г. Чита |
|
06 ноября 2020 г. |
Дело N А19-2502/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 ноября 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Мациборы А.Е., судей Куклина О.А., Бушуевой Е.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Цыденовой Т.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Напитки Транссервис" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 18.08.2020 по делу N А19-2502/2020 по исковому заявлению акционерного общества "Федеральная Пассажирская Компания" (ОГРН 1097746772738 ИНН 7708709686; г. Москва ул. Маши Порываевой, 34) к обществу с ограниченной ответственностью "Напитки Транссервис" (ОГРН 1117746210647 ИНН 7731403375; адрес: 107140 г. Москва, Комсомольская площадь д. 4а, копр. 1) о взыскании 582 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Напитки Транссервис" с иском о взыскании неустойки по договорам аренды торговых и служебных площадей в вагонах-ресторанах АО "ФПК" N ФПК-18-153 от 30.04.2018 в размере 582 000 руб.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 18.08.2020 исковые требования удовлетворены.
Ответчик, не согласившись с принятым судебным актом, в апелляционной жалобе просит его отменить.
В обоснование доводов жалобы указывает, что истцом не представлены документы, обосновывающие принадлежность выявленного товара ненадлежащего качества ответчику. Ответчик передал товар надлежащего качества, что подтверждается соответствующими актами приема-передачи, подписанными истцом с указанием на отсутствие товаров ненадлежащего качества. Обнаруженный при проверке товар мог быть передан от ЛНП к ЛНП и в процессе реализации утратить свои свойства (стерлась информация о сроке годности, срок годности истек и пр.). За данные недостатки отвечает ЛНП. Ответчиком были предоставлены акты приема-передачи товара, подтверждающие передачу товара надлежащего качества, однако. Судом не дана должная оценка представленным доказательствам. Судом удовлетворены требования на сумму 6000 рублей за отсутствие копии меню. Однако, истец в рамках претензии N 590/ВСФЮ от 19.09.2019 предъявил два требования: отсутствие надлежаще оформленного меню, которые были приняты и оплачены ответчиком, что не опровергается истцом, т.к. предъявленная в иске сумма не содержит принятый и оплаченный ответчиком штраф. За отсутствие копии меню, с которым ответчик не согласился, так как копия меню имелась в папке, что подтверждает и наличие соответствующей записи в акте-предписании, так как в акте указано: копия меню не соответствует действующему в ВР меню. Судом удовлетворены требования истца за неподдержание чистоты. Удовлетворяя требования суд указал на то, что в журнале ВУ-8 на момент проверки отсутствовала запись о замене обивки, устранении не выводимого пятна и надписи на рундуке. Однако, в соответствии с п. 42 Приложения N 4 к Договору штраф предъявляется за не поддержание чистоты. Ответчиком были представлены фото, на которых нет грязи, а есть повреждение обивки посадочного места, надпись на рундке, сделанная маркером (номер) и капля краски на покрытии, что нельзя относить к загрязнению. Уборка в вагоне-ресторане производится регулярно, все загрязнения, появляющиеся в пути следования немедленно удаляются (проводится влажная уборка, столы, пол - чистые, грязная посуда отсутствует). На момент пересечения часового поезда, на ст. Решоты, на которой в вагон-ресторан зашли ревизоры, вагон-ресторан был закрыт 18 минут. Учитывая, что окончание рабочего дня вагона-ресторана 00:00, вагон-ресторан был зарыт в соответствии с расписанием, что подтверждается временем, указанным в чеке закрытия кассы, который был предъявлен директором вагона-ресторана.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте проведения судебного разбирательства.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между истцом и ответчиком заключен договор аренды торговых и служебных площадей в вагонах-ресторанах АО "ФПК" N ФПК-18-153 от 30.04.2018.
В соответствии с пунктом 2.1 договора аренды компания обязуется передать за плату во временное пользование предприятию торговые и служебные площади вагонов-ресторанов. Маршруты следования поездов формирования филиалов АО "ФПК" (Восточно-Сибирский филиал-пассажирское вагонное депо Иркутск), количество вагонов-ресторанов, в которых ТСП передаются в аренду предприятию по договору и ставки арендной платы за пользование ТСП в вагонах-ресторанах определены в приложении N 1 к договору.
Срок аренды определен в пункте 2.3 договора с 01.05.2018 по 30.04.2019.
В силу пункта 4.3.2 договора аренды предприятие обязуется использовать торговые и служебные площади вагонов-ресторанов по их прямому назначению для оказания услуг по обеспечению питанием пассажиров с соблюдением законодательных, нормативных правовых и иных актов Российской Федерации, государственных и отраслевых стандартов, стандартов АО "ФПК", технических условий, санитарных правил, локальных актов АО "ФПК" и условий настоящего договора, с соблюдением требований по безопасной эксплуатации и движению вагонов-ресторанов в составах пассажирских поездов.
Согласно пункту 4.3.3 договора предприятие обязуется обеспечить наличие в вагоны-ресторанах и предъявление по первому требованию оригиналов или надлежаще заверенных копий сертификатов, лицензий и иных разрешений, если таковые необходимы в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также нормативных и технологических документов на услуги и кулинарную продукцию, наличие которых предусмотрено законодательством, нормативно правовыми актами Российской Федерации, государственными и отраслевыми стандартами, санитарными правилами, локальными актами АО "ФПК".
Пунктом 4.3.4 договора установлено, что АО "ФПК" обязуется оказывать услуги по обеспечению питанием пассажиров, включая предоставление питания, а торговых площадях вагонах-ресторанах, организацию доставки кулинарной продукции и кондитерских изделий по заказам пассажиров в купе пассажирского поезда, разносную торговлю по составу поезда.
Согласно пункту 4.3.19 договора АО "ФПК" обязуется обеспечить своевременную подготовку и экипировку вагонов-ресторанов к рейсам по графику отправления поездов (за исключением экипировки, которую осуществляет компания).
Не допускать случаев выброса мусора на железнодорожные пути, обеспечить снабжение вагонов-ресторанов топливом для производственных целей по отдельному договору с территориальным филиалом компании.
В соответствии с пунктом 4.3.21 договора аренды предприятие обязуется обеспечить наличие у работников бригад вагонов-ресторанов служебных удостоверений, и удостоверений, сведенных в единую книжку в соответствии с приложением N 3 к договору.
Также обязательно наличие личных медицинских книжек, должностных инструкций работников, утвержденных предприятием, при нахождении работников в поезде. Работники предприятия должны быть одеты в специальную форменную одежду единого образца.
Из пункта 4.3.28 договора следует, что АО "ФПК" обязуется обеспечивать беспрепятственный доступ к ТСП вагонов-ресторанов представителей компании для проведения проверки соблюдения предприятием договора, а также предоставлять им необходимую документацию, относящуюся к предмету проверки.
Согласно пункту 6.1 договора аренды за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору, стороны несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации и настоящим договором.
В соответствии с пунктом 6.10 договора аренды в случае несоблюдения ключевых параметров контроля качества, перечень которых приведен в приложении N 4 к договору, предприятие несет ответственность по соответствующим нарушениям в размере, установленном в приложении N 4 к договору.
Между АО "ФПК" и ответчиком заключен агентский договор ФПК-14-181 от 22.05.2018, по условиям которого АО "ФПК" обязуется по поручению ответчика от имени и за счет ответчика за предусмотренное разделом 3 договора вознаграждение, в сроки и порядке, установленные договором, реализовывать третьим лицам принадлежащие ответчику продовольственные товары.
Согласно пункту 2.1.7 договора ответчик обязан при передаче товара АО "ФПК" заверенные в установленном порядке копии сертификатов соответствия и копии деклараций о соответствии.
В случае если товар не подлежит обязательной сертификации, передать АО "ФПК" соответствующие документы, подтверждающие это обстоятельство.
В случае если в соответствии с действующим законодательством товар, передаваемый АО "ФПК" подлежит обязательной маркировке какими-либо знаками соответствия, ответчик обязан передать товар, маркированный всеми необходимыми знаками и марками.
Дополнительным соглашением от 12.08.2019 к договору от 22.05.2018 дополнен пунктом 4.9: в случае передачи на реализацию АО "ФПК" товара, на котором отсутствует или не читается информация о сроке его годности, а также товара, срок годности которого истек или истекает во время движения поезда до прибытия в пункт формирования, АО "ФПК" имеет право на взыскание с ответчика штрафа в размере 5 000 руб. за каждую единицу товара, переданную с нарушением.
За период с июль по сентябрь 2019 года работниками АО "ФПК" в ходе проведения проверок выявлен ряд нарушений положений договора, а также утвержденных АО "ФПК" стандартов, о чем составлены акты формы ЛУ-4 N 168657 от 20.09.2019, акты-предписания N 2019-220 от 25.07.2019, 2019-119 от 01.08.2019, 2019-221 от 06.08.2019, 2019-128 от 12.08.2019, 2019-132 от 14.08.2019, 2019-134 от 16.08.2019.
В связи с выявленными нарушениями истец произвел расчет штрафных санкций в соответствии с приложением N 4 в общей сумме 582 000 руб. и направил в адрес ответчика претензии.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В приложении N 4 к договору стороны в соответствии с частью 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации согласовали условие о применении к предприятию штрафных санкций за нарушение обязательств, установив размер таких санкций за каждый факт нарушения.
По результатам проведения проверок в связи с выявленными нарушениями условий договора, истец направил в адрес ответчика претензии N 556/ВСФЮ от 03.09.2019, N 590/ВСФЮ от 19.09.2019, N 711/ВСФЮ от 17.10.2019, N 713/ВСФЮ от 17.10.2019, которые ответчиком оплачены частично.
Размер неисполненных обязательств составил 582 000 руб., в том числе: 5 000 руб. - претензия N 556/ВСФЮ от 03.09.2019, 17 000 руб. - претензия N 590/ВСФЮ от 19.09.2019, 5 000 руб. - претензия N 711/ВСФЮ от 17.10.2019, 555 000 руб. - претензия N 713/ВСФЮ от 17.10.2019.
В акте-предписании N 2019-119 от 01.08.2019, акте-предписании N 2019-121 от 06.08.2019, акте-предписании N 2019-132 от 14.08.2019 отсутствует копия меню вагона-ресторана (вагона-буфета), согласованного с руководством или причастным подразделением филиала АО "ФПК".
В соответствии с п. 4.3.3 договора N ФПК-15-153 от 30.04.2018, предприятие обязуется обеспечить наличие в вагона-ресторанах и предъявление по первому требованию оригиналов или надлежаще заверенных копий сертификатов, лицензий и иных разрешений, если таковые необходимы в соответствии с законодательством РФ, а также нормативных и технологических документов на услуги и кулинарную продукцию, наличие которых предусмотрено законодательством, нормативными правовыми актами РФ, государственными и отраслевыми стандартами, санитарными правилами, локальными актами АО "ФПК".
Согласно п. 35 Приложения N 4 к договору N ФПК-15-153 от 30.04.2018 отсутствие копии меню вагона-ресторана (кафе-буфета), согласованного с руководителем филиала АО "ФПК" или руководителем причастного подразделения филиала АО "ФПК" в папке "Служебная информация" или на электронном устройстве (планшете) - 2 000 руб. за каждый рейс, в котором выявлено нарушение.
Судом первой инстанции установлено, что в меню имеются вклейки, которые не были согласованы.
Заявитель жалобы указывает, что было предъявлено два нарушения: отсутствие меню, с которым ответчик согласился и оплатил добровольно, а также за отсутствие копии меню, с которым ответчик не согласился. Полагает, что штраф предусмотрен за отсутствие копии меню, а не за несоответствие таковой.
Апелляционный суд не может принять указанный довод, поскольку наличие в папке копии меню, не соответствующего действующему в вагоне-ресторане меню, не может быть признан его копией.
В акте-предписании N 2019-128 от 12.08.2019, акте-предписании N 2019-132 от 14.08.2019, акте-предписании N 2019-134 от 16.08.2019 указано, что не поддерживается чистота в помещениях вагона-ресторана, загрязнения носят временной накопительный характер.
В соответствии с п. 4.1.3., п. 4.1.4. договора N ФПК-15-153 от 30.04.2018, компания обязуется обеспечить технический надзор за исправным содержанием вагонов-ресторанов в пути следования и в пунктах отстоя и оборота поездов. За свой счет производить или организовывать проведение необходимого ремонта, наружной обмывки вагона-ресторана, сервисного обслуживания экологически чистых туалетных комплексов, проверять качество произведенного ремонта и экипировки вагона-ресторана, электрооборудования. Своевременно осуществлять проведение ремонта неисправного оборудования вагона-ресторана с отметкой об устранении выявленных неполадок в журнале приемки, сдачи и технического состояния оборудования вагона-ресторана по ф. ВУ-8.
Заявителя жалобы указывает на необоснованность штрафа за неподдержанные чистоты, поскольку имело место повреждение обивки, надпись маркером на рундуке и капля краски, которые не являются загрязнениями.
Вопреки указанным доводам заявителя жалобы следы красящих веществ, в том числе чернил маркера и краски представляют собой именно загрязнения.
Кроме того, ответчик обязан своевременно осуществлять проведение ремонта неисправного оборудования вагона-ресторана с отметкой об устранении выявленных неполадок в журнале приемки, сдачи и технического состояния оборудования вагона-ресторана по ф. ВУ-8.
Судом установлено, что соответствующих записей в журнале не имеется, при этом ответчиком не проведена качественная подготовка к отправлению в рейс, а соответственно не обеспечена комфортность поездки, т.е. удобство, благоустроенность и уют для пассажиров в процессе поездки, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности начисления штрафной неустойки в размере 6 000 руб.
Заявитель жалобы выражает несогласие с нарушениями, отраженными в акте ф. ЛУ-4 N 175734 от 17.08.2019, в акте ф. ЛУ-4 N 175738 от 19.08.2019, в акте ф. ЛУ-4 N 147178 от 27.08.2019, на сумму 555 000 рублей, а именно - передачи на реализацию товара, на котором отсутствует соответствующая маркировка.
Заявитель указывает на необоснованность выводов суда, ссылается на п. 1.9 договора N ФПК-14-181 от 22.05.2018 и п. 2.1.7, 3.1.1 и 3.3.4 Регламента N 4450/ФПК от 03.05.2018.
Положения Регламента N 4450/ФПК от 03.05.2018 к настоящему спору не применимы, поскольку поезда Восточно-Сибирского филиала пассажирского вагонного депо Иркутск экипируются в соответствии с п. 2.1.2. договора, согласно которого, принципал обязан предоставить товар непосредственно к поезду.
Пунктом 2.1.2. Договора не установлено применение контейнера, а формирование товара для реализации ответчик производит без присутствия ЛНП.
Вопреки доводам заявителя жалобы, пунктом 1.9 договора N ФПК-14-181 от 22.05.2018 (т.1, л.д. 50) не предусмотрена обязанность агента оставить у себя нереализованный товар.
При этом в соответствии с дополнительным соглашением от 22.05.2014 к договору (т.1, л.д. 57) именно на ответчика возлагается обязанность передать товар, маркированный всеми необходимыми знаками и марками и контролировать срок его годности.
Доводы заявителя жалобы о том, что маркировка могла быть утрачена в процессе реализации и за данные недостатки отвечает ЛНП, отклоняются апелляционным судом, как основанные исключительно на предположениях заявителя жалобы, а также противоречащие вышеуказанным положениям договора.
С учетом фактических обстоятельств дела суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но признаются судом необоснованными и не способными повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь его отмену, судом апелляционной инстанции не установлено в связи с чем, решение по делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 18.08.2020 по делу N А19-2502/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
А.Е. Мацибора |
Судьи |
Е.М. Бушуева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-2502/2020
Истец: АО "Федеральная пассажирская компания" в лице Восточно-Сибирского филиала-пассажирского вагонного депо Иркутск
Ответчик: ООО "Напитки Транссервис"