительства Нижегородской области". Полагает, что Методика расчета арендной платы за земельные участки, расположенные на территории городского округа город Нижний Новгород, находящиеся в собственности Нижегородской области и государственная собственность на которые не разграничена, утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 04.05.2016 N 247, в спорной ситуации применению не подлежит, поскольку Общество отозвало ранее направленное свое заявление о перерасчете арендной платы в соответствии с названной Методикой.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела и установлено вступившим в законную силу решением суда от 17.09.2019 по делу N А43-18588/2019, 09.09.2014 Министерство (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор аренды земельного участка N 18-4454 г, по условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает по акту приема-передачи в пользование на условиях аренды земельный участок площадью 2875 кв.м, с кадастровым номером 52:18:0050275:467, категория земель - земли населенных пунктов, расположенный по адресу: г. Нижний Новгород, Ленинский район, ул. Памирская, 11 (ЛИТЕРА 54), под внутризаводские автодороги.
Годовая арендная плата начисляется согласно Приложению N 3 "Расчет арендной платы" и пересматривается арендодателем не чаще раза в год в одностороннем порядке. В случае изменения величины арендной платы в адрес арендатора направляется уведомление (пункты 4.1, 4.4 договора).
В соответствии с пунктом 4.2 арендная плата начисляется с даты подписания акта приема-передачи участка. Арендатор своевременно, ежемесячно не позднее 20-го числа текущего месяца, перечисляет арендную плату на счет Управления Федерального Казначейства по Нижегородской области в соответствии с реквизитами, указанными в договоре.
Уведомлением от 20.11.2018 Исх-326-31855/18 арендодатель извещал арендатора об изменениях арендной платы в 2019 году.
Поскольку ответчик в период с 01.02.2019 по 31.11.2019 обязательство по внесению платежей не исполнял надлежащим образом, истец обратился с настоящим иском в суд.
Удовлетворяя заявленные истцом требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным и иным законодательством, а также специальными федеральными законами.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Согласно пункту 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу пункта 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Поскольку договор аренды земельного участка заключен после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, арендная плата по нему является регулируемой (пункт 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - постановление Пленума N 73)).
Согласно пункту 19 постановления Пленума N 73 арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленным на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
В статье 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
С 01.06.2016 способы и порядок расчета арендной платы за земельные участки, расположенные на территории городского округа город Нижний Новгород, находящиеся в собственности Нижегородской области и государственная собственность на которые не разграничена, а также единый подход к определению арендной платы за земельные участки, переданные в аренду физическим и юридическим лицам, определены в Методике расчета арендной платы за земельные участки, расположенные на территории городского округа город Нижний Новгород, находящиеся в собственности Нижегородской области и государственная собственность на которые не разграничена, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 04.05.2016 N 247 (далее - Постановление N 247, Методика).
Министерством расчет предъявленной ко взысканию задолженности по арендной плате Общества выполнен в соответствии с названой Методикой, размер которой составил 241 495 руб. 30 коп. за период с 01.02.2019 по 31.11.2019.
Ответчик, как в суде первой инстанции, так и в апелляционном суде оспаривает расчет Министерства, полагая, что размер арендной платы следует производить на основании постановления Правительства Нижегородской области от 09.01.2008 N 1 "О порядке расчета арендной платы за земельные участки на территории городского округа - город Нижний Новгород и внесении изменений в отдельные постановления Правительства Нижегородской области" (далее - Постановление N 1).
В обоснование своих возражений Общество ссылается на пункт 3.1 Постановления N 247, которым предусмотрено, что расчет арендной платы в соответствии с Методикой, утвержденной настоящим постановлением, осуществляется по вновь заключаемым договорам аренды земельных участков; по договорам аренды земельных участков, заключенным до дня вступления в силу настоящего постановления, осуществлять перерасчет арендной платы в соответствии с Методикой, утвержденной настоящим постановлением, по обращениям арендаторов с момента соответствующего обращения.
Общество указывает, что в июле 2018 года обращалось в Министерство с заявлением о перерасчете арендной платы, однако впоследствии отозвало его, что истцом не оспаривается.
Вместе с тем коллегия апелляционного суда полагает правомерным производить расчет задолженности ответчика в соответствии с Методикой, утвержденной Постановлением N 247, при этом исходит из следующего.
Апелляционным определением Верховного суда Российской Федерации N 9-АПГ17-25 от 21.12.2017 признаны недействующими со дня вступления в силу настоящего определения пункт 4.1 Постановления N 1 и пункт 3 Постановления N 247 в той мере, в какой они допускают различный порядок расчета размера арендной платы по договорам аренды земельных участков, отнесенных к одной категории земель, используемых или предназначенных для одних и тех же видов деятельности и предоставляемых по одним и тем же основаниям, в зависимости от даты заключения договора.
Как установлено Верховным судом РФ в вышеуказанном определении Постановлением N 247 введено новое правовое регулирование определения арендной платы за использование земельных участков, расположенных на территории городского округа город Нижний Новгород, находящихся в государственной собственности Нижегородской области и государственная собственность на которые не разграничена, в зависимости от величины кадастровой стоимости земельных участков (при расчете учитывается непосредственно кадастровая стоимость участка, а не удельный показатель кадастровой стоимости земли, как это предусмотрено Постановлением N 1).
При этом Верховный суд Российской Федерации указал, что оспариваемые положения Постановления N 1 и Постановления N 247, предусматривающие одновременное действие различных методик определения регулируемой арендной платы за публичные земли, приводящее к установлению различного размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, в зависимости от времени предоставления участка, свидетельствуют о создании дискриминационных условий и нарушают принцип запрета необоснованных предпочтений, поэтому не соответствуют статье 15 Закона о защите конкуренции и Постановлению Правительства Российской Федерации N 582.
Таким образом, Постановление N 247 подлежит применению при расчете платы за пользование земельными участками с 01.06.2016.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на пункт 3.1 Постановления N 247, предусматривающий необходимость обращения арендатора за перерасчетом арендной платы, судом отклоняется.
В соответствии с пунктом 4.1 названного постановления, настоящее постановление применяется при расчете арендной платы за использование земельных участков, расположенных на территории городского округа - город Нижний Новгород, находящихся в государственной собственности Нижегородской области и государственная собственность на которые не разграничена, по договорам аренды, заключенным до 1 июня 2016 года.
Обратный подход противоречил бы принципу запрета необоснованных предпочтений, установленному постановлением Правительства Российской Федерации N 582 от 16.07.2009 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Следовательно, Министерство правомерно произвело перерасчет арендной платы по договору аренды N 18-4454 от 09.09.2014, с учетом действующего законодательства.
Поскольку доказательств оплаты задолженности на момент рассмотрения спора ответчиком не представлено, требование Министерства о взыскании долга в сумме 241 495 руб. 30 коп. удовлетворено судом первой инстанции правомерно.
В силу статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (статья 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 5.2 договора аренды сторонами установлена ответственность арендатора за неуплату арендных платежей в сроки, определенные договором, в виде начисления пеней в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Установив факт просрочки внесения арендных платежей в период с 21.02.2019 по 20.11.2019 суд справедливо констатировал также правомерность предъявления истцом требования о применении к ответчику меры гражданско-правовой ответственности в виде взыскания пеней в сумме 7949 руб. 54 коп.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Аргументы, приведенные в апелляционной жалобе, коллегия судей изучила и признала юридически несостоятельными по вышеизложенным основаниям, ибо все они сводятся к иным, нежели у суда, трактованию норм действующего законодательства и оценке фактических обстоятельств спора. Однако наличие у заявителя собственной правовой позиции по спорному вопросу не является основанием для отмены принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 05.08.2020 по делу N А43-7309/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Станкопром" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Д.Г. Малькова |
Судьи |
Е.Н. Наумова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-7309/2020
Истец: Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области
Ответчик: ООО " Станкопром "
Третье лицо: ООО "СТАНКОПРОМ"