город Ростов-на-Дону |
|
06 ноября 2020 г. |
дело N А32-16891/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 ноября 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Пименова С.В., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лион"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.09.2020 по делу N А32-16891/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лион"
к Краснодарской таможне
об оспаривании постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Лион" (далее - ООО "Лион") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарской таможне об оспаривании постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10309000-686/2020 от 25.03.2020.
Решением от 16.09.2020 Арбитражный суд Краснодарского края отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Лион" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что на момент возникновения задолженности по контракту DE-02-17 от 12.12.2017, по контракту JN-02-18 от 09.01.2018 существовала значительная переплата, сторонами были заключены акты зачета, в том числе по контракту DE-02-17 от 12.12.2017 на сумму 28 436,43 долларов США, при этом требования NAMAL DIS TACARET ANONIM SIRKETI, которые были зачтены в счет исполнения обязательств по контракту DE-02-17 от 12.12.2017, возникли из перечисления NAMAL DIS TACARET ANONIM SIRKETI денежных средств ООО "Лион" на счет в уполномоченном банке и в той же валюте. Кроме того, судом первой инстанции не учтено, что с 12.04.2020 Федеральным законом от 01.04.2020 N 72-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 15.25 и 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", административная ответственность за административные правонарушения, предусмотренные частями 4.4.1 и 5 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена в виде предупреждения.
В отзыве на апелляционную жалобу Краснодарская таможня просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители общества с ограниченной ответственностью "Лион" и Краснодарской таможни в судебное заседание не явились, таможенный орган направил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своих представителей, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке части 2 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, ООО "Лион", Россия, ("Продавец") заключен контракт от 12.12.2017 N DE-02-17 с фирмой-нерезидентом "NAMAL ITHALAT IHRACAT-SERHAT MERIC NAMAL", Турция, ("Покупатель").
В соответствии с условиями контракта Продавец обязуется продать, а Покупатель принять и оплатить 3 700 (Три тысячи семьсот) МТ, отклонение по весу не более +/- 5% метрических тонн просо, происхождение Россия, урожая 2017 г., именуемое далее "Товар". Валюта контракта - Доллар США. Общая сумма контракта 477 300,00 долларов США. Пунктом 11 "Другие условия" подпунктом 11.7 контракта от 12.12.2017 N DE-02-17 установлено, что "Настоящий Договор вступает в силу, когда Покупатель и Продавец подписали этот Контракт и действует до полного исполнения обязательств по данному Контракту". Дата завершения обязательств по контракту 28.02.2018.
По заключенному контракту от 12.12.2017 N DE-02-17 в уполномоченном банке - ПАО АКБ "Авангард" ООО "Лион" осуществило постановку контракта на учет и уполномоченным банком был присвоен уникальный номер контракта N 17120001/1000/0084/1/1 (далее - УНК).
В соответствии с пунктом 2 "Доставка и условия", подпунктом 2.1 контракта от 12.12.2017 N DE-02-17 установлено, что "Продавец обязан доставить товар на условиях поставки: ФОБ Порт Темрюк Россия в соответствии с ИНКОТЕРМС 2010".
Пунктом 6 "Условия поставки", подпунктом 6.1 контракта от 12.12.2017 N DE-02-17 установлено, что "Поставка Товара осуществляется на условиях и в соответствии с правилами ИНКОТЕРМС (в редакции 2010)", подпунктом 6.2 контракта от 12.12.2017 N DE-02-17 установлено, что "Право собственности на товар, а также риск случайной гибели или повреждения Товара переходят от Продавца к Покупателю с момента его поставки, определяемого в соответствии с применимым термином ИНКОТЕРМС (в редакции 2010)", подпунктом 6.4 контракта от 12.12.2017 N DE-02-17 установлено, что "Дата отгрузки и получения Товара автотранспортом определяются согласно транспортной накладной", подпунктом 6.5 контракта от 12.12.2017 N DE-02-17 установлено, что "Дата отгрузки и получения Товара морским транспортом определяются согласно морской накладной или коносаменту".
Пунктом 7 "Сроки и условия оплаты", подпунктом 7.1 контракта от 12.12.2017 N DE-02-17 установлено, что "Оплата товара по этому Контракту осуществляется в Долларах США следующим образом", подпунктом 7.2 контракта от 12.12.2017 N DE-02-17 установлено, что "Оплата третьими лицами разрешена", подпунктом 7.3 контракта от 12.12.2017 N DE-02-17 установлено, что "Оплата производится банковским переводом согласно выставленному коммерческому инвойсу, направленному по факсу или по электронной почте, на условиях: платеж в размере 322 500,00 (Триста двадцать две тысячи пятьсот долларов 00 центов) Долларов США - предоплата за поставляемую партию Товара производится после представления коммерческого инвойса и контракта страховки в течение 3 дней. Платеж в размере 154 800, 00 (Сто пятьсот четыре тысячи долларов 00 центов) Долларов США - оплата в течение 48 часов после представления скан копии или копии факса товарно-транспортных накладных. Если Продавец не доставляет партию товара к дате истечения срока, он обязан возвратить полученный авансовый платеж плюс 5% от этой суммы Покупателю в течение трех банковских рабочих дней. Если Покупатель не оплатит остаток стоимости поставленного товара в течение 48 часов, судно не будет выпущено из порта Темрюк до получения полной оплаты"; подпунктом 7.4 контракта от 12.12.2017 N DE-02-17 установлено, что "Компания Покупатель страхует авансовый платеж в любой страховой компании по своему выбору, при этом Компания Продавец должна представить все необходимые документы для оформления страховки".
В соответствии с пунктом 9 "Ответственность сторон", подпунктом 9.1 контракта от 12.12.2017 N DE-02-17 установлено, что "В случае нарушения условий настоящего Контракта стороны несут ответственность, установленную настоящим контрактом и действующим международным законодательством. Возмещению подлежат убытки в виде реального ущерба и упущенной выгоды. Убытки сторон подлежат возмещению сверх уплаченных штрафных санкций. Бремя доказывания убытков лежит на потерпевшей стороне", подпунктом 9.2 контракта от 12.12.2017 N DE-02-17 установлено, что "В случае несвоевременной оплаты Покупатель выплачивает штрафные санкции за каждый просроченный день Продавцу в размере 0.1% от суммы Товара. Датой оплаты считать дату списания денежных средств с расчетного счета Покупателя", подпунктом 9.3 контракта от 12.12.2017 N DE-02-17 установлено, что "В случае несвоевременной отгрузки Продавец выплачивает штрафные санкции за каждый просроченный день Покупателю в размере 0,1 % ежедневно от суммы непоставленного Товара".
Пунктом 13 "Законодательство и арбитраж", подпунктом 13.1 контракта от 12.12.2017 N DE-02-17 установлено, что "Все споры, возникающие в рамках действующего договора, стороны должны решить с помощью переговоров", подпунктом 13.2 контракта от 12.12.2017 N DE-02-17 установлено, что "В случае, если стороны не могут прийти к соглашению, все споры и разногласия подлежат окончательному урегулированию в соответствии с Правилами примирения и арбитража Международного арбитражного суда по месту юридической регистрации Покупателя и Продавца", подпунктом 13.3 контракта от 12.12.2017 N DE-02-17 установлено, что "Арбитражное решение является окончательным и обязательным для обеих сторон".
В рамках исполнения обязательств по контракту ООО "Лион" задекларирован и отправлен на экспорт товар по декларации на товары (далее - ДТ) N 10309150/280118/0000184 на общую сумму 328 262,43 долларов США.
Согласно данным раздела III "Сведения о подтверждающих документах" ведомости банковского контроля по УНК N 17120001/1000/0084/1/1 (исх. ПАО АКБ "Авангард" от 26.12.2019 N 101/97461) ООО "Лион" осуществлен вывоз товаров с территории Российской Федерации на общую сумму 328 262,43 долларов США.
В соответствии с данными раздела II "Сведения о платежах" ведомости банковского контроля по УНК N 17120001/1000/0084/1/1 (исх. ПАО АКБ "Авангард" от 26.12.2019 N 101/97461) оплата за вывезенный по ДТ N 10309150/280118/0000184 товар поступила на счет ООО "Лион" на общую сумму 299 826,00 долларов США, а именно:
- 22.12.2017 на сумму 239 963,00 долларов США,
- 09.01.2018 на сумму 34 963,00 долларов США,
- 09.01.2018 на сумму 24 900,00 долларов США.
Таким образом, ООО "Лион" получено от инопартнера на свой банковский счет в уполномоченном банке денежных средств на 28 463,43 долларов США меньше, чем отправлено товара.
Согласно подпункту 6.7 главы 6 "Снятие с учета контрактов (кредитных договоров)" Инструкции N 181-И 17.10.2018 контракт от 12.12.2017 N DE-02-17 уполномоченным банком ПАО АКБ "Авангард" снят с учета.
Согласно подпункту 7.2 пункта 7 контракта от 12.12.2017 N DE-02-17 оплата производится банковским переводом согласно выставленному коммерческому инвойсу, направленному по факсу или по электронной почте, на условиях: платеж в размере 322 500,00 (Триста двадцать две тысячи пятьсот долларов 00 центов) Долларов США - предоплата за поставляемую партию Товара производится после представления коммерческого инвойса и контракта страховки в течение 3 дней. Платеж в размере 154 800, 00 (Сто пятьсот четыре тысячи долларов 00 центов) Долларов США - оплата в течение 48 часов после представления скан копии или копии факса товарно-транспортных накладных.
Однако конкретный срок для оплаты товара на общую сумму 28 436,43 долларов США в контракте от 12.12.2017 N DE-02-17 установить не представляется возможным в виду отсутствия в материалах дела коммерческих инвойсов с проставленными датами их представления, скан копий или копий факса товарно-транспортных накладных с проставленными датами их представления, контрактов страховки, а также конкретно прописанных сроков для оплаты уже поставленного товара.
Согласно пункту 6 статьи 4 Федерального закона N 173-ФЗ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.
Следовательно, обязанность обеспечить получение от нерезидента на свой банковский счет в уполномоченном банке денежных средств за отправленный на экспорт товар на сумму 28 436,43 долларов США для ООО "Лион" наступает до окончания срока действия контракта.
Согласно сведениям раздела I "Учетная информация" подпункта 6 "Дата завершения исполнения обязательств по контракту" пункта 3 "Общие сведения о контракте" ведомости банковского контроля по УНК N 17120001/1000/0084/1/1 указана дата завершения исполнения обязательств по контракту 29.06.2018.
Таким образом, ООО "Лион" должно было обеспечить получение от нерезидента на свой банковский счет в уполномоченном банке денежных средств за отправленный на экспорт товар на общую сумму 28 436,43 долларов США до 29.06.2018 включительно (дата завершения исполнения обязательств по контракту от 12.12.2017 N DE-02-17).
С целью выяснения всех обстоятельств дела, в адрес ООО "Лион" Краснодарской таможней неоднократно направлялись телеграммы о необходимости представления документов и дачи объяснения в рамках исполнения контракта от 12.12.2017 N DE-02-17 (исх. от 15.04.2019 N 23.4-60/08046, уведомление о вручении вх. от 18.04.2019 N 07274; исх. от 26.04.2019 N 23.4-60/09068, уведомление о вручении вх. от 29.04.2019 N 07869, исх. от 21.02.2020 N 23.4-110/03767, уведомление о вручении вх. от 25.02.2020 N 04000).
В ходе проведения проверки соблюдения требований валютного законодательства Российской Федерации спецификации, документы, продлевающие сроки действия контракта, претензионная переписка с инопартнером и прочее по контракту от 12.12.2017 N DE-02-17 в Краснодарскую таможню ООО "Лион" представлены не были.
Документы, касающиеся рассмотрения споров по настоящему Контракту в Арбитражном суде Краснодарского края, в Краснодарскую таможню в ходе проведения проверки ООО "Лион" не представлялись.
Законный представитель ООО "Лион" в ходе проведения проверки в Краснодарскую таможню не явился.
Получить объяснение от законного представителя ООО "Лион" не представляется возможным в связи с его не явкой для проведения проверки и для дачи объяснения по вопросу невыполнения ООО "Лион" в установленный срок обязанности по получению на свой банковский счет в уполномоченном банке иностранной валюты, причитающейся за переданные нерезиденту товары в рамках контракта от 12.12.2017 N DE-02-17, а также на составление протокола (телеграмма от 28.02.2020 N 23.4-110/04266, уведомление о вручении вх. от 02.03.2020 N 04579).
С учетом выявленных нарушений, уполномоченным должностным лицом Краснодарской таможни в отношении ООО "Лион" составлен протокол об административном правонарушении от 17.03.2020 N 10309000-686/2020 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая вышеизложенное, ООО "Лион" не проявило ту степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась в целях надлежащего соблюдения валютного законодательства при исполнении пункта 2 части 1 статьи 19 Федерального закона N 173-ФЗ.
Общество должно было обеспечить получение на свой банковский счет в уполномоченном банке денежных средств за отправленный фирме-нерезиденту "NAMAL ITHALAT IHRACAT-SERHAT MERIC NAMAL", (Турция), товар, на сумму 28 436,43 долларов США до 29.06.2018 включительно.
17.03.2020 по факту совершения ООО "Лион" административного правонарушения составлен протокол об административном правонарушении N 10309000-686/2020 в отсутствие законного представителя ООО "Лион", извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола путем направления телеграмм-извещений. Телеграммы не вручены в связи с отсутствием адресата.
В протоколе указано, что ООО "Лион" нарушило требования пункта 1 части 1 статьи 19 Федерального закона N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении начальником Краснодарской таможни вынесено постановление от 25.03.2020 N 10309000-686/2020 о привлечении ООО "Лион" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 3/4 от суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках, что составляет 1 338 428,11 рублей.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, ООО "Лион" обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, включая случаи, когда резидент не обеспечил получение причитающихся по внешнеторговому договору (контракту) иностранной валюты или валюты Российской Федерации в сроки, предусмотренные соответствующим внешнеторговым договором (контрактом), заключенным между резидентом и нерезидентом, на банковский счет финансового агента (фактора) - резидента в уполномоченном банке, если финансовый агент (фактор) - резидент не является уполномоченным банком, либо на корреспондентский счет соответствующего уполномоченного банка, если финансовый агент (фактор) - резидент является уполномоченным банком, в случае, если такому финансовому агенту (фактору) - резиденту было уступлено денежное требование иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся резиденту в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) за переданные нерезиденту товары, выполненные для него работы, оказанные ему услуги либо за переданные ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, либо невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся от нерезидента в соответствии с условиями договора займа.
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля устанавливаются Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ).
Согласно статье 25 Федерального закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 19 Федерального закона N 173-ФЗ при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми контрактами, обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных контрактов за переданные нерезидентам товары.
Согласно письму Генеральной прокуратуры РФ от 22.06.2006 47-13-06 частью 4 и частью 5 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность установлена за нарушение срока, а не только за сам факт незачисления валютной выручки или невозврат уплаченных денежных средств.
Поэтому в указанных случаях правонарушения являются оконченными в случае пропуска срока исполнения обязанности, независимо от ее исполнения в последующем, даже до момента составления протокола.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации, выступают публичные правоотношения по обеспечению реализации единой государственной валютной политики, устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации.
Объективную сторону образуют противоправные деяния (действия или бездействие) лиц (субъектов), осуществляемые в нарушение норм права, установленных валютным законодательством Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.
Субъективная сторона данного административного правонарушения выражается в том, какие меры предпринимались резидентом в целях исполнения возложенной на него обязанности.
Субъектом являются резиденты - лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и юридические лица.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в том числе протокола об административном правонарушении, денежные средства в размере 28 436,43 долл. США (валютная выручка) за товары, поставленные нерезиденту - компании "NAMAL DIS TICARET ANONIM SIRKETI", Турция, на основании контракта от 12.12.2017 N DE-02-17 в установленный контрактом срок - до 29.06.2018 на счет резидента ООО "Лион" не поступили.
Таким образом, наличие в действиях общества объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является доказанным.
ООО "Лион", будучи резидентом РФ, как лицо, поставившее товар иностранному контрагенту (нерезиденту) и не обеспечившее поступление валюты в счет оплаты товара в пределах установленного контрактом срока, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Имея возможность для обеспечения получения от нерезидента на свои банковские счета в уполномоченный банк валюты, причитающейся в соответствии с условиями заключенного контракта за поставленный товар, общество не приняло необходимых мер по соблюдению возложенной на него обязанности к установленному сроку.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы жалобы о том, что на момент возникновения задолженности по контракту DE-02-17 от 12.12.2017, по контракту JN-02-18 от 09.01.2018 существовала значительная переплата, сторонами были заключены акты зачета, в том числе по контракту DE-02-17 от 12.12.2017 на сумму 28 436,43 долларов США, при этом требования NAMAL DIS TACARET ANONIM SIRKETI которые были зачтены в счет исполнения обязательств по контракту DE-02-17 от 12.12.2017, возникли из перечисления NAMAL DIS TACARET ANONIM SIRKETI денежных средств ООО "Лион" на счет в уполномоченном банке и в той же валюте.
Названные обстоятельства не опровергают вину общества в совершении правонарушения.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с этой нормой права критерии виновности юридического лица означают необходимость оценки его фактического поведения как коллективного субъекта права, располагающего иными, нежели физическое лицо возможностями и условиями для реализации требований публичного порядка.
В материалах дела отсутствуют доказательства принятия обществом своевременных и адекватных мер в целях недопущения совершения правонарушения и обеспечения получения от контрагента денежных средств в пределах сроков, установленных контрактом с учетом дополнительных соглашений.
Так, ООО "Лион" могло, и обязано было до окончания установленного срока в соответствии с контрактом от 12.12.2017 N DE-02-17 (до 29.06.2018) обеспечить получение на свой банковский счет в уполномоченном банке денежных средств в размере 28 436,43 рублей, за переданные нерезиденту товары.
ООО "Лион", как на подготовительном этапе перед заключением контракта, так и в период его исполнения, не принято всех зависящих от него мер по исполнению обязанности, установленной пунктом 1 части 1 статьи 19 Федерального закона N 173-ФЗ, что привело к неполучению в установленный срок на счета резидента в уполномоченном банке денежных средств в размере 28 436,43 долл. США, причитающихся за переданный нерезиденту товар.
В частности, обществом не представлено доказательств включения в контракт специальных условий, стимулирующих произведение иностранным контрагентом своевременной оплаты, как и доказательств ведения как руководителем, так и конкурсными управляющими оперативной претензионной и судебной работы с целью получения денежных средств на счета общества.
ООО "Лион" на подготовительном этапе перед заключением контракта не были предприняты такие достаточные меры, как: выяснение правового статуса, финансового положения и деловой репутации контрагента; внесение в договор способа обеспечения исполнения обязательств (банковская гарантия, неустойка, поручительство, залог, задаток и т.д.), также не было предпринято своевременное внесение изменений в контрактные условия с целью надлежащего соблюдения валютного законодательства Российской Федерации - на стадии исполнения контрактных условий; применение платежа авансом (в форме предоплаты) и осуществление платежа перед получением товара; применение страхования коммерческих рисков.
Судом первой инстанции правомерно отклонены доводы относительно того, что с 12.04.2020 Федеральным законом от 01.04.2020 N 72-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 15.25 и 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", административная ответственность за административные правонарушения, предусмотренные частями 4.4.1 и 5 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена в виде предупреждения.
В силу части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное правонарушение, совершенное обществом (резидентом), посягает на установленный и охраняемый государством порядок правоотношений в сфере валютного регулирования и валютного контроля, который должен носить устойчивый характер, соблюдение его является обязанностью каждого участника правоотношений в названной сфере.
В силу Закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ объектом охраны являются интересы государства в реализации единой государственной валютной политики, обеспечении устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка.
При этом, общество не признало вину в совершении вменяемого правонарушения, что свидетельствует о пренебрежительном отношении к исполнению публично-правовых обязанностей в части принятия исчерпывающего перечня мер к возврату в РФ денежных средств, уплаченных по внешнеторговому контракту.
Обществом не представлено доказательств наличия исключительных обстоятельств совершения правонарушения.
Суд приходит к выводу, что назначенное обществу наказание не может быть заменено на предупреждение, поскольку в данном случае цель административного наказания не будет достигнута.
В данном случае наличие угрозы государственной безопасности подтверждается фактом длительного (более года) неисполнения обязанности по возврату денежных средств.
Судом также не установлено оснований для снижения установленного административным органом размера штрафа, назначенного с учетом положений ст. ст. 4.1, 4.2, 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица не позволяют ему выплатить назначенный административный штраф.
Также в деле отсутствуют доказательства того, что взыскание штрафа в установленном размере повлечет для общества необратимые последствия, в том числе может привести к несостоятельности (банкротству) и невозможности осуществления хозяйственной деятельности.
Кроме того, судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о том, что наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и влечет необоснованное ограничение прав юридического лица.
Учитывая характер совершенного правонарушения, а также степень вины правонарушителя, суд считает, что назначенное административным органом наказание в виде штрафа в размере 3/4 от суммы денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, что составляет 1 338 428,11 рублей, соответствует цели предупреждения совершения новых правонарушений.
Основания для признания допущенного правонарушения малозначительным отсутствуют с учетом важности охраняемых отношений и пренебрежительного отношения общества к исполнению публично-правовой обязанности.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованном судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Произведя их оценку с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении требований общества.
Таким образом, решение суда от 16.09.2020 является законным и обоснованным. Основания для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.09.2020 по делу N А32-16891/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-16891/2020
Истец: ООО "ЛИОН"
Ответчик: Краснодарская таможня