г. Тула |
|
6 ноября 2020 г. |
Дело N А54-44/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.11.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.11.2020.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Большакова Д.В., судей Стахановой Н.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной В.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Рязанский региональный оператор" (г. Рязань, ОГРН 1166234069870, ИНН 6234160748) - Матрениной А.А. (доверенность от 14.10.2020), в отсутствие заинтересованного лица - государственного учреждения - Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (г. Рязань, ОГРН 1026201254980, ИНН 6228005751), извещенного надлежащего образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Рязанской области от 20.08.2020 по делу N А54-44/2020 (судья Стрельникова И.А.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Рязанский региональный оператор" (далее - ООО "Рязанский региональный оператор", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к государственному учреждению - Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС, фонд, региональное отделение) о признании недействительным решения от 25.11.2019 N 798 о привлечении страхователя к ответственности за совершения нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 20.08.2020 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФСС обжаловал его в апелляционном порядке.
Общество возражало против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Фонд в судебное заседание представителя не направил, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ООО "Рязанский региональный оператор" зарегистрировано в Рязанском региональном отделении Фонда социального страхования Российской Федерации 06.09.2019, регистрационный номер 6204032999.
Региональным отделением 15.10.2019 в отношении общества проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации по установленному тарифу с учетом установленной скидки (надбавки), а также правомерности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения.
По результатам проверки фондом составлен акт камеральной проверки от 15.10.2019 N 4776 и вынесено решение от 25.11.2019 N 798 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которым общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 26.29 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в виде штрафа в размере 48 213 руб. 55 коп., обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации, образовавшуюся за период с 01.01.2019 по 30.06.2019, в размере 241 067 руб. 75 коп., начислены пени по состоянию на 30.06.2019 в размере 1886 руб. 44 коп.
Общество, полагая, что решение ФСС является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
На основании части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 3 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 17 Закона N 125-ФЗ страхователи обязаны в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
В пункте 1 статьи 22 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.
На основании статьи 21 Закона N 125-ФЗ страховые тарифы дифференцируются по классам профессионального риска, под которыми статья 3 названного Закона понимает уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователей.
Отнесение видов экономической деятельности к классу профессионального риска осуществляется в соответствии с Правилами отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 (далее - Правила N 713).
Пункт 8 Правил N 713 предусматривает, что экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Согласно пункту 9 Правил N 713 основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55 утвержден Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами (далее - Порядок N 55).
В силу пункта 2 Порядка N 55 основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил N 713.
Пунктом 3 Порядка N 55 предусмотрено, что для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к данному Порядку; справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к данному Порядку; копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства). Документы представляются на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 55 (в редакции, действующей с 26.02.2017) в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 данного Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Аналогичные положения содержит пункт 13 Правил N 713, согласно которому, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц.
При этом предусмотренное пунктом 5 Порядка N 55 право фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности и аналогичные положения пункта 13 Правил N 713 не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
Соответствующая правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926.
Из материалов дела следует, что ООО "Рязанский региональный оператор" в срок до 15.04.2019 не подтвердило основной вид экономической деятельности и не представило в фонд вышеуказанные документы.
В связи с этим заявителю 22.04.2019 установлен страховой тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 3,4%, что соответствует виду экономической деятельности общества "аренда и лизинг офисных машин и оборудования, включая вычислительную технику" (ОКВЭД 77.33), имеющему наиболее высокий класс профессионального риска (22 класс) из видов экономической деятельности заявителя, которые указаны в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Уведомлением от 22.04.2019 общество было извещено об установлении указанного тарифа.
В ходе судебного разбирательства заявитель пояснил, что 05.04.2019 обществом через уполномоченного представителя в региональное отделение были направлены необходимые документы, подтверждающие основной вид экономической деятельности по коду ОКВЭД 38.22 "Обработка и утилизация опасных отходов", в том числе по данным ЕГРЮЛ, соответствующий 2-му классу профессионального риска видов экономической деятельности, для дальнейшего применения к обществу соответствующего тарифа страхового взноса на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,3%. Однако сотрудник ФСС вышеуказанные документы у общества не принял, устно пояснив, что необходимость в их представлении, в случае если основной вид экономической деятельности страхователя не менялся, отсутствует. Повторно данные документы были представлены в фонд по почте письмом (от 23.08.2019 исх. N 41) в связи с отсутствием документальных доказательств их первоначального представления. Согласно вышеуказанным документам основным видом деятельности общества является "Обработка и утилизация опасных отходов" (код ОКВЭД 38.22). Этот вид деятельности осуществлялся обществом и ранее, что подтверждается документами, направленными обществом за предыдущие периоды (2017-2018 годы) в ФСС в целях подтверждения основного вида экономической деятельности. Начиная с 2017 года, общество не меняло основной вид осуществляемой деятельности. Вместе с тем, фонд данные документы во внимание не принял и оставил их без рассмотрения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе определениях от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О. Виды деятельности плательщика - организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют. Право фонда, установленное в пункте 5 Порядка N 55, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц.
Таким образом, по смыслу пункта 5 Порядка N 55, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 данного Порядка, и после установления фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом. Отказ фонда может быть обжалован в суд; бремя доказывания в суде обоснованности заявленного тарифа, в силу части 1 статьи 65 АПК РФ, лежит на заинтересованном лице - на страхователе. Иной подход противоречит принципу дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска осуществляемых видов экономической деятельности.
Данный правовой подход выражен Верховным Судом Российской Федерации в определении от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что после установления ФСС размера страхового тарифа ООО "Рязанский региональный оператор" обращалось в фонд с заявлением о его пересмотре и документами, необходимыми для установления страхового тарифа на 2019 год, исходя из фактически осуществляемой деятельности. Однако фондом тариф пересмотрен не был, соответствующие изменения не внесены.
Доказательств того, что фонд располагал информацией о том, что общество фактически осуществляло деятельность "аренда и лизинг офисных машин и оборудования, включая вычислительную технику" (ОКВЭД 77.33), относящуюся к более высокому классу профессионального риска, в дело не представлено.
Из материалов дела следует, что основным видом экономической деятельности общества является обработка и утилизация опасных отходов (ОКВЭД 38.22), который в период с 2017 года по 2019 год не изменялся. Об этом свидетельствуют представленные устав общества, лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (срок действия: бессрочно), договоры, универсальные передаточные документы, акты оказания услуг по обработке и утилизации отходов и др. (т. 1 л.д. 54-67, т. 2, л.д. 16-148, т. 3 л.д. 1-77). Доводов, подтвержденных достаточными, допустимыми, достоверными доказательствами, опровергающих обоснованность заявленного обществом тарифа, фондом не приведено.
При этом суд апелляционной инстанции находит несостоятельной ссылку заявителя жалобы на то, что ООО "Рязанский региональный оператор" не было оспорено уведомление от 22.04.2019, в котором сообщалось о том, что обществу в соответствии с заявленным основным видом экономической деятельности "аренда и лизинг офисных машин и оборудования, включая вычислительную технику" определен 22 класс профессионального риска, что соответствует страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 3,40 процентов к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров и включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Данное обстоятельство не влияет на закрепленное в статье 26.21 Закона N 125-ФЗ и статье 198 АПК РФ право общества на обращение с заявлением о признании недействительным решения территориального органа страховщика о привлечении страхователя к ответственности за совершения нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в арбитражный суд, который в силу части 4 статьи 200 АПК РФ осуществляет проверку оспариваемого акта на соответствие его закону или иному нормативному правовому акту.
С учетом изложенного, судебная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о недействительности оспариваемого решения ФСС от 25.11.2019 N 798.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 20.08.2020 по делу N А54-44/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Д.В. Большаков |
Судьи |
В.Н. Стаханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-44/2020
Истец: ООО "Рязанский региональный оператор"
Ответчик: ГУ РЯЗАНСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ