г. Владивосток |
|
05 ноября 2020 г. |
Дело N А24-1340/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 ноября 2020 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Понуровской,
судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Е.Филипповой,
рассмотрев открытом в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации,
апелляционное производство N 05АП-6099/2020,
на решение от 12.08.2020
судьи М.В. Карпачева
по делу N А24-1340/2020 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПК Синтез" (ИНН 4105044813, ОГРН 1154177001164)
к Министерству природных ресурсов и экологии Камчатского края (ИНН 4101120894, ОГРН 1074101008134),
третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284),
о признании незаконным отказа о включении участка недр "Тихореченский" в перечень участков недр местного значения Камчатского края для целей недропользования, оформленного письмом от 04.03.2020 N 26.02/802,
при участии:
от Министерства обороны Российской Федерации: до перерыва - Дю У.В. (участие онлайн) по доверенности от 04.12.2018 сроком действия до 27.11.2020, диплом (регистрационный номер 129-13), паспорт;
от ООО "ПК Синтез": Радаев В.С. по доверенности от 06.03.2020 сроком действия на 3 года, диплом (регистрационный номер 1433/74), паспорт;
от Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края: не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ПК Синтез" (далее - заявитель, ООО "ПК Синтез", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края (далее - административный ответчик, Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края, министерство) о включении участка недр "Тихореченский" в перечень участков недр местного значения Камчатского края в целях поиска и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых (песчано-гравийная смесь), оформленного письмом от 04.03.2020 N 26.02/802.
Определением от 18.05.2020 к участию в деле в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено Министерство обороны Российской Федерации (далее - третье лицо, МО РФ).
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 12.08.2020 заявленные требования удовлетворены: суд признал незаконным отказ Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края, оформленный письмом от 04.03.2020 N 26.02/802, как несоответствующий законодательству о недропользовании. В качестве способа восстановления нарушенного права Общества суд обязал Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Также с Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края в пользу ООО "ПК Синтез" взыскано 3.000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, третье лицо обратилось в суд с апелляционной жалобой на решение суда первой инстанции от 12.08.2020. Податель апелляционной жалобы считает решение арбитражного суда незаконным и необоснованным, подлежащим отмене. Министерство обороны настаивает на том, что оспариваемый ООО "ПК Синтез" отказ министерства, изложенный в письме от 04.03.2020 N 16.02/802, не может нарушать прав и законных интересов общества, поскольку из Приказа Роснедр от 15.06.2012 N 687 не следует, что перечень участков недр местного значения разрабатывается и формируется министерством по заявкам заинтересованных лиц. Таким образом, по мнению третьего лица, в спорной ситуации Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края действовало в соответствии с прямым указанием законодательной нормы, противоправных действий со стороны административного ответчика допущено не было. Кроме того, указывает, что участок недр "Тихореченский" расположен в непосредственной близости (600 метров) от объекта военной инфраструктуры, используемого Вооруженными силами РФ, и его разработка может негативно повлиять на безопасность указанного объекта.
Извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания административный ответчик явку своих представителей в суд не обеспечил. С учетом мнения представителей сторон жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие министерства по имеющимся в материалах дела документам.
Представитель МО РФ в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель Общества в судебном заседании и по тексту представленного в материалы дела письменного отзыва на доводы апелляционной жалобы возразил. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению.
В судебном заседании 22.10.2020 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 29.10.2020 до 15 час. 40 мин. Вынесено протокольное определение. После перерыва заседание суда продолжено. Об объявлении перерыва стороны уведомлены путем размещения на сайте Пятого арбитражного апелляционного суда (www.5aas.arbitr.ru) и на доске объявлений в здании суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
После перерыва представитель Общества поддержал ранее озвученную позицию, представил дополнительный отзыв на апелляционную жалобу.
Из материалов дела коллегией установлено следующее:
ООО "ПК Синтез" обратилось в Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края с заявлениями исх. N 18-У от 27.02.2019 и N 19-У от 04.03.2019 о включении участка в перечень участков недр местного значения Камчатского края для геологического изучения в целях поиска и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых (песчано-гравийная смесь), расположенного в Елизовском районе Камчатского края. К заявлениям приложены копия каталога географических координат земельного участка, письмо Камчатнедра исх. N 07-37/201 от 27.02.2019.
Письмом от 04.03.2020 министерство проинформировало заявителя о невозможности включения спорного участка недр "Тихореченский" в перечень участков недр местного значения Камчатского края. Основанием для принятия указанного решения послужила информация Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации о том, что участок недр "Тихореченский" расположен в непосредственной близости от объекта военной инфраструктуры, используемого Вооруженными силами Российской Федерации, и его разработка может негативно повлиять на безопасность указанного объекта.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд первой инстанции руководствовался тем, что оспариваемый отказ министерства является немотивированным, необоснованным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установление одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Регулирование отношений в сфере природопользования на территории Камчатского края определено Законом Камчатского края от 19.09.2008 N 127 "О полномочиях органов государственной власти Камчатского края в сфере природопользования", согласно которому уполномоченным органом исполнительной власти Камчатского края в сфере управления природными ресурсами является Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края.
Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон "О недрах") определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях, к которым относится подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами (п. 7.1 ст. 4 названного закона).
Подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения в отношении участков недр местного значения осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами. Порядок подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения или отказа в согласовании указанных перечней устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр (ст. 2.3 Закона "О недрах").
Приказом Роснедр от 15.06.2012 N 687 утвержден Порядок подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения или отказа в согласовании таких перечней.
Проанализировав данный нормативный акт, суд апелляционной инстанции между тем не установил, что из него не следует, что перечень участков недр местного значения разрабатывается и формируется по заявкам заинтересованных лиц.
Аналогичная правовая позиция приведена Верховным Судом РФ в определении от 08.06.2017 N 309-КГ17-5914 по делу N А60-17907/2016.
Какой либо иной нормативный акт, в том числе, принятый в Камчатском крае, которым был бы регламентирован, определён, императивно закреплен порядок формирования перечня участков недр местного значения. отсутствует.
В связи с чем, при разрешении вопроса о порядке, сроках и полномочиях по формированию перечня участков недр местного значения Министерством природных ресурсов и экологии Камчатского края надлежит руководствоваться общими положениями Приказа Роснедр от 15.06.2012 N 687.
Согласно части 2 статьи 2.3 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Порядка подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения или отказа в согласовании таких перечней, утвержденного Приказом Роснедр от 15.06.2012 N 687, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относится подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.
Согласно подпунктами 1, 2 пункта 4 Порядка N 687 перечень участков недр местного значения в отношении каждого из содержащихся в нем участков недр местного значения должен включать сведения о наименовании участка недр, местоположении, географических координатах и площади участка недр, сведения о виде пользования недрами и виде общераспространенного полезного ископаемого, в отношении которого будет осуществляться геологическое изучение и (или) разведка и добыча полезных ископаемых.
При этом в соответствии с пункта 5 Порядка N 687 орган государственной власти субъекта Российской Федерации формирует проект перечня участков недр местного значения по форме, приведенной в приложении к Порядку, согласно которой в проект перечня также включается вид пользования недрами.
Ныне действующая с 20.11.2018 редакция пункта 5 Порядка N 687 предусматривает необходимость органам государственной власти субъекта Российской Федерации направлять запросы в Министерство обороны Российской Федерации и Федеральную службу безопасности Российской Федерации, для получения сведений о наличии или отсутствии земельных участков из состава земель обороны, безопасности в границах участков недр местного значения, планируемых к включению в перечень участков недр местного значения.
Совокупный анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что решение вопроса об отнесении того или иного участка земли к категории недр местного значения с последующим внесением его в соответствующий перечень является безусловной и исключительной прерогативой органа государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом, решение данного вопроса законодательно не поставлено в зависимость от волеизъявления конкретных лиц, заинтересованности потенциальных пользователей такими недрами.
По мнению суда апелляционной инстанции, в спорной ситуации, в отсутствие на территории Камчатского края нормативного акта, регламентирующего порядок формирования проекта перечня участков недр местного значения, Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края действует самостоятельно, в первую очередь исходя из принципа баланса интересов государства и частных лиц.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 28.02.2018 N 283-О, проверяя на соответствие Конституции Российской Федерации пункт 1 части 1 статьи 2.3., пункта 7.1 статьи 4, статей 11, 12, 16, 20 Закона о недрах, указал следующее. Закон Российской Федерации "О недрах", определяя, как указано в его преамбуле, правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр. С учетом природных характеристик участков недр, а также целей использования федеральный законодатель разграничивает их на участки недр федерального и местного значения. В частности, к участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые, подготовка и утверждение перечней которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами (статьи 2.1, 2.3 и 4). Названным Законом Российской Федерации установлен разрешительный режим пользования недрами: предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Интересы государства как собственника недр обеспечиваются возможностью досрочного прекращения органами, предоставившими лицензию, права пользования недрами. При этом права пользователя недр гарантируются установленным порядком досрочного прекращения права пользования недрами, в случае несогласия пользователя недр с решением о прекращении права пользования недрами он может обжаловать его в судебном порядке (статьи 11, 12, 16, 20 и 21).
Данное регулирование обеспечивает рациональное использование и охрану природных ресурсов, находящихся в государственной собственности, и тем самым направлено на установление баланса публичных и частных интересов в сфере недропользования.
Как следует из материалов дела и установлено судом, при рассмотрении поступившей заявки от ООО "ПК Синтез" на включение предложенного им участка недр местного значения "Тихореченский" в Перечень участков недр местного значения, предоставляемых в пользование на территории Камчатского края, министерство направило, в том числе, в Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации запрос о возможностях и об условиях использования земельных участков "Тихореченский" и "Николаевский-127".
Судами установлено, что министерством принято во внимание письмо Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 07.11.2019 N 141/34642 в котором указано, что, поскольку земельный участок "Тихореченский" расположен в непосредственной близости от объекта военной инфраструктуры, используемого в интересах Вооруженных сил Российской Федерации и его разработка может негативно повлиять на безопасность указанного объекта, в связи с чем, по мнению МО РФ, включение участка недр "Тихореченский" в перечень участков недр местного значения Камчатского края не представляется возможным.
Действительно, как утверждает заявитель, нахождение спорного участка недр в границах земель обороны и безопасности документально не подтверждено. Вместе с тем, по мнению суда апелляционной инстанции, министерство не могло не принять во внимание информацию, полученную от МО РФ, не проанализировать ее и не дать соответствующую оценку.
Вместе с тем, как уже было отмечено судом выше, Из совокупного анализа положений Закона о недрах и Порядка N 687 не усматривается, что перечень участков недр местного значения разрабатывается и формируется министерством по заявкам заинтересованных лиц. Противное указывало бы на обязанность лица, представляющего собственника недр, подготавливать и формировать перечни участков недр местного значения без учета установленных принципов рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды, сохранения целевого использования земельных участков и т.п.
Оценив по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании доказательства в порядке, предусмотренном статьями 65, 66, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает правомерными действия министерства об отказе во включении участка недр местного значения "Тихореченский" в Перечень участков недр местного значения Камчатского края.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными только при условии, если оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, коллегия полагает, что оспариваемое в рамках настоящего спора решение министерства от 04.03.2020 не может нарушать права и интересы Общества в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, поскольку какими либо правами в отношении спорного участка заявитель не обладает, что подтверждается в том числе имеющейся у Общества лицензией на пользование недрами серии ПТР номер 05249.
В этой связи у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
В силу изложенного коллегия находит доводы апелляционной жалобы обоснованными и считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 12.08.2020 по делу N А24-1340/2020 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.В. Понуровская |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-1340/2020
Истец: ООО "ПК Синтез"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края
Третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, Представитель истца Радаев Виктор Сергеевич