5 ноября 2020 г. |
А11-1454/2020 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центрального межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии на решение Арбитражного суда Владимирской области от 08.09.2020 по делу N А11-1454/2020, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Даария" (ИНН 3305792275, ОГРН 1153332000117) об изменении постановления территориального отдела (инспекции) по Владимирской области Центрального межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2020 N 203-1464-2/ТР-ЮЛ.
В судебном заседании принял участие представитель Центрального межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии - Тарханова В.Э. по доверенности от 30.04.2020 N 18 (представлен диплом о высшем юридическом образовании).
Общество с ограниченной ответственностью "Даария" - надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
На основании приказа руководителя Центрального межрегионального территориального Управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - Управление, административный орган) от 11.12.2019 N 1464 территориальным отделом (инспекцией) по Владимирской области в отношении общества с ограниченной ответственностью "Даария" (далее - Общество) по адресу: Владимирская область, Меленковсий район, с. Бутылицы, АЗС в период с 12.12.2019 по 14.01.2020 проведена внеплановая выездная проверка.
По результатам контрольных мероприятий составлен акт проверки от 14.01.2020 N 1464/ТР, в котором отражены выявленные Управлением нарушения, а именно: топливо дизельное ЕВРО, межсезонное, сорта Е, экологического класса К5 ДТ-Е-К5 не соответствует приложению 3 Технического регламента Таможенного Союза TP ТС 013/2011 "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" в части характеристик, а именно: температура вспышки в закрытом тигле". Фактические значения составляют по результатам первичных испытаний 17оС, по результатам повторных испытаний 18оС (при норме не ниже 55оС); "массовая доля серы". Фактические значения составляют по результатам первичных испытаний 33,0 мг/кг, по результатам повторных испытаний 33,4 мг/кг (при норме не более 10,0 мг/кг); бензин неэтилированный марки АИ-95-К5 по ГОСТ 32513-2013 не соответствует требованиям приложения 2 TP ТС 013/2011 по показателю: - "массовая доля серы". Фактические значения составляют по результатам первичных испытаний 21,9 мг/кг, по результатам повторных испытаний 19,6 мг/кг (при норме не более 10 мг/кг).
Усмотрев в деянии Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо административного органа 16.01.2020 составило в отношении Общества протокол об административном правонарушении N 1465-2/ТР-ЮЛ.
По результатам рассмотрения материалов административного дела Управлением 20.01.2020 вынесено постановление N 2-1464/203-ЮЛ о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.43.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 500 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением об изменении данного постановления в части размера штрафа.
Решением от 08.09.2020 размер назначенного штрафа уменьшен до 48 068 рублей 90 копеек.
В апелляционной жалобе Управление ссылается на необоснованное применение судом первой инстанции положений части 4.5 статьи 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указывает, что частью 2 статьи 14.43.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена минимальная сумма штрафа 500 000 рублей.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно части 2 статьи 14.43.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) или продавцом требований технического регламента о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту в части несоответствия этим требованиям характеристик автомобильного и авиационного бензина, дизельного и судового топлива, топлива для реактивных двигателей и мазута.
Пунктом 2 примечания к статье 14.43.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлено, что под характеристиками автомобильного и авиационного бензина, дизельного и судового топлива, топлива для реактивных двигателей и мазута в части 2 настоящей статьи следует понимать показатели (требования), определённые пунктами 4.1 - 4.12 статьи 4 технического регламента Таможенного союза ТР ТС 013/2011 и приложениями 2 - 7 к нему.
Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 013/2011 разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза обязательных для применения и исполнения требований к выпускаемым автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту, выпускаемым в обращение на единую таможенную территорию Таможенного союза.
Согласно пунктам 1.1 и 1.2 ТР ТС 013/2011 соответствующий технический регламент распространяется на выпускаемое в обращение и находящееся в обращении на единой таможенной территории Таможенного союза топливо. ТР ТС 013/2011 устанавливает требования к топливу в целях обеспечения защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно его назначения, безопасности и энергетической эффективности.
Пунктом 3.2 статьи 3 ТР ТС 013/2011 установлено, при реализации автомобильного бензина и дизельного топлива продавец обязан предоставить потребителю информацию о наименовании и марке топлива, соответствии топлива требованиям ТР ТС. При розничной реализации автомобильного бензина и дизельного топлива информация о наименовании, марке топлива, в том числе об экологическом классе, должна быть размещена в местах, доступных для потребителей.
В силу пункта 4.4 статьи 4 ТР ТС дизельное топливо должно соответствовать требованиям, указанным в приложении 3 к ТР ТС.
Из содержания приложения N 3 "Требования к характеристикам дизельного топлива" к ТР ТС 013/2011 следует, что по характеристике "температура вспышки в закрытом тигле для летнего и межсезонного дизельного топлива класса К5" данная температура должна быть не ниже 55°С.
В соответствии с пунктом 4.1 статьи 4 ТР ТС 013/2011 автомобильный бензин должен соответствовать требованиям, указанным в приложении 2 к Техническому регламенту ТС.
Согласно приложению 2 "Требования к характеристикам автомобильного бензина" в отношении автомобильного бензина класса К5 массовая доля серы не должна превышать 10 мг/кг.
В целях установления единых требований по контролю качества нефтепродуктов в организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность с нефтепродуктами, приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19.06.2003 N 231 утверждена Инструкция по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродуктообеспечения (далее - Инструкция N 231).
Пунктом 1.3 Инструкции N 231 предусмотрено, что требования Инструкции обязательны для применения организациями нефтепродуктообеспечения независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими технологические операции с нефтепродуктами по их приему, хранению, транспортированию и отпуску.
Из пункта 6.25 Инструкции N 231 также следует, что сохранение качества нефтепродуктов на АЗС обеспечивается, в том числе за счет: проведения не реже 1 раза в месяц, а также немедленно в случае поступившей жалобы на качество отпускаемых нефтепродуктов, лабораторных испытаний реализуемого нефтепродукта в объеме контрольного анализа.
Из оспариваемого постановления усматривается, что Обществу вменяется реализация на автозаправочной станции по адресу: Владимирская область, Меленковский район, с. Бутылицы дизельное топливо ЕВРО, межсезонное, сорта Е, экологического класса К5 ДТ-Е-К5, бензин неэтилированный марки АИ-95-К5 по ГОСТ 32513-2013, не соответствующие установленным требованиям по показателю "температура вспышки в закрытом тигле" и "массовая доля серы".
Так согласно протоколам испытаний от 20.12.2019 N 2632/9-5нп, 297/9-5нп, экспертным заключениям от 23.12.2019 N 495, N 496 в исследуемом образце топлива дизельного ЕВРО, межсезонного, сорт Е, экологического класса К5 (ДТ-Е-К5) температура вспышки в закрытом тигле составила 17°С, по результатам повторных испытаний - 18°С при норме не ниже 55°С; массовая доля серы составили по результатам первичных испытаний 33,0 мг/кг, по результатам повторных испытаний - 33,4 мг/кг (при норме не более 10,0 мг/кг), в образце бензин неэтилированный марки АИ-95-К5 фактические значения показателя "массовая доля серы" составили по результатам первичных испытаний 21,9 мг/кг, по результатам повторных испытаний - 19,6 мг/кг (при норме не более 10 мг/кг).
Факт совершения Обществом рассматриваемого административного правонарушения подтвержден протоколами испытаний от 20.12.2019 N 2632/9-5нп, N 2597/9-5нп, экспертными заключениями от 23.12.2019 N 495, N 496, протоколом об административном правонарушении от 20.01.2020 N 2-1464/203-ЮЛ и Обществом по существу не отрицается.
При таких обстоятельствах административный орган и суд первой инстанции сделали правильный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Имеющиеся в материалах дела документы, не свидетельствуют о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и признания совершенного правонарушения малозначительным, поскольку обстоятельства совершения Обществом административного правонарушения не свидетельствуют об их исключительности.
Согласно пункту 3 примечания к статье 14.43.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для исчисления размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2 или 3 настоящей статьи, используется сумма выручки правонарушителя, полученная от реализации топлива, являющегося объектом технического регулирования технического регламента Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту", на конкретном объекте, на котором установлен факт административного правонарушения.
Судом установлено, что размер административного штрафа рассчитывался административным органом исходя из суммы выручки от реализации моторного топлива на АЗС за 2018 год, которая составила 4 778 618 рублей.
Между тем такой расчет противоречит указанным положениям пункта 3 примечания к статье 14.43.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку размер штрафа должен рассчитываться исходя из суммы выручки правонарушителя, полученной от реализации топлива, являющегося объектом технического регулирования технического регламента Таможенного союза.
Таким образом, поскольку административным органом были выявлены нарушения при реализации именно дизельного топлива и бензина марки АИ-95, суд первой инстанции правомерно указал, что сумма штрафа должна рассчитываться исходя из суммы выручки от реализации именно дизельного топлива и бензина марки АИ-95, в то время как несоответствие требований ТР ТС 013/2011 в части бензинового топлива марки АИ-92 административным органом выявлено не было.
Согласно материалам дела сумма выручки от реализации дизельного топлива и бензина марки АИ-95 за 2018 год составила 1 602 296 рублей 67 копеек.
Частью 4.5 статьи 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации топлива, не может превышать 3 процента суммы выручки от реализации топлива за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации топлива в предшествующем календарном году.
Таким образом, законодателем определен предельный максимальный размер штрафа, подлежащий взысканию за совершение правонарушений, санкции за которые исчисляются из суммы выручки правонарушителя от реализации топлива, и минимальный размер штрафа, предусмотренный конкретной статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не может его превышать.
Иное, а именно наложение штрафа по части 2 статьи 14.43.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере 500 000 рублей во всех случаях без учета требований части 4.5 статьи 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не обеспечивает индивидуальный подход к определению размера административного штрафа исходя из размера выручки правонарушителя.
В связи с этим, установленный санкцией части 2 статьи 14.43.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях минимальный размер штрафа в размере 500 000 рублей подлежит применению лишь в случае, если такой размер не превышает 3 процента суммы выручки правонарушителя от реализации топлива за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации топлива в предшествующем календарном году.
Поскольку сумма выручки Общества от реализации топлива за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, судом определена и решение суда первой инстанции принято с учетом требований части 4.5 статьи 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав и оценив обстоятельства совершенного Обществом правонарушения, степень его вины, суд первой инстанции не нашел оснований для замены наказания на предупреждение.
Оснований для переоценки данного вывода суд апелляционной инстанции не установил.
Таким образом, Арбитражный суд Владимирской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 08.09.2020 по делу N А11-1454/2020 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Центрального межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-1454/2020
Истец: ООО "ДААРИЯ"
Ответчик: Центральное межрегиональное территориальное управление Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии Территориальный отдел по Владимирской области