г. Москва |
|
05 ноября 2020 г. |
Дело N А40-70733/20 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи И.А. Чеботаревой,
рассмотрев апелляционную жалобу Московской областной таможни
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.07.2020, принятое в порядке упрощенного производства по делу N А40-70733/20,
по заявлению ООО "СЕРАФИМ"
к Московской областной таможне
о взыскании процентов
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ООО "СЕРАФИМ" (далее - истец, Общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Московской областной таможне (далее - ответчик, таможенный орган) о взыскании процентов за период с 06.02.2017 по 11.09.2019 в размере 92 357, 24 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09.07.2020 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Заявитель полагает, что судом не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон в соответствии со ст. 272.1 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Согласно материалам дела, что ООО "Серафим" (далее - Истец, Общество, декларант) во исполнение контракта от 22.01.2016 N HLSF-2021 (Контракт), заключенного между Обществом и компанией "SUIFENHE YUANRONG TRADE LIMITED LIABILITY COMPANY", на Щелковский таможенный пост (центр электронного декларирования) Московской областной таможни (далее Ответчик, таможенный орган) в электронной форме была подана декларация на товары N 10130220/080816/0023381.
Московской областной таможней в ходе контроля таможенной стоимости при совершении таможенных операций в отношении товара, задекларированного в ДТ N 10130220/080816/0023381, были выявлены признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости товара могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены.
В соответствии со ст. 69 ТК ТС, п. 11 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 (Порядок контроля таможенной стоимости), Московской областной таможней по вышеуказанной ДТ принято решение о проведении дополнительной проверки и запрошены у декларанта дополнительные документы и сведения. В установленные таможенным органом сроки декларантом был представлен комплект запрошенных документов.
Таможенным органом принято решение о корректировке таможенной стоимости товаров, заявленных в ДТ N 10130220/080816/0023381.
Ответчиком был произведен зачет суммы денежного залога в размере 443178, 76 руб., внесенной Истцом на счет таможенного органа по платежному поручению N 485 от 08.08.2016 и исчисленной по таможенной расписке.
В соответствии с ч. 2 статьи 151 (действовавшая на момент выставления требования таможенным органом) Федерального закона N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 8 настоящей статьи, пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин.
Согласно требованию таможни об уплате таможенных платежей (требование об уплате пени) в связи с корректировкой таможенной стоимости товаров по ДТ N 10130220/080816/0023381- исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин (зачет суммы денежного залога по ДТ N 10130220/080816/0023381) было осуществлено: 06.02.2017.
Не согласившись с решением о корректировке таможенной стоимости, Истец обратился с заявлением к Ответчику о возврате излишне уплаченных денежных средств.
В ответ на указанное заявление Ответчиком было вынесено решение об отказе в возврате денежных средств.
Не согласившись с указанным решением таможенного органа, Истец обратился в Арбитражный суд г.Москвы с соответствующим заявлением.
Суд принимает во внимание, что в рамках дела N А40-166325/2019 таможенный орган добровольно удовлетворил требования Общества по ДТ N 10130220/080816/0023381 в связи с чем производство по делу было прекращено.
Фактический возврат суммы взысканных таможенных платежей в размере 443178,76 руб. по ДТ N 10130220/080816/0023381, был произведен таможенным органом 11.09.2019, о чем свидетельствуют платежные поручения NN 777817, 777866.
При этом, как верно указал суд первой инстанции, что исходя из ст. 90 ТК ТС, возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Согласно ч. 1 ст. 129 Федерального закона Российской Федерации от 27.10.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) взыскание и возврат таможенных сборов осуществляются в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Федеральным законом для взыскания и возврата таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с ч. 1 ст. 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).
Согласно статье 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с названным Кодексом и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров. Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза (ч. 2 ст. 90 ТК ТС).
Согласно ч. 6 ст. 147 Закона N 311-ФЗ общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 настоящего Закона N 311-ФЗ таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Глава 18 Закона N 311-ФЗ предусматривает нормы принудительного взыскания таможенных пошлин, налогов.
В соответствии со ст. 150 гл. 18 Закона N 311-ФЗ принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, за счет обеспечения уплаты таможенных платежей, за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и иного имущества плательщика, а также в судебном порядке.
Согласно п. 3 ст. 154 Закона N 311-ФЗ при использовании в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов денежного залога обращение взыскания на суммы денежного залога осуществляется без направления требования об уплате таможенных платежей и без взыскания таможенных платежей за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникла в связи с неисполнением обязательства, обеспеченного денежным залогом. Взыскание осуществляется в течение трех рабочих дней со дня обнаружения факта неисполнения обязательства. Таможенный орган информирует плательщика о произведенном взыскании в течение трех рабочих дней со дня обращения взыскания на сумму денежного залога.
Так, согласно требованию таможни об уплате таможенных платежей (требование об уплате пени) в связи с корректировкой таможенной стоимости товаров по ДТ N 10130220/080816/0023381 исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин (зачет суммы денежного залога по ДТ N 10130220/080816/0023381) была осуществлена: 06.02.2017.
В рассматриваемом случае Ответчиком применялись меры принудительного взыскания за счет внесенного на счет таможенного органа денежного залога.
Учитывая изложенное, в данном случае, датой взыскания таможенных платежей - следует считать дату исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, указанную в требовании об уплате таможенных платежей по ДТ N 10130220/080816/0023381- 06.02.2017 (ч.2 ст. 151 Закон N 311-ФЗ).
Таким образом, исходя из даты принудительного взыскания таможенных платежей по ДТ N 10130220/080816/0023381 и даты их фактического возврата, возврат указанных таможенных платежей Ответчиком был произведен с нарушением срока, установленного ч. 6 ст. 147 Закона N 311-ФЗ.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что при возврате излишне взысканных таможенных платежей по ДТ N 10130220/080816/0023381 в размере 443178, 76 руб. у таможенного органа возникла обязанность по уплате процентов, начисленных со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Однако Ответчик произвел возврат излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N 10130220/080816/0023381 без учета процентов, предусмотренных ч. 6 ст. 147 Закона N 311-ФЗ.
Согласно расчету Истца, сумма процентов, подлежащих начислению ответчику за период с 06.02.2017 по 11.09.2019 составляет 92 357, 24 руб.
Довод апелляционной жалобы о неверном расчете процентов Обществом, а также необходимости расчета процентов по день зачета на единый лицевой счет не обоснован.
Согласно статье 147 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ) днем фактического возврата является возврат излишне уплаченных денежных средств на банковский счет.
В соответствии со статьей 147 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).
Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится на счет плательщика (его правопреемника), указанный в заявлении о возврате.
Форма заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов и форма решения таможенного органа о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Форма заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов установлена в Приложение N 2 к приказу Федеральной таможенной службы от 22 декабря 2010 г. N 2520, в которой предусмотрена графа о возврате денежных средств на банковский счет. Указанное заявление не предусматривает возврат денежных средств на единый лицевой счет (далее ЕЛС).
Кроме того таможенный орган ссылается на ведомственный акт о временном порядке работы структурных подразделений ФТС, который предусматривает возврат денежных средств в форме зачета на ЕЛС.
Согласно указанного ведомственного акта, зачет на ЕЛС производится без подачи Обществом заявления на возврат.
При этом необходимо учитывать, что Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ регламентирует на банковский счет по заявлению, установленной формы.
В Московскую областную таможню Обществом было подано заявление установленной формы (в порядке статьей 147 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ) о возврате излишне уплаченных денежных средств, которое предусматривает возврат денежных средств на банковский счет Заявителя, Общество распорядилось излишне уплаченными денежными средствами до их зачета таможенным органом на ЕЛС.
Фактическим возвратам таможенным органом денежных средств при выбранном Обществом порядке, является возврат указанных денежных средств на банковский счет Заявителя.
Соответственно расчет Общества по день возврата денежных средств на банковский счет Заявителя является корректным.
Довод апелляционной жалобы о том, что Общество не обращалось в таможенный орган с заявлением о взыскании процентов за нарушение срока возврата денежных средств, не обоснован.
Статья 147 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации") не предусматривает порядок по отдельному обращению в таможенный с заявлением о взыскании процентов за нарушение срока возврата денежных средств.
При возврате излишне уплаченных денежных средств по заявлению общества, таможенный орган обязан также осуществить возврат процентов на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, так как отдельной процедуры по возврату указанных процентов федеральный закон также не предусматривает.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в определении N 303-КГ14-7912 от 02.06.2015: при возврате излишне взысканных в принудительном порядке таможенных платежей они подлежат возврату с начислением процентов на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, которые начисляются со дня, следующего за днем взыскания.
Довод таможенного органа о том, что решением суда не установлен факт нарушения срока возврата излишне уплаченных денежных средств, не обоснован.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в определении N 303-КГ14-7912 от 02.06.2015: из буквального толкования положений пункта 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании следует, что при возврате излишне взысканных (уплаченных) в соответствии с положениями главы 18 Закона о таможенном регулировании таможенных платежей проценты на сумму таких платежей начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Таким образом, в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных (уплаченных) в принудительном порядке, проценты подлежат начислению в любом случае, то есть независимо от того, был ли нарушен таможенным органом месячный срок возврата подобных таможенных платежей или нет.
Указанная мера, предполагающая начисление процентов в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных в принудительном порядке, является дополнительной гарантией защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленных на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью, а также закрепленного в статье 35 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципа охраны частной собственности законом (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 N 503-О).
В этой связи независимо от того, нарушен или нет таможенным органом срок возврата таможенных пошлин, налогов, при возврате излишне взысканных в принудительном порядке таможенных платежей они подлежат возврату с начислением процентов на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, которые начисляются со дня, следующего за днем взыскания.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не могли повлиять на правильное по существу решение.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ч.3 ст.229, ст. ст. 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.07.2020 по делу N А40-70733/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в арбитражном суде Московского округа по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 настоящего Кодекса.
Судья |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-70733/2020
Истец: ООО "СЕРАФИМ"
Ответчик: МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ТАМОЖНЯ