г. Киров |
|
06 ноября 2020 г. |
Дело N А29-5273/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 ноября 2020 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щелокаевой Т.А.,
судей Малых Е.Г., Савельева А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ахмедовой О.Р.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 05.09.2020 по делу N А29-5273/2020
по иску муниципального унитарного предприятия "Оптика" муниципального образования городского округа "Воркута" (ИНН: 1103003855, ОГРН: 1021100806363)
к обществу с ограниченной ответственностью "Ухтажилфонд" (новое наименование - общество с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера") (ИНН: 1102055018, ОГРН: 1071102001695)
об урегулировании разногласий при заключении договора,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Оптика" муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - МУП "Оптика", учреждение, потребитель, истец) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Ухтажилфонд" (далее - ООО "Ухтажилфонд", региональный оператор, ответчик, заявитель жалобы) об урегулировании разногласий при заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 09.01.2020 N 1172/РО-П/2020 в части условий, содержащихся в пункте 5 договора (о тарифе на услуги регионального оператора), а также в Приложениях N 1 (в части объема накопления отходов), N 2 (расчет размера платы за 2020 год).
Предъявленный иск основан на нормах статей 426, 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и мотивирован отказом ответчика, являющегося региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО), согласовать названные условия договора в редакции истца.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 05.09.2020 исковые требования удовлетворены: урегулированы разногласия, возникшие между истцом и ответчиком при заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО N 1172/РО-П/2020 от 09.01.2020, пункт 5 договора, приложения NN 1, 2 к договору изложены в редакции истца.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя, примененная истцом методика определения нормативов накопления ТКО в зависимости от назначения конкретного помещения, находящего в пользовании Предприятия, является необоснованной, так как разделение общей площади на раздельные категории Приказом Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства РК от 16.04.2019 N 15/2-Т не предусмотрено, при этом по смыслу действующего законодательства возможно разделение непосредственно потребителей на несколько категорий, а не по назначению помещений. Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности истца является торговля розничными изделиями, применяемыми в медицинских целях, ортопедическими изделиями в специализированных магазинах (код ОКВЭД 47.74). Учитывая нормы регионального законодательства, к торговому залу площадью 42,5 кв.м. и цеху сборки площадью 35,7 кв.м. необходимо применить норматив 0,28; применение нормативов 0,02 и 0,1 к цеху сборки и иным помещениям соответственно неправомерно. Полагает необоснованной ссылку суда на условия ранее заключавшихся договоров, поскольку срок их действия истек.
Истец отзыв на апелляционную жалобу не представил.
30.09.2020 в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения об изменении наименования истца на общество с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера", на основании чего в порядке статьи 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Второй арбитражный апелляционный суд производит смену наименования ответчика с ООО "Ухтажилфонд" на ООО "Региональный оператор Севера".
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 02.10.2020 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 03.10.2020 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
В соответствии со статьёй 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ответчик является региональным оператором по обращению с ТКО, истец - собственником нежилых помещений, расположенных по адресу: Республика Коми, г. Воркута, ул. Гагарина, д. 10 (лит. А-I).
Согласно пояснениям истца, подтвержденным сведениями из технического паспорта на нежилое помещение по состоянию на 10.03.2010 (т.1 л.д.77-79), помещения МУП "Оптика" включают в себя помещения цеха сборки производимой продукции (мастерские) общей площадью 35,7 кв. м., торгового зала, на территории которого осуществляется непосредственно реализация произведенных предприятием товаров и изделий общей площадью 42,5 кв. м.; площадь прочих офисных и бытовых помещений предприятия составляет 89,8 кв. м.
25.04.2019 с участием представителей истца и ответчика составлен акт обследования помещения по адресу: Республика Коми, г. Воркута, ул. Гагарина, д. 10, согласно которому установлено, что торговая площадь составляет 42,5 кв.м., мастерская - 35,7 кв.м., офисная площадь - 89,8 кв.м., всего - 168 кв.м., в офисе находится 6 сотрудников (т.1 л.д.22).
24.12.2019 истец направил ответчику заявку N 42 на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО на 2020 год (получена 25.12.2019, т.1 л.д.62).
31.01.2020 в адрес ООО "Ухтажилфонд" поступила заявка МУП "Оптика" на заключение дополнительного соглашения с расчетом по фактическому вывозу в связи с оборудованием контейнерной площадки в количестве одного контейнера по адресу: Республика Коми, г. Воркута, ул. Гагарина, д. 10, с периодичностью вывоза ТКО два раза в месяц (получена 05.02.2020, т.1 л.д.63).
В январе 2020 года в адрес истца поступил проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 09.01.2020 N 1172/РО-П/2020 (т.1 л.д.15-18), согласно которому ООО "Ухтажилфонд" является региональным оператором, МУП "Оптика" - потребителем.
Согласно пункту 5 договора под расчетным периодом по настоящему договору принимается один календарный месяц. Оплата услуг по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора:
январь - июнь 2020 года - 2 971 руб. 99 коп., без НДС,
июль - декабрь 2020 года -3 268 руб. 89 коп., без НДС, ежемесячно.
Общая сумма договора - 37 445 руб. 28 коп.
В подпункте пункте 12 договора стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, следующим способом: исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Договор вступает в силу с момента подписания, распространяет свое действие не правоотношения сторон, возникшие с 01.01.2020, и действует до 31.12.2020, а в части расчетов - до полного выполнения сторонами своих обязательств (пункт 24 договора).
Приложения N N 1,2 являются неотъемлемой частью договора (пункт 30 договора).
Согласно Приложению N 1 к договору по объекту: МУП "Оптика" Республика Коми, г. Воркута, ул. Гагарина, д. 10:
- объем принимаемых региональным оператором ТКО - 47,033 куб.м./год;
- место накопления отходов - (КП) г. Воркута, ул. Гагарина, д. 10;
- периодичность вывоза - СанПин 42-128-4690-88.
В приложении N 2 указано количество расчетных единиц - 168, объем - 3,91944.
Ответчиком при расчете объемов применен норматив накопления твердых коммунальных отходов для объектов оптово-розничной торговли (расчетная единица - 1 кв. м. общей площади, норматив накопления - 0,28 куб. м. в год).
Не согласившись с предложенным ответчиком проектом договора, истец направил протокол разногласий, в котором настаивал на своей редакции пункта 5 договора, приложений N N 1, 2 к договору (т.1 л.д.19-20).
По расчету истца объем принимаемых региональным оператором ТКО - 21,594 куб.м./год; количество расчетных единиц разделено на 3 группы: торговый зал - 42,5, объем - 0,992; цех сборки - 35,7, объем - 0,0595; прочее (офисные и бытовые помещения) - 89,8, объем - 0,748333.
Письмом от 12.05.2020 ответчик направил истцу дополнительное соглашение N 1 к договору с приложением N 1 к нему, из которых следует отказ регионального оператора от заключения договора на предложенных потребителем условиях (т.1 л.д.64-67).
Поскольку между сторонами возникли разногласия при заключении договора, в целях урегулирования разногласий в судебном порядке МУП "Оптика" обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Возражая предъявленным требованиям, ответчик пояснил, что при определении применяемого размера норматива региональным оператором приняты во внимания нормативы для предприятий оптово-розничной торговли (0,28 куб. м.), установленные приказом Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми от 16.04.2019 N 15/2-Т. Документы, подтверждающие, что спорные помещения, расположенные по адресу: г. Воркута, ул. Гагарина, д. 10, являются различными помещениями, отдельными и предназначенными для разных видов деятельности, МУП "Оптика" в адрес ООО "Ухтажилфонд" не представляло.
Суд первой инстанции, в отсутствие доказательств принятия истцом мер по организации раздельного накопления ТКО, пришел к выводу о том, что установленный в проекте договора от 09.01.2020 N 1172/РО-П/2020 порядок расчета стоимости услуги по обращению с ТКО (исходя из нормативов накопления ТКО) не противоречит действующему законодательству и подлежит применению.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд установил, что спорные помещения разделены на 3 категории, о чем ответчику также было известно при заключении между сторонами ранее действовавшего договора на оказание услуг по обращению с ТКО N 785/РО-П от 27.11.2018, следовательно, выполненный истцом расчет объектом ТКО является правомерным.
Удовлетворение судом заявленных истцом требований послужило основанием для принесения апелляционной жалобы.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, оценивая представленные доказательства в их совокупности, анализируя позиции сторон настоящего спора, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ответчика.
В силу положений пункта 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно пункту 4 названной нормы условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
На основании пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с указанным Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты. Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда (пункт 2 указанной статьи).
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (пункт 1 статьи 446 ГК РФ).
Правоотношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89 "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах), Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 269 (далее - Правила N 269), Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Закона об отходах собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Пунктом 25 Правил N 1156 определено, что одним из существенных условий договора об оказании услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов является способ коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов и нормативы их накопления.
Подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 предусмотрено, что коммерческий учет ТКО осуществляется, в том числе расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема либо количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления.
На основании изложенного, владельцы нежилых помещений обязаны заключить договор с региональным оператором, в котором определяется способ учета количества ТКО.
В данном случае в проект договора региональным оператором предложен расчетный метод исходя из нормативов накопления ТКО.
Рассматривая спор, арбитражный суд, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, установил, что основанием для обращения истца в суд с настоящим иском явилось не достижение сторонами согласия относительно условий договора на оказание услуг по обращению с ТКО в части определения норматива накопления ТКО.
Пунктом 1 статьи 24.10 Закона об отходах предусмотрено, что определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (пункт 2 названной статьи).
Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений, установлен в Правилах N 269.
Нормативы могут устанавливаться дифференцированно в отношении (пункт 4 названных Правил):
а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;
б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц;
в) категорий объектов, на которых образуются отходы;
г) видов и групп отходов, а также групп однородных отходов.
Согласно пунктам 5-7 Правил N 269 категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. Определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов. В целях определения нормативов проводятся замеры отходов.
Таким образом, нормативы определяются и утверждаются непосредственно органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании произведенных замеров.
Действующим законодательством предполагается, что при осуществлении любого вида деятельности образуются ТКО, что объективно требует их складирование в контейнер в местах (площадках) накопления ТКО, при этом одним из определяющих факторов в формировании нормативов накопления ТКО является категория объекта, на котором образуются отходы, что напрямую влияет на объем образующихся отходов.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Коми утверждены приказом Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 30.12.2016 N 20/24-Т (в редакции приказа Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми от 16.04.2019 N 15/2-Т, далее - Приказ от 16.04.2019 N 15/2-Т).
Указанный Приказ содержит наименования категорий объектов, расчетные единицы и соответствующие нормативы накопления ТКО в год/в месяц.
Расчет регионального оператора основан на отнесении помещений истца к объектам оптово-розничной торговли, для которых 1 кв.м. площади помещения соответствует 0,28 куб.м. ТКО в год (пункт 2 Приказа 16.04.2019 N 15/2-Т).
Таким образом, 168 кв.м. * 0,28 куб.м. = 47,04 куб.м. отходов в год.
Расчет потребителя основан на разделении нежилых помещений площадью 168 кв.м. на несколько категорий по целевому назначению:
- торговый зал - 42,5 кв.м., для которого 1 кв.м. площади помещения соответствует 0,28 куб.м. ТКО в год (пункт 2 Приказа 16.04.2019 N 15/2-Т);
- цех сборки (мастерская) - 35,7 кв.м., для которого 1 кв.м. площади помещения соответствует 0,02 куб.м. ТКО в год (пункт 20 Приказа 16.04.2019 N 15/2-Т);
- прочие помещения (офисные и бытовые помещения) - 89,8 кв.м., для которыхо 1 кв.м. площади помещения соответствует 0,1 куб.м. ТКО в год (пункт 1 Приказа 16.04.2019 N 15/2-Т).
Таким образом, общий объем отходов в год составляет 21,594 куб.м. в год (11,9 + 0,714 + 8,98).
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что расчет истца не противоречит действующему законодательству, поскольку в данной конкретной ситуации следует исходить из того, что по адресу: Республика Коми, г. Воркута, ул. Гагарина, д. 10, МУП "Оптика" фактически осуществляет несколько видов деятельности: торговая деятельность, деятельность по изготовлению продукции (мастерская в оптическом салоне), а также управленческая и офисная деятельность, следовательно, для целей применения Приказа 16.04.2019 N 15/2-Т помещения истца могут быть разделены на несколько категорий по целевому назначению: торговый зал, мастерская, офисные помещения.
Иными словами, само по себе нахождение объектов хозяйственной деятельности, относящихся к разным категориям, по одному адресу и во владении одного субъекта не означает применение ко всем помещениям единой методики расчета нормативов накопления ТКО, определенной по выбору регионального оператора или потребителя.
Иное из положений Приказа 16.04.2019 N 15/2-Т не следует.
Разграничение занимаемых Предприятием помещений на 3 категории отражено в подписанном представителем регионального оператора акте от 25.04.2019.
Кроме того, как верно указано судом первой инстанции, о разделении спорных помещений на различные категории объектов ответчику также было известно при заключении между сторонами ранее действовавшего договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 27.11.2018 N 785/РО-П.
Доказательства осуществления Предприятием непосредственно торговой деятельности на всей занимаемой площади по состоянию на дату направления проекта договора (на 2020 год) и соответственно обоснованности применения единого норматива 0,28 куб.м. / год в материалы дела не представлены (статьи 65, 68 АПК РФ).
Вопреки доводам заявителя жалобы, применение ОКВЭД для определения отнесения к категориям потребителей и категориям объектов Правилами N 269 не предусмотрено.
При совокупности указанных выше обстоятельств суд находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными в полном объёме.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе заявитель не приводит доводов, которые являлись бы основанием для отмены судебного акта, а лишь выражает несогласие с вынесенным решением путём приведения доводов, на которые также указывал в суде первой инстанции.
Апелляционная инстанция полагает, что судом первой инстанции спор разрешен согласно действующему законодательству, фактические обстоятельства дела установлены на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных доказательств и получили надлежащую правовую оценку, в связи с чем оснований для отмены решения суда по приведённым в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 05.09.2020 по делу N А29-5273/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.А. Щелокаева |
Судьи |
Е.Г. Малых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-5273/2020
Истец: МУП "Оптика" Муниципального Образования Городского Округа "Воркута"
Ответчик: ООО "Ухтажилфонд"
Третье лицо: Воркутинский городской суд Республики Коми, Воркутинский городской суд РК, Председателю Воркутинского городского суда Республики Коми Е.П.Дзерину