город Ростов-на-Дону |
|
06 ноября 2020 г. |
дело N А32-17699/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 ноября 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Фахретдинова Т.Р.,
судей Глазуновой И.Н., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Варавиной Е.Н.,
при участии:
от заместителя прокурора Краснодарского края: прокурор Суворов А.В.;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заместителя прокурора Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 22.07.2020 по делу N А32-17699/2020 по иску заместителя прокурора Краснодарского края
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Краснодарскому краю
при участии третьих лиц: Управления Федеральной налоговой службы России по Краснодарскому краю; Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по г. Краснодару;
общества с ограниченной ответственностью "Призма"; Степкина Сергея Васильевича о признании недействительным решения о государственной регистрации юридического лица и обязании внести в ЕГРЮЛ запись о недействительности записи
УСТАНОВИЛ:
Заместитель Прокурора Краснодарского края (далее - истец) обратился в Арбитражный" суд Краснодарского края с исковым заявлением к Межрайонной" инспекции Федеральной" налоговой" службы N 16 по Краснодарскому краю (далее -ответчик) с требованиями:
- о признании незаконным решения Межрайонной" инспекции Федеральной" налоговой" службы N 16 по Краснодарскому краю от 15.05.2019 N 7522678А о государственной" регистрации юридического лица при создании ООО "Призма";
- обязать Межрайонную инспекции Федеральной" налоговой" службы N 16 по Краснодарскому краю внести в ЕГРЮЛ запись о недействительности записи, внесённой" в реестр в связи с принятием в отношении ООО "Призма" решения от 15.05.2019 N 7513968А о государственной" регистрации юридического лица при создании.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 22.07.2020 в удовлетворении заявления отказано.
Прокурор обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил решение отменить, заявление удовлетворить.
Жалоба мотивирована следующим.
В связи с быстрым рассмотрением дела, заявитель был лишен возможности представить в материалы дела копию постановления о возбуждения в отношении Степкина С.В., а также состоявшегося в отношении него обвинительного приговора.
Представитель заместителя прокурора Краснодарского края в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, дал пояснения по существу спора.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. О дате, времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
Жалоба рассмотрена в порядке ст. 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО "Призма" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) 15.05.2019 за основным государственным регистрационным номером 1192375035698, что следует из представленной в дело выписки из ЕГРЮЛ.
ООО "Призма" зарегистрировано налоговым органом на основании решения единственного участника общества Степкиным Сергеем Васильевичем от 08.05.2019 N 1, а также на основании решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Краснодарскому краю от 15.05.2019 N 7522678А.
Прокуратура в своем заявлении указывает, что Степкин Сергей Васильевич (далее Степкин С.В.) фактически не являлся учредителем ООО "Призма", не планировал осуществлять организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции учредителя данного юридического лица, вести предпринимательскую деятельность от имени общества и получать доход от такой деятельности. Степкин С.В. согласился зарегистрировать на свое имя общество по предложению знакомого за вознаграждение.
Указанные обстоятельства подтверждены информацией, протоколами ИФНС России N 1 по г. Краснодару осмотра объекта недвижимости от 25.06.2019 и 08.07.2019, а так же объяснениями Степкина С.В. от 27.01.2020.
Полагая, что регистрация юридического лица произведена на основании мнимой односторонней сделки и содержание в ЕГРЮЛ недостоверных сведений нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, заместитель прокурора Краснодарского края обратился в суд с настоящим заявлением.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ).
В силу части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными; вносит представление об устранении нарушений закона.
В пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе" указано, что прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (абзац первый части 1 статьи 52, часть 2 статьи 198 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
Единство и сопоставимость указанных сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.
Согласно статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" одним из принципов правового регулирования технологий и информации является принцип достоверности информации.
Необходимым условием проведения государственной регистрации является не только представление полного перечня документов, но и достоверность заявленной информации, подлежащей внесению в ЕГРЮЛ.
Документы, не отвечающие признакам достоверности, не могут являться основанием для внесения соответствующей записи в единый государственный реестр. Все третьи лица могут добросовестно полагаться на действительность данных, содержащихся в ЕГРЮЛ. При этом наличие в названном Реестре недостоверных сведений затрагивает экономические интересы неограниченного круга лиц (правовая позиция Шестого Арбитражного апелляционного суда, изложенная в постановлении от 17.05.2018 N А73-20651/2017).
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В силу положений пункта 6 статьи 51 ГК РФ государственная регистрация юридического лица может быть признана судом недействительной в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер. Включение в ЕГРЮЛ данных о юридическом лице может быть оспорено в суде, если такие данные недостоверны или включены в указанный реестр с нарушением закона.
В материалы дела представлен приговор мирового судьи судебного участка N 63 Центрального внутригородского округа г. Краснодаре от 15.06.2020, из которого следует, что 8 мая 2019 г. Степкин С.В., действуя умышленно, за денежное вознаграждение, не имея намерений управлять ООО "Призма", и, заранее зная о том, что в последующем совершать какие-либо действия, связанные с деятельностью указанной организации не будет, осознавая, что после предоставления своего документа, удостоверяющего личность, то есть паспорта гражданина Российской Федерации в единый государственный реестр юридических лиц будут внесены сведения о нём, как о подставном лице, предоставил в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 16 по Краснодарскому краю, расположенную по адресу: г. Краснодар, Коммунаров, 235, паспорт гражданина Российской Федерации на своё имя, а также учредительные документы и документы, требуемые при создании юридического лица с целью дальнейшего внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что он является учредителем и директором ООО "Призма".
На основании вышеуказанных документов, предоставленных Степкиным СВ., 15 мая 2019 г. в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующим органом - Межрайонной ИФНС России N 16 по Краснодарскому краю, расположенной в г. Краснодаре, по ул. Коммунаров, 235, в единый государственный реестр юридических лиц были внесены сведения о подставном лице - Степкине СВ., как об учредителе и директоре ООО "Призма" (ИНН 2308265290), у которого отсутствовала цель управления этим Обществом.
Указанным приговором Степкин С.В. признан виновным в совершенном преступлении.
Кроме того, в материалах дела имеется объяснение Степкина С.В. от 27.01.2020, согласно которым последний признал, что никакой финансово-хозяйственной деятельности с периода открытия организации он не вел и знал, что он будет являться "подставным" директором, деятельность в отношении ООО "Призма" осуществлять не намеревался.
Отсутствие волеизъявления учредителя на создание и на фактическое осуществление деятельности юридического лица является неустранимым нарушением и свидетельствует о том, что юридическое лицо регистрировалось Степкиным С.В. не для целей осуществления деятельности ООО "Призма", а для вида, поскольку фактически решение единственного учредителя принято без намерения создать соответствующие правовые последствия.
Сам факт предоставления Степкиным С.В. документов для государственной регистрации юридического лица не является в данном случае достаточным основанием для отказа в удовлетворении требований.
В силу ст. ст. 153, 154 ПС РФ решение единственного участника ООО " Призма " от 12.09.2016 является односторонней сделкой.
Частью 1 ст. 170 ГК РФ установлено, что мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна.
Решение единственного участника ООО " Призма " Степкина С.В. от 08.05.2019 N 1 об учреждении общества является мнимой сделкой, поскольку принято для лица, без намерения создать соответствующие правовые последствия.
В соответствии со ст. 166, 167 ГК РФ мнимая сделка является ничтожной независимо от признания ее таковой судом, не влечет юридических последствий и недействительна с момента ее совершения.
Следовательно, ничтожность сделки о создании общества влечет недействительность решения регистрирующего органа о создании ООО "Призма".
Материалами дела подтверждается, что для осуществления регистрации ООО "Призма" представлены документы, формально соответствующие требованиям Закона N 129-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 статьи 6 Закона N 129-ФЗ, содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта.
Следовательно, обязательным условием проведения государственной регистрации является не только представление заявителем полного перечня документов, но и достоверность заявленной информации.
Частью 6 ст. 51 ГК РФ предусмотрено, что государственная регистрация юридического лица может быть признана судом недействительной в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер. Включение в единый государственный реестр юридических лиц данных о юридическом лице может быть оспорено в суде, если такие данные недостоверны или включены в указанный реестр с нарушениями закона.
Поскольку материалами дела подтверждено, что представленные в МИФНС N 16 документы содержали недостоверные сведения о наличии у единственного учредителя воли на создание и фактическое осуществление деятельности общества, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что при создании ООО "Призма" допущены нарушения, имеющие неустранимый и грубый характер.
В соответствии со ст. 51 ГК РФ данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления и, таким образом, третьи лица вправе полагаться на достоверность информации, содержащейся в КГРЮЛ.
Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Предоставление документов, не соответствующих действительности, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документов, содержащих необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации создания юридического лица на основании ст. 23 Закона N 129-ФЗ.
Наличие в ЕГРЮЛ недостоверных сведений затрагивает экономические интересы неограниченного круга лиц..
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 129-ФЗ решение о государственной регистрации является основанием внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.
При осуществлении государственной регистрации с нарушениями закона оспариванию подлежит не сама запись о государственной регистрации внесения соответствующих сведений в государственный реестр, а решение о государственной регистрации, являющееся документом, принимаемым по результатам проведенной проверки представленных заявителем документов. Указанная позиция согласуется с позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.07.2018 N 307-ЭС17-18333.
С учетом наличия к моменту вынесения решения вступившего в законную силу приговора суда по уголовному делу (несмотря на его отсутствие в материалах дела на момент принятия судом обжалуемого решения), а также позицию, высказанную в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.09.2020 по делу N А32-50845/2019, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований Прокурора Краснодарского края.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
отменить решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.07.2020 по делу N А32-17699/2020, принять новый судебный акт.
Признать недействительным решение МИФНС N 16 по Краснодарскому краю от 15.05.2019 N 7522678А о государственной регистрации юридического лица при создании - ООО "Призма".
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 16 по Краснодарскому краю внести в единый государственный реестр регистрации юридических лиц запись о недействительности записи, внесенной в реестр в связи с принятием в отношении ООО "Призма" решения от 15.05.2019 N 7522678А.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-17699/2020
Истец: Заместитель прокурора Краснодарского края, ИФНС России N1 по г.Краснодару, Прокуратура Краснодарского края
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N16 по Краснодарскому краю, МИФНС N16 по КК
Третье лицо: ООО "Призма", Степкин С В, Управление Федеральной налоговой слудбы России по Краснодарскому краю, УФНС по КК