город Ростов-на-Дону |
|
06 ноября 2020 г. |
дело N А32-13604/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 ноября 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Малыхиной М.Н.,
судей Абраменко Р.А., Попова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Плотниковой О.В.,
от заинтересованного лица: представителя Миронова С.Г. по доверенности от 26.08.2019 (с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" онлайн-заседание),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Соловьевой Валентины Дмитриевны на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07 июля 2020 года по делу N А32-13604/2020 по заявлению Соловьевой Валентине Дмитриевне к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N16 по Краснодарскому краю о признании недействительной записи в ЕГРЮЛ,
УСТАНОВИЛ:
Соловьева Валентина Дмитриевна, ссылаясь на наличие у нее статуса единственного участника общества с ограниченной ответственностью "БУДТЭ" (далее - общество), обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Краснодарскому краю (далее - инспекция, налоговый орган), в котором просила:
- признать недействительной запись в ЕГРЮЛ за N 2202300254286, внесенную МИФНС N 16 по Краснодарскому краю 28.02.2020 о принудительной ликвидации ООО "БУДТЭ";
- в порядке пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ обязать МИФНС N 16 по Краснодарскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - исключить из ЕГРЮЛ запись о ликвидации ООО "БУДТЭ";
- признать недействительным отказа МИФНС N 16 по Краснодарскому краю о внесении изменений в сведения о юридическом адресе ООО "БУДТЭ";
- обязать МИФНС N 16 по Краснодарскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - внести изменения в сведения о юридическом адресе ООО "БУДТЭ" с Краснодарский край. г. Сочи. ул. Донская. 15 Б на адрес: г. Москва, ул. Промышленная, д. 11 стр. 8 2 этаж, помещение III, комната 1.
Заявленные требования мотивированы незаконностью принятого инспекцией решения об исключении общества из ЕГРЮЛ, поскольку общество своевременно сдавало бухгалтерскую и налоговую отчетность в 2019 году, является действующим юридическим лицом, осуществляет хозяйственную деятельность. Возможность открытия расчетного счета была заблокирована действиями налогового органа по внесению записи о недостоверности сведений, требования общества об удалении указанной записи исполнены налоговым органом не были. В опубликованном в Вестнике государственной регистрации извещении о предстоящем исключении не были раскрыты сведения о порядке и сроках направления возражений. Ввиду допущенных налоговым органом нарушений, ограничена деятельность общества, возникли проблемы с исполнением заключенных договоров. Кроме того, неправомерно отказано во внесении изменений в ЕГРЮЛ в части сведений о местонахождении общества.
В отзыве на заявление налоговый орган указал, что в ходе проведенной в порядке п. 4.2. ст. 9 Федерального закона N 229-ФЗ от 08.08.2001 проверки была выявлена недостоверность сведений о местонахождении общества, составлен протокол осмотра объекта недвижимости, признаков осуществления финансово-хозяйственной деятельности общества не установлено. Направленнные в адрес общества уведомления по данному поводу получены обществом не были. По пп "б" п. 5 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ по истечение 6 месяцев с даты внесения записи о недостоверности сведений юридическое лицо исключается из ЕГРЮЛ. В соответствии с требованиями закона налоговым органом принято решение о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ, указанное решение опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации", в том числе указан адрес для направления возражений. В установленный законом срок возражения не поступили, в связи с чем в ЕГРЮЛ внесена запись об исключении общества из ЕГРЮЛ. Поступившее после внесения указанной записи возражение заявителя не подлежало принятию во внимание в связи с завершением процедуры, равно как и направленный заявителем после внесения указанной записи пакет документов на внесение изменений в ЕГРЮЛ. Кроме того, вопреки требованиям ст. 25.2 закона N 129-ФЗ решение налогового органа не было обжаловано заявителем в УФНС по Краснодарского края до обращения в суд.
Решением суда от 07.07.2020 в удовлетворении заявленных требований в части исключения общества из ЕГРЮЛ отказано. Требования о признании недействительным отказа МИФНС N 16 по Краснодарскому краю о внесении изменений в сведения о юридическом адресе ООО "БУДТЭ" и обязании МИФНС N 16 по Краснодарскому краю устранить допущенные нарушения оставлены без рассмотрения.
Суд установил, что общество было создано 07.11.2018, а 28.02.2020 инспекцией была внесена запись о прекращении деятельности общества. Судом установлено, что согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ адресом (местом нахождения) общества указано: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Донская, д. 15 Б. В ходе осуществления контрольных мероприятий по проверке достоверности сведений об адресе места нахождения общества 19.02.2019 налоговым органом по месту учета организации - Межрайонной ИФНС России N 7 по Краснодарскому краю установлено, что по адресу места нахождения общества, включенному в ЕГРЮЛ, расположена территория, а также одноэтажная постройка, признаков осуществления финансово-хозяйственной деятельности общества не установлено. По данному факту Межрайонной ИФНС России N 7 по Краснодарскому краю составлен протокол осмотра объекта недвижимости от 19.02.2019 N 185965. В установленный законодательством срок общество в адрес инспекции не представило документы, свидетельствующие о достоверности сведений в отношении адреса места нахождения общества, включенного в ЕГРЮЛ. Доводы заявителя о том, что ООО "БУДТЭ" является действующим лицом, судом отклонены. В части признания недействительным отказа отказ МИФНС N 16 по Краснодарскому краю о внесении изменений о юридическом адресе ООО "БУДТЭ" суд указал, что заявителем не представлены доказательства обжалования решения от 03.02.2020 N 7503027А в Управление ФНС России по Краснодарскому краю, что является нарушением положений статьи 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С принятым судебным актом не согласился заявитель, обжаловал его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ, просил решение суда первой инстанции отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что фактически общество осуществляло свою деятельность, что подтверждается налоговой и бухгалтерской документацией, а также справками ФСС, а также перепиской с контрагентами и инспекцией. Также судом не учтено, что в сообщении о предстоящем исключении не указаны порядок и срок направления возражений. Фактически инспекция своими действиями создала невозможность обжалования ее действий.
В отзыве инспекция указала на несостоятельность доводов жалобы.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица доводам апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель явку представителя в судебное заседание не обеспечил, будучи извещенным о процессе, апелляционная жалоба рассматривалась в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО "Будтэ" создано 07.11.2018 (ГРН N 1182375093010).
МИФНС N 16 по Краснодарскому краю 28.02.2020 внесла запись в ЕГРЮЛ за N 2202300254286 о прекращении юридического лица (исключении из ЕГРЮЛ юридического лица в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности).
Заявитель полагает, что решение об исключении общества из ЕГРЮЛ не соответствует закону, поскольку общество ведет хозяйственную деятельность.
Соловьева В.Д. указывает, что 22 января 2020 ООО "БУДТЭ" отправило ценным письмом с описью вложения в адрес МИФНС N 16 по Краснодарскому краю нотариально заверенную форму Р14001 об изменении юридического адреса, однако регистрация не произведена, отказ МИФНС N 16 по Краснодарскому краю получен 19.03.2020.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с заявлением.
Суд первой инстанции верно квалифицировал спорные правоотношения сторон.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статей 65, 198 и 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Основанием для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: несоответствие таких решений (действий, бездействия) закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) лица, обратившегося в арбитражный суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (часть 2 статьи 201 Кодекса).
Инспекция является регистрирующим органом, осуществляющим функции по государственной регистрации юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - ЕГРЮЛ и ЕГРИП, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ).
Согласно пункту 4.2 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц.
В силу положений пункта 6 статьи 11 указанного закона в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности).
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.
Согласно подпункту "б" пункта 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ наличие в едином государственном реестре юридических лиц сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи является основанием для исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа в порядке, предусмотренном для исключения недействующего юридического лица.
В соответствии с изложенной в указанной статье процедурой (п. 2 - 4) регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении).
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается (пункт 4 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ).
Пунктом 6 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ установлено, что заинтересованное лицо вправе направить в регистрирующий орган письменное возражение относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такое письменное возражение может быть направлено в регистрирующий орган почтовым отправлением, представлено непосредственно, направлено в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет". При направлении возражения почтовым отправлением подлинность подписи заинтересованного физического лица или уполномоченного представителя заинтересованного юридического лица должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
Форма письменного возражения утверждена Приказом ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ "Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ" (зарегистрировано в Минюсте России 20.05.2016 N 42195).
Согласно пункту 7 статьи 22 Закона N 129-ФЗ, если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 названного закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
Согласно подпункту "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ ЕГРЮЛ содержит, сведения об адресе места нахождения юридического лица по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
В соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) адрес юридического лица определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, либо иного лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица.
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ адресом (месте нахождения) общества указано: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Донская, д. 15 Б.
В ходе осуществления контрольных мероприятий по проверке достоверности сведений об адресе места нахождения Общества 19.02.2019 налоговым органом по месту учета организации - Межрайонной ИФНС России N 7 по Краснодарскому краю установлено, что по адресу места нахождения Общества, включенному в ЕГРЮЛ, расположена территория, а также одноэтажная постройка, признаков осуществления финансово-хозяйственной деятельности Общества не установлено.
По данному факту Межрайонной ИФНС России N 7 по Краснодарскому краю составлен протокол осмотра объекта недвижимости от 19.022019 N 185965.
Ввиду установления факта отсутствия общества по заявленному при государственной регистрации адресу (ул. Донская, 15 б, г. Сочи) Инспекцией в порядке п. 6 ст. 11 Федерального закона N 129-ФЗ направлены уведомления в адрес общества, учредителя (участника) и лица, имеющего право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений об адресе места нахождения Общества.
Согласно отчету об отслеживании почтового отправления с присвоенным штриховым почтовым идентификатором ШПИ 35000002483203, размещенному на официальном сайте "Почты России", уведомление от 28.02.2019 N 06-17/30-1399, направленное в адрес общества адресатом не получено.
Уведомление от 28.02.2019 N 06-17/30-1400, направленное в адрес учредителя (участника) и лица, имеющего право действовать без доверенности от имени общества Соловьевой В.Д. согласно отчету об отслеживании почтового отправления ШПИ N 35000002481919, адресатом не получено.
В силу пункта 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
Согласно пункту 1 статьи 165.1 ГК РФ сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В установленный 30-дневный срок документы, свидетельствующие о достоверности сведений об адресе юридического лица, содержащиеся в ЕГРЮЛ, обществом в регистрирующий орган не представлены.
Учитывая, что обществом не были представлены соответствующие сведения, а также не были представлены документы, свидетельствующие о достоверности адреса юридического лица, регистрирующим органом 07.04.2019 в ЕГРЮЛ внесена запись ГРН 2192375692100 о недостоверности адреса местонахождения общества.
Принимая во внимание, что в течение 6 месяцев с даты внесения указанной записи о недостоверности реестровых сведений о юридическом адресе общества последним не было подано заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ, налоговым органом было принято решение о предстоящем исключении оющетсва из ЕГРЮЛ N 21012 от 05.11.2019, о чем осуществлена публикация в "Вестнике государственной регистрации 06.11.2019 (л.д. 104 т.1) с указанием на срок подачи возражений, на регистрирующий орган и адрес такового.
Учитывая тот факт, что с момента опубликования названного решения истек указанный в Законе N 129-ФЗ трехмесячный срок, и то, что в течение данного срока в адрес инспекции не поступали какие-либо возражения от кредиторов, иных заинтересованных лиц, от должностного лица общества, равно как и не поступал комплект документов, установленный статьей 17 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений сведений об адресе (месте нахождения), налоговый орган исключил общество из реестра 28.02.2020 записью N 2202300254286.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что регистрирующим органом правомерно внесена запись от 28.02.2020 N 2202300254286 об исключении общества из реестра как недействующего юридического лица.
Суд отметил, что разумный и осмотрительный участник гражданского оборота не лишен возможности контроля за решениями, принимаемыми регистрирующим органом в отношении своего контрагента по сделке, как недействующего юридического лица, а также возможности своевременно направить в регистрирующий орган заявление о том, что его права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Доводы истца о том, что ООО "БУДТЭ" является действующим лицом, отклонены судом, поскольку режим исключения юридического лица из ЕГРЮЛ в связи с недостоверностью сведений не рассматривает наличие фактической деятельности как препятствие для исключения. Кроме того, представленные в дело документы суд не оценил как достоверные доказательства осуществления реальной экономической деятельности. Из представленных документов следует, что в штате общества находился лишь генеральный директор, иные работники, которые могли бы выполнять какие-либо работы для иных лиц, отсутствовали. Расчетный счет у ООО "БУДТЭ" также отсутствовал. Кроме того, суд принял во внимание то, что в сложившейся ситуации восстановление судом в ЕГРЮЛ сведений об ООО "БУДТЭ" с заведомо недостоверным адресом регистрации не будет отвечать принципу публичной достоверности сведений ЕГРЮЛ и базовому принципу законности при рассмотрении дел арбитражным судом (статья 6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, судом не учтены представленную Соловьевой В.Д. при обращении в суд переписку между заявителем и налоговым органом.
Так, из представленных документов усматривается, что 22.07.2019 общество обратилось в налоговый орган с просьбой о предоставлении сведений, которые являются недостоверными и сведений о дате и основаниях проводимой проверки.
В ответ на указанное обращение письмом от 20.08.2019 налоговый орган уведомил общество о том, что сведения были признаны недостоверными по результатам осмотра и установленного отсутствия общества по указанному в реестре адресу. Также быо указано, что заявителю необходимо подать в МИФНС N 16 заявление по форме Р14001 и документы, предусмотренные ст. 17 Закона N 129-ФЗ.
11.09.2019 общество повторно запрашивало налоговый орган об основаниях для проведения проверки спустя 4 месяца после государственной регистрации.
Письмом от 04.10.2019 налоговый орган информировал общество о том, что проверка проведена в соответствии с п. 4.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ.
14.10.2019 общество повторно запросило сведения об основаниях проведенной проверки и причинах в обоснованных сомнениях о достоверности сведений реестра.
24.10.2019 общество обратилось с заявлением в МИФНС N 16 об удалении из ЕГРЮЛ отметки о недостоверности реестровых сведений об адресе общества, указав, что сведения об основаниях инициирования проверки обществу по его запросам так и не были предоставлены. Кроме того, со следующего дня после регистрации общества (08.10.2018) и по июнь 2019 года Соловьева В.Д. как директор, единственный участник и единственный работник общества была госпитализирована и проходила лечение в стационаре, не имея возможности осуществлять деятельность общества, в указанной ситуации вывод о недостоверности сведений заявитель полагал неверным, указывал на наличие документов, подтверждающих аренду помещения по указанному в реестре адресу и доказательства реального нахождения общества по данному адресу (после выписки руководителя из больницы) в виде полученных счетов на оплату связи и полученной почтовой корреспонденции.
Поскольку сведения о недостоверности реестрового адреса общества в ЕГРЮЛ сохранялись, 20.01.2020 Соловьевой В.Д. как единственным участником общества было принято решение об изменении юридического адреса общества. В качестве нового адреса указан: г. Москва, ул. Промышленная, д.11, строение 8, этаж 2, помещение III, комната 1.
В связи с указанным 22.01.2020 в МИФНС N 16 Соловьевой В.Д. направлено заявление по форме Р14001 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, а именно в сведения об адресе.
Указанное заявление направлено почтой, с описью вложения, получено налоговым органом 27.01.2020.
03.02.2020 налоговым органом принято решение об отказе в государственной регистрации с указанием на то, что надлежало в листе Б заявления заполнить только пункты 1-5, в то время как фактически заполнены пункты 1-9, следовательно, документы оформлены с нарушением требований ст. 9 Закона N 129-Федерального закона, что влечет отказ в регистрации.
Доказательств направления данного отказа в адрес заявителя либо личного вручения таковому налоговый орган не представил. Лишь после интернет-обращения заявителя от 19.02.2020 налоговый орган направил в адрес заявителя письмо от 19.03.2020 о том, что в регистрации изменений отказано.
Порядок внесения изменений в сведения ЕГРЮЛ при изменении адреса юридического лица регламентирован пунктом 6 статьи 17 Закона N 129-ФЗ, которым предусмотрено следующее.
К заявлению о внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, должно быть приложено данное решение.
Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, в регистрирующий орган в течение трех рабочих дней после дня принятия данного решения представляются соответствующие документы.
К заявлению о внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, должны быть приложены также документы, подтверждающие наличие у юридического лица или лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества, права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица.
Документы для государственной регистрации изменения адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, не могут быть представлены в регистрирующий орган до истечения двадцати дней с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица.
В письме ФНС России от 11.01.2016 N ГД-4-14/52 разъяснено, что исходя из положений пункта 6 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при принятии юридическим лицом после 1 января 2016 года решения об изменении места нахождения (адреса юридического лица, влекущего изменение места нахождения юридического лица) юридическое лицо обязано в течение трех рабочих дней после принятия такого решения представить в регистрирующий орган по прежнему месту нахождения заявление по форме Р14001, в листе Б которого заполняются только пункты 1 - 5, а также указанное решение.
На основании вышеуказанных документов регистрирующий орган в установленном порядке вносит в ЕГРЮЛ сведения о принятии юридическим лицом решения об изменении места нахождения (подпункт "в.2" пункта 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Документы для государственной регистрации изменения адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, представляются не ранее двадцать первого дня после дня внесения в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения юридического лица (статьи 190, 191 Гражданского кодекса Российской Федерации), в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица (абзац четвертый пункта 6 статьи 17, статья 18 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Для государственной регистрации изменения адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, представляются документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в том числе заявление по форме N Р13001, в листе Б которого указывается адрес юридического лица, или предусмотренное пунктом 2 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" заявление по форме N Р14001, утвержденной указанным приказом ФНС России, в листе Б которого указывается адрес юридического лица (в случае, если юридическое лицо действует на основании типового или единого типового устава (пункты 2 и 3 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, у налогового органа по предыдущему месту нахождения общества не имелось правомочий по внесению в ЕГРЮЛ сведений об изменении адреса общества, но имелись лишь полномочия по внесению в ЕГРЮЛ сведений о принятии общества решения о таком изменении без указания нового адреса.
Соблюдая установленную законом последовательность действий, общество должно было сперва сообщить в установленной форме МИФНС N 16 о своем намерении изменить адрес с указанием только региона, где общество намерено располагаться, и только через 20 дней после этого подать в налоговый орган по новому местонахождению заявление с указанием конкретного нового адреса общества.
Общество же просило, как видно из заявления, внести в ЕГРЮЛ сведения о новом адресе местонахождения.
Соответственно, отказав обществу в регистрации, 28.02.2020 налоговый орган принял решение об исключении общества из реестра, исходя из того, что недостоверные сведения в ЕГРЮД не изменены, возражений против исключения общества из ЕГРЮЛ не поступило.
Вместе с тем, из приведенных выше обстоятельств дела следует, что налоговый орган был фактически информирован о возражениях общества против исключения сведений о нем из ЕГРЮЛ и о предпринимаемых обществом попытках, сперва - к обоснованию достоверности адреса, а затем - к изменению сведений о таковом.
Приведенные выше нормы права нацелены на недопустимость сохранения в реестре заведомо недостоверных сведений, исключение злоупотребления правами со стороны хозяйствующих субъектов, пресечение возможности введения в заблуждение иных участников оборота и органов публичной власти. Исключение из реестра сведений о юридическом лице, подавшем недостоверные сведения, является мерой воздействия, пресекающей нарушения закона со стороны недобрососвестных субъектов гражданского оборота
Однако в рассматриваемом случае с учетом уважительности причин неосуществления обществом в период проверки деятельности по первоначальному адресу (из-за длительной болезни единственного участника и единственного работника-руководителя общества) и с учетом предпринимаемых активных попыток к исправлению реестровых сведений, налоговый орган не должен был, основываясь исключительно на формальном подходе, исходить из того, что возражение по установленной форме не подано, изменения в ЕГРЮЛ в надлежащем порядке не внесены.
Установленный законом шестимесячный срок сохранения в реестре недостоверных сведений как основание для инициирования процедуры исключения юридического лица не является для такого юридического лица пресекательным для устранения нарушений до момента исключения из реестра. Соответственно предпринятые обществом с указанной целью меры в трехмесячный период после принятия решения о предстоящем исключении общества из реестра не могли быть проигнорированы налоговым органом.
Вместе с тем, апелляционный суд учитывает, что налоговый орган информировал общество о некорректности заполнения заявления только письмом от 19.03.2020, то есть после исключения общества из реестра, ввиду чего последнее не имело реальной возможности устранить допущенные формальные нарушения.
При этом, надлежит отметить, что требования о порядке заполнения листа Б заявления по форме Р14001 только в части пунктов 1-5 в указанном выше случае, изложенные в письме ФНС России от 11.01.2016 N ГД-4-14/52, не содержатся ни в нормах Закона N 129-Федерального закона, ни в Приказе ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств", ввиду чего у общества и заявителя фактически отсутствовала возможность узнать о таковых до получения отказа налогового органа в регистрации.
Кроме того, наличие в заявлении лишних сведений само по себе не препятствовало налоговому органу в пределах своих правомочий внести запись о принятии обществом решения о смене адреса, не указывая нового адреса общества.
Учитывая совокупность изложенных обстоятельств дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что на момент принятия оспариваемого решения об исключении общества "БУДТЭ" из ЕГРЮЛ налоговый орган мог и должен был учитывать возражения общества и не имел достаточных оснований для внесения спорной записи.
Предоставленные законом гарантии в части возможности предъявления регистрирующему органу возражений относительно предстоящего исключения юридического лица (как фактически недействующего) из ЕГРЮЛ направлены на выявление лиц, заинтересованных в сохранении правоспособности должника и в защите своих прав и законных интересов в судебном порядке, а в части судебного обжалования исключения - на обеспечение возможности восстановления регистрационного учета по обращению этих лиц на основании решения суда (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18.05.2015 N 10-П).
Апелляционный суд отмечает, что в судебной практике сложился однозначный правовой подход, согласно которому недопустим формальный подход к разрешению указанных споров в ситуации, когда заявитель добросовестно принимал меры к исключению возможности прекращения юридического лица в указанном выше порядке (определение ВС РФ от 12.02.2019 по делу N 304-КГ18-18451, Постановление Арбитражного суда СКО от 14.05.2020 по делу N А32-20318/2019).
При таких обстоятельствах, заявление Соловьевой Валентины Дмитриевны о признании недействительной записи в ЕГРЮЛ за N 2202300254286, внесенной МИФНС N 16 по Краснодарскому краю 28.02.2020 о принудительной ликвидации ООО "БУДТЭ", а также об обязании МИФНС N 16 по Краснодарскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в виде исключения из ЕГРЮЛ записи о ликвидации ООО "БУДТЭ" подлежали удовлетворению, в связи с чем решение суда в указанной части подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта.
Истец также просил суд признать незаконным решение МИФНС N 16 по Краснодарскому краю об отказе в государственной регистрации изменений в ЕГРЮЛ в отношении места нахождения общества.
Указанное требование оставлено судом без рассмотрения по причине нарушения установленного законом досудебного порядка урегулирования спора.
На основании пункта 1 статьи 25.2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящий регистрирующий орган путем подачи жалобы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в суд и (или) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, только после его обжалования в вышестоящий регистрирующий орган.
Следовательно, названным Законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ предусмотрено требование об обязательном досудебном обжаловании решения, принятого регистрирующим органом.
Как верно отмечено судом, истец не приложил к заявлению доказательства обжалования решения от 03.02.2020 N 7503027А в Управление ФНС России по Краснодарскому краю, что является нарушением положений статьи 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, оставление требований без рассмотрения в указанной части правомерно, доводы жалобы правомерность выводов суда первой инстанции не опровергают, основаны на неверном понимании норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.07.2020 по делу N А32-13604/2020 в части отказа в удовлетворении заявления отменить. В указанной части принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Изложить абзац второй резолютивной части решения в следующей редакции:
"Признать недействительной запись в Едином государственной реестре юридических лиц за номером 2202300254286, внесенную Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 16 по Краснодарскому краю 28.02.2020 об исключении общества с ограниченной ответственностью "БУДТЭ" (ИНН 2366008781, ОГРН 1182375093010).
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 16 по Краснодарскому краю аннулировать в Едином государственной реестре юридических лиц запись N 2202300254286 от 28.02.2020, восстановив сведения об обществе с ограниченной ответственностью "БУДТЭ" (ИНН 2366008781, ОГРН 1182375093010) как о действующем юридическом лице.
В остальной части решение оставить без изменения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты изготовления полного текста постановления.
Председательствующий |
М.Н. Малыхина |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-13604/2020
Истец: Соловьева В Д
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N16 по Краснодарскому краю, МИФНС N 16 по КК