г. Москва |
|
06 ноября 2020 г. |
Дело N А40-120971/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 ноября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Никифоровой Г.М., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
РЭК СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ и ЕМУП "СПЕЦАВТОБАЗА"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 01.10.2019 по делу N А40-120971/19
по заявлению: 1. ЕМУП "СПЕЦАВТОБАЗА",
2. РЭК СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
к ФАС России,
третье лицо: ООО "Транссервис",
при участии Прокуратуры города Москвы,
о признании незаконным предписания
при участии:
от заявителя: |
1.Воробьев Е.С. по дов. от 20.12.2019; 2.Спасова Ю.В. по дов. от 23.01.2020, Соболев А.Л. по дов. от 09.01.2020; |
от заинтересованного лица: |
Потапова В.С. по дов. от 08.11.2019, Савостина Е.В. по дов. от 10.01.2020; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
от Прокуратуры г. Москвы |
Семихина О.Н. по удостоверению; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 01.10.2019 оставлены без удовлетворения заявления РЭК СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ и ЕМУП "СПЕЦАВТОБАЗА" о признании недействительным предписания Федеральной антимонопольной службы (далее - антимонопольный орган) от 06.05.2019 N СП/37432/19.
Не согласившись с решением суда, РЭК СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ и ЕМУП "СПЕЦАВТОБАЗА" обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят отменить решение, заявления удовлетворить.
Дело рассмотрено в порядке ст.156 АПК РФ в отсутствие представителей третьего лица.
В судебном заседании представители РЭК СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ и ЕМУП "СПЕЦАВТОБАЗА" поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах, представители антимонопольного органа и Прокуратуры города Москвы поддержали решение суда.
Изучив материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, апелляционный суд с учетом положения ч.1 ст.268 АПК РФ о повторности рассмотрения дела, п.13 ч.2 ст.271 АПК РФ приходит к выводу об отмене оспариваемого решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Согласно материалам дела оспариваемым предписанием антимонопольного органа Региональная энергетическая комиссия Свердловской области признана нарушившей положения Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "0б отходах производства и потребления"; пункты 16, 18, 40, 42, 43(1), 53, 90 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484; пункт 4 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных приказом ФАС России от 21.11.2016 N 1638/16.
Органу исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами предписано в срок до 01.06.2019 (включительно) предложено устранить нарушения, допущенные Региональной энергетической комиссией Свердловской области при установлении тарифа на 2019 год на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ЕМУП "Спецавтобаза" по постановлению от 05.12.2018 N 200-ПК (из. ред. от 14.03.2019 N 21-ПК), а именно:
- исключить экономически необоснованные расходы по статье "Транспортировка ТКО" из состава необходимой валовой выручки ЕМУП "Специализированная автобаза" 2019 года в сумме 601 012, 38 тыс. руб. соответствии с пунктом 2 мотивировочной части настоящего предписания;
- исключить экономически необоснованные расходы по статье "Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды" из состава необходимой: валовой выручки ЕМУП "Специализированная автобаза" 2019 года в сумме 21 335, 22 тыс. руб. в соответствии с пунктом 3 мотивировочной части настоящего предписания;
- исключить экономически необоснованные расходы по статье "Расходы на профессиональное обучение персонала" из состава необходимой валовой выручки ЕМУП "Специализированная автобаза" 2019 года в сумме 313,65 тыс. pyб. в соответствии с пунктом 4 мотивировочной части настоящего предписания;
- исключить экономически необоснованные расходы по статье "Амортизация" из состава необходимой валовой выручки ЕМУП "Спецавтобаза" 2019 года в размере 1 429, 91 тыс. руб. в соответствии с пунктом 5 мотивировочной части настоящего предписания;
- исключить экономически необоснованные расходы на приобретение пакетов из состава необходимой валовой выручки ЕМУП "Спецавтобаза" 2019 год в размере 74 522, 42 тыс. руб. в соответствии с пунктом 6 мотивировочной част] настоящего предписания;
- исключить экономически необоснованные административные расходы из состава необходимой валовой выручки ЕМУП "Спецавтобаза" 2019 года размере 91 856, 23 тыс. руб. в соответствии с пунктом 7 мотивировочной части настоящего предписания;
- исключить экономически необоснованные расходы на расчетно-кассовое обслуживание из состава необходимой валовой выручки ЕМУП "Спецавтобаза" 2019 года в размере 1 555, 13 тыс. руб. в соответствии с пунктом 8 мотивировочной части настоящего предписания.
Органу исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твёрдым коммунальными отходами в срок до 01.06.2019 (включительно) предложено установить необходимую валовую выручку на услугу регионального оператора по обращению твердыми коммунальными отходами для ЕМУП "Спецавтобаза" 2019 года на уровне 2 173 261, 26 тыс. руб. (со снижением на 983 024, 93 тыс. руб. от учтенной ранее) с учетом пункта 2 резолютивной части настоящего предписания.
В срок до 01.06.2019 (включительно) органу исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами предложено принять и ввести в действие решение о пересмотре тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и долгосрочных параметров регулирования (базового уровня операционных расходов) для ЕМУП "Спецавтобаза" 2019 года, утверждённых Региональной энергетической комиссией Свердловской области для ЕМУП "Спецавтобаза" на 2019 год с учётом требований, предусмотренных пунктами 2 и 3 резолютивной части настоящего предписания.
Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 2-4 резолютивной части настоящего предписания решений необходимо проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решения органа исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами, принятие которого предписано пунктами 2 - 4 резолютивной части настоящего предписания;
- протоколов заседания правления органа исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами, на котором принимались вышеуказанные решения;
- экспертные заключения органа исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами по установлению тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ЕМУП "Специализированная автобаза" на 2019.
Отказывая РЭК СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ и ЕМУП "СПЕЦАВТОБАЗА" в удовлетворении заявления о признании недействительным предписания антимонопольного органа от 06.05.2019 N СП/37432/19, суд первой инстанции исходил из соответствия предписания положениям действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела.
Между тем, судом не учтено следующее.
Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 05.12.2018 N 200-ПК "Об установлении региональным операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами долгосрочных параметров регулирования, устанавливаемых на долгосрочный период регулирования для формирования единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, с использованием метода индексации установленных тарифов и долгосрочных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую потребителям Свердловской области, с использованием метода индексации установленных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования, на 2019-2021 годы" установлены региональным операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе Екатеринбургскому муниципальному унитарному предприятию "Специализированная автобаза" долгосрочные параметры регулирования, устанавливаемые на долгосрочный период регулирования для формирования единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами с использованием метода индексации установленных тарифов, на 2019-2021 годы согласно приложению N 1, и долгосрочные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами с использованием метода индексации установленных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования на период с 01.01.2019 по 31.12.2021 включительно с календарной разбивкой согласно приложению N 2.
Положениями пунктов 3 и 4 постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 21.05.2019 N 44-ПК "О внесении изменений в некоторые Постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области" внесены изменения в таблицы "Долгосрочные параметры регулирования, устанавливаемые региональным операторам на долгосрочный период регулирования для формирования единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами с использованием метода индексации установленных тарифов, на 2019-2021 годы", "Долгосрочные тарифы региональных операторов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2019-2021 годы" - приложения N 1, 2 к Постановлению N 200-ПК, которыми для ЕМУП "Спецавтобаза" снижены базовый уровень операционных расходов - с 2 952 078, 1 тыс. руб. до 1970 483, 07 тыс. руб., единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами - с 686, 05 руб./куб. м до 474, 37 руб./куб. м (с учетом НДС).
В соответствии с п.п.1, 4 ст.24 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, для которой устанавливаются предельные тарифы.
Государственное регулирование тарифов в сфере обращения с отходами производства и потребления осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 89-ФЗ, Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами", а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными приказом ФАС России от 21.11.2016 N 1638/16.
В силу ст.6 Федерального закона N 89-ФЗ предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами.
Положением п.18 Основ ценообразования предусмотрено, что тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов.
Согласно материалам дела, ЕМУП "Спецавтобаза" является победителем конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Свердловской области по административно-производственному объединению-3 (Восточное).
12.01.2018 между Министерством энергетики и жилищно - коммунального хозяйства Свердловской области и ЕМУП "Спецавтобаза" заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в административно-производственном объединении-3 (Восточное).
Долгосрочные параметры регулирования и тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2019-2021 ЕМУП "Спецавтобаза" установлены Постановлением N 200-ПК.
Как следует из материалов дела, 06.05.2019 антимонопольным органом по результатам внеплановой выездной проверки выдано предписание N СП/37432/19, которым РЭК Свердловской области предписано устранить нарушения, допущенные при установлении Постановлением N 200-ПК тарифа на 2019 на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ЕМУП "Спецавтобаза".
Как изложено выше, оспариваемым предписанием антимонопольный орган обязал исключить из состава НВВ 2019 экономически необоснованные расходы по статье "Транспортировка ТКО" в сумме 601 012, 38 тыс. руб., экономически необоснованные расходы по статье "Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды" в сумме 212 335, 22 тыс. руб., экономически необоснованные расходы по статье "Расходы на профессиональное обучение персонала" в сумме 313, 65 тыс. руб., экономически необоснованные расходы по статье "Амортизация" в размере 1 429, 91 тыс. руб., экономически необоснованные расходы на приобретение пакетов в размере 74 522, 42 тыс. руб., экономически необоснованные административные расходы в размере 91 856, 23 тыс. руб., экономически необоснованные расходы на расчетно-кассовое обслуживание в размере
1 555, 13 тыс. руб.
Предписанием антимонопольный орган возложил на РЭК Свердловской области обязанность установить необходимую валовую выручку для ЕМУП "Спецавтобаза" на 2019 на уровне 2 173 261, 26 тыс. руб. (со снижением на 983 024, 93 тыс. руб. от принятой ранее).
С учетом изложенного РЭЕ Свердловской области необходимо принять решение о пересмотре тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО и базового уровня подконтрольных расходов.
Во исполнение предписания антимонопольного органа РЭК Свердловской области принято Постановление N 44-ПК.
Данным постановлением внесены соответствующие изменения в Постановление N 200-ПК в связи с изменением ЕМУП "Спецавтобаза" базового уровня операционных расходов - 1 970 483, 07 тыс. руб. и единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами - 474, 37 руб./куб. м (с учетом НДС).
Постановление N 44-ПК было предметом спора в Свердловском областном суде.
Решением Свердловского областного суда от 03.09.2019, оставленным в силе Апелляционным определением ВС РФ от 26.02.2020, признаны недействующими пункты 3 и 4 постановления РЭК Свердловской области от 21.05.2019 N 44-ПК в части внесенных изменений, касающихся ЕМУП "Специализированная автобаза".
Как следует из материалов дела, оспариваемые в Свердловском областном суде изменения были внесены во исполнение оспариваемого в рамках настоящего дела предписания антимонопольного органа.
Удовлетворяя административное исковое заявление, Свердловский областной суд пришел к выводу о том, что Постановление N 44-ПК в оспариваемой части нарушает права ЕМУП "Специализированная автобаза" как регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и противоречит положения федерального законодательства в сфере тарифного регулирования.
В соответствии с п.19 ст. 24.19. Федерального закона N 89-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, осуществляет мониторинг тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно Положению о Федеральной антимонопольной службе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).
Порядок осуществления государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) ФАС России установлен Положением о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), которое утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543 "О государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), а также изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Предметом проверки при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами является правомерность и обоснованность установления и изменения предельных тарифов уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов (п/п "ж" п.6 Положения N 543).
Согласно п/п 5.3.2.3 Положения N 331 и п/п "а" п.30 Положения N 543 ФАС России вправе выдавать обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления предписания с требованием устранить выявленные нарушения законодательства о государственном регулировании тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В п.4 Правил регулирования тарифов установлено, что тарифы вводятся в действие с начала очередного календарного года на срок не менее 12 месяцев.
Действие п.4 Правил не распространяется на решения органов регулирования тарифов по исполнению предписаний федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного регулирования тарифов, в рамках реализации полномочий по государственному контролю (надзору) в области регулируемых государством тарифов.
В силу изложенного, по общему правилу предписания ФАС России о необходимости пересмотра утвержденных тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами.
Однако применительно к рассматриваемому делу возможность пересмотра тарифным органом ранее принятого им тарифного решения на основании предписания ФАС России не допустима. Потому, что экономическая обоснованность тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, установленных для ЕМУП "Спецавтобаза" Постановлением N 200-ПК, была проверена в рамках судебного контроля.
Так, вступившим в законную силу решением Свердловского областного суда от 05.04.2019 ЕМУП "Спецавтобаза", было отказано в удовлетворении административного искового заявления о признании Постановления N 200-ПК недействующим.
В соответствии с ч.1 ст.6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в ч.8 ст.5 Федерального конституционного закона от 07.02.2011 N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", ч.1 ст.16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу разъяснений, приведенных в п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", указанные в мотивировочной части вступившего в законную силу решения суда обстоятельства, свидетельствующие о законности или незаконности оспоренного акта, имеют преюдициальное значение для неопределенного круга лиц при рассмотрении других дел, в том числе касающихся периода, предшествующего дню признания оспоренного акта недействующим.
Выдача антимонопольным органом оспариваемого предписания об изменении затрат по статьям "Транспортировка ТКО", "Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды", "Расходы на профессиональное обучение персонала", "Амортизация", административных расходов и расходов на расчетно-кассовое обслуживание, ранее являвшихся предметом рассмотрения по административному делу об оспаривании ЕМУП "Спецавтобаза" Постановления N 200-ПК, означает преодоление требования об обязательной силе судебного решения и не может быть признана согласующейся с конституционным правом на судебную защиту, в качестве неотъемлемого элемента которого предполагается обязательность судебных актов.
Предусмотренное п/п 5.3.2.3 Положения N 331 и п/п "а" п.30 Положения N 543 право ФАС России выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о государственном регулировании тарифов в области обращения с ТКО не исключает необходимости соблюдения антимонопольным органом требований федерального законодательства об обязательности судебных постановлений.
По смыслу указанных норм в их совокупности и взаимной связи с положениями статьи 6 Закона N 89-ФЗ, закрепляющей полномочия по осуществлению государственного регулирования тарифов за органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ФАС России в рамках государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) не вправе в выдаваемых ею предписаниях устанавливать конкретный размер необходимой валовой выручки, на основании которой в силу п.18 Основ ценообразования устанавливаются тарифы, подлежащий установлению органом регулирования, поскольку таким образом ФАС России фактически сама устанавливает соответствующие тарифы.
Исполняя предписание ФАС России, тарифный орган осуществил пересмотр собственного тарифного решения, законность и обоснованность которого была подтверждена судебным актом, в части состава затрат, оцененных в этом судебном акте. Что не соответствует принципу правовой определенности, предполагающему стабильность и гарантирующему справедливое правовое регулирование.
В условиях юридической неопределенности возникают риски как для имущественных прав регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, так и для собственников твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора, что не согласуется с требованиями поддержания доверия к закону и стабильности гражданских правоотношений, составляющими ядро принципа правовой определенности, имеющего универсальное значение в отношениях государства и индивида.
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, из взаимосвязанных положений ст.ст.46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции Российской Федерации вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2019 N 2968-0, от 17.07.2007 N 566-0-0, от 18.12.2007 N 888-0-0, от 15.07.2008 N 465-0-0, от 29.09.2011 N 1298-0-0).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, которыми в п.4 предусмотрено, что обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Положениями п.п.9 и 10 Правил N 1156 предусмотрено, что потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами, следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Территориальной схемой в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденной приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 30.11.2018 N 506, в разделе 5 предусмотрено, что в ряде районов муниципального образования применяется бесконтейнерная схема накопления твердых коммунальных отходов, в том числе с использованием специальных пакетов.
Как следует из материалов дела, ЕМУП "Спецавтобаза" планировало на 2019 в составе производственных расходов затраты на приобретение пакетов, необходимых для осуществления потребителями складирования твердых коммунальных отходов ввиду применения в зоне его деятельности (административно-производственное объединение-3 (Восточное) бесконтейнерной системы накопления твердых коммунальных отходов.
Тем самым, приобретение пакетов административным истцом, их предоставление потребителям и их дальнейшее использование является необходимым условием надлежащего осуществления накопления твердых коммунальных отходов, нарушение которого может повлечь лишение юридического лица статуса регионального оператора в соответствии с подпунктом "а" пункта 40 Правил N 1156.
Согласно п.30 Основ ценообразования в составе производственных расходов учитываются в том числе расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение.
В силу п.40 Основ ценообразования и п/п 1 п.17 Методических указаний расходы регулируемой организации на приобретение сырья и материалов, используемых для производственных нужд, а также на их хранение рассчитываются как сумма расходов по каждому виду сырья и материалов, являющихся произведением плановых (расчетных) цен на сырье и материалы и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов.
Расчеты необходимого количества пакетов для организации накопления твердых коммунальных отходов произведены предприятием исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов для категории объектов "индивидуальные жилые дома", установленных постановлениями РЭК Свердловской области от 30.08.2017 N 77-ПК "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Свердловской области (за исключением муниципального образования "город Екатеринбург")", N 78-ПК "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в границах муниципального образования "город Екатеринбург".
Средняя цена пакета определена по результатам конкурса на основании плана закупки.
Принимая во внимание, что пакеты являются необходимыми материалами, используемыми региональным оператором в регулируемой деятельности (складирование, накопление твердых коммунальных отходов), произвольное исключение тарифным органом из состава НВВ предприятия на 2019 (первый год долгосрочного периода регулирования) в полном объеме расходов на приобретение материалов (пакетов) является неправомерным, повлекло необоснованное уменьшение единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, что не отвечает требованиям порядка государственного регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, установленного в п.2 ст.249 Закона N 89-ФЗ.
Вышеизложенные выводы подтверждаются Апелляционным определением ВС РФ от 26.02.2020 по спору с участием тех же лиц.
Решением Свердловского областного суда от 03.09.2019, оставленным в силе Апелляционным определением ВС РФ от 26.02.2020 признаны недействующими пункты 3 и 4 постановления РЭК Свердловской области от 21.05.2019 N 44-ПК в части внесенных изменений, касающихся ЕМУП "Специализированная автобаза".
Изменения в пункты 3 и 4 постановления РЭК Свердловской области от 21.05.2019 N 44-ПК были внесены на основании оспариваемого в настоящем деле предписания антимонопольного органа.
Признание недействующим постановления РЭК Свердловской области от 21.05.2019 N 44-ПК в соответствующей части является с учетом положения ст.69 АПК РФ правовым основанием для признания недействительным оспариваемого предписания антимонопольного органа.
Вышеизложенным опровергаются доводы антимонопольного органа, приведенные в апелляционном суде.
На основании изложенного апелляционные жалобы подлежат удовлетворению, решение суда подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 01.10.2019 по делу N А40-120971/19 отменить.
Признать недействительным предписание ФАС России от 06.05.2019 N СП/37432/19.
Взыскать с ФАС России в пользу ЕМУП "СПЕЦАВТОБАЗА" расходы по уплате государственной пошлины по заявлению в размере 3 000 (три тысячи) руб., расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) руб.
Возвратить ЕМУП "СПЕЦАВТОБАЗА" из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) руб., как излишне уплаченную.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-120971/2019
Истец: МУП ЕКАТЕРИНБУРГСКОЕ "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ АВТОБАЗА", РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ФАС России
Третье лицо: РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
30.09.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-2013/2021
06.11.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-72579/19
01.10.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-120971/19
30.09.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-44050/19
24.05.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-120971/19
20.05.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-120971/19