г. Саратов |
|
06 ноября 2020 г. |
Дело N А57-31149/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 ноября 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Землянниковой В.В., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Новиковой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Пробуждение"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 11 августа 2020 года по делу N А57-31149/2019 (судья Д.Р. Мамяшева)
по заявлению Товарищества собственников жилья "Пробуждение" (ИНН 6453119164, ОГРН 1116453008430, 410064, Саратовская область, г. Саратов, ул. им. Лебедева-Кумача В.И., д. 70Д)
к Государственной жилищной инспекции Саратовской области (ИНН 6452057998, ОГРН 1026402664353, 410012, Саратовская область, г.Саратов, ул.им.Челюскинцев, д. 114),
о признании незаконным предписания от 13.09.2019 N 314-06-05,
заинтересованные лица: Снежкова Елена Юрьевна (410033, г. Саратов, ул. Международная, д. 36, кв. 65), Куколева Дарья Игоревна (410033, г. Саратов, ул. Одесская д. N 24, кв. 81),
при участии в судебном заседании:
представителей Товарищества собственников жилья "Пробуждение" - Игнатьева Ю.Ф., действующего на основании доверенности от 30.08.2020 года, представлен диплом о высшем юридическом образовании, Гульчиной В.А., действующей на основании доверенности от 30.08.2020 года, представлен диплом о высшем юридическом образовании,
представителей Государственной жилищной инспекции Саратовской области - Ткаченко Л.Н., действующей на основании доверенности от 23.01.2020 года N 63-01-10, представлен диплом о высшем юридическом образовании, Денисовой О.А., действующей на основании доверенности от 05.11.2020 года N 1712-01-10,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось товарищество собственников жилья "Пробуждение" (далее - ТСЖ "Пробуждение", заявитель) с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Саратовской области (далее - ГЖИ Саратовской области, Инспекция, административный орган) от 13.09.2019 N 314-06-05.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Государственная жилищная инспекция Саратовской области, Снежкова Елена Юрьевна, Куколева Дарья Игоревна.
Решением от 11 августа 2020 года Арбитражный суд Саратовской области в удовлетворении заявленных требований отказал.
ТСЖ "Пробуждение" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
ГЖИ Саратовской области считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 09.10.2020, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участников процесса, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением от 12.08.2019 N 796 с целью рассмотрения обращения собственников нежилых помещений многоквартирного дома N70Д по ул. им.Лебедева-Кумача В.И. по вопросу начисление платы по статье "ОДН Электроэнергия" в декабре 2018 года, феврале 2019 года, марте 2019 года, Государственной жилищной инспекцией Саратовской области проведена внеплановая документарная проверка ТСЖ "Пробуждение", по результатам которой составлен акт от 13.09.2019 N 513-06-06.
В ходе проверки административным органом установлено начисление платы ТСЖ по вышеуказанному многоквартирному дому в декабре 2018 и феврале 2019 за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества многоквартирного дома (статья "ОДН Электроэнергия") произведено с нарушением требований части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, постановления Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 17.06.2016 N 25/3 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды на территории Саратовской области" (далее - Постановление от 17.06.2016 N 25/3), а именно: свыше норматива потребления коммунального ресурса для данного многоквартирного дома.
19 сентября 2019 года Инспекцией ТСЖ "Пробуждение" выдано предписание N 314-06-05, согласно которому заявителю надлежит в срок до 10.12.2019:
1. прекратить нарушение, указанное в пункте 1 предписания: статей 36, 156 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), постановления Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 17.06.2016 N 25/3 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды на территории Саратовской области";
2. собственникам помещений в многоквартирном доме N 70Д по ул. им. Лебедева-Кумача В.И. в г. Саратове произвести перерасчет платы по статье "ОДН Электроэнергия", начисленной декабре 2018 года, в феврале 2019 года за коммунальный ресурс электроэнергия, потребляемый в целях содержания общего имущества, начисление платы произвести исходя из норматива потребления данного коммунального ресурса.
ТСЖ "Пробуждение", полагая, что предписание от 13.09.2019 N 314-06-05 является незаконным, нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Суд первой инстанции установил, и заявитель жалобы не оспаривает, что предписание выдано Инспекцией в пределах полномочий, предоставленных ей законодательством.
В силу части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 2 статьи 154 упомянутого Кодекса структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Пункт 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ с 10.08.2017 действует в новой редакции, в соответствии с которой структура платы включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Из части 9.1 статьи 156 ЖК РФ в редакции, действующей до 10.08.2017, следует, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 9.1 статьи 156 ЖК РФ в редакции, действующей с 10.08.2017, плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании части 9.2 указанной статьи в редакции, действующей до 10.08.2017, размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом.
В силу частей 9 и 10 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30.03.2016 N 73-ФЗ) расходы на оплату горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, включаются в состав платы за содержание жилого помещения с 01.01.2017 и при первоначальном включении в плату этих расходов их размер не могут превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016.
После того как органы государственной власти установят нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах (не позднее 01.06.2017), размер расходов на оплату коммунальных ресурсов будет определяться исходя из таких нормативов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность не позднее 01.06.2017 утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений настоящего постановления (пункт 2).
До утверждения нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, но не позднее 01.06.2017, при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, применяются установленные субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016 нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (пункт 3).
Согласно пункту 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
С 01.01.2017 в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил N 354.
При первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016.
При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом. В случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Следовательно, с 01.01.2017 расходы на оплату электрической энергии, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме, включаются в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Вместе с этим Федеральным законом от 29.07.2017 N 258-ФЗ "О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в статьи 154 и 156 ЖК РФ.
Так, часть 9.2 статьи 156 ЖК РФ изложена в новой редакции, согласно которой размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Указанные изменения вступили в силу с 10.08.2017.
Таким образом, начиная с августа 2017 года определение размера расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения в МКД на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД возможно исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, но только в случае принятия на общем собрании собственников помещений в МКД соответствующего решения, наличие которого установлено требованиями ЖК РФ.
Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 17.06.2016 N 25/3 утверждены нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Саратовской области.
ТСЖ "Пробуждение" не оспаривает, что собственники помещений в МКД на общем собрании соответствующего решения принято не было.
Следовательно, расчет платы за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества многоквартирного дома необходимо производить исходя из норматива потребления коммунального ресурса, установленного для данного многоквартирного дома.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, указал, что судом установлено и из материалов дела следует, ТСЖ "Пробуждение" начисление платы по многоквартирному дому N 70Д по ул. им. Лебедева-Кумача В.Ц. в г.Саратове в декабре 2018 года, феврале 2019 года за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества многоквартирного дома (статья "ОДН Электроэнергия") произведено свыше норматива потребления коммунального ресурса для данного многоквартирного дома.
Однако на основании чего суд пришел к таким выводам, в решении не указано.
В силу пункта 2 части 4 статьи 170 АПК РФ в мотивировочной части решения должны быть указаны доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.
ТСЖ "Пробуждение" настаивает, что им в декабре 2018 года и феврале 2019 года плата за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества многоквартирного дома, рассчитана по нормативу потребления коммунального ресурса для данного многоквартирного дома.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, предписание об устранении нарушений представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение проверки, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций. Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием для привлечения граждан и юридических лиц к административной ответственности.
Требования, содержащиеся в предписании, должны быть реально исполнимы.
В силу пункта 7 части 2 статьи 16 Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в акте проверки указываются сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения.
Как указано выше, ТСЖ вменено начисление платы по многоквартирному дому в декабре 2018 года, феврале 2019 года за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества многоквартирного дома, свыше норматива потребления коммунального ресурса для данного многоквартирного дома.
При этом на основании чего административный орган пришел к такому выводу, ни акт проверки, ни предписание сведений не содержит. Не указано, какой норматив с учетом Постановления от 17.06.2016 N 25/3 подлежал применению для данного многоквартирного дома и как он рассчитан ГЖИ; так же не указано, какой норматив применен ТСЖ.
Какого либо расчета акт проверки так же не содержит. Отсутствуют сведения и о том, по какой формуле ГЖИ произведен расчет норматива потребления коммунального ресурса для данного многоквартирного дома, оборудован ли дом коллективным (общедомовым) прибором учета.
Суд первой инстанции указал, что им проверены представленные в материалы дела заявителем и ГЖИ расчеты. Расчет ГЖИ судом признан верным.
Однако в материалах дела имеется два расчета ГЖИ, содержащие разные сведения (т. 2, л.д. 15-20). Какой из них признан судом верным, и по каким мотивам, а так же по каким мотивам отклонен расчет, представленный ТСЖ, решение суда сведений не содержит.
При этом, как следует из данных расчетов и пояснений сторон, имеющихся в материалах дела, спор у сторон имеется не только по вопросу о примененном ТСЖ нормативе потребления коммунального ресурса для данного многоквартирного дома (N мкд), но и примененном нормативе потребления соответствующего вида коммунального ресурса в целях содержания общего имущества МКД за расчетный период (N одн), а так же общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме (Sоб), общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (Sои).
Однако в акте проверки не содержатся выводов о том, что ТСЖ неверно при исчислении спорной платы определены общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме (Sоб) и общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (Sои).
При этом не указано и то, из каких показателей N мкд, N одн, Sоб и Sои исходил при расчете административный орган.
С учетом вышеизложенного, поскольку акт проверки не содержит надлежащего описания нарушения, формулы расчетов, примененных Инспекцией показателей, каких либо расчетов административный орган в акте проверки не привел, ссылок на документы, подтверждающие нарушение, акт проверки так же не содержит, не возможно установить правомерность вменяемого Обществу нарушения.
При таких обстоятельствах, ТСЖ из акта проверки и выданного предписания не могло установить вменяемое ему нарушение и, следовательно, устранить его надлежащим образом.
Судебная коллегия отклоняет доводы административного органа, озвученные в судебном заседании, о том, что акт проверки не предусматривает описание нарушения и приведения каких либо расчетов, а о том, в чем именно выразилось нарушение ТСЖ могло узнать при взаимодействии с проверяющим, в силу следующего.
Изложение в акте проверки объективной стороны нарушения четко и ясно со ссылками на нормативные акты и доказательства, а не только его констатация, является для административного органа, проводящего проверку, обязательным.
Довод о том, что ТСЖ могло узнать о существе нарушения при взаимодействии с проверяющим, находится в прямом противоречии с процедурами контроля и направлены на прямое неисполнение Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", вступая в противоречие с проводимой государственной политикой на жесткую регламентацию контрольных мероприятий, обусловленную исключением коррупционной составляющей и иных мер неправового воздействия на хозяйствующих субъектов.
Как указано выше, ни акт проверки, ни предписание не содержат объективной стороны выявленного Инспекцией нарушения.
Неопределенность и неисполнимость оспариваемого предписания является самостоятельным основанием для признания его недействительным.
При этом уяснение смысла предписания невозможно даже в совокупности с актом проверки, поскольку в нем также отсутствует описание допущенного ТСЖ нарушения.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность (статья 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Следовательно, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи в порядке статьи 71 АПК РФ, доводы и возражения сторон, оспариваемое предписание, а так же материалы проверки, судебная коллегия пришла к выводу о том, что предписание Государственной жилищной инспекции Саратовской области по своему правовому содержанию не соответствует принципам конкретности и правовой определенности, не отвечает критерию исполнимости. Акт проверки не соответствует требованиям статьи 16 Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не содержит описания нарушения, кроме констатации начисление платы ТСЖ по вышеуказанному многоквартирному дому в декабре 2018 и феврале 2019 за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества многоквартирного дома, свыше норматива потребления коммунального ресурса для данного многоквартирного дома.
Пробелы проведенной Инспекцией проверки не могут быть устранены в ходе судебного рассмотрения настоящего дела, поскольку вмененные ТСЖ нарушения надлежащем образом в акте и предписании не отражены.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда первой инстанции и заявленные требования ТСЖ "Пробуждение" удовлетворить в полном объеме.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части положительного для заявителя решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" по смыслу норм статьи 110 АПК РФ вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины разрешается арбитражным судом по итогам рассмотрения дела, независимо от того, заявлено ли перед судом ходатайство о его разрешении.
Согласно пункту 3 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, уплачивается физическими лицами в размере 300 руб., организациями - 3 000 руб.
В соответствии с разъяснениями, изложенными пункте 34 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при обжаловании судебных актов по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ размеров.
ТСЖ в подтверждение уплаты государственной пошлины в сумме 3000 рублей за рассмотрение дела в суде первой инстанции представило платежное поручение N 120 от 23.12.2019 (т.1, л.д. 22). Однако данное платежное поручение не имеет отметки о списании денежных средств со счета, в связи с чем не может быть принято в качестве надлежащего доказательства уплаты государственной пошлины.
Платежным поручением от 02.09.2020 N 101 ТСЖ за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции уплачена государственная пошлина в сумме 1500 руб. Платежное поручение имеет сведения о списании денежных средств со счета, а так же подлинную отметку банка.
В связи с удовлетворением требований заявителя, с Государственной жилищной инспекции Саратовской области в пользу Товарищества собственников жилья "Пробуждение" подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанций в сумме 1500 руб.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 11 августа 2020 года по делу N А57-31149/2019 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Признать недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Саратовской области от 13.09.2019 N 314-06-05, вынесенное в отношении Товарищества собственников жилья "Пробуждение".
Взыскать с Государственной жилищной инспекции Саратовской области в пользу Товарищества собственников жилья "Пробуждение" судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1500 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-31149/2019
Истец: ТСЖ Пробуждение
Ответчик: ГЖИ СО
Третье лицо: Куколева Дарья Игоревна, Снежкова Елена Юрьевна