г. Пермь |
|
06 ноября 2020 г. |
Дело N А60-30369/2020 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Борзенковой И. В.,
рассмотрел без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ПРОдвижение"
На мотивированное решение Арбитражного суда Свердловской области.
от 28 августа 2020 года, принятое в порядке упрощенного производства,
по делу N А60-30369/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ПРОдвижение" (ОГРН: 1126623014770, ИНН: 6623090814)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (ОГРН: 1056603541565, ИНН: 6670083677)
об оспаривании постановления от 11.06.2020 N 34/32,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ПРОдвижение" (далее - заявитель, общество, ООО "УК "ПРОдвижение") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г. Нижний Тагил, Пригородном, Верхнесалдинском районах, г. Нижняя Салда, г. Кировград и Невьянском районе (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора) о признании незаконным и отмене постановления от 11.06.2020 N 34/32 по делу об административном правонарушении, предусмотренным ч. 1 ст. 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде предупреждения.
Решением Арбитражного суда Свердловской области, принятым в порядке упрощенного производства, от 28.08.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ООО "УК "ПРОдвижение" приведены доводы о том, что включение спорных расходов в платежный документ произведено правомерно и соответствует положениям п. 121 (1), подп. "л" п. 69 Правил N 354. Положениями п. 121 (1) Правил N 354 прямо предусмотрено возмещение расходов исполнителя, связанных с введением ограничения, приостановлением и возобновлением предоставления коммунальной услуги потребителю-должнику, за счет потребителя, в отношении которого осуществлялись указанные действия, в размере, не превышающем 3 тыс. рублей в совокупности; а подп. "л" п. 69 Правил, в свою очередь, предусматривает возможность указания в платежном документа других сведений, подлежащих, в том числе в соответствии с настоящими Правилами включению в платежные документы. Ссылается на рассмотрение дела об административном правонарушении без участия общества, что лишило последнего возможности представить пояснения и документы в обоснование своей позиции. Отмечает, что сумма в размере 1 325,31 руб., включенная в квитанцию за январь 2020 г. за коммунальную услугу электроснабжение, являлась реальной задолженностью потребителя, обсчет не допущен; ее включение связано с прекращением агентского договора между ОАО "МСК Урала" и ООО "УК "ПРОдвижение", передачей агентом реестра задолженностей собственников МКД в адрес управляющей компании.
Заинтересованное лицо с жалобой не согласно по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова участвующих в деле лиц, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу (27.10.2020).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании обращения Бирюлина А. А. прокуратурой Дзержинского района города Нижний Тагил Свердловской области в отношении заявителя, осуществляющего функции по управлению домом N 55 по Ленинградскому проспекту г. Нижний Тагил, проведена проверка, по итогам которой вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 21.02.2020.
Материалы проверки направлены в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора для разрешения вопроса о привлечении общества к административной ответственности за неправомерное включение в квитанции расходов понесенных управляющей компанией на составление и вручение жителям квартиры уведомления о введении прекращения предоставления коммунальной услуги и указание в квитанциях за декабрь 2019 и январь 2020 г.г. сумм задолженностей в виде возмещения затрат по взысканию долга.
Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора 11.06.2020 вынесено постановление о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.7 КоАП РФ, в виде предупреждения.
Полагая привлечение к административной ответственности необоснованным и незаконным, заявитель обратился с заявлением в арбитражный суд.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия в действиях заявителя состава вмененного ему административного правонарушения, отсутствия существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, а также оснований для освобождения заявителя от административной ответственности.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Согласно ч. 1 ст. 14.7 КоАП РФ обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги) либо иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 8 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах) (часть 1). Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов РФ и родных языках народов РФ (часть 2).
Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ (часть 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей).
В силу п. 1 ч. 2 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Частью 3 статьи 154 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Правоотношения по предоставлению коммунальных услуг урегулированы Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом) не установлен иной срок представления платежных документов (пункт 67 Правил N 354).
Подпункт "д" пункта 32 Правил N 354 предусматривает, что исполнитель имеет право приостанавливать или ограничивать в порядке, установленном настоящими Правилами, подачу потребителю коммунальных ресурсов.
При этом, отключение при неоплате потребителем задолженности по коммунальной услуге - это право исполнителя, предусмотренное подпунктом "д" пункта 32 Правил предоставления коммунальных услуг, а возобновление предоставления коммунальных услуг - это его прямая обязанность при условии устранения причин отключения, предусмотренная пунктом 120 Правил предоставления коммунальных услуг.
В силу пункта 121(1) Правил расходы исполнителя, связанные с введением ограничения, приостановлением и возобновлением предоставления коммунальной услуги потребителю-должнику, подлежат возмещению за счет потребителя, в отношении которого осуществлялись указанные действия, в размере, не превышающем 3 тыс. рублей в совокупности.
Проведенной проверкой установлено, что в квитанции за декабрь 2019 года в отношении квартиры N 17 дома N 55 по Ленинградскому проспекту г. Нижний Тагил, ООО "УК "Продвижение" по строке "содержание общего имущества" (по графе "перерасчет") произведено доначисление платы в сумме 2500 руб. При этом, в самой квитанции какие-либо сведения, указывающие на основания доначисления платы не приведены.
В квитанции за январь 2020 года в отношении данного жилого помещения ООО "УК "Продвижение" включена строка "возмещение затрат по взысканию долга", по указанной строке произведены начисления платы в сумме 2500 руб.
Административным органом установлено, что в квитанциях за декабрь 2019 года и январь 2020 года (по строкам "содержание общего имущества" и по строке "возмещение затрат по взысканию долга", соответственно) начисление платы в сумме 2500 руб. произведено в качестве возмещения расходов за услугу, оказанную сторонней организацией (для ООО "УК "Продвижение") за составление и вручение жителям квартиры уведомления о введении прекращения предоставления коммунальной услуги.
Указанные действия квалифицированы заинтересованным лицом как обман потребителей, направленные на принуждение граждан произвести в пользу управляющей компании выплату денежных средств, не предусмотренных действующим законодательством. Выводы административного органа поддержаны судом первой инстанции.
Апелляционный суд по результатам повторной оценки представленных в материалы дела доказательств и установления юридически-значимых обстоятельств, оснований для удовлетворения жалобы ООО "УК "ПРОдвижение" о правомерности включения спорных сумм в расчетный листок, не усматривает, руководствуясь следующим.
Требования к оформлению платежного документа установлены в п. 69 Правил N 354.
Согласно данному пункту, в платежном документе указываются, в том числе: указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах) (подп. "в"); объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами (подп. "г"); объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды для случаев, предусмотренных настоящими Правилами, в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами (подп. "д"); общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) (подп. "е"); сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с: пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями; предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность; временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета; уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и настоящими Правилами; иными основаниями, установленными в настоящих Правилах (подп. "ж"); сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды (подп. "з"); другие сведения, подлежащие в соответствии с настоящими Правилами, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы (подп. "л").
Таким образом, приведенные нормы Правил N 354 содержат императивное требование размещать в платежном документе указанную в пункте 69 Правил N 354 информацию. Перечень подлежащей размещению в платежном документе информации является исчерпывающим.
Аргументы заявителя со ссылками на положения подп. "л" п. 69 Правил N 354 в их совокупном толковании с положениям п. 121(1) Правил, предусматривающих возмещение расходов исполнителя, связанных с введением ограничения, приостановлением и возобновлением предоставления коммунальной услуги потребителю-должнику, за счет потребителя, в отношении которого осуществлялись указанные действия, в размере, не превышающем 3 тыс. рублей в совокупности, отклонены апелляционным судом, как основанные на неверном толковании приводимых положений Правил N 354.
В силу вышеприведенных положений, включенная в платежные документы за декабрь 2019 года и январь 2020 года (по строкам "содержание общего имущества" и по строке "возмещение затрат по взысканию долга", соответственно) плата в сумме 2 500 руб. - в качестве возмещения расходов за услугу, оказанную сторонней организацией (для ООО "УК "Продвижение") за составление и вручение жителям квартиры уведомления о введении прекращения предоставления коммунальной услуги, не является ни платой за содержание и ремонт жилого помещения, ни платой за коммунальные услуги; ее включение в платежный документ действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации не предусмотрено.
Возмещение расходов, предусмотренных п. 121 (1) Правил N 354,в этой связи, должно осуществляться иными, не противоречащими действующему гражданскому законодательству, способами.
Таким образом, ООО "УК "ПРОдвижение" не вправе включать требования о погашении указанных расходов (за не имеющие потребительской ценности действия, которые не являются жилищно-коммунальными услугами, не являются размером определенных законом или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, неустоек, штрафов, пеней за нарушение потребителем условий такого договора) в платежный документ, то есть производить дополнительные начисления платы в платежном документе по данному основанию.
Кроме этого, в ходе проверки установлено, что в квитанции за январь 2020 года в отношении квартиры N 17 дома N 55 по Ленинградскому проспекту г. Нижний Тагил размер входящей задолженности (на 01.01.2020) составил - 4866,55 руб. (55,46 + 50 + 40 + 4721,09), а в квитанции за декабрь 2019 года размер задолженности на 31.12.2019 составил 3541,27 руб.
При этом, в платежном документе "УК "ПРОдвижение" какие-либо пояснения относительно причин образования указанной задолженности (несоответствии сумм задолженностей на конец декабря 2019 года и на начало января 2020 года) отсутствуют, что нарушает права потребителей на получение полной и исчерпывающей информации о предоставляемых услугах, о расчетах их стоимости, об образовании размера задолженности.
Установленные административным органом факты, подтверждаемые представленными в материалы дела доказательствами, свидетельствуют о совершении ООО "УК "ПРОдвижение" действий по обсчету, обману потребителей, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.7 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения исследован административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении.
Доказательств, подтверждающих принятие заявителем всех зависящих от него мер для выполнения требований действующего законодательства, а также доказательств невозможности их исполнения, в материалах дела не имеется.
Таким образом, в действиях заявителя имеется состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.7 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении общество извещено надлежащим образом; дело об административном правонарушении, как следует из постановления о назначении административного наказания, рассмотрено в присутствии представителя общества, а также с участием помощника прокурора Дзержинского района г. Нижний Тагил.
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ годичного срока давности привлечения к административной ответственности.
Обстоятельства, свидетельствующие о наличии предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ признаков малозначительности административного правонарушения, судом апелляционной инстанции не установлены.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно части 3 статьи 4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В силу ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.
Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Вид наказания обществу в виде предупреждения определен административным органом с учетом требований статьи 4.1.1 КоАП РФ.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В удовлетворении жалобы ООО "УК "ПРОдвижение" следует отказать.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 августа 2020 года по делу N А60-30369/2020, принятое в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-30369/2020
Истец: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ПРОДВИЖЕНИЕ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ