гор. Самара |
|
05 ноября 2020 г. |
Дело N А65-1858/2020 |
Резолютивная часть постановления оглашена 28 октября 2020 года.
В полном объеме постановление изготовлено 05 ноября 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Бажана П.В., Корнилова А.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ильиной Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 октября 2020 года в зале N 7 апелляционную жалобу Палаты имущественных и земельных отношений Сабинского муниципального района Республики Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.08.2020, принятое по делу N А65-1858/2020 (судья Мазитов А.Н.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Технология" (ОГРН 1145958081060, ИНН 5904652866)
к Палате имущественных и земельных отношений Сабинского муниципального района Республики Татарстан (ОГРН 1061675001739, ИНН 1635005973)
третье лицо: Публичное акционерное общество "МТС", гор. Москва,
о признании решение N 1558/С от 27.11.2019 недействительным, об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - не явились, извещены надлежащим образом;
от ответчика - не явились, извещены надлежащим образом;
от третьего лица - не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Заявитель - Общество с ограниченной ответственностью "Технология" обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к ответчику - Палате имущественных и земельных отношений Сабинского муниципального района РТ о признании решения N 1558/С от 27.11.2019 недействительным, об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ПАО "МТС".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.08.2020 требования Общества с ограниченной ответственностью "Технология" удовлетворены.
Признан незаконным отказ Палаты имущественных и земельных отношений Сабинского муниципального района в выдаче разрешения на размещение объекта, выраженный в письме N 1558/С от 27.11.2019.
Арбитражный суд обязал Палату имущественных и земельных отношений Сабинского муниципального района устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем выдачи в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу в соответствии с пунктом 13 Порядка и условий размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.06.2015 N 416, разрешения на размещение объекта.
С Палаты имущественных и земельных отношений Сабинского муниципального района в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Технология" взыскано 3 000 руб. в возмещение расходов на оплату государственной пошлины.
Заявитель - Палата имущественных и земельных отношений Сабинского муниципального района Республики Татарстан, не согласившись с решением суда первой инстанции, подал в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 сентября 2020 года рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 28 октября 2020 года на 15 час. 40 мин.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны и третье лицо в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Истцом в материалы дела представлен отзыв, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 06.09.2019 заявитель обратился в Палату имущественных и земельных отношений Сабинского муниципального района Республики Татарстан с заявлением о выдаче разрешения на использование земельного участка без предоставления и установления сервитутов для размещения сооружения связи, для размещения которого не требуется разрешения на строительство общей площадью 523 кв.м, расположенного по адресу: РТ, Шеморданское сельское поселение, ул. Ф.Карима, 6А.
В заявлении от 06.09.2019 заявитель указал на необходимость размещения сооружения связи, размер площади земельного участка, необходимой для размещения объекта - 523 кв.м, в качестве предполагаемого места размещения объекта указано: Шеморданское сельское поселение, ул. Ф.Карима, 6А, в кадастровом квартале N 16:35:220136, указаны координаты точек границ территории, представлена соответствующая схема. Предполагаемый способ размещения объекта - наземный.
Письмом от 27.11.2019 за исх. N 1558/С ответчик отказал обществу в выдаче разрешения со ссылкой на генеральный план муниципального образования "Шеморданское сельское поселение" Сабинского муниципального района РТ, утвержденному решением Совета Сабинского муниципального района N 249 от 31.08.2018, Правил землепользования и застройки муниципального образования "Шеморданское сельское поселение" Сабинского муниципального района РТ, утвержденного решением Совета Сабинского муниципального района N 147 от 13.06.2017.
Не согласившись с данным отказом, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
По мнению заявителя, оспариваемое решение препятствует в установке и последующей эксплуатации сооружения связи - оказании услуг связи проживающим в районе запрошенной для установки объекта участка гражданам, что является основной уставной деятельностью заявителя.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался ст. ст. 4, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 39.33. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 2, 6 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 и постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.06.2015 N 416, и исходил из того, что заявителем соблюдены требования, предъявляемые к заявлению о выдаче разрешения на использование земель для размещения антенной опоры (сооружения связи), при отсутствии оснований для отказа в выдаче разрешения, предусмотренных п. 8, 9 Порядка и условий размещения объектов, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.06.2015 N 416, обратил внимание на то, что спорная территория свободна от прав третьих лиц, а отсутствие в документах территориального планирования прямого указания на наличие зон с разрешенным использованием для размещения антенно-мачтовых сооружений не означает запрет или невозможность размещения указанных сооружений и не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на их размещение, в связи с чем пришел к выводу, что оспариваемое решение Палаты нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку препятствует заявителю в установке и последующей эксплуатации сооружения связи - оказании услуг связи проживающим в районе запрошенной для установки объекта участка гражданам, что является основной уставной деятельностью заявителя, а также для осуществления добросовестной конкуренции на товарном рынке строительства сооружений связи и оказания услуг по размещению оборудования связи.
Изучив доводы апелляционной жалобы, материалы дела, суд апелляционной инстанции оснований для отмены или изменения судебного акта не установил, исходя из следующего.
Согласно подп. 1 п. 6 ст. 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случаях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 названной статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 13 постановления N 1300 линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, включены в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Кроме того, выдача разрешений на строительство не требуется в случаях, предусмотренных ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно: размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 1064 от 17.08.2019 введено пояснение, что получение разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции линий связи и сооружений связи, не являющихся особо опасными, технически сложными объектами связи.
Согласно пункту 27 статьи 2 Закона о связи, сооружения связи - объекты инженерной инфраструктуры (в том числе линейно-кабельные сооружения связи), созданные или приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи; средства связи - технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи, включая технические системы и устройства с измерительными функциями.
Как предусмотрено ст. 6 Закона о связи при градостроительном планировании развития территорий и поселений, их застройке должны определяться состав и структура объектов связи - сооружений связи, в том числе линейно-кабельных сооружений, отдельных помещений для размещения средств связи, а также необходимые мощности в инженерных инфраструктурах для обеспечения функционирования средств связи.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов содействуют организациям связи, оказывающим универсальные услуги связи, в получении и (или) строительстве сооружений связи и помещений, предназначенных для оказания универсальных услуг связи.
Пунктом 14.1 ст. 2 Закона о связи к особо опасным, технически сложным сооружениям связи отнесены сооружения связи, проектной документацией которых предусмотрены такие характеристики, как высота от семидесяти пяти до ста метров и (или) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли от пяти до десяти метров.
Доказательств отнесения спорного объекта к особо опасным, технически сложным сооружениям связи не представлено.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции установил, что на испрашиваемой территории предполагается размещение антенной опоры, в отношении которой имеется проектная документация (л.д. 18 - 23), максимальная высота подвеса оборудования которой составляет 30 м.
Таким образом, разрешения на строительство антенной опоры заявителю не требуется.
В отношении доводов, связанных с указанием на разрешенное использование территории, на которой предполагается размещение спорно объекта, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540.
Примечанием 2 к данному Приказу установлено, что содержание видов разрешенного использования, перечисленных в классификаторе, допускает без отдельного указания в классификаторе размещение и эксплуатацию линейного объекта (кроме железных дорог общего пользования и автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения), размещение защитных сооружений (насаждений), объектов мелиорации, антенно-мачтовых сооружений, информационных и геодезических знаков, объектов благоустройства, если федеральным законом не установлено иное.
Согласно разъяснению, приведенному в письме Департамента недвижимости Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.03.2016 N Д23и-1239, положения примечания 2 к названному Приказу следует понимать как дополнение к любому из видов разрешенного использования, указанного в классификаторе, если иное прямо не запрещено федеральным законом.
Размещение указанных в этом примечании антенно-мачтовых сооружений допускается на земельных участках с любым видом разрешенного использования без дополнительного кадастрового учета изменений в части разрешенного использования земельного участка.
Кроме того, Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.06.2015 N 416 утверждены Порядок и условия размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Порядок).
Пунктом 8 Порядка установлены требования к заявлению.
Пунктом 9 Порядка установлен перечень документов, прилагаемых заявителем к заявлению.
В соответствии с пунктом 14 Порядка отказ в разрешении на размещение объектов принимается в случае, если: а) заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 8, 9 данного Порядка; б) в заявлении указаны предполагаемые виды объектов, не входящие в перечень видов объектов, утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации; в) планируемый земельный участок для размещения объектов не находится в собственности Республики Татарстан, муниципальной собственности, не относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена; г) планируемый земельный участок предоставлен гражданам или юридическим лицам; д) размещение объектов на планируемом земельном участке приводит к невозможности его использования в соответствии с видом его разрешенного использования, установленного на основании Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
Из смысла статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что выдача разрешения на использование земельного участка без его предоставления и установления сервитута обусловлена необходимостью использования земель в вышеперечисленных целях.
Согласно пп. "ж" п. 8 Порядка в заявлении должно быть указано предполагаемое место размещения объектов, обоснование их размещения на планируемом земельном участке, а также примерный размер площади земельного участка, необходимой для размещения объектов.
Таким образом, при обращении в орган местного самоуправления заявитель должен не только указать цель получения разрешения, но и обосновать действительную необходимость размещения объекта на планируемом земельном участке.
В заявлении от 06.09.2019 о выдаче разрешения на использование земельного участка без предоставления и установления сервитутов, поданного в орган местного самоуправления, заявитель указал на необходимость размещения сооружения связи, размер площади земельного участка, необходимой для размещения объекта - 523 кв.м, в качестве предполагаемого места размещения объекта указано: Шеморданское сельское поселение, ул. Ф.Карима, 6А, в кадастровом квартале N 16:35:220136, указаны координаты точек границ территории, представлена соответствующая схема. Предполагаемый способ размещения объекта - наземный.
При этом, в качестве основания для отказа в выдаче разрешения орган местного самоуправления сослался на Генеральный план муниципального образования "Шеморданское сельское поселение" Сабинского муниципального района РТ, утвержденный решением Совета Сабинского муниципального района N 249 от 31.08.2018, Правила землепользования и застройки муниципального образования "Шеморданское сельское поселение" Сабинского муниципального района РТ, утвержденные решением Совета Сабинского муниципального района N 147 от 13.06.2017.
Между тем, как верно указано судом первой инстанции, такое основание для отказа в выдаче разрешения на размещение сооружений связи (антенной опоры), как не соответствие Генеральному плану и/или Правилам землепользования и застройки не предусмотрено Порядком.
В пункте 15 Порядка установлено, что в отказе в выдаче разрешения на размещение объектов должно быть указано основание отказа, предусмотренное пунктом 14 Порядка.
В случае, если заявление подано с нарушением требований, предусмотренных пунктами 8, 9 Порядка, в отказе в выдаче разрешения на размещение объектов должно быть указано, в чем состоит такое нарушение.
Однако, оспариваемый отказ не содержит указания на нарушения Порядка, как на основание для отказа в выдаче обществу разрешения.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно указал, что отсутствие в документах территориального планирования прямого указания на наличие зон с разрешённым использованием для размещения антенно-мачтовых сооружений, не означает запрет или невозможность размещения указанных сооружений и не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на их размещение.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При указанных обстоятельствах отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.08.2020, принятое по делу N А65-1858/2020, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Палаты имущественных и земельных отношений Сабинского муниципального района Республики Татарстан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
С.Ю. Николаева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-1858/2020
Истец: ООО "Технология", г.Пермь
Ответчик: Палата имущественных и земельных отношений Сабинского муниципального района района РТ, Сабинский район, пгт.Богатые Сабы
Третье лицо: ПАО "МТС"