город Москва |
|
03 ноября 2020 г. |
Дело N А40-307004/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 ноября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Алексеевой Е.Б.,
судей Панкратовой Н.И., Проценко А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гапоновым М.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы на решение Арбитражного суда г.Москвы от 24.12.2019 по делу N А40-307004/18
по иску Департамента городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423)
к ООО "Ритм-Люкс" (ИНН 7705014340, ОГРН 1027739253607)
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Минин Д.С. по доверенности от 24.04.2020, диплом 1077181010653 от 26.07.2019;
от ответчика: Заварзина Н.И. по доверенности от 12.03.2020, диплом ДВС 1326493 от 06.06.2001,
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы обратился в Арбитражный суд города Москвы с требованиями к ООО "Ритм-Люкс" о взыскании 1 252 723 руб. 96 коп. задолженности по внесению арендных платежей за пользование нежилым помещением в период времени с 01.12.2016 по 20.03.2017 на основании договора аренды нежилого фонда от 18.08.2006 N 01-01011/06.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24.12.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просят отменить решение суда полностью и принять новый судебный акт.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы жалобы, просил ее удовлетворить.
Представитель ответчика решение суда первой инстанции поддержал, просил апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены в соответствии со ст.266 и 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Как усматривается из материалов дела, 18.08.2006 между истцом (арендодатель) и ответчиком (арендатор) заключен договор аренды нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности города Москвы N 01-01011/06, по условиям которого арендодатель сдает в аренду имущество (нежилое помещение, строение) общей площадью 267,60 кв.м., расположенный по адресу: г.Москва, ул.Татарская, д.1/7, а арендатор принимает объект аренды и оплачивает арендную плату на условиях установленных указанным договором.
Пунктом 2.1 договора установлен срок действия договора с 01.07.2006 по 30.07.2011.
По окончании срока его действия, договор, в силу положений ст.621 Гражданского кодекса РФ, возобновлен на тех же условиях на неопределенный срок.
01.12.2016 сторонами подписано дополнительное соглашение к договору аренды, согласно которому договор действует до 01.09.2025.
Факт передачи объекта аренды ответчику не оспаривается сторонами.
Согласно п.5.4.4 договора в редакции дополнительного соглашения от 01.12.2016 к договору арендатор обязан вносить арендную плату в установленные договором сроки.
Порядок изменения арендной платы согласован сторонами в разделе 6 договора (в редакции дополнительного соглашения).
Истцом направлялись в адрес ответчика уведомления об установлении арендной ставки на 2017 год, от 26.12.2016 N 33-6-107957/16-(0)-10 в соответствии с которым размер предыдущей ставки арендной платы составил 3 500 руб. за 1 кв.м в год, размер ставки арендной платы в 2017 г. составил 4 500 руб. за 1 кв.м в год.
Согласно уведомлению от 14.09.2017 N 33-6-294759/17-(0)-0 истец уведомил ответчика о ставке арендной платы на 2017 г. в размере 19 346 руб. 80 коп. за 1 кв.м в год, при этом размер ставки арендной платы за предыдущий период составил 17 588 руб. за 1 кв.м в год.
Истец в суде первой инстанции указывал на то, что ввиду ненадлежащего исполнения принятых на себя обязательств, у ответчика перед истцом образовалась задолженность по арендной плате за период с 01.12.2016 по 20.03.2017 в размере 1 252 723 руб. 96 коп.
Направленная в адрес ответчика претензия, оставлена последним без ответа и удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в Арбитражный суд города Москвы с соответствующим исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что признание за истцом права на применение льготной ставки арендной платы не требовало внесения изменений в договор аренды, так как такая ставка действует автоматически и устанавливается в одностороннем порядке с момента вступления в силу соответствующего нормативного акта, а также отсутствия доказательств начисления арендной платы после заключения договора купли-продажи.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, арендатор может претендовать на имущественную поддержку в виде установления ставки арендной платы в размере 3 500 руб. за кв. м. в год при условии предоставления в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Комиссией решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления такой ставки арендной платы отклоняется судебной коллегией.
Согласно п.1 ст.3 Федерального закона N 209-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными данным Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу ч.1 ст.6 Федерального закона N 209-ФЗ государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных данным Федеральным законом.
Органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства должны оказывать поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами) (п.5 ст.3 Федерального закона N 209-ФЗ).
В ч.1 ст.16 Федерального закона N 209-ФЗ приведены виды и формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (финансовая, имущественная, информационная и другие). Одним из видов поддержки является предоставление данным субъектам государственного и муниципального имущества на льготных условиях (ст.18 данного Закона).
Согласно ч.2 ст.16 Федерального закона N 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки указанным субъектам устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
Субъект Российской Федерации - город Москва принял Закон от 26.11.2008 N 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве", регулирующий отношения, возникающие между органами государственной власти города Москвы, юридическими и физическими лицами в сфере предоставления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в городе Москве. Данным Законом определены формы поддержки (имущественная, финансовая, информационная и другие), виды такой поддержки, источники ее средств и ресурсов, а также цели и условия деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Москве.
В п.2.8.1 и 2.8.5 Положения об управлении объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 29.06.2010 N 540-ПП, указано, что в целях реализации полномочий города Москвы, предусмотренных Законом N 209-ФЗ, уполномоченные органы власти города Москвы могут оказывать имущественную и иную предусмотренную законодательством поддержку субъектов экономической деятельности; к мерам государственной имущественной поддержки относится установление регулируемых ставок арендной платы за пользование объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы.
Одним из основных принципов государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления (п.1, 4 ч.3 ст.6 Федерального закона N 209-ФЗ, ст.3 Закона города Москвы N 60).
Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы" утвержден Перечень случаев установления ставки арендной платы по договорам аренды нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, на льготных условиях, к которым относится осуществление субъектом малого предпринимательства хозяйственной деятельности на условиях, определенных соответствующим нормативным правовым актом Москвы.
Правительство Москвы, осуществляющее от имени города Москвы полномочия по управлению государственным имуществом, в соответствии с требованиями Закона N 135-ФЗ, Закона N 209-ФЗ и Закона города Москвы N 60 в декабре 2012 года приняло Постановление N 800-ПП о предоставлении имущественной поддержки в виде установления с 01.10.2013 ставки арендной платы в размере 3 500 руб. за кв. м в год следующим группам субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов:
1. Арендующим объекты площадью до 300 кв. м;
2. Арендующим объекты площадью свыше 300 кв. м, осуществляющим деятельность в области здравоохранения и образования.
На основании Постановления N 800-ПП в данной редакции льготная ставка арендной платы применялась арендодателем самостоятельно ко всем субъектам малого предпринимательства - добросовестным арендаторам объектов площадью до 300 кв. м, не нарушающим условия договоров.
В последующем редакция Постановления N 800-ПП была изменена 16 раз. При этом Правительством Москвы введены новые группы субъектов малого предпринимательства, которым предоставлялась имущественная поддержка в виде льготной ставки в размере 3500 руб., условия и порядок предоставления поддержки. Льготная арендная плата субъектам, арендующим помещения площадью до 300 кв. м, согласно редакциям Постановления N 800-ПП, действовавшим до 20.10.2015, предоставлялась без соблюдения специального порядка (обращения в Межведомственную комиссию и наличия заключения отраслевого органа исполнительной власти города Москвы), установленного для арендаторов, получающих поддержку в связи с осуществлением ими социально значимой деятельности, приведенной в названном нормативном правовом акте, или с использованием труда инвалидов.
При этом непринятие Межведомственной комиссией в отношении субъекта малого предпринимательства, обратившегося в данную комиссию или в Департамент с заявлением о предоставлении льготы и соответствующего критериям, установленным Постановлением N 800-ПП, не лишает такого арендатора возможности защитить право на предоставление поддержки в судебном порядке
Таким образом, само по себе заключение Обществом и Департаментом дополнительного соглашения от 01.12.2016 о продлении срока аренды в соответствии с ч.9 ст17.1 Закона N 135-ФЗ не исключило при определении размера арендной платы по договору применение положений Постановления N 800-ПП, в том числе п.1.1.
В том случае, если Общество перестанет соответствовать установленным законодательством критериям получения льготы, нарушит требования, предусмотренные в Постановлении N 800-ПП, либо истечет срок действия нормативного правового акта, предоставившего льготу, с Общества будет взиматься арендная плата, установленная дополнительным соглашением от 01.12.2016, определенная по результатам оценки рыночной стоимости права пользования объектом нежилого фонда.
Департамент не представил доказательств, подтверждающих, что Общество в спорный период перестало отвечать критериям, которые установлены для применения льготной ставки.
С учетом приведенных обстоятельств и норм права суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Общество, как субъект малого предпринимательства, арендующий объект нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящийся в имущественной казне города Москвы, по действующему договору аренды, заключенному без проведения торгов, с 01.01.2017 имеет право на имущественную поддержку в виде ставки арендной платы, установленной п.1.1 Постановления N 800-ПП, в размере 4 500 руб. за кв. м в год на арендуемое помещение площадью до 300 кв. м без обращения в Межведомственную комиссию.
Довод жалобы о том, что обязанность ответчика по оплате арендной платы прекращается с момента заключения договора купли-продажи, то есть с 20.03.2017 отклоняется апелляционной коллегией.
В связи с возникновением разногласий, по условиям представленного истцом договора, ответчик обратился в Арбитражный суд г.Москвы с требованием об урегулировании разногласий при заключении договора купли-продажи нежилого помещения.
Существенные условия договора купли-продажи были определены решением Арбитражного суда от 15.07.2015 по делу N А40-186108/14, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2017.
Данный договор купли-продажи признается заключенным с даты вступления в законную силу решения, то есть с 20.02.2017, в соответствии с п.4 ст.445 Гражданского кодекса РФ.
В силу п.2 ст.69 АПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 13.10.2011 N 4408/2011, при заключении договора купли-продажи арендуемого имущества прекращаются обязательства арендатора по внесению арендной платы.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, обязанность по внесению арендной платы прекратилась с 20.02.2017, ввиду чего требование о взыскании задолженности за период после 20.02.2017 является необоснованным.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд приходит к выводу, что жалоба истца не подлежит удовлетворению, поскольку отсутствуют соответствующие основания, предусмотренные ст.270 АПК РФ для отмены решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, дана надлежащая оценка доводам сторон и имеющимся в деле доказательствам.
Заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения решения Арбитражного суда г.Москвы.
Руководствуясь ст.ст.110, 176, 266, 267, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 24.12.2019 по делу N А40-307004/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Б. Алексеева |
Судьи |
Н.И. Панкратова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-307004/2018
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: ООО "РИТМ-ЛЮКС"