город Москва |
|
2 ноября 2020 г. |
дело N А40-62517/20 |
Резолютивная часть постановления оглашена 27.10.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.11.2020.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д.Е., Никифорова Г.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Омаровым А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.07.2020
по делу N А40-62517/20
по заявлению Департамента городского имущества г. Москвы (ОГРН 1037739510423)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве (ОГРН 1097746680822)
о признании незаконным решения;
при участии:
от заявителя - Конфектова А.Н. по доверенности от 12.05.2020;
от заинтересованного лица - Арутюнян И.С. по доверенности от 30.12.2019;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 28.07.2020 признано незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по г. Москве, оформленное письмом от 03.02.2020 N 77/20-12073 об отказе в снятии с государственного кадастрового учета и прекращении права собственности г. Москвы в отношении объектов недвижимости по адресам: Москва, улица Московская, дом 27, стр. 2, 3, 4, 8, 9, 10, 13, 14, 15, 19, 21, 22 и на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве возложена обязанность снять с государственного кадастрового учета и внести в ЕГРН запись о прекращении права собственности г. Москвы в отношении объектов недвижимости по адресам: Москва, улица Московская, дом 27, стр. 2, 3, 4, 8, 9, 10, 13, 14, 15, 19, 21, 22.
Управление Росреестра по г. Москве, не согласившись с принятым решением, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований по мотивам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Департамент городского имущества г. Москвы обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета и прекращении права собственности г. Москвы в отношении объектов недвижимости по адресам: Москва, улица Московская, дом 27, стр. 2, 3, 4, 8, 9, 10, 13, 14, 15, 19, 21, 22.
Управлением Росреестра по г. Москве уведомлением от 03.02.2020 N 77/20-12073 отказано в снятии с государственного кадастрового учета и государственной регистрации прекращения права собственности в отношении указанных объектов недвижимости, в связи с отсутствием в составе представленных с заявлениями актах обследования территории документов, подтверждающий законность сноса (демонтажа) объектов, проекта организации работ по сносу, копии договоров по сносу, копии договоров подряда.
Не согласившись с решением регистрирующего органа, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из фактических обстоятельств и правовых оснований.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
В силу положений Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственная регистрация осуществляется на основании документов, поступивших в установленном порядке в регистрирующий орган, ответственность за подлинность документов, полноту и достоверность сведений в них содержащихся, а также за соответствие требованиям действующего законодательства (юридическую силу) лежит на лицах их предоставивших в регистрирующий орган, либо выдавших данные документы.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном указанным Федеральном законом порядке.
С целью проведения регистрационных действий по снятию с государственного кадастрового учета и прекращении права собственности г. Москвы в отношении объектов недвижимости по адресам: Москва, улица Московская, дом 27, стр. 2, 3, 4, 8, 9, 10, 13, 14, 15, 19, 21, 22, Департамент городского имущества г. Москвы обратился с заявлениями от 16.10.2019 N 77-0-1-71/3147/2019 1398, 1421, 1401, 1405, 1399, 1410, 1414, 1416, 1419, 1407, 1409, 1406 и N 77/017/254/2019-6467, 6503, 6471, 6479, 6469, 6487, 6492, 6495, 6502, 6482, 6486, 6480 о снятии с государственного кадастрового учета и прекращении права собственности г. Москвы в отношении объектов недвижимости по адресам: Москва, улица Московская, дом 27, стр. 2, 3, 4, 8, 9, 10, 13, 14, 15, 19, 21, 22.
К заявлениям Департаментом приложены акты обследования, подтверждающие прекращение существования указанных объектов.
В соответствии с постановлением Правительства г. Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества г. Москвы", полномочия собственника указанных объектов осуществляет г. Москва в лице Департамента.
По вопросу необходимости включения в состав приложения акта обследования документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости, предусмотрено, что акт обследования кадастрового инженера является основанием для кадастрового учета и регистрации.
Согласно подп. 7 п. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения помещения с учетом имеющихся сведений Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости подтверждает прекращение существования помещения в связи с гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение было расположено.
Согласно п. 3 приказа Минэкономразвития России от 20.11.2015 N 861 "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке" акт подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений Единого государственного реестра недвижимости, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости.
Указанные документы, за исключением документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости, включаются в состав приложения к акту.
Согласно ст. ст. 23, 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, п. 3 приказа Минэкономразвития России от 20.11.2015 N 861 акт обследования объекта недвижимости является документом, подтверждающим произведенный кадастровым инженером осмотр объекта недвижимости и подтверждающим факт прекращения существования такого объекта недвижимости, а отсутствие иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости, допускается приказом N 861 и не влечет за собой безусловного признания такого акта обследования не соответствующим ему.
При этом, глава 6.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, введенная Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", определяющая особенности сноса объекта капитального строительства не содержит норм, регулирующих процедуры в учетно-регистрационной сфере.
Наличие проектной документации на снос не подтверждает сам факт сноса объекта недвижимости.
Отказ в снятии несуществующего здания с кадастрового учета приводит к недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРН.
При этом согласно п. 5 ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 данного Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с указанным Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Таким образом, Департаментом в Управление Росреестра по г. Москве представлены все необходимые документы для осуществления действий по снятию с кадастрового учета указанного объекта.
Учитывая, что в силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, отказ Управлении Росреестра по г. Москве в снятии с кадастрового учета объекта недвижимости, фактически прекратившего свое существование, противоречит требованиям закона, поскольку влечет за собой недостоверность содержащейся в реестре информации.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции обоснованно возложена на уполномоченный орган обязанность устранить допущенное нарушение прав заявителя.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, оснований, предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы, не имеется.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.07.2020 по делу N А40-62517/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-62517/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ