г. Пермь |
|
06 ноября 2020 г. |
Дело N А60-562/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 ноября 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Крымджановой Д.И.,
судей Гуляевой Е.И., Семенова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сыровой О.С.,
при неявке лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 25 августа 2020 года
по делу N А60-562/2020
по иску Управления Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области,
об обязании принять в казну имущество,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области (далее - истец, Свердловскстат) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - ответчик, ТУ Росимущества в Свердловской области) об обязании принять в казну Российской Федерации излишнее неиспользуемое федеральное недвижимое имущество, а именно:
- здание статистики, общей площадью 255,5 кв. м. Литера: А, А1, А2, расположенное по адресу: Российская Федерация, Свердловская область, Нижнесергинский район, г. Нижние Серги, ул. Ленина, д. 10 (кадастровый номер: 66:16:2001017:84);
- земельный участок, площадью 367 кв.м., расположенный по адресу: Российская Федерация, Свердловская область, Нижнесергинский район, г. Нижние Серги, ул. Ленина, д. 10 (кадастровый номер: 66:16:2001017:40).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 25 августа 2020 года (резолютивная часть решения от 18.08.2020) исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе ее заявитель приводит доводы о том, что спорные объекты недвижимости, в отношении которых Свердловскстат просит обязать принять в казну Российской Федерации не могут находиться в казне без определения надлежащего субъекта, обеспечивающего сохранность и управление данным имуществом. Ссылается на то, что любое распоряжение спорным имуществом, в том числе его перераспределение (изъятие) осуществляется по усмотрению собственника. Считает, что Свердловскстат ввиду специального статуса ограничен в распоряжении закрепленным за ним имуществом, поэтому не вправе без согласия собственника отказаться от права оперативного управления.
Истцом представлен отзыв на жалобу, по основаниям, изложенным в нем, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебное заседание проведено в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, за Управлением Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области на праве оперативного управления закреплено имущество Российской Федерации, в частности:
- здание статистики, общей площадью 255,5 кв. м, Лит.: А, А1, А2, расположенное по адресу: Российская Федерация, Свердловская область, Нижнесергинский район, г. Нижние Серги, ул. Ленина, д. 10 с кадастровым номером 66:16:2001017:84, (Свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления 66 АГ 007588 от 11.10.2007, регистрационная запись N 66-66-15/020/2007-221 от 11.10.2007);
- земельный участок, площадью 367 кв.м, с кадастровым номером 66:16:2001017:40 адрес местонахождения: Свердловская область, Нижнесергинский район, г. Нижние Серги, ул. Ленина, д. 10, (Свидетельство о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования 66АВ 291132 от 30.08.2006, регистрационная запись N 66-66-15/015/2006-142 от 30.08.2006).
Вышеуказанные объекты находятся в собственности Российской Федерации (Свидетельства о государственной регистрации прав 66АГ 007587 от 11.10.2015 (запись регистрации N 66-66-15/020/2007-220 от 11.10.2007) и 66АГ 775671 от 20.08.2009 (запись регистрации N 66-66-15/034/2009-015 от 20.08.2009).
30.12.2016 Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курганской области реорганизованы в Управление Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области (Свидетельство о государственной регистрации от 30.12.2016 серия 66 N 007994819).
В связи реорганизацией отдела сводных статистических работ в г. Нижние Серги 11.08.2016 Свердловскстат обратился к ТУ Росимущества в Свердловской области с заявлением (письмо от 11.08.2016 N ЕК-68-16/554-ТС) об изъятии из оперативного управления закрепленного имущества.
Свердловскстатом получено согласование Федеральной службы государственной статистики (Росстата) на изъятие из оперативного управления (постоянного (бессрочного) пользования) и передачу с баланса Свердловскстата в казну Российской Федерации излишнего недвижимого имущества в г. Нижние Серги (письмо Росстата от 13.09.2016 N СЕ-16-2/5567-ТО).
07.12.2016 Свердловскстат повторно обратился в адрес ТУ Росимущества в Свердловской области с заявлением (письмо от 07.12.2016 N ЕК-68-16/845-ТС) об изъятии из оперативного управления закрепленного имущества, указав на отсутствие финансовых средств, необходимых для содержания и эксплуатации здания по адресу: Нижние Серги, ул. Ленина, д. 10.
В ответ на указанное обращение ТУ Росимущества в Свердловской области в письме от 16.12.2016 N АР-14449/06 указало на возможность распоряжения спорным имуществом в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, а также на необходимость надлежащего содержания имущества, переданного на праве оперативного управления.
В адрес ТУ Росимущества в Свердловской области письмами от 21.07.2017 N ЕК-68-16/704-ТС, от 05.12.2017 N ЕК-68-16/1007-ТС, от 06.04.2018 N ЕК-68-16/290-ТС, от 02.10.2018 N ЛС-68-16/734-ТС направлялись обращения и необходимые документы по вопросу передачи закрепленного имущества в муниципальную собственность. Решение о передаче принято не было.
Письмом от 26.04.2019 N 94-04-1222 Глава Нижнесергинского муниципального района сообщил об отказе от принятия закрепленного имущества в муниципальную собственность.
Ссылаясь на то, что ответчик отказывается принимать в казну Российской Федерации спорные объекты, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что истец реализовал свое право на отказ от права оперативного управления спорным имуществом, а, поскольку ответчик наделен полномочиями по изъятию излишнего, неиспользуемого закрепленного в оперативном управлении учреждения имущества, спорное имущество подлежит передаче в казну Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Статьей 209 ГК РФ предусмотрено, что право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит только собственнику.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно пункту 2 статьи 296 ГК РФ собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
Как разъяснено в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется, распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника данного имущества и назначением этого имущества. Собственник имущества учреждения может распорядиться по своему усмотрению только изъятым, излишним, неиспользуемым либо используемым не по назначению имуществом.
На основании пункта 3 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Согласно статье 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
В силу пункту 1 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Согласно п. 1 ст. 45 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены ст. 53 названного Кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.
При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 39.2 настоящего Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок, в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком (п. 4 ст. 53 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что спорные объекты переданы истцу на праве оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования - земельный участок. Истец направлял ответчику заявления, свидетельствующие об отказе от права оперативного управления зданием, расположенным на вышеуказанном земельном участке, в отношении неиспользуемого имущества, ссылаясь на отсутствие производственной необходимости в нем. Отказ от этого имущества согласован Федеральной службой государственной статистики (Росстата).
Основанием для отказа от имущества послужила реорганизации отдела сводных статистических работ в г. Нижние Серги, в результате чего у истца отсутствует производственная необходимость владения нежилым помещением (здание статистики) в указанном населенном пункте.
Следовательно, с учетом вышеприведённых положений Свердловскстат реализовал свое право на отказ от права оперативного управления недвижимым имуществом и расположенным под ним земельным участком надлежащим образом.
По правилам пункта 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, пункта 4.1.19 Типового положения о территориальном органе Росимущества, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, территориальный орган Росимущества уполномочен принимать решения о прекращении прав на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, в случае если на земельный участок зарегистрировано в установленном порядке право собственности Российской Федерации и установлены границы земельного участка.
Пунктом 4 Положения N 432 предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пунктам 4.1.2, 4.1.9 приложения N 15 к приказу Росимущества от 29.09.2009 N 278 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом" ТУ Росимущества в Свердловской области самостоятельно осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в частности осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности; закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.
Таким образом, вопреки доводам жалобы, отказ ТУ Росимущества в прекращении постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и права оперативного управления объектом недвижимого имущества, со ссылкой на отсутствие других учреждений, за которыми имущество может быть закреплено на праве оперативного управления, противоречит указанным выше полномочиям в сфере деятельности названного территориального органа.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном положениями статьи 71 АПК РФ, установив, что нарушение прав заявителя отказом прекращения прав на недвижимое имущество состоит в том, что истец вынужден нести бремя содержания недвижимого имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления и земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании, а также наличие у истца права на отказ от закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления, и передачу его уполномоченному органу по причине неиспользования, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что спорное имущество подлежит изъятию из оперативного управления истца в казну Российской Федерации.
Ответчиком, как уполномоченным органом должно быть принято решение об изъятии спорного имущества в казну Российской Федерации и осуществлены фактические действия по принятию этого имущества.
Указанные выводы согласуются с правовой позицией, изложенной в Определении судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации от 10.07.2018 N А13-2776/2017.
Тот факт, что при принятии имущества в состав государственной казны РФ у территориальных органов Росимущества возникает обязанность по охране и содержанию в надлежащем состоянии такого имущества, обстоятельством, исключающим удовлетворение требований, не является.
Ссылки на судебную практику не принимаются, поскольку в каждом случае решение судом принимается с учетом обстоятельств, установленных в рамках конкретного дела.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются как основанные на ошибочном толковании положений действующего законодательства применительно к конкретным обстоятельствам рассматриваемого спора.
Основания для отмены или изменения судебного акта суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со статьей 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 25 августа 2020 года по делу N А60-562/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Д. И. Крымджанова |
Судьи |
Е. И. Гуляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-562/2020
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ И КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ