город Омск |
|
06 ноября 2020 г. |
Дело N А46-9070/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 ноября 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10523/2020) Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 12.08.2020 по делу N А46-9070/2020, принятое по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области (ИНН 5503079359, ОГРН 1045504007658, 644043, Омская область, г. Омск, ул. Красный путь, 3) к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Буланову Казбеку Ильяшевичу (ИНН 553400575029, ОГРН 310550913900079) о взыскании 2 047 200 руб.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области - Фертюк Н.Ю. по доверенности от 22.04.2020 N ИСХ-20/МСХ-2687 сроком действия до
31.12.2020,
от индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Буланова Казбека Ильяшевича - Ахметов И.Ж. (по доверенности от 27.10.2020 сроком действия до 30.12.2020).
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Буланову Казбеку Ильяшевичу о взыскании 2047200 руб., полученных из областного бюджета в качестве гранта на развитие семейных животноводческих ферм.
Решением Арбитражного суда Омской области от 12.08.2020 по делу N А46-9070/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что ИП главой КФХ Булановым К. И. нарушено условие, предусмотренное подпунктом 3 пункта 22 Порядка предоставления грантов из областного бюджета на развитие семейных животноводческих ферм, установленного Постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п "Об утверждении государственной программы Омской Области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области" (приложение 2 к подпрограмме "Поддержка сельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования и создание условий для их развития" государственной программы Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области"), а именно - средства гранта использованы не в полном соответствии с планом расходов бизнес-плана. В соответствии с пунктом 24 Порядка N 252-п в случае нарушения условий предоставления гранта его средства подлежат возврату в областной бюджет в полном объеме.
От ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу.
В заседании суда апелляционной инстанции представителем министерства поддержаны доводы поданной жалобы.
Представитель индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Буланова К.И. с доводами апелляционной жалобы не согласен по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п утверждена государственная программа Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области".
В приложении N 2 к подпрограмме "Поддержка сельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования и создание условий для их развития" указанной выше государственной программы содержится Порядок предоставления грантов из областного бюджета на развитие семейных животноводческих ферм" (далее - Порядок).
Порядок определяется цель предоставления из областного бюджета грантов на развитие семейных животноводческих ферм, критерии отбора глав крестьянских (фермерских) хозяйств для предоставления грантов, условия и порядок предоставления грантов, а также возврата остатков средств гранта, не использованных в течение 24 месяцев со дня их предоставления, порядок возврата грантов в случае нарушения условий их предоставления.
В целях участия в конкурсе для предоставления грантов главам КФХ на развитие семейных животноводческих ферм 18.08.2017 главой КФХ Булановым К.И. была подана соответствующая заявка.
26.09.2017 между Министерством и главой КФХ Булановым К.И. заключено соглашение N 10-СЖФ о предоставлении из областного бюджета в 2017 году гранта на развитие семейных животноводческих ферм (далее Соглашение) в общей сумме 2 047 200 руб.
Средства гранта в общей сумме 2047200 руб. зачислены 12.10.2017 на счет главы КФХ Буланова К.И. N 40601810850042060004, открытый в Головном расчетно-кассовом центре Главного управления Банка России по Омской области.
Согласно плана расходов Бизнес - плана проекта "Молочная животноводческая ферма", а также пункта 3.3 Соглашения средства гранта планировалось направить на приобретение, помимо прочего, коров молочного направления в количестве 20 голов.
В соответствии с отчетом о расходовании средств гранта по состоянию на 01.01.2020, а также договорами купли-продажи сельскохозяйственных животных от 14.06.2018, от 05.06.2018, от 15.06.2018, от 10.01.2018, от 05.02.2018, от 22.03.2018 главой КФХ Булановым К.И. приобретено 10 коров молочного направления.
При этом по договору купли-продажи племенных животных молочного направления красной - степной породы от 20.10.2017 N 00000000082178710002/18 приобретены телки в количестве 10 голов.
По мнению истца, поскольку в отличие от коровы телка до первого отела молока давать не может, и учитывая, что средства гранта предоставлены на реализацию проекта "Молочная животноводческая ферма", приобретение главой КФХ Булановым К.И. телок в количестве 10 голов, не позволит в установленные сроки обеспечить достижение предусмотренных Бизнес - планом производственных показателей (объемов производимого молока).
В Министерство заявление об изменении плана расходов Бизнес-плана от главы КФХ Буланова К.И. не поступало.
Поскольку главой КФХ Булановым К.И. нарушено условие представления гранта, а именно: средства гранта использованы не в полном соответствии с планом расходов бизнес - плана, в адрес главы КФХ Буланова К.И. было направлено уведомление от 23.10.2019 о возврате средств областного бюджета, полученных в виде гранта на развитие семейных животноводческих ферм.
Так как денежные средства главой КФХ Булановым К.И. не были возвращены в установленный срок, Министерство обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с главы КФХ Буланова К.И. 2047200 руб.
Требования истца оставлены судом первой инстанции без удовлетворения, с чем Минсельхозпрод Омской области не согласился, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.
На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
В статье 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 указанной статьи).
Как указано ранее, Государственной программой Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области, утвержденной постановлением Правительства Омской области от 13.10.2013 N 252-П, установлен Порядок предоставления грантов из областного бюджета на развитие семейных животноводческих ферм, который определяет цель предоставления грантов из областного бюджета КФХ, включая индивидуальных предпринимателей, на развитие семейных ферм, критерии отбора КФХ для предоставления грантов на развитие фермы, условия и порядок предоставления грантов на развитие фермы, а также порядок возврата остатков средств гранта на развитие фермы, не использованных в течение 24 месяцев со дня предоставления гранта на развитие фермы, порядок возврата грантов на развитие фермы в случае нарушения условий их предоставления.
В соответствии с подпунктом 1 пунктом 27 данного Порядка в случае нарушения главами КФХ условий, установленных при предоставлении грантов на развитие фермы, предусмотренных: подпунктами 1 - 2.1, 3 - 5, 7 - 9.2 пункта 22 настоящего Порядка, Министерство в течение 30 рабочих дней со дня обнаружения указанных нарушений направляет главам КФХ уведомление о возврате грантов на развитие фермы в полном объеме.
Согласно подпункту 3 пункта 22 Порядка условиями предоставления гранта на развитие фермы являются: использование гранта на развитие фермы, а также собственных, в том числе заменых, средств в соответствии с планом расходов бизнес - плана в течение 24 месяцев со дня представления гранта на развитие фермы.
Ответчиком не оспаривается и подтверждается материалами дела, что по договору купли-продажи от 20.10.2017 N 00000000082178710002/18 (дополнительному соглашению к нему) главой КФХ Булановым К.И. приобретены племенные телки на сумму 611780 руб. в количестве 10 голов.
Вместе с тем, приобретенный по указанному договору крупный рогатый скот красной степной породы является племенными породами, что подтверждается племенными свидетельствами на крупный рогатый скот молочного направления продуктивности серии ПС 55 с N 1505 по N 1514 (копии приобщены к материалам дела).
Согласно справки N 47 от 03.03.2020 племенного хозяйства ЗАО "Азовское" главе КФХ Буланову К.И. было реализовано 10 голов племенных стельных телок 2015, 2016 г. рождения.
Согласно даты осеменения и даты ректального исследования телки являлись стельными и через 3-4 месяца после приобретения принесли племенной приплод, являясь полноценными дойными коровами.
Таким образом, в период (24 месяца) отведенный для целевого использования субсидии глава КФХ Буланов К.И. обеспечил наличие дойных коров в количестве 20 голов и получил на первом году организации семейной животноводческой фермы и молочную продукцию и племенной молодняк крупного рогатого скота (КРС).
Следует также обратить внимание и на такие доводы ответчика как: данный КРС молочного направления продуктивности был приобретен главой КФХ Булановым К.И. в племенном хозяйстве ЗАО "Азовское" по рекомендации Министерства.
Кроме того, после проведения расходов в соответствии с пунктом 5.3.8 Соглашения главой КФХ Булановым К.И. был предоставлен отчет истцу о целевом использовании денежных средств; в январе 2018 года были представлены документы на приобретение КРС (телок) в количестве 10 голов, которые приняты были Министерством без замечаний.
Доводы жалобы Министерства опровергаются материалами дела, а именно: в соответствии с отчетом о достижении значений показателей результативности по состоянию на 01.01.2020, за 2019 год при плановом значении показателя результативности прироста объема сельскохозяйственной продукции 10 процентов данный показатель составляет 20,29 процентов, то есть в два раза больше запланированных показателей, что составляет 202,9 процента исполнения значения показателей результативности.
При плановом показателе результативности создания новых постоянных рабочих мест фактическое исполнение составило 100 процентов, что подтверждается отчетом (копия имеется в материалах дела).
Согласно Акта обследования КФХ Буланова от 02.03.2020 на предмет исполнения Соглашения (копия имеется в деле) план проекта "Молочная животноводческая ферма" выполняется в полном объеме.
За 2019 год в хозяйстве произведено 720,32 центнеров сырого молока, мяса 12 центнеров. За период работы выполнен производственный показатель по созданию 3 рабочих мест. Планируется увеличение дойного стада до 35 голов коров, создание дополнительных двух рабочих мест.
Помимо указанного, следует признать обоснованными также и доводы ответчика о том, что по сути, требуя возврата гранта в полном объеме по вышеуказанному основанию, Министерство в одностороннем порядке расторгает Соглашение, что не соответствует пункту 7.5 Соглашения.
В соответствии с пунктом 7.5 Соглашения расторжение настоящего Соглашения в одностороннем порядке возможно по требованию главного распорядителя средств областного бюджета в случае недостижения Получателем установленных значений показателей результативности.
В данном случае, обстоятельство, при наличии которого Соглашение истцом может быть расторгнуто в одностороннем порядке, отсутствует.
Вместе с тем судебная коллегия исходит из того, что в настоящем случае действия главы КФХ отвечают целям государственной программы, утвержденной постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п, не повлекли ухудшения показателей результативности, не привели к ухудшению финансового состояния получателя гранта. Обратное министерством не доказано (статьи 9, 65 АПК РФ).
Оценивая действия предпринимателя, апелляционный суд учитывает правовую позицию, изложенную в определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.11.2016 N 308-ЭС16-16453, согласно которой возврат субсидии возможен при выдаче субсидии лицу, не имеющему по субъективным либо объективным критериям права на ее получение (нарушение условий предоставления субсидии); при использовании средств нецелевым образом как меры бюджетного принуждения (статья 306.4 БК РФ). Указанные обстоятельства материалами дела в настоящем случае не подтверждаются.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в настоящем случае полученные предпринимателем средства представляют собой вид публичной поддержки участнику гражданского оборота - частному лицу, осуществляющему деятельность, заинтересованность в которой проявлена государством, имеют целевое назначение и именно использование им поддержки в соответствии с ним составляет суть таковой.
При этом материалами дела подтверждается и заявителем не опровергнуто то обстоятельство, что средства гранта использованы заинтересованным лицом согласно целям, для которых таковой был предоставлен, в связи с чем оснований для возврата указанной суммы не имеется с учетом условий пункта 24 Порядка.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правомерно оставил без удовлетворения предъявленные министерством требования.
Доводы апелляционной жалобы Минсельхозпрода Омской области о наличии оснований для возврата сумм оказанной предпринимателю государственной поддержки отклоняются за необоснованностью.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Ввиду того, что министерство от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено, государственная пошлина за рассмотрение настоящей жалобы судом апелляционной инстанции не распределяется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 12.08.2020 по делу N А46-9070/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-9070/2020
Истец: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ИП Буланов Казбек Ильяшевич