г. Москва |
|
06 ноября 2020 г. |
Дело N А41-10887/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2020года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 ноября 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Коновалова С.А., Семушкина В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Ахмедовым Н.П.,
при участии в заседании:
при неявке в судебное заседание лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом администрации Орехово-Зуевского городского округа Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 10 июля 2020 по делу N А41-10887/2020, по иску Общества с ограниченной ответственностью "ДЕМЕТРА" к Администрации городского округа Ликино-Дулёво, Администрации Орехово-Зуевского городского округа Московской области и Комитету по управлению имуществом администрации Орехово-Зуевского городского округа Московской области, о признании незаконными распоряжения и действия должностных лиц органа муниципального контроля и об отмене результатов проверки
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ДЕМЕТРА" (далее - ООО "Деметра", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Московской области, Комитету по управлению имуществом администрации Орехово-Зуевского городского округа Московской области, в котором просит суд:
- признать незаконными действия должностных лиц Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Ликино-Дулёво Московской области по организации и проведению планового (рейдового) осмотра земельного участка с кадастровым номером 50:24:0040689:240;
- признать незаконным распоряжение Главы администрации городского округа Ликино-Дулёво Московской области от 17.10.2019 N 316р;
- признать незаконным предписание N 90 об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 19.11.2019 года, выданное Комитетом по управлению имуществом администрации Орехово-Зуевского городского округа Московской области Обществу с ограниченной ответственностью "ДЕМЕТРА";
- отменить результаты внеплановой выездной проверки, проведенной на основании распоряжения Главы городского округа Ликино-Дулево Московской области от 17.10.2019 года N 316-Р, и изложенные в акте проверки от 19.11.2019 года N 141-1.
Решением Арбитражного суда Московской области от 10 июля 2020 по делу N А41-10887/2020 исковые требования удовлетворены частично.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, судом первой инстанции не полно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, так же нарушены нормы материального. Ответчик, не согласившись с решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежат земельный участок с кадастровым номером 50:24:0040689:240, категория земель: "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования: "для использования по назначению сельскохозяйственных объектов и угодий", площадью 50 000 кв.м.
06.08.2019 года распоряжением Главы городского округа Ликино-Дулёво N 205р было утверждено задание на проведение планового (рейдового) осмотра земельных участков, в соответствии с которым в целях выявления и пресечения нарушений требований земельного законодательства в период с 07.08.2019 года по 03.09.2019 года проводятся мероприятия по плановому (рейдовому) осмотру территории, в том числе в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:24:0040689:240.
На основании данного распоряжения 08.08.2019 года проведен плановый (рейдовый) осмотр земельного участка с кадастровым номером 50:24:0040689:240. По итогам планового (рейдового) осмотра составлен Отчет о результатах планового рейдового осмотра земельного участка от 29.08.2019 года N 149, из которого следует, что следов агротехнической обработки почв, проведения иных агротехнических мероприятий, следов сенокоса и выпаса животных не выявлено; на земельном участке наблюдаются остатки сухого травостоя; имеется очаговое зарастание древеснокустарниковой растительностью; по периметру участка отсутствует противопожарная полоса.
Указанные факты свидетельствуют о том, что ООО "Деметра" не проводит никакие мероприятия для недопущения чрезвычайной ситуации на земельном участке. По результатам планового (рейдового) осмотра начальником сектора муниципального земельного контроля отдела земельных отношений на имя председателя Комитета по управлению имуществом администрации Ликино-Дулёво вынесено мотивированное представление, в котором излагались выявленные обстоятельства и предлагалось провести в отношении ООО "Деметра" внеплановую выездную проверку.
По итогам рассмотрения указанного мотивированного представления Главой городского округа Ликино-Дулёво принято распоряжение от 17.10.2019 года N 316р "О проведении внеплановой выездной проверки юридического лица", в соответствии с которым в отношении ООО "Деметра" в рамках муниципального земельного контроля проводится в период с 13.11.2019 года по 19.11.2019 года внеплановая выездная проверка, в том числе в части проверки соблюдения обществом земельного законодательства при использовании земельного участка с кадастровым номером 50:24:0040689:240.
По итогам проверки составлен Акт проверки N 1 от 19.11.2019 года, которым установлены факты не использования земельного участка с кадастровым номером 50:24:0040689:240 по его целевому назначению.
По результатам проверки в адрес общества Комитетом по управлению имуществом администрации Орехово-Зуевского городского округа вынесено предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ, в котором обществу предписывалось провести конкретные мероприятия на земельном участке, направленные на начало его использования по целевому назначению.
Общество, посчитав, что у органов местного самоуправления отсутствовали основания, как для проведения планового (рейдового) осмотра, а, следовательно, и внеплановой проверки, обратилось в суд с настоящими требованиями.
На территории Российской Федерации деятельность в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ). Пункт 6 статьи 2 указанного Закона устанавливает, что проверка - совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
Исходя из содержания Закона N 294-ФЗ следует, что проверки в рамках осуществления муниципального контроля могут быть плановыми и внеплановыми.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона N 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Частью 2 статьи 10 закона N 294-ФЗ предусмотрены основания для проведения внеплановой проверки, к которым в том числе относится:
- мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены);
г) нарушение требований к маркировке товаров. В силу части 4 статьи 10 указанного закона внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона. В силу ч. 1 ст. 14 Закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Федеральным законом от 03.07.2016 года N 277-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в соответствии с которыми закон дополнен статьей 8.3, регулирующей вопросы организации и проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Указанные положения вступили в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона (с 01.01.2017 года).
В соответствии с частью 1 статьи 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), относятся: 1) плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона; 2) административные обследования объектов земельных отношений;3) исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр) при осуществлении государственного экологического мониторинга, социально-гигиенического мониторинга в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; 4) измерение параметров функционирования сетей и объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, сетей и средств связи, включая параметры излучений радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; 5) наблюдение за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы; 6) наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети "Интернет" и средствах массовой информации;7) наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом; 8) другие виды и формы мероприятий по контролю, установленные федеральными законами.
Согласно части 2 статьи 8.3 Закона N 294-ФЗ, мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Порядок оформления и содержание заданий, указанных в части 2 настоящей статьи, и порядок оформления должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля результатов мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в том числе результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований, исследований, измерений, наблюдений, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), а также уполномоченными органами местного самоуправления (часть 4 статьи 8.3 Закона N 294-ФЗ).
В силу положений части 5 статьи 8.3 Закона N 294-ФЗ, в случае выявления при проведении мероприятий по контролю, указанных в части 1 настоящей статьи, нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют в письменной форме руководителю или заместителю руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.
Также по результатам данных мероприятий юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю может быть выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, которое само по себе не порождает каких-либо конкретных прав и обязанностей.
Исходя из положений указанных норм проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в ходе которых может быть произведен осмотр (обследование) территории уполномоченными органами осуществляется в одностороннем порядке, а результаты данного мероприятия могут являться основанием для назначения внеплановой проверки, которая уже проводится в соответствии с требованиями Закона N 294-ФЗ, регулирующего вопросы проведения внеплановых проверок.
Довод апелляционной жалобы, о том что проведение внеплановой проверки, основано на мотивированном представлении от 10.09.2019 г. N 33, судом апелляционной инстанции отклоняется.
На территории городского округа Ликино-Дулёво порядок проведения плановых (рейдовых) осмотров регулировался Административным регламентом, утвержденным постановлением Главы городского округа Ликино-Дулёво от 27.02.2019 года N 450.
В соответствии с пунктом 5.2 Административного регламента, мероприятия по контролю без взаимодействия с правообладателями земельных участков проводятся уполномоченными должностными лицами органа муниципального земельного контроля в пределах своей компетенции, на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых распоряжением Главы городского округа Ликино-Дулёво.
Законом Московской области от 20.03.2019 года N 33/2019-ОЗ объединены территории городского округа Ликино-Дулёво и городского округа Орехово-Зуево. В соответствии с положениями статьи 1 указанного закона в результате объединения городской округ Ликино-Дулево Московской области и городской округ Орехово-Зуево Московской области утрачивают статус муниципальных образований со дня вступления в силу настоящего Закона.
Муниципальное образование, образованное путем вышеуказанного изменения состава территории, наделить статусом городского округа (далее - Орехово-Зуевский городской округ).
В силу части 1 статьи 5 Закона Московской области от 20.03.2019 года N 33/2019-ОЗ со дня формирования органов местного самоуправления ОреховоЗуевского городского округа прекращаются полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц городского округа Ликино-Дулево Московской области и городского округа Орехово-Зуево Московской области.
Согласно положениям частей 2, 3, 4 статьи 5 Закона Московской области от 20.03.2019 года N 33/2019-ОЗ за органами местного самоуправления городского округа Ликино-Дулёво на переходный период остаются полномочия в сфере бюджетных отношений на 2019 год и плановый период 2020 - 2021 годов.
Решением Совета депутатов Орехово-зуевского городского округа Московской области от 16.09.2019 года N 25/1 установлено, что Администрация Орехово-Зуевского городского округа Московской области является правопреемником администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области и администрации городского округа Ликино-Дулево Московской области в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Решение Совета депутатов вступило в силу с 18.09.2019 года (с момента опубликования). Следовательно, с 18.09.2019 года в силу прямого указания Закона Московской области от 20.03.2019 года N 33/2019-ОЗ полномочия органов местного самоуправления Ликино-Дулёво были прекращены, в связи с чем, Глава городского округа Ликино-Дулево не имел право 17.10.2019 года издавать распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки, поскольку у него отсутствовали данные полномочия.
Доводы Комитета, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны приводимым в суде первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, п. 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 10.07.2020 по делу N А41-10887/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-10887/2020
Истец: ООО "ДЕМЕТРА"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЛИКИНО-ДУЛЁВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, АДМИНИСТРАЦИЯ ОРЕХОВО-ЗУЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ ОРЕХОВО-ЗУЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, УЧРЕЖДЕНИЕ "КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЛИКИНО-ДУЛЁВО"