город Ростов-на-Дону |
|
08 ноября 2020 г. |
дело N А32-8515/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 ноября 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шимбаревой Н.В.,
судей Деминой Я.А., Сулименко Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания Сорокиным Д.М.,
в отсутствие представителей,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агро-Рост-Продукт"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 13.08.2020 по делу N А32-8515/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агро-Рост-Продукт"
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по г. Краснодару
о признании незаконными действия по вынесению и направлению 15.10.2019 требования N 8797 от 14.10.2019 о предоставлении документов (информации) в отношении налогоплательщика, об обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Агро-Рост-Продукт", г. Краснодар (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по г. Краснодару, г. Краснодар (далее - заинтересованное лицо, инспекция) о признании незаконными действий по вынесению и направлению 15.10.2019 требования N 8797 от 14.10.2019 о предоставлении документов (информации) в отношении налогоплательщика, об обязании устранить допущенные нарушения.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.08.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано тем, что налоговым законодательством не запрещено направлять требование об истребовании документов в последний день выездной проверки, кроме того, заявитель не пояснил, каким именно образом данное требование нарушает его права.
Общество с ограниченной ответственностью "Агро-Рост-Продукт" обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила решение отменить.
Податель жалобы полагает, что суд первой инстанции не учел, что после составления справки мероприятия в ходе выездной проверки выполняться не могут, соответственно, требование об истребовании направлено в отсутствие правового основания.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 156 АПК РФ счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как указывает в заявлении налогоплательщик в связи с проведением выездной налоговой проверки по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) Инспекцией 15.10.2019 в 19:24 часов направлено в адрес налогоплательщика требование о предоставлении документов N 8797 от 14.10.2019 на основании ст. 93 НК РФ.
Общество, ссылаясь на положения п. 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57, положения ст. 88, 89, 93, 93.1, 101 НК РФ, считает, что истребование у налогоплательщика, его контрагентов или иных лиц документов, касающихся деятельности налогоплательщика, допускается лишь в период проведения в отношении этого налогоплательщика налоговой проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля.
Из взаимосвязанного толкования вышеуказанных норм налогоплательщик делает вывод, что требование о представлении необходимых документов может быть направлено налоговым органом только в пределах сроков, предусмотренных соответственно п. 2 ст. 88, п.6 ст. 89 и п. бет. 101 НК РФ.
Заявитель обращает внимание, что срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. После составления справки проведение мероприятий налогового контроля прекращается, что для налогового органа означает, в том числе, прекращение права на истребование необходимых для проверки документов, а для налогоплательщика означает прекращение обязанностей, обусловленных проведением выездной налоговой проверки.
Ссылаясь на письмо Минфина России от 05.04.2018 N 03-02-08/21997, налогоплательщик настаивает, что налоговый орган вправе истребовать в последний день выездной налоговой проверки документы, необходимые ему для проведения мероприятий налогового контроля и принятия решения в отношении проверяемого лица, до момента составления справки о проведенной выездной налоговой проверке.
В заявлении ООО "Агророст-Продукт" обращает внимание, что справка о проведенной выездной налоговой проверке от 15.10.2019 была составлена и направлена налогоплательщику по ТКС 15.10.2019 в 18:20 часов, то есть до направления оспариваемого требования N 8797 от 14.10.2019 (направлено 15.10.2019в 19:24 часов).
По мнению Заявителя, действия должностных лиц Инспекции по вынесению и направлению налогоплательщику оспариваемого требования совершены с нарушением прямого запрета на совершение таких действий, и подлежат признанию незаконными и нарушают права налогоплательщика, предусмотренные ст. 21 НК РФ.
Посчитав данные действия налогового органа неправомерными, общество обратилось с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю от 10.12.2019 N 24-12-1453 жалоба ООО "Агророст-Продукт" оставлена без удовлетворения.
Указанные выше обстоятельства послужили основанием для обращения общества в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными действия по вынесению и направлению 15.10.2019 требования N 8797 от 14.10.2019 о предоставлении документов (информации) в отношении налогоплательщика, об обязании устранить допущенные нарушения.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно подпункта 1 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.
Подпунктом 2 пункта 1 указанной статьи налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом.
На основании положений пункта 1 статьи 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.
Согласно пункта 3 статьи 93 НК РФ документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней (20 дней - при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков, 30 дней - при налоговой проверке иностранной организации, подлежащей постановке на учет в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ) со дня получения соответствующего требования.
Подпунктом 6 п. 1 ст. 23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщиков представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
На основании положений п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.
Согласно п. 3 ст. 93 НК РФ документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней (20 дней - при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков, 30 дней - при налоговой проверке иностранной организации, подлежащей постановке на учет в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ) со дня получения соответствующего требования.
При этом положения НК РФ не предусматривают основания для неисполнения налогоплательщиками требования о представлении документов в случае, когда оно было вручено налогоплательщику в последний день проведения выездной налоговой проверки и срок его исполнения истекает после составления справки об окончании выездной налоговой проверки.
В соответствии с п. 8 ст. 89 НК РФ срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.
В соответствии с п. 15 ст. 89 НК РФ в последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.
Как следует из материалов жалобы, оспариваемое требование от 14.10.2019 N 8797 о представлении документов направлено налогоплательщику по ТКС 15.10.2019 в день составления и направления справки от 15.10.2019, что свидетельствует об окончании выездной налоговой проверки Общества 15.10.2019.
В Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" определено, что из взаимосвязанного толкования положений ст. 88, 89, 93, 93.1 (п. 1 и 1.1) и 101 НК РФ следует, что истребование у налогоплательщика, его контрагентов или иных лиц (в том числе государственных органов) документов, касающихся деятельности налогоплательщика, допускается лишь в период проведения в отношении этого налогоплательщика налоговой проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля.
В связи с этим следует исходить из того, что требование о представлении необходимых документов может быть направлено налоговым органом указанным лицам только в пределах сроков, предусмотренных соответственно п. 2 ст. 88, п. 6 ст. 89 и п. 6 ст. 101 НК РФ.
Изложенное свидетельствует о наличии у налогового органа права истребовать в последний день выездной налоговой проверки документы, необходимые ему для проведения мероприятий налогового контроля, что в свою очередь свидетельствует о существовании у налогоплательщика корреспондирующей обязанности представить истребованные налоговым органом документы, относящиеся к проверяемому налоговым органом налоговому периоду.
Данный вывод согласуется с позицией Верховного Суда РФ, изложенной в Определении от 13.05.2015 N 305-КГ15-5504.
На основании положений п. 8 ст. 6.1 НК РФ действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока.
Следовательно, спорное требование от 14.10.2019 N 8797 о представлении документов направленное Инспекцией налогоплательщику в последний день проведения проверки считается направленным в пределах установленных сроков.
Исходя из указанных обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что заявитель не представил доказательства того, что действия налогового органа по вынесению и направлению требования от 14.10.2019 N 8797 нарушают его права и законные интересы, следовательно действия налогового органа по выставлению вышеуказанного требования согласуются с положениями статьи 31 и 93 и 101 НК РФ.
Кроме того, для признания действий налогового органа недостаточно самого факта формального нарушения норм права, заявителю также необходимо обосновать, каким образом оспариваемое действие нарушает его права. Данный предмет доказывания определен частью 4 статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Между тем, доказательств применения инспекцией, каких либо мер предусмотренных налоговым законодательством в результате не исполнения, либо не полного исполнения направленного требования к налогоплательщику в материалы дела не представлено.
Соответственно, доводы общества о нарушении налоговым органом прав и законных интересов общества при действиях по выставлению требования о предоставлении документов, не основаны на фактических обстоятельствах.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерности отказа в удовлетворении заявленных требований ввиду отсутствия как факта нарушения норм права со стороны налогового органа, так и факта нарушении прав самого заявителя в отсутствие применения к нему последствий неисполнения требования.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено, основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.08.2020 по делу N А32-8515/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Шимбарева |
Судьи |
Я.А. Демина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-8515/2020
Истец: ООО "АгроРост-Продукт"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по г. Краснодару, ИФНС N1