город Ростов-на-Дону |
|
05 ноября 2020 г. |
дело N А32-28651/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 ноября 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.
судей Пименова С.В., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в отсутствие участвующих в дел лиц в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "НЭСК-электросети" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.09.2020 по делу N А32-28651/2020 по заявлению акционерного общества "НЭСК-Электросети" к заинтересованному лицу Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю при участии третьего лица Оганесова Эдуарда Владимировича о признании незаконным постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении и представления,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "НЭСК-электросети" (далее - АО "НЭСК-электросети") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - Краснодарское УФАС) о признании незаконным и отмене постановления от 26.06.2020 N 19108/6 по делу N 023/04/9.21-1915/2020 о привлечении АО "НЭСК-электросети" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 600 000 рублей; признании недействительным представления от 26.06.2020 N 19107/6 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, установленного постановлением Краснодарского УФАС от 26.06.2020 по делу N 023/04/9.21-1915/2020.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечен Оганесов Э.В.
Решением от 17.09.2020 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "НЭСК-электросети" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на недоказанность наличии вины общества в совершении вменяемого правонарушения, поскольку подрядной организацией, обеспечивающей выполнение работ в рамках мероприятий, предусмотренных техническими условиями, являющимися неотъемлемым приложением к договору, в адрес общества было направлено обращение о необходимости внесения изменений в договор путем заключения дополнительного соглашения в связи с изменением общего размера стоимости по договору. Учитывая, что внесение вышеуказанных изменений в технические условия, а также выполнение мероприятий, предусмотренных техническими условиями требует согласования с ОАО "РЖД" места пересечения кабельной линии (прокола) под железнодорожным полотном, и влечет значительные временные затраты, выполнение мероприятий сетевой организацией в установленный п. 5 договора срок не представляется возможным по независящим от общества обстоятельствам. В адрес потребителя сопроводительным письмом от 11.03.2020 N 12.2НС-08/661/1885 был направлен проект дополнительного соглашения к договору, содержащий условия по продлению срока действия технических условий до 31.12.2020, а также срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению до 01.07.2020. Ответ на вышеуказанное письмо, а также подписанное потребителем дополнительное соглашение в адрес общества не поступали.
В судебное заседание не явились представители участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, в Краснодарское УФАС поступило обращение Оганесова Э.В. по факту нарушения АО "НЭСК-электросети" п. 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 в виде нарушения срока исполнения мероприятий по технологическому присоединению в рамках исполнения обязательств по договору от 22.01.2018 N 4-54-17-1362 об осуществлении технологического присоединения, энергопринимающих устройств, расположенных на земельном участке для строительства производственных предприятий V класса вредности по санитарной классификации предприятий по адресу: г. Армавир, ул. Линейная, 42.
На основании обращения было возбуждено дело об административном правонарушении N 023/04/9.211915/2020.
По результатам административного расследования уполномоченным должностным лицом Краснодарского УФАС в отношении АО "НЭСК-электросети" был составлен протокол об административном правонарушении от 12.05.2020 по делу N 023/04/9.211915/2020 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
В протоколе указано, что между АО "НЭСК-электросети" и Оганесовым Э.В. заключен договор от 22.01.2018 N 454-17-1362 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее -Договор).
Согласно ТУ, максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя составляет 150 кВт, III категория надежности, класс напряжения электрических сетей - 0.4 кВ.
Согласно пункту 5 договора, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 2 года со дня заключения договора.
Таким образом, АО "НЭСК-электросети" должно было осуществить мероприятия по технологическому присоединению объекта заявителя согласно пп. "б" п. 16 Правил технологического присоединения N 861 и п. 5 договора, в срок до 22.01.2020.
В протоколе указано, что допущенное обществом правонарушение квалифицируется по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, поскольку правонарушение совершено повторно - АО "НЭСК-электросети" было привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ постановлением от 01.11.2018 по делу об административном правонарушении N 336А/2018, законность которого установлена постановлением суда апелляционной инстанции от 30.04.2019 по делу N А32-48566/2018.
Протокол составлен в отсутствие законного представителя АО "НЭСК-электросети", извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола путем вручения 23.04.2020 определения о назначении времени и места составления протокола (л.д. 61-65 том 1).
По результатам рассмотрения материалов дела заместителем руководителя Краснодарского УФАС вынесено постановление от 26.06.2020 N 19108/6 по делу N 023/04/9.21-1915/2020 о привлечении АО "НЭСК-электросети" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 600 000 рублей.
Также по результатам рассмотрения дела обществу выдано представление от 26.06.2020 N 19107/6 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, установленного постановлением Краснодарского УФАС от 26.06.2020 по делу N 023/04/9.21-1915/2020.
Согласно представлению обществу предписано осуществить мероприятия по технологическому присоединению объекта Оганесова Э.В., расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Армавир, ул. Линейная, 42, кадастровый номер 23:38:0102003:252, по договору от 22.01.2018 N 4-54-17-1362, согласно выданным ТУ.
Считая незаконными постановление и представление, общество оспорило их в судебном порядке.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти (органа местного самоуправления) необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Согласно статье 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 100 тыс. рублей до 500 тыс. рублей. Повторное совершение названного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 600 тыс. рублей до 1 млн рублей (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, в том числе порядок подачи заявки, заключения договора технологического присоединения, существенные условия договора и т.д. определяются Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения N 861).
Согласно пп. "б" п. 16 Правил технологического присоединения N 861, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать:
2 года - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, в том числе при технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, если для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики заявителя требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы смежных сетевых организаций, и (или) объектов по производству электрической энергии.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 26.03.2006 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном правительством Российской Федерации и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.
В соответствии с пунктом 1 Правил N 861 сетевые организации - это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Общество включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду услуг - услуги по передаче электрической энергии.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что материалами дела об административном правонарушении, в том числе протоколом об административном правонарушении подтверждается нарушение обществом "НЭСК-электросети" Правил технологического присоединения N 861, что образует объективную сторону правонарушения по ст. 9.21 КоАП РФ.
Правонарушение совершено в период, когда общество считалось подвергнутым ответственности по ст. 9.21 КоАП РФ (постановление УФАС от 01.11.2018 по делу об административном правонарушении N 336А/2018, законность которого установлена постановлением суда апелляционной инстанции от 30.04.2019 по делу N А32-48566/2018).
Таким образом, допущенное правонарушение правильно квалифицировано службой по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как не исключающие вину АО "НЭСК-электросети" в совершении вменяемого правонарушения.
В апелляционной жалобе указано, что подрядной организацией, обеспечивающей выполнение работ в рамках мероприятий, предусмотренных техническими условиями, являющимися неотъемлемым приложением к договору, в адрес общества было направлено обращение о необходимости внесения изменений в договор путем заключения дополнительного соглашения в связи с изменением общего размера стоимости по договору. Учитывая, что внесение вышеуказанных изменений в технические условия, а также выполнение мероприятий, предусмотренных техническими условиями требует согласования с ОАО "РЖД" места пересечения кабельной линии (прокола) под железнодорожным полотном, и влечет значительные временные затраты, выполнение мероприятий сетевой организацией в установленный п. 5 договора срок не представляется возможным по независящим от общества обстоятельствам. В адрес потребителя сопроводительным письмом от 11.03.2020 N 12.2НС-08/661/1885 был направлен проект дополнительного соглашения к договору, содержащий условия по продлению срока действия технических условий до 31.12.2020, а также срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению до 01.07.2020. Ответ на вышеуказанное письмо, а также подписанное потребителем дополнительное соглашение в адрес общества не поступали.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу этой нормы права критерии виновности юридического лица означают необходимость оценки его фактического поведения как коллективного субъекта права, располагающего иными, нежели физическое лицо возможностями и условиями для реализации требований публичного порядка.
Обществом не представлено доказательств принятия всех необходимых мер для исполнения договора в пределах установленного срока, в том числе при необходимом взаимодействии с подрядной организацией, как и заблаговременного установления условий, включая технические, осуществления работ подрядной организацией.
Суд также учитывает, что письмо в адрес потребителя было направлено в марте 2020 года, то есть за пределами срока осуществления технологического присоединения в соответствии с условиями договора и Правилами N 861.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о доказанности материалами дела виновного совершения АО "НЭСК-электросети" правонарушения по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
Объективные доказательства отсутствия состава административного правонарушения, нарушения сроков и порядка привлечения к административной ответственности в материалы дела не представлены.
Судом апелляционной инстанции не установлено оснований для признания допущенного правонарушения малозначительным с учетом пренебрежительного отношения общества к исполнению публично-правовой обязанности. Суд учитывает, что общество не признает наличие вины в допущенном правонарушении.
Судом также не установлено оснований для снижения назначенного обществу размера штрафа ниже низшего предела, определенного санкцией ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
Суд установил, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица не позволяют ему выплатить назначенный административный штраф в размере 600 000 рублей. Также в деле отсутствуют доказательства того, что взыскание штрафа в установленном размере повлечет для общества необратимые последствия, в том числе может привести к несостоятельности (банкротству) и невозможности осуществления хозяйственной деятельности.
Учитывая характер совершенного правонарушения, а также степень вины правонарушителя, суд считает, что назначенное административным органом наказание в виде штрафа в размере 600 000 рублей соответствует цели предупреждения совершения новых правонарушений.
С учетом доказанности совершения обществом правонарушения также является законным представление от 26.06.2020 N 19107/6 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, установленного постановлением Краснодарского УФАС от 26.06.2020 по делу N 023/04/9.21-1915/2020.
Обществом не представлено доказательств отсутствия возможности осуществления технологического присоединения в установленные представлением сроки - в течение одного месяца со дня получения представления.
Таким образом, решение суда от 17.09.2020 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.09.2020 по делу N А32-28651/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-28651/2020
Истец: "НЭСК-электросети"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по КК, Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
Третье лицо: Оганесов Э. В.