г. Челябинск |
|
05 ноября 2020 г. |
Дело N А47-12283/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 ноября 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Киреева П.Н.,
судей Арямова А.А., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ЛидерКом" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 05.08.2020 по делу N А47-12283/2019.
В судебном заседании, проводимом путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области, приняли участие:
В Арбитражном суде Оренбургской области:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ЛидерКом" - Бельских Н.В. (предъявлен паспорт, доверенность от 01.06.2020),
от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области - Быховец Е.В. (предъявлено удостоверение, доверенность от 02.06.2020),
от третьего лица - Прокуратуры Оренбургской области - Бессонова В.В. (предъявлено служебное удостоверение, доверенность).
Третье лицо - Администрация города Оренбурга, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом. В судебное заседание представитель третьего лица не явился.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя третьего лица - Администрация города Оренбурга.
Общество с ограниченной ответственностью "ЛидерКом" (далее - заявитель, общество, ООО "ЛидерКом") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган, Управление, Оренбургское УФАС России) о признании недействительными решения от 30.05.2019 по делу N 06-05-02/2018 и предписания от 30.05.2019 по делу N 06-05-02/2018.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 05.08.2020 (резолютивная часть решения объявлена 28.07.2020) в удовлетворении заявленных требований отказано. Обществу "ЛидерКом" из федерального бюджета возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в размере 3000 руб.
Не согласившись с вынесенным решением суда, общество (далее также - податель жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы ее податель ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. В частности апеллянт указывает, что вопреки выводам суда в рамках рассмотрения дела N 06-05-02/2018 анализ конкурентной среды не проводился, а в материалы дела представлен анализ, проведенный в рамках другого дела о нарушении антимонопольного законодательства, выводы суда о доказанности факта ограничения или устранения конкуренции на рынке являются необоснованными и не подтверждены имеющимися в материалах деля доказательствами.
В дополнениях к апелляционной жалобе от 20.10.2020 заявитель ссылается на нарушение судом норм материального права и неверно установленные судом обстоятельства дела. Апеллянт полагает, что Управлением пропущен срок давности, предусмотренный статьей 41.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), указывает при этом, что судом не учтено то обстоятельство, что вступившими в законную силу судебными актами по делу N А47-9368/2018 установлено, что правоотношения по осуществлению перевозок возникли между заявителем и Администрацией не с момента выдачи свидетельства, а с 30.12.2015, в связи с чем, начало течения предусмотренного статьей 41.1 Закона N 135-ФЗ срока приходится именно на 30.12.2015, соответственно, на дату вынесения оспариваемого решения Управления указанный срок истек.
Управление и прокуратура представили в материалы дела отзывы от 26.10.2020 N 10205 и от 09.10.2020 N 8-11па-2019, в которых возражают по доводам апелляционной жалобы, просят обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество "ЛидерКом" зарегистрировано в качестве юридического лица 03.10.2013 и имеет лицензию, выданную 16.12.2015 Управлением государственного автодорожного надзора по Оренбургской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Между Администрацией города Оренбурга и ИП Шмариным А.А. заключен договор от 28.05.2012 N 12 об организации и осуществлении пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по маршруту регулярных перевозок города Оренбурга. Срок действия договора установлен до 27.05.2015.
В сформированный реестр муниципальных маршрутов города Оренбурга был включен маршрут регулярных перевозок N 52 "20 микрорайон-ж/д вокзал" на основании заявления ИП Шмарина А.А., осуществляющего перевозки по данному маршруту на основании договора об организации и осуществлении пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Оренбурга от 28.05.2015 N 10/15. Срок действия договора - до 27.08.2015
Между Администрацией города Оренбурга и ИП Шмариным А.А. заключен договор от 27.08.2015 N 55/15 на осуществление пассажирских перевозок по маршруту N 52 "ул.Салмышская-ж/д вокзал". Срок действия договора - до 26.11.2015 либо до даты заключения договора с другим перевозчиком по итогам конкурса.
Между Администрацией города Оренбурга и ИП Шмариным А.А. заключен договор от 27.11.2015 N 91/15 на осуществление пассажирских перевозок по маршруту N 52 "ул.Салмышская-ж/д вокзал". Срок действия договора - до 25.02.2016 либо до даты заключения договора с другим перевозчиком по итогам конкурса.
Администрацией города Оренбурга 25.12.2015 принято постановление N 3621-п "Об утверждении муниципальных маршрутов регулярных пассажирских перевозок муниципальной транспортной сети и расстановки транспорта по муниципальным маршрутам регулярных пассажирских перевозок города Оренбурга". Указанным актом установлен муниципальный маршрут N 52 "ТК "Медовый"- ж/д вокзал", который включен в реестр муниципальных маршрутов.
Между Администрацией города Оренбурга и ИП Шмариным А.А. 30.12.2015 подписано соглашение о расторжении договора N 91/15 с ИП Шмариным А.А. на осуществление пассажирских перевозок по маршруту N 52 "ул. Салмышская-ж/д вокзал".
Между Администрацией города Оренбурга и ООО "ЛидерКом" 30.12.2015 заключен договор об организации и осуществлении пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Оренбурга N 124/15. Предметом договора является осуществление пассажирских перевозок по маршруту N 52 "ТК "Медовый" - ж/д вокзал". Срок действия договора - до 26.06.2016 либо до даты заключения договора с другим перевозчиком по итогам конкурса.
Согласно выписке из реестра муниципальных автобусных маршрутов города Оренбурга, размещенного на официальном интернет-портале города Оренбурга, маршрут N 52 "ТК "Медовый" - ж/д вокзал" имеет протяженность 36,6 км., вид регулярных перевозок - регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам, дата начала осуществления регулярных перевозок - 30.12.2015 года, наименование перевозчика - ООО "ЛидерКом". Обществу выданы карты маршрута регулярных перевозок серии 56 с N 000253 по N 000287 сроком действия с 30.12.2015 по 26.06.2016.
Общество "ЛидерКом" 01.07.2016 обратилось в Администрацию города Оренбурга о выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по вышеуказанным маршрутам и новые карты маршрутов.
Администрацией города Оренбурга выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок (серия 56 N 000035) маршрут N 52 "ТК "Медовый"-ж/д вокзал" сроком на 5 лет, период действия с 24.06.2016 по 27.06.2021.
Оренбургским УФАС России в действиях Администрации города Оренбург выявлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок от 24.06.2016 серия 56 N 000035 ООО "Лидерком" без проведения конкурсных процедур, предусмотренных Федеральным законом N220-ФЗ от 13.07.2015 "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в связи с чем, Администрации города Оренбурга 26.12.2017 выдано предупреждение N06-19-60/2017 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно: аннулировать свидетельство серии 56 N 000035 от 24.06.2016 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданного ООО "ЛидерКом". Срок исполнения предупреждения установлен до 16 февраля 2018 г. О выполнении предупреждения необходимо было сообщить в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.
В рамках дела А47-15263/2017 Прокурором были заявлены требования об оспаривании действий Администрации по выдаче 24.06.2016 обществу "ЛидерКом" без проведения конкурсных процедур свидетельства об осуществлении регулярных перевозок серии 56 N 000035 по маршруту N 52 и карт маршрута серии 56 с N 001705 по N 001748.
Решением суда первой инстанции от 19.03.2018 удовлетворено ходатайство Прокурора о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд, заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2018 решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа 28.08.2018 решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19.03.2018 по делу N А47-15263/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2018 по тому же делу отменены. В удовлетворении заявленных требований заместителя прокурора Оренбургской области отказано.
Администрация города Оренбурга не выполнила предупреждение Оренбургского УФАС России N 06-19-60/2017 в предоставленный ей срок (до 16.02.2018) для принятия мер по устранению признаков нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Общество "ЛидерКом" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области о признании недействительным вышеуказанного предупреждения от 26.12.2017 N 06-19-60/2017.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 15.12.2018 по делу N А47-697/2018 в удовлетворении заявленных требований общества "ЛидерКом" отказано.
Постановлением Восемнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 29.03.2019 принят отказ ООО "ЛидерКом" от заявленных требований к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области о признании недействительным предупреждения от 19.12.2017 N 06-19-60/2017. Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.12.2018 по делу NА47-697/2018 отменено, производство по делу Арбитражного суда Оренбургской области N А47-697/2018 прекращено.
На основании пункта 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" приказом N28 от 07.03.2018 Оренбургским УФАС России возбуждено дело N06-05-02/2018 по признакам нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Решением комиссии Оренбургского УФАС России от 30.05.2019 по делу N 06-05-02/2018 администрация города признана нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", администрации города 03.06.2019 выдано предписание по делу N 06-05-02/2018 о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, в соответствии с которым Администрации предписано прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в совершении действий, которые могут повлечь недопущение, ограничение или устранение конкуренции, для чего в срок до 01.09.2019: аннулировать (прекратить действие) свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок (серия 56 N000035) маршрут N52 "ТК "Медовый"-ж/д вокзал" сроком на 5 лет, период действия с 24.06.2016 по 27.06.2021, выданное ООО "ЛИДЕРКОМ"; обеспечить привлечение перевозчиков, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом, по муниципальному маршруту N52 "ТК "Медовый"-ж/д вокзал" в установленном законом порядке.
Не согласившись с принятым решением и предписанием антимонопольного органа, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался выводом о законности и обоснованности оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию обоснованности решений или действий государственного органа и их соответствия закону и иному нормативному правовому акту возлагается на соответствующий орган.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Из взаимосвязанного анализа положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ следует, что основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. На наличие указанных обстоятельств при оценке ненормативных актов, действий (бездействия) обращено внимание в пунктах 1, 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", вынесенных при разрешении публично-правовых споров постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее также - ВАС РФ) от 01.02.2010 N 13065/10, от 17.03.2011 N 14044/10.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Закона N 135-ФЗ, настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
Частью 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно пункту 7 статьи 4 Закона N 135-ФЗ под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 8 Постановления от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", при рассмотрении дел, связанных с нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ, антимонопольный орган должен доказать, что оспариваемые акты органов власти, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующий орган должен указать конкретную норму федерального закона, разрешившую данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие).
13.07.2015 принят Федеральный закон N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона N 220-ФЗ данный Закон регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.
Статьей 42 Закона N 220-ФЗ предусмотрено, что он вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу. Закон опубликован 14.07.2015.
Таким образом, с 14.07.2015 муниципальные нормативные правовые акты действуют в части, не противоречащей названному Закону.
В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона N 220-ФЗ межмуниципальные маршруты регулярных перевозок в границах субъектов Российской Федерации устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 12 Закона N 220-ФЗ предусмотрено, что порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами с учетом положений настоящего Федерального закона.
Законом N 220-ФЗ предусмотрено два вида регулярных перевозок, а именно, регулярные перевозки по регулируемым тарифам, под которыми в пункте 17 части 1 статьи 3 названного Федерального закона понимаются регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке, и предусмотренные пунктом 18 части 1 этой же статьи регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком.
Частью 2 статьи 14 Закона N 220-ФЗ установлено, что осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 17 Закона N 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Порядок выдачи свидетельств об осуществлении перевозок и карт соответствующего маршрута регламентируется положениями статьи 19 Закона N 220-ФЗ.
Согласно положений части второй данной статьи свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок при наличии хотя бы одного из перечисленных в данной статье обстоятельств.
В части 3 статьи 19 Закона N 220-ФЗ предусмотрено, что без проведения открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются в случае, если они предназначены для осуществления регулярных перевозок: 1) после наступления предусмотренных п. 1 и 2 ч. 1 ст. 29 Закона обстоятельств и до начала осуществления регулярных перевозок в соответствии с новым свидетельством об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданным по результатам проведения открытого конкурса; 2) по маршруту регулярных перевозок, установленному в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации.
В силу части 6 статьи 19 Закона N 220-ФЗ без проведения открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются один раз на срок, который не может превышать сто восемьдесят дней, в день наступления обстоятельств, которые явились основанием для их выдачи.
Таким образом, из приведенных положений названной нормы следует, что открытый конкурс не проводится в случаях, когда выдача свидетельства об осуществлении регулярных перевозок и карты маршрута имеет временный характер. Такой временный характер связан с конкретными обстоятельствами: наличие чрезвычайной ситуации, либо аннулирование лицензии перевозчика или прекращение действия ранее выданного свидетельства в силу решения суда. Во всех остальных случаях, когда свидетельство и карта выдаются для осуществления регулярных перевозок по новому маршруту регулярных перевозок, или после прекращения действия вышеуказанных обстоятельств, или при смене на маршруте регулируемых тарифов на нерегулируемые, такие документы выдаются только по результатам открытого конкурса.
В статье 39 Закона N 220-ФЗ закреплены положения, обеспечивающие реализацию данного Закона, определяющие правила поведения субъектов перевозочного процесса в переходный период.
По смыслу части 1 статьи 39 Закона N 220-ФЗ устанавливающей порядок реализации положений данного Федерального закона после введения его в действие, юридические лица, индивидуальные предприниматели после дня официального опубликования данного Федерального закона продолжают осуществлять регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
Частью 3 статьи 39 Закона N 220-ФЗ установлено, что до истечения двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования названного Федерального закона (то есть до 09.04.2016) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с установленной названным Федеральным законом компетенцией выдают юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов. Указанные карты выдаются на срок, на который этим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, либо, если это право предоставлено без указания срока или срок, на который предоставлено это право, истек, до истечения одного года со дня официального опубликования данного Федерального закона.
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией до окончания срока действия указанных в части 3 настоящей статьи карт выдают их владельцам свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по данному маршруту и новые карты данного маршрута (пункт 1 части 4 статьи 39 Закона N 220-Ф).
Таким образом, Законом N 220-ФЗ предусмотрена выдача свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок не всем без исключения перевозчикам, а лишь перевозчикам, осуществляющим регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры на срок, на который перевозчикам предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными разрешениями до дня официального опубликования закона.
Как следует из части 5 статьи 39 Закона N 220-ФЗ, указанные в части 4 настоящей статьи свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок выдаются на срок не менее чем пять лет и начинают действовать по истечении срока, на который юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю были выданы карты маршрута регулярных перевозок, предусмотренные частью 3 настоящей статьи. Выдача свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок на меньший срок допускается в случае, если по истечении этого срока в соответствии с документом планирования регулярных перевозок предусматривается отмена данного маршрута или изменение вида регулярных перевозок по данному маршруту. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель должны быть уведомлены об отмене маршрута регулярных перевозок, изменении вида регулярных перевозок не позднее чем за сто восемьдесят дней до дня вступления соответствующего решения в силу.
В силу части 6 статьи 39 Закона N 220-ФЗ указанные в части 4 настоящей статьи свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок выдаются на основании заявлений, поданных в письменной форме юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, уполномоченными участниками договоров простого товарищества в уполномоченный орган местного самоуправления.
Переходные положения Закона N 220-ФЗ направлены на обеспечение гарантий сохранения маршрутов регулярных перевозок для лиц, осуществлявших на законных основаниях соответствующие перевозки и имеющих намерение продолжать осуществлять предпринимательскую деятельность в указанной сфере.
Исходя из смысла вышеизложенной нормы, законодатель предоставил гарантию для правовых ожиданий субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим перевозку пассажиров по маршрутам регулярных перевозок до опубликования Закона N 220-ФЗ в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В противном случае нарушается принцип правовой определенности, заключающийся в ясности и четкости действующих правовых норм, стабильности на их основе правоотношений, чтобы заинтересованные лица с разумной степенью вероятности могли предвидеть последствия применения к ним действующих правовых предписаний и в соответствии с этим предвидеть последствия выбора того или иного варианта своего поведения.
В свою очередь в настоящее время положения главы 3 Закона N 220-ФЗ устанавливают общий порядок приобретения перевозчиками права на осуществление перевозок по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок - документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок.
Следовательно, в соответствии с частью 10 статьи 4, статьей 19 Закона N 220-ФЗ лица, осуществляющие перевозки, приобретают право на пассажирские перевозки после получения свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по маршруту и карты соответствующего маршрута, выданных уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты.
В соответствии с частью 4 статьи 19 Закона N 220-ФЗ по результатам открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются победителю этого конкурса.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что на дату опубликования Закона N 220-ФЗ (14.07.2015) у заявителя отсутствовала лицензия на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, соответстсвующая лицензия получена обществом только 16.12.2015.
Кроме того, из материалов дела следует, что муниципальный маршрут регулярных пассажирских перевозок муниципальной транспортной сети города Оренбурга N 52 "ТК "Медовый - ж/д вокзал" утвержден 25.12.2015 (постановление администрации N 3621-п), перевозка пассажиров по указанному маршруту осуществлялась обществом "ЛидерКом" с 30.12.2015 по 26.06.2016 на основании договора от 30.12.2015 N 124/15 об организации и осуществлении пассажирских перевозок. Обществу были выданы карты маршрута сроком действия с 30.12.2015 по 26.06.2016.
При этом осуществляемые обществом "ЛидерКом" регулярные перевозки по данному маршруту частично оплачивались за счет средств местного бюджета.
Таким образом, из приведенных обстоятельств следует, что в отношении общества "ЛидерКом" переходные положения, предусмотренные статьей 39 Закона N 220-ФЗ, применению не подлежат.
Из материалов дела следует, что Администрацией обществу выданы свидетельство серии 56 N 00035 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 52 "ТК "Медовый - ж/д вокзал" и карты маршрута регулярных перевозок серии 56 с N 001705 по N 001748 сроком действия с 24.06.2016 по 27.06.2021
Между тем, в нарушение положений Закона N 220-ФЗ, конкурсные процедуры, предшествующие выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, заинтересованным лицом не проводились.
Учитывая, что оснований для применения в отношении заявителя переходных положений, установленных Законом N 220-ФЗ, не имелось, у Администрации отсутствовали правовые основания для выдачи обществу "ЛидерКом" свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок без проведения конкурсных процедур, предусмотренных статьей 19 Закона N 220-ФЗ.
С учетом изложенного, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции и антимонопольного органа о нарушении Администрацией части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии в материалах дела анализа конкурентной среды подлежат отклонению на основании следующего.
В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона N 135-ФЗ, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.
Особенности проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 15 Закона N 135-ФЗ, установлены пунктом 10.9 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 (далее - Порядок N 220).
Согласно пункту 10.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы: а) определение временного интервала исследования товарного рынка; б) определение продуктовых границ товарного рынка; в) определение географических границ товарного рынка; г) оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействия).
В соответствии с пунктом 11.1 Порядка N 220 по результатам проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке составляется аналитический отчет, в котором приводятся результаты проведенного анализа.
При этом пунктом 11.3 Порядка N 220 установлено, что в случае если в соответствии с пунктами 1.3, 10.3 - 10.9 настоящего Порядка отдельные этапы анализа состояния конкуренции не проводились, по итогам анализа составляется краткое описание полученных результатов (краткий отчет (обзор).
Таким образом, Порядок N 220 предусматривает два варианта исследования рынка: анализ рынка в полном объеме, который в соответствии с пунктом 1.3, который включает в себя десять этапов и оформляется в виде аналитического отчета, предусмотренного пунктом 11.1 Порядка, а также сокращённый, по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 15 Закона N 135-ФЗ, который в соответствии с пунктом 10.7 включает в себя пять этапов и в соответствии с пунктом 11.3 оформляется кратким отчетом (обзор), не включает в себя определения участников рынка их долей.
В рамках рассмотрения настоящего дела антимонопольным органом проведен анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения, в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 45 Закона N 135-ФЗ и пунктом 10.7 Порядка N 220, что подтверждается представленными в материалы дела аналитическим отчетом о состоянии конкурентной среды на рынке услуг внутригородских пассажирских автомобильных регулярных перевозок, подчиняющихся расписанию в городе Оренбурге за период с 01.01.2015 по 01.04.2016.
При этом дата изготовления аналитического отчета о состоянии конкуренции существенного значения не имеет, поскольку согласно положениям подпункта "а" пункта 10.7 и пункта 2.2 Порядка N 220, исследование рынка в любом случае носит ретроспективный характер.
Доводы апеллянта о пропуске Управлением предусмотренного статьей 41.1 Закона N 135-ФЗ срока давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и необходимости его исчисления с 30.12.2015, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно им отклонены исходя из следующего.
В силу статьи 41.1 Закона N 135-ФЗ дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения.
Из материалов дела следует, что оспариваемым решением антимонопольный орган признал противоречащими требованиям части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ действия Администрации по выдаче 24.06.2016 обществу "Лидерком" свидетельства об осуществлении регулярных перевозок серии 56 N 000035 по маршруту N 52 и карт маршрута серии 56 N 001705 по N 001748 без проведения конкурсных процедур.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно указал, что вмененное Администрации нарушение антимонопольного законодательства считается совершенным с момента выдачи свидетельства об осуществлении регулярных перевозок серии 56 N 000035 от 24.06.2016.
При этом ссылки заявителя на судебные акты по делу N А47-9368/2018 и необходимость исчисления предусмотренного статьей 41.1 Закона N 135 срока с 30.12.2015, подлежат отклонению, поскольку дата возникновения правоотношений по осуществлению перевозок не имеет правового значения в рассматриваемом случае. Как было указано выше, правонарушение считается совершенным именно с даты выдачи свидетельства об осуществлении регулярных перевозок, поскольку нарушающими требования части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ признаны действия Администрации по выдаче 24.06.2016 обществу "Лидерком" свидетельства об осуществлении регулярных перевозок.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что на момент принятия оспариваемого решения от 30.05.2019 по делу N 06-05-02/2018 установленный статьей 41.1 Закона N 135-ФЗ трехгодичный срок давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства не истек.
При таких обстоятельствах, оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа от 30.05.2019 по делу N 06-05-02/2018 следует признать законными и не нарушающими права заявителя. В удовлетворении требований заявителя судом первой инстанции отказано правомерно.
Суд апелляционной инстанции считает, что доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу и не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
Из принципа правовой определенности следует, что решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено судом апелляционной инстанции исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 05.08.2020 по делу N А47-12283/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ЛидерКом" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
П.Н. Киреев |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-12283/2019
Истец: ООО "ЛКом"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области
Третье лицо: Администрация города Оренбурга, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, Прокуратура Оренбургской области