г. Киров |
|
05 ноября 2020 г. |
Дело N А28-1954/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 ноября 2020 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хоровой Т.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Черных Л.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вахрушевой Р.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Вахрушевского городского поселения Слободского района Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 30.07.2020 по делу N А28-1954/2020
по иску Администрации Вахрушевского городского поселения Слободского района Кировской области (ИНН: 4329010088, ОГРН: 1054315520270)
к Министерству финансов Кировской области
(ИНН: 4347015963, ОГРН: 1034316505497)
о возмещении 453 018 руб. расходов,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Вахрушевского городского поселения Слободского района Кировской области (далее - Истец, Администрация) обратилась с иском в Арбитражный суд Кировской области к Министерству финансов Кировской области (далее - Ответчик, Министерство) об обязании возместить денежные средства, потраченные на ремонт помещения для проживания инвалида-колясочника в бюджет Вахрушевского городского поселения в размере 453 018 руб.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 30.07.2020 в иске отказано.
Администрация с принятым решением суда не согласилась и обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, обращая внимание апелляционного суда, что с учетом части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Администрация обязана была исполнить решение Слободского районного суда Кировской области от 20.02.2017 о предоставлении вне очереди инвалиду-колясочнику Жилину С.Р. благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, пригодного для его проживания.
В силу положений преамбулы Федерального закона N 131-ФЗ от 24.11.1995 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При недостаточности средств местного бюджета бюджетным законодательством Российской Федерации предусмотрено оказание финансовой помощи местным бюджетам из федерального и регионального бюджетов, в том числе, путем предоставления местным бюджетам межбюджетных трансфертов, в том числе, в виде дотаций, субсидий в целях софинансирования расходов органов местного самоуправления по решению опросов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
В данном случае обеспечение инвалида жилым помещением осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации за счет выделенных средств Российской Федерации, а не за счет средств Вахрушевского городского поселения.
Соответственно, заявитель жалобы считает, что решение от 30.07.2020 подлежит отмене, поскольку при его принятии суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права и неверно оценил фактические обстоятельства дела.
Министерство отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание апелляционного суда 05.11.2020 не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Истец ходатайствует о рассмотрении жалобы в отсутствии своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области от 30.07.2020 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, полагая, что Министерство должно возместить Администрации денежные средства, потраченные на ремонт помещения для проживания инвалида-колясочника, Администрация обратилась с соответствующим иском в суд.
Арбитражный суд Кировской области, руководствуясь Федеральными законами от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) и от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Кировской области от 01.08.2006 N 32-ЗО "О формах и порядке предоставления меры социальной поддержки по обеспечению ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, жильем за счет средств федерального бюджета" (далее - Закон N 32-ЗО), Государственной программой Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 297, далее - Постановление N 297), Правительством Кировской области принято постановление от 28.12.2012 N 189/845 "Об утверждении государственной программы Кировской области "Социальная поддержка и социальное обслуживание граждан Кировской области" на 2013 - 2021 годы", требования Администрации признал неправомерными.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В соответствии со статьей 17 Закона N 181-ФЗ инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 28.2 Закона N 181-ФЗ Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых для осуществления полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется:
по оплате жилищно-коммунальных услуг исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, данных федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, о стоимости жилищно-коммунальных услуг в конкретном субъекте Российской Федерации в расчете на 1 квадратный метр площади жилья за отчетный год, федерального стандарта социальной нормы площади жилого помещения, утвержденного Правительством Российской Федерации и применяемого для расчета межбюджетных трансфертов, а также исходя из установленного конкретным субъектом Российской Федерации минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме;
по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В целях определения формы и порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета категорий граждан, указанных в статье 17 Закона N 181-ФЗ принят Закон Кировской области от 01.08.2006 N 32-ЗО "О формах и порядке предоставления меры социальной поддержки по обеспечению ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, жильем за счет средств федерального бюджета" (далее - Закон N 32-ЗО).
Согласно части 1 статьи 3 Закона N 32-ЗО предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов осуществляется в форме социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность или в форме единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Согласно абзацу 8 статьи 17 Закона N 181-ФЗ жилые помещения, занимаемые инвалидами, должны быть оборудованы специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
В силу Закона N 131-ФЗ местное самоуправление в Российской Федерации является формой осуществления народом своей власти, обеспечивающей в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В рамках реформы федеративных отношений и местного самоуправления разграничены расходные обязательства между всеми уровнями публичной власти в Российской Федерации и на их основе закреплены на постоянной основе стабильные доходные источники за федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами.
При этом при определении перечня доходов, в том числе налоговых доходов, подлежащих зачислению в местные бюджеты, учитывались такие принципы как равномерность размещения их доходной базы по территории региона, степень их мобильности, взаимосвязь с уровнем благосостояния (доходами и собственностью) населения, проживающего на данной территории.
В случае недостаточности средств местного бюджета бюджетным законодательством Российской Федерации предусмотрено оказание финансовой помощи местным бюджетам из федерального и регионального бюджетов, в том числе путем предоставления местным бюджетам межбюджетных трансфертов, например, в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований из регионального бюджета; субсидий из федерального и (или) региональных бюджетов в целях софинансирования расходов органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
На основании статей 14 - 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городских поселений, городских округов, муниципальных районов (на территории сельских поселений) относится, в том числе, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
При этом законами субъекта Российской Федерации указанные вопросы местного значения могут быть сохранены за сельскими поселениями.
В соответствии со статьей 15 Закона N 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Государственные и муниципальные расходы на обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации.
Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Учитывая изложенное, вопросы, связанные с приспособлением жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме муниципального жилищного фонда к потребностям инвалидов, должны обеспечиваться органами местного самоуправления за счет средств местного бюджета, с учетом возможной финансовой поддержки из вышестоящих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В целях формирования на территории Кировской области организационных, социально-экономических условий для социальной поддержки граждан, обеспечения доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения Правительством Кировской области принято постановление от 28.12.2012 N 189/845 "Об утверждении государственной программы Кировской области "Социальная поддержка и социальное обслуживание граждан Кировской области" на 2013 - 2021 годы".
Указанной государственной программой Кировской области предусмотрено, что с 2014 в рамках подпрограммы "Доступная среда" из областного бюджета местным бюджетам предоставляются субсидии на реализацию мероприятий, направленных на повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, в том числе на приспособление жилых помещений, предоставляемых инвалидам по договорам социального найма, к их нуждам.
При этом, исходя из Постановления N 297, предоставление местным бюджетам субсидий на указанные цели осуществляется в пределах объемов денежных средств, выделенных на реализацию программ субъектов Российской Федерации из федерального бюджета (субсидии), и при недостаточности средств местного бюджета.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Жилин Сергей Рафаилович, являющийся инвалидом, использующим по состоянию здоровья инвалидное кресло-коляску, с 22.01.1990 состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (общая очередность).
Согласно заключению межведомственной комиссии от 03.03.2016 занимаемое Жилиным С.Р. жилое помещение признано непригодным для проживания человека с ограниченными возможностями, пользующегося креслом-коляской.
Постановлением администрации Вахрушевского городского поселения Слободского района Кировской области от 22.03.2009 N 99 Жилин С.Р. признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.
Вступившим в законную силу решением Слободского районного суда Кировской области от 20.02.2017 удовлетворено заявление Слободского межрайонного прокурора, обратившегося в суд в интересах Жилина С.Р., администрация Вахрушевского городского поселения Слободского района Кировской области обязана предоставить вне очереди Жилину С.Р. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, пригодное для проживания инвалида-колясочника.
Ввиду отсутствия в муниципальной собственности жилого помещения, пригодного для проживания лица с ограниченными возможностями, пользующегося креслом-коляской, 09.10.2017 Администрацией принято постановление о переводе нежилого помещения в жилое с проведением перепланировки и переустройства нежилого помещения в целях использования помещения в качестве квартиры.
По результатам проведения электронного аукциона 16.03.2018 Администрацией (заказчик) подписан муниципальный контракт N 0140300012318000013-0174631-02 с ООО Региональная Строительная Компания "ВяткаСтройГарант" (подрядчик) на ремонт квартиры N 12 (пгт Вахруши).
Цена работ по контракту - 448 403,44 руб.
Объем работ определен в техническом задании (приложение N 1 к контракту) и локальной смете N 1 (приложение N 2 к контракту)
04.05.2018 работы по контракту приняты Администрацией (акт о приемке выполненных работ N 1).
Согласно справке от 04.05.2018 N 1 фактическая стоимость выполненных работ и затрат по муниципальному контракту составила 403 100 руб. (счет на оплату от 04.05.2018 N 4, акт от 04.05.2018 N 4).
Платежным поручением от 04.06.2018 N 558 выполненные работы по муниципальному контракту оплачены в полном объеме.
28.04.2018 между муниципальным образованием "Вахрушевское городское поселение" Слободского района Кировской области (заказчик) и ООО Региональная Строительная Компания "ВяткаСтройГарант" (подрядчик) подписан муниципальный контракт (ИКЗ 18343290100883290100100340000000244) на выполнение работ по ремонту квартиры N 12 (пгт. Вахруши).
Стоимость работ составила 49 918 руб. (пункт 2.1 контракта).
15.05.2018 заказчиком подписан акт о приемке выполненных работ N 1.
Согласно справке от 15.05.2018 N 1 фактическая стоимость выполненных работ по муниципальному контракту от 28.04.2018 составила 49 918 руб.
Платежным поручением от 24.07.2018 N 743 выполненные работы по муниципальному контракту оплачены в полном объеме.
15.05.2018 межведомственной комиссией проведено обследование жилого помещения (квартира N 12), по результатам которого установлено, что жилое помещение соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, пригодному для проживания инвалида-колясочника (акт обследования, заключение от 15.05.2018 N 7/2018).
25.06.2019 между Администрацией и Жилиным С.Р. подписан договор социального найма жилого помещения N 32.
14.08.2019 Администрация обратилась в Министерство с заявлением о возмещении расходов, потраченных на ремонт помещения для проживания инвалида-колясочника в бюджет Вахрушевского городского поселения из областного бюджета.
Письмом от 11.09.2019 N 2510-53-08-22 Министерство разъяснило порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов, а также известило Администрацию о снятии Жилина С.Р. с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и утрату им (в связи с предоставлением жилья) права на получение социальной выплаты в форме субвенции.
В силу постановления Правительства Кировской области от 28.12.2012 N 189/845 софинансирование мероприятий из местного бюджета осуществляется на основании соответствующих муниципальных программ, утвержденных органами местного самоуправления, путем заключения соглашения с Министерством социального развития Кировской области.
Доказательств обращения Администрации в Министерство социального развития Кировской области для решения вопроса о возмещении спорных сумм, потраченных на ремонт помещения для проживания инвалида, Истец в материалы дела не представил.
Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, возможность прямого возмещения расходов, понесенных муниципальным образованием в связи с переводом нежилого помещения в жилое и проведением его перепланировки и ремонта с учетом нужд инвалида, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, действующим законодательством не предусмотрена.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции считает, что доводы заявителя жалобы о наличии у него обязанности исполнить решение Слободского районного суда Кировской области о предоставлении инвалиду-колясочнику помещения, пригодного для его проживания, а также о том, что в данном случае обеспечение инвалида жилым помещением осуществляется за счет выделенных средств Российской Федерации, а не за счет средств Вахрушевского городского поселения, не освобождают Администрацию от соблюдения требований законодательства по порядку возмещения спорных сумм.
Иного Истец не доказал.
На основании изложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Кировской области от 30.07.2020 законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также с учетом фактических обстоятельств дела.
Оснований для удовлетворения жалобы Администрации по изложенным в ней доводам у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 30.07.2020 по делу N А28-1954/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Вахрушевского городского поселения Слободского района Кировской области (ИНН: 4329010088, ОГРН: 1054315520270) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Хорова |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-1954/2020
Истец: Администрация Вахрушевского городского поселения Слободского района Кировской области
Ответчик: Министерство финансов Кировской области
Третье лицо: Управление социальной защиты населения в Слободском районе Кировской области