город Москва |
|
3 ноября 2020 г. |
дело N А40-41609/20 |
Резолютивная часть постановления оглашена 22.10.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.11.2020.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Вигдорчик Д.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.08.2020
по делу N А40-41609/20
по заявлению ЗАО "Башня Федерация"
к Управлению Росреестра по г. Москве
о признании незаконными решений;
при участии:
от заявителя - Башкевич В.В. по доверенности от 02.10.2020;
от заинтересованного лица - Семенова Н.В. по доверенности от 18.08.2020;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 05.08.2020 признано незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве от 06.12.2019 N 77/19-170406 об отказе в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости: нежилое помещение площадью 725,3 кв.м., расположенного на 93-94 этаже здания по адресу: Москва, Пресненская набережная, дом 12, образованное в результате объединения нежилого помещения общей площадью 719 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0004042:12919, и нежилого помещения площадью 6,3 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0004042:13010 и на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве возложена обязанность осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности ЗАО "Башня Федерация" на объект недвижимости: нежилое помещение, площадью 725,3 кв.м., расположенного на 93-94 этаже здания по адресу: Москва, Пресненская набережная, дом 12, образованное в результате объединения нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004042:12919, площадью 719 кв.м. и нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004042:13010, площадью 6.3 кв.м., расположенных на 93-94 этаже здания по адресу: Москва, Пресненская набережная, дом 12 в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"; признано незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве от 06.12.2019 об отказе в государственной регистрации прекращения права на объекты недвижимости с кадастровыми номерами N 77:01:0004042:12919 и N 77:01:0004042:13010, оформленное уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве от 06.12.2019 N 77/009/275/2019-4885, 4886, 4887 и на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве возложена обязанность осуществить государственную регистрацию прекращения права собственности на объект недвижимости: нежилое помещением с кадастровым номером N 77:01:0004042:12919, площадью 719 кв.м., расположенное на 93-94 этаже здания по адресу: Москва, Пресненская набережная, дом 12; осуществить государственную регистрацию прекращения права собственности на объект недвижимости: нежилое помещением с кадастровым номером N 77:01:0004042:13010, площадью 6,3 кв.м., расположенное на 93-94 этаже здания по адресу: Москва, Пресненская набережная, дом 12 в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Управление Росреестра по г. Москве, не согласившись с принятым решением, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований по мотивам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании представители общества и регистрирующего органа поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ЗАО "Башня Федерация" является собственником нежилых помещений, расположенных по адресу: Москва, Пресненская наб., дом 12, а именно: нежилого помещения площадью 719 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0004042:12919, расположенного на 93-94 этаже башни А объекта (исходное помещение 1); нежилого помещения площадью 6.3 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0004042:13010, расположенного на 94 этаже башни А объекта (далее по тексту исходное помещение 2).
Первичное право собственности на указанные помещения приобретены обществом в связи с осуществлением им функций застройщика строительства многофункционального офисно-рекреационного комплекса, расположенного по адресу: Москва, ул. Пресненская набережная, дом 12 (объект).
Объект, с расположенными в нем исходными помещениями, веден в эксплуатацию на основании соответствующего разрешения от 25.12.2017 N 77-181000-008187-2017.
Строительство объекта осуществлялось заявителем с целью последующей коммерческой реализации нежилых помещений, в нем расположенных.
В 2019 с целью преобразования указанных исходных помещений путем их объединения заявитель обратился к кадастровому инженеру, которым в результате проведения кадастровых работ подготовлены технические планы в отношении образуемого помещения, в том числе проект перепланировки нежилого помещения, расположенного на 93 и 94 этажах нежилого здания по адресу: Москва, Пресненская набережная, дом 12.
В соответствии с проектом перепланировки объединение помещений, осуществляется в результате демонтажных работ ненесущей перегородки, расположенной на 94 этаже между исходным помещением 2 и исходным помещением 1, а также демонтажа дверного блока, расположенного на 94 этаже в исходном помещении 1.
22.08.2019 заявитель обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве с заявлением N 77-0-1-71/3127/2019-1206 о государственном кадастровом учете помещения, образованного из вышеназванных исходных помещений, а также с заявлениями N 77/009/275/2019-4885, 77/009/275/2019-488 о государственной регистрации прекращения права собственности в отношении исходных помещений в связи с их объединением, и N 77/009/275/2019-4887 о государственной регистрацией права собственности на образуемое помещение.
Обществом к заявлениям в соответствии с требованиями ст. 21 Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ приложены все необходимые документы.
Уведомлением от 06.09.2019 N 77-0-1-71/3127/2019-1206, N 77/009/275/2019-4885, N 77/009/275/2019-4886, N 77/009/275/2019-4887 регистрирующий орган приостановил государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права, указав в качестве причины приостановки, следующие основания: несоответствие представленного заявителем технического плана п. 27 приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (далее по тексту "Требование"), части отсутствия сведений (реквизитов) о документах, на основании которых подготовлен технический план; несоответствие раздела технического плана "План этажа (этажей)" п. п. 52, 59 Требований; несоответствие раздела технического плана "Заключения кадастрового инженера" п.п. 50, 62 Требований.
С целью устранения причин приостановления регистрации 30.09.2019 заявителем представлен регистрирующему органу исправленный технический план в электронном виде.
18.10.2019 заявителем подано информационное письмо и технический план в электронном виде.
Уведомлением от 24.10.2019 N 77-0-1-71/3127/2019-1206, N 77/009/275/2019-4885, N 77/009/275/2019-4886, N 77/009/275/2019-4887 регистрирующим органом отказано обществу в снятии приостановления осуществления действий по государственному учету объекта недвижимости, расположенного по адресу: Москва, Пресненская наб. д. 12, документы на которую представлены 26.08.2019 N 77-0-1-71/3127/2019-1206, N 77/009/275/2019-4885, N 77/009/275/2019-4886, N 77/009/275/2019-4887 в связи с несоответствием представленного заявителем технического плана п. 27 требования: в реквизите "1" раздела "Исходные данные" нарушена очередность - среди перечня документов, на основании которых подготовлен технический план первым не указана выписка.
С целью устранения причин указанной приостановки, 25.10.2019 заявителем представлен исправленный технический план в электронном виде.
Уведомлением от 01.11.2019 N 77-0-1-71/3127/2019-1206, N 77/009/275/2019-4885, N 77/009/275/2019-4886, N 77/009/275/2019-4887 регистрирующим органом отказано обществу в снятии приостановления осуществления действий по государственному учету объекта недвижимости, расположенного по адресу: Москва, Пресненская набережная, дом 12, документы на которую представлены 26.08.2019 N 77-0-1-71/3127/2019-1206, N 77/009/275/2019-4885, N 77/009/275/2019-4886, N 77/009/275/2019-4887. в связи с несоответствием представленного заявителем технического плана п. 21 Требования - технический план в электронной форме в виде файлов в формате XML, созданных с использование XML-схем, не обеспечивает контроль представленных данных (не удалось открыть файл GKUOS_000b381-adt3-4ec0-aec2-6d72ab097e7a как архив).
18.11.2019 заявителем представлен заинтересованному лицу исправленный технический план в электронном виде.
Уведомлением от 25.11.2019 N 77-0-1-71/3127/2019-1206, 77/009/275/2019-4885, 77/009/275/2019-4886, 77/009/275/2019-4887, регистрирующий орган отказал Заявителю в снятии приостановления осуществления действий по государственному учету объекта недвижимости, расположенного по адресу: Москва, Пресненская набережная, дом 12, документы на которую были представлены 26.08.2019 N 77-0-1-71/3127/2019-1206, N 77/009/275/2019-4885, N 77/009/275/2019-4886, N 77/009/275/2019-4887 в связи противоречием в контуре объекта между представленными документами и сведениями ЕГРН. При этом в тексте уведомления не конкретизировано в контурах какого объекта выявлено противоречие.
06.12.2019 регистрирующим органом принято решение N 77/19-170406, которым отказано заявителю в осуществлении кадастрового учета по заявлению N 77-0-1-71/3127/2019-1206.
Уведомлением от 06.12.2019 N 77/009/275/2019-4885, 4886, 4887 регистрирующий орган отказал заявителю в регистрации прекращения прав (без перехода) на объект недвижимости с кадастровым номером N 77:01:0004042:12919.
Не согласившись с указанными решениями регистрирующего органа об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (без перехода), заявитель обратился в суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что незаконный отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прекращения прав в отношении спорных объектов недвижимости нарушает права и законные интересы заявителя.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с названным законом осуществляется кадастровый учет объектов недвижимости, а именно: земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
В силу п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и иными законами.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
При этом перечень оснований, наличие которых необходимо для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установлен ст. 14 указанного Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является межевой план, технический план.
Согласно п. 6 ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
При осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости (ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
В соответствии с п. 49 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости (за исключением случаев, если вносятся изменения в указанные сведения Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости).
В силу ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в ст. 26 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета явилось не устранение в течение срока приостановления причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета.
Из уведомления об отказе в снятии приостановления государственного кадастрового учета от 25.11.2019 следует, причиной приостановления государственной регистрации явилось наличие противоречия в контуре объекта между представленными документами и сведениям ЕГРН.
Вместе с тем, регистрирующим органом, не учтено следующее.
Контуры обоих исходящих помещений, обозначенные в техническом плане - проекте перепланировки (Приложение N 22.1) и техническое заключение (Приложение N 22.2), плане 93 этажа (приложение N 22.4), плане 94 этажа (приложение N 22.5), соответствуют контурам исходящих помещений, указанных в графической части сведений, содержащихся в ЕГРН (приложение NN 7, 8).
Перечень оснований приостановления государственной регистрации определен ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
Одним из таких оснований п. 49 указанной статьи определяет наличие противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости (за исключением случаев, если вносятся изменения в указанные сведения Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости).
В предмет доказывания в рамках настоящего спора входит, в том числе и установление фактов, какие сведения об объектах недвижимости, фиксирующие контур (границы) исходящих помещений, содержатся в ЕГРН, и какие сведения представлены заявителем в регистрирующий орган документах, а также наличие предусмотренных Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ оснований для отказа в осуществлении регистрационных действий.
В качестве основания принятия указанного решения административный орган сослался на не устранение заявителем в течение срока приостановления причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета указанных в уведомлении о приостановлении.
Регистрационный орган в отзыве на заявление сослался на неустранение заявителем иных оснований, которые не обозначены в уведомлении, а указывались в предшествующих уведомлениях, и устранены заявителем ранее.
Согласно ст. 70 приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество" (зарегистрировано в Минюсте России 01.12.2017 N 49074) уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание на все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на нормы (пункты, части, статьи) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, и рекомендации по устранению причин приостановления.
Данные причины и рекомендации должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен совершить в целях устранения этих причин, а также для подготовки им заявления об обжаловании решения о приостановлении в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
Пунктом 239 Административного регламента, в случае если документы, дополнительно представленные заявителем, устраняют ранее выявленные причины приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав возобновляются со дня представления дополнительных документов на срок, оставшийся (неистекший) до приостановления.
В случае если документы, дополнительно представленные заявителем, не устраняют ранее выявленные причины приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (отсутствуют необходимые сведения или сведения не исправлены либо дополнительно представленные документы выявили новые основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав), орган регистрации прав направляет заявителю уведомление о невозможности возобновления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав с указанием причин, препятствующих их осуществлению.
Результатом административной процедуры является государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав или отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав.
Отсутствие в уведомлении иных оснований помимо вышеуказанного, свидетельствует об их устранении заявителем выявленных причин приостановления осуществления государственной регистрации.
Таким образом, основанием для отказа в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав явилось противоречие в контуре объекта между представленными документами и сведениями.
Вместе с тем, регистрирующим органом не представлено доказательств наличия противоречий в контуре объекта между представленными документами и сведениями.
В соответствии с п. 71 Регламента уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с указанием норм (пунктов, частей, статей) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, а неустранение этих причин - к отказу в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, и содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов.
Решение не содержит указание на конкретные причины, которые послужили основанием для отказа в государственной регистрации.
Таким образом, арбитражный суд пришел к правомерному выводу о несоответствии оспариваемых решений Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ и нарушении ими права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции обоснованно возложена на уполномоченный орган обязанность устранить допущенное нарушение прав заявителя.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, оснований, предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.08.2020 по делу N А40-41609/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-41609/2020
Истец: ЗАО "БАШНЯ ФЕДЕРАЦИЯ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ