г. Киров |
|
06 ноября 2020 г. |
Дело N А29-411/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 ноября 2020 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хоровой Т.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Черных Л.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вахрушевой Р.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя: Кузьминой Н.В., действующей на основании доверенности от 10.01.2020,
представителя ответчика: Дончевской И.А., действующей на основании доверенности от 16.12.2019 N 32/19,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Коми республиканский перинатальный центр"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 07.08.2020 по делу N А29-411/2020
по иску Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Коми республиканский перинатальный центр"
(ИНН: 1101487382, ОГРН: 1021100510419)
к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми" (ИНН: 1101471047, ОГРН: 1021100512355)
о признании частично незаконным акта,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми "Коми республиканский перинатальный центр" (далее - ГБУЗ РК "Коми РПЦ", Центр) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Коми к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми" (далее - Фонд) о признании недействительным акта от 22.10.2019 в части признания нецелевыми расходами отнесение расходов при возмещении расходов на служебные командировки (суточные и проживание) на сумму 187 632 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 07.08.2020 заявленные требования признаны необоснованными.
Центр с принятым решением суда не согласился и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт в силу следующего.
Согласно разделу 2 Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 года программа устанавливает перечень видов, форм и условий оказания медицинской помощи, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также порядок и условия предоставления медицинской помощи, критерии качества и доступности медицинской помощи.
Структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу (статья 35 Федерального закона N 326-ФЗ).
При этом структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя, в том числе и прочие выплаты, которые могут быть осуществлены в рамках оказания медицинской помощи и в пределах выделенных средств ОМС. Направление медицинских работников в командировки на обучение, является необходимым условием оказания качественной и своевременной медицинской помощи.
Суд первой инстанции поддержал вывод Фонда о том, что при возмещении расходов за счет ОМС на выплату суточных и расходов по найму жилого помещения Центр должен руководствоваться "подпунктами "а" и "б" пункта 1 Постановления Правительства Республики Коми N 46 для установления размеров возмещения расходов; оплата командировочных расходов сверх утвержденных размеров предусмотрена за счет экономии средств из республиканского бюджета РК, а также за счет средств, полученных организациями от иной приносящей доход деятельности. При этом суд сделал вывод, что средства бюджета Федерального фонда и бюджетов территориальных фондов не входят в состав иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат.
Исходя из положений пункта 1 Постановления N 46 возмещение расходов на служебные командировки производит республиканский бюджет Республики Коми государственным учреждениям и ТФОМС за счет средств на содержание указанного учреждения. Речь идет о разных финансовых источниках: республиканских бюджетах и бюджетах территориальных фондов, что суд первой инстанции не принял во внимание.
Расходы определяются на соответствующий финансовый год и не распространяются на финансовое обеспечение командировочных расходов организаций за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках программы обязательного медицинского страхования, связанного с оказанием медицинской помощи населению.
Соответственно, в части возмещения командировочных расходов работников, связанных с оказанием медицинской помощи, осуществляемых за счет средств ОМС, Постановление N 46 применению к данному спору не подлежит.
Согласно плану финансово-хозяйственной деятельности на 2018 отраженые остатки средств ОМС на начало 2018 составили 51 351 223,99 руб. По форме ОКУД 0503769 "Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения" размер кредиторской задолженности за 2017 - 16 725 181,53 руб., то есть свободный остаток средств за минусом кредиторской задолженности на 01.01.2018 (за проверяемый период) составил 34 626 042,46 руб., поэтому в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 729 Центр имел право за счет экономии средств по плану финансово-хозяйственной деятельности осуществить расходы, превышающие нормы.
Согласно локальному акту Центра (приказ N 01-01-1-ОД от 11.01.2016) принято Положение о служебных командировках, в котором установлено (пункты 4.8, 4.9), что при командировках по России (кроме г. Москва и г. Санкт-Петербурга) размер суточных составляет 100 руб. за каждый день нахождения в командировке; при командировках в г. Москва и г. Санкт-Петербург - 200 руб. за каждый день нахождения в командировке. При командировках по России по найму жилья во время командировки (при наличии подтверждающих документов) производятся по фактическим расходам по всем источникам финансирования, кроме субсидии на выполнение госзадания. В рамках субсидий на выполнение госзаданий (согласно Постановлению N 46) - по фактическим расходам, но не более 550 руб. в сутки. При отсутствии документов, подтверждающих эти расходы, -12 руб. в сутки.
В обоснование своей позиции по жалобе Центр ссылается также на судебную практику.
Таким образом, Центр считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене, поскольку при его принятии суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права и неверно оценил фактические обстоятельства дела.
Фонд представил отзыв на жалобу, в котором против доводов Центра возражает, просит решение суда оставить без изменения.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 18.09.2020 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 19.09.2020 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
В судебном заседании апелляционного суда 05.11.2020, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Коми, представители сторон настаивали на своих позициях по делу.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми от 07.08.2020 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Фондом проведена комплексная проверка использования средств обязательного медицинского страхования, полученных заявителем в рамках выполнения территориальной программы обязательного медицинского страхования, за период с 01.01.2017 по 31.12.2018, по результатам которой составлен Акт от 22.10.2019, которым установлено нецелевое использование Центром средств обязательного медицинского страхования на сумму 919 398,15 руб., в том числе при возмещении расходов на служебные командировки в г. Москву и г. Санкт-Петербург с превышением их размеров (в части суточных и по найму жилого помещения), установленных пунктом 1 постановления Правительства РК от 11.03.2010 N 46; сумма нецелевого использования средств ОМС по подстатье 212 "Прочие выплаты" составила 187 632 руб.
Центр с решением Фонда в части вывода о нецелевом использовании средств ОМС в размере 187 632 руб. не согласился и обратился с заявлением в суд.
Арбитражный суд Республики Коми, руководствуясь Федеральными законами от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ), от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), Правилами обязательного медицинского страхования (утверждены Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н, далее - Правила ОМС), Приказом Федерального ФОМС N 73 от 16.04.2012 "Об утверждении положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере ОМС территориальными фондами ОМС", Приказом Минздрава России от 24.12.2012 N 1355H, статьями 147, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), статьями 6, 8, 168 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки", Постановлением Правительства РК от 11.03.2010 N 46 "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории РФ, работникам организаций, финансируемых за счет средств республиканского бюджета РК" (далее - Постановление N 46), сделал вывод о неправомерности требований Центра.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, отзыва на жалобу, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно статье 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд ОМС осуществляет управление средствами ОМС на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ ОМС и в целях обеспечения финансовой устойчивости ОМС на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных настоящим Федеральным законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда.
В частности, Территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств ОМС страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
На основании пункта 9 Положения о Фонде (утверждено постановлением Правительства Республики Коми от 24.06.2011 N 276), принятого в соответствии с Типовым положением о территориальном фонде ОМС (утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 21.01.2011 N 15н), Территориальный фонд рассматривает дела и налагает штрафы, составляет акты о нарушении законодательства об ОМС в соответствии с Законом N 326-ФЗ, предъявляет к медицинской организации требования о возврате в бюджет территориального фонда средств, перечисленных медицинской организации по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, использованных не по целевому назначению.
Согласно статье 147 БК РФ расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
На основании пунктов 1, 2 статьи 19 Закона N 165-ФЗ денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.
Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанные в данных пунктах нарушения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 306.4 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно пункту 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.
Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
В силу статьи 37 Закона N 326-ФЗ право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию реализуется на основании заключенных в его пользу между участниками обязательного медицинского страхования договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования и договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Территориальный фонд ОМС заключает со страховой медицинской организацией при наличии у нее списка застрахованных лиц договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования.
По договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счет средств целевого финансирования (часть 6 статьи 14, части 1, 5 статьи 38 Закона N 326-ФЗ).
Договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 38 Закона N 326-ФЗ).
В силу части 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации вправе получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Аналогичная обязанность Центра содержится в пункте 5.10 договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключенных со страховыми медицинскими организациями - АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед", ООО "Росгосстрах-Медицина" (с 01.11.2018 переименован на ООО "Капитал Медицинское страхование"), осуществляющих деятельность в системе ОМС на территории Республики Коми, на основании формы типового договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденной Приказом Минздрава России от 24.12.2012 N 1355H.
Частью 5 статьи 26 Закона N 326-ФЗ определено, что расходы бюджетов территориальных фондов осуществляются в целях финансового обеспечения:
1) выполнения территориальных программ ОМС;
2) исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в результате принятия федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан;
3) исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в результате принятия законов или нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;
4) ведения дела по ОМС страховыми медицинскими организациями;
5) выполнения функций органа управления территориального фонда.
Расходование средств бюджетов территориальных фондов на иные цели не предусмотрено.
Согласно части 4 статьи 30 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи устанавливается настоящим Законом.
В силу пункта 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Закона N 323-ФЗ предусмотрено, что медицинские и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Положениями действующего федерального законодательства в сфере трудовых правоотношений и обязательного медицинского страхования определено, что предоставление дополнительных гарантий и компенсаций должно производиться с обязательным указанием на источник их финансирования, в частности:
- статья 6 ТК РФ - органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации;
- часть 8 статьи 28 Закона N 326-ФЗ - средства бюджета Федерального фонда и бюджетов территориальных фондов не входят в состав иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат.
В соответствии со статьей 168 ТК РФ в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику: расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.
Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работникам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений определяются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам, заключившим трудовой договор о работе в государственных органах субъектов Российской Федерации, работникам территориальных фондов обязательного медицинского страхования или государственных учреждений субъектов Российской Федерации, лицам, работающим в органах местного самоуправления, работникам муниципальных учреждений определяются соответственно нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам других работодателей определяются коллективным договором или локальным нормативным актом, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки" также содержит отсылочную норму на статью 168 ТК РФ при определении порядка и размеров возмещения расходов, связанных с командировками.
В соответствии со статьей 168 ТК РФ Правительством Республики Коми принято постановление от 11.03.2010 N 46, регламентирующее возмещение расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам государственных учреждений Республики Коми.
В Постановлении N 46 установлено, что возмещение расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации (далее - расходы на служебные командировки), работникам государственных учреждений Республики Коми (далее - организации), осуществляется в следующих размерах:
а) расходов по найму жилого помещения (кроме случая, когда направленному в служебную командировку работнику предоставляется бесплатное помещение) - в размере фактических расходов, подтвержденных соответствующими документами, но не более 550 рублей в сутки. При отсутствии документов, подтверждающих эти расходы, - в размере 12 рублей в сутки;
б) расходов на выплату суточных - в размере 100 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке (пункт 1 Постановления N 46).
Расходы на служебные командировки, превышающие размеры, установленные пунктом 1 настоящего постановления, при условии, что они произведены работником с разрешения или ведома работодателя, за исключением государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми", возмещаются организациями за счет экономии средств, выделенных из республиканского бюджета Республики Коми, а также за счет средств, полученных организациями от иной приносящей доход деятельности.
При этом порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам, заключившим трудовой договор о работе в государственных органах субъектов Российской Федерации, работникам территориальных фондов обязательного медицинского страхования или государственных учреждений субъектов Российской Федерации, лицам, работающим в органах местного самоуправления, работникам муниципальных учреждений определяются соответственно нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Таким образом, указанным постановлением установлены размеры расходов на служебные командировки работникам государственных учреждений Республики Коми (пункт 1 Постановления N 46), соответствующие нормам расходов, принятым на федеральном уровне.
При этом, как указано в пункте 3 Постановления N 46, расходы на служебные командировки, превышающие размеры, установленные пунктом 1 настоящего постановления, при условии, что они произведены работником с разрешения или ведома работодателя (за исключением государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми") возмещаются организациями за счет экономии средств, выделенных из республиканского бюджета Республики Коми, а также за счет средств, полученных организациями от иной приносящей доход деятельности.
Указанная норма принята в соответствие с вышеназванными нормативными актами, поскольку установление субъектом дополнительных гарантий для работников государственных учреждений при возмещении командировочных расходов (компенсация расходов в повышенном размере) сопровождается указанием на источник финансирования - средства республиканского бюджета Республики Коми (статья 72 Закона N 323-ФЗ, статья 6 ТК РФ).
В силу статьи 8 ТК РФ работодатели вправе принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, исключительно в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Трудовой кодекс Российской Федерации полномочия по установлению порядка и размеров возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам, заключившим трудовой договор о работе в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, закрепил за органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, при установлении в локальных актах организации и выплате повышенных размеров возмещения расходов на служебные командировки за счет средств обязательного медицинского страхования заявитель превысил полномочия, предоставленные ему вышеуказанными нормами действующего законодательства, что повлекло использование средств ОМС не по целевому назначению, учитывая, что согласно Постановлению N 46 медицинская организация вправе направить экономию по данным расходам исключительно из средств республиканского бюджета Республики Коми.
При этом согласно Постановлению N 46 Центр вправе установить в локальных нормативных актах расходы на служебные командировки в повышенном размере (в сравнении с установленными Постановлением N 46) также за счет средств от иной приносящей доход деятельности.
Средства, получаемые медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц, являются средствами целевого финансирования (статьи 14, 38, 39 Закона N 326-ФЗ).
Из материалов дела следует, что Тарифными соглашениями на 2017-2018 годы предусмотрено, что формирование тарифов на оплату медицинской помощи, включая их структуру, осуществляется Тарифной комиссией в соответствии с законодательством Российской Федерации и исходя из установленных Программой ОМС средних нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи.
При проведении проверки возмещения расходов на служебные командировки сотрудников Центра Фонд установил факты превышения размеров возмещения расходов на служебные командировки в г. Москву и в г.Санкт-Петербург (в части суточных и по найму жилого помещения), установленных пунктом 1 Постановления N 46: на расходы по ОМС по подстатье 212 "Прочие выплаты" за 2017-2018 годы излишне было отнесено 187 632 руб., в том числе: за 2017 - 52 710 руб., за 2018 - 134 922 руб. (приложение N 8/2 к Акту проверки).
В письме от 24.12.2019 N 24492/01-20 Министерство здравоохранения Республики Коми указало, что вопрос по командировочным расходам в Постановлении N 46 за счет средств ОМС не урегулирован, при этом возмещение расходов возможно осуществлять за счет средств обязательного медицинского страхования. Пояснений о возможности компенсации расходов в повышенном размере за счет средств ОМС письмо не содержит.
В письме от 28.10.2019 N 07-21/4433 Министерство финансов Республики Коми на запросы Центра пояснило, что:
1) не наделено полномочиями по разъяснению норм федерального и регионального законодательства, а также практики его применения;
2) при возмещении командировочных расходов работникам государственных учреждений субъекта РФ следует руководствоваться нормативными правовыми актами субъекта РФ (локальное нормотворчество работодателей по данному вопросу законодателем исключено);
3) региональный нормативный правовой акт прямо определил размер возмещения командировочных расходов работникам государственных учреждений Республики Коми (вне зависимости от источника финансирования) и регламентировал порядок их возмещения государственными учреждениями за счет средств республиканского бюджета и ГУ ТФОМС Республики Коми - за счет средств бюджета ТФОМС Республики Коми. Вопрос возмещения командировочных расходов работникам государственных учреждений за счет средств ОМС не урегулирован;
4) расходы медицинских организаций на служебные командировки включаются в структуру тарифа на оплату медицинской помощи и могут осуществляться за счет средств ОМС;
5) по вопросу о возможности осуществления командировочных расходов за счет средств ОМС в размерах, превышающих установленные пунктом 1 Постановления, однозначно ответить не представляется возможным, поскольку, с одной стороны, данный вопрос не урегулирован на законодательном уровне, а с другой - у государственного учреждения РК в силу части 3 статьи 168 ТК РФ отсутствует право опережающего нормотворчества.
Таким образом, оценив в совокупности позиции сторон и представленные ими доказательства, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в действиях Центра имеет место факт нецелевого использования средств ОМС, что свидетельствует о наличии у него обязанности возвратить такие средств и уплатить соответствующую сумму штрафа.
При рассмотрении довода Центра об отсутствии оснований для применения к спорной ситуации Постановления N 46, поскольку Центром был принят локальный акт, которым установлены размеры командировочных расходов, апелляционный суд отклоняет, поскольку принимаемые юридическими лицами свои локальные акты в любом случае должны соответствовать положениям действующего законодательства, регулирующим соответствующие правоотношения. В силу положений Постановления N 46 медицинская организация вправе направить экономию по таким расходам исключительно из средств республиканского бюджета РК.
Таким образом, при установлении организацией иных размеров командировочных расходов их финансирование уже не может производиться за счет средств ОМС.
Согласно Постановлению N 46 медицинская организация имеет право установить в локальных нормативных актах расходы на служебные командировки в повышенном размере также за счет иных средств, получаемых от иной деятельности, приносящей доход.
Рассмотрев жалобу Центра, апелляционный суд считает, что позиция Центра построена на неверной трактовке Постановления N 46, при анализе которого заявитель жалобы не учитывает, что региональный нормативный правовой акт прямо определил размер возмещения командировочных расходов работникам государственных учреждений РК и регламентировал порядок их возмещения государственными учреждениями за счет средств республиканского бюджета и Фонда - за счет средств бюджета ТФОМС РК. Возмещение командировочных расходов за счет средств ОМС не установлено.
Как пояснил представитель Фонда, при наличии оставшихся выделенных средств в случае необходимости увеличения какой-либо статьи расходов медицинская организация имеет право обратиться к Фонду за перераспределением выделенных средств на другую статью расходов.
В данном случае Центр за такой корректировкой своих расходов к Фонду не обращался.
Ссылка заявителя жалобы на судебную практику отклоняется судом апелляционной инстанции, так как названные Центром судебные акты приняты судами по конкретным делам с учетом конкретных обстоятельств, выводы по которым не могут быть автоматически распространены на иные споры по аналогичной категории дел.
На основании изложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Республики Коми от 07.08.2020 законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также исходя из фактических обстоятельств дела. Оснований для удовлетворения жалобы Центра по изложенным в ней доводам у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. При обращении с апелляционной жалобой Центр по платежному поручению N 368885 от 02.09.2020 уплатил госпошлину в размере 3000 руб. Однако согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ за рассмотрение данной категории апелляционных жалоб госпошлина составляет 1500 руб., в связи с чем на основании статьи 333.40 НК РФ государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату Центру как излишне уплаченная за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 07.08.2020 по делу N А29-411/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Коми республиканский перинатальный центр" (ИНН: 1101487382, ОГРН: 1021100510419) - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Коми "Коми республиканский перинатальный центр" 1500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 368885 от 02.09.2020 за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Хорова |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-411/2020
Истец: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми "Коми республиканский перинатальный центр"
Ответчик: Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми"
Третье лицо: ВААС