г. Москва |
|
06 ноября 2020 г. |
Дело N А40-316203/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 ноября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Алексеевой Е.Б., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Саморегулируемой Межрегиональной ассоциации оценщиков
на решение Арбитражного суда города Москвы от 22.07.2020 по делу N А40-316203/19
по заявлению Саморегулируемой Межрегиональной ассоциации оценщиков (ОГРН:
1057748848002, ИНН: 7706598106)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и
картографии по Москве (ОГРН 1097746680822, ИНН 7726639745),
третьи лица: 1.Министерство экономического развития Российской Федерации;
2.Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;
3.Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования",
о признании недействительным предписания, о возложении обязанности,
при участии:
от заявителя: |
Герасимов С.Ю. по доверенности от 19.10.2020; |
от заинтересованного лица: |
Михайленко В.В. по доверенности от 30.12.2019; |
от третьих лиц: |
1.не явился, извещен; 2.не явился, извещен; 3.не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Саморегулируемая межрегиональная ассоциация оценщиков (далее - ассоциация) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным предписания Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - управление) от 11.10.2019 N 17416/2019 о возложении обязанности на управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ассоциации.
Решением суда от 22.07.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ассоциация обратилась в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Дело рассмотрено судом в порядке ч.5 ст.156 АПК РФ в отсутствие представителей третьих лиц.
Законность и обоснованность принятого судом решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
В судебном заседании апелляционного суда представитель ассоциации поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель управления поддержал решение суда.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав представителей ассоциации и управления, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно материалам дела, управлением в отношении ассоциации по результатам рассмотрения материалов внеплановой выездной проверки (акт проверки от 04.10.2019 N 25) в действиях ассоциации установлены нарушения требований части 2 ст. 22.2 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ (далее - Закон об оценочной деятельности), а также положений Приказа Минэкономразвития России от 25.12.2015 N989 "Об утверждении требований к рассмотрению саморегулируемой организацией оценщиков жалобы на нарушение ее членом требований Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики" (далее - Приказ N 989), выразившиеся в неосуществлении контроля по обращениям ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" от 25.03.2019 N 61, от 11.04.2019 N 69, от 17.04.2019 N 77 и от 17.04.2019 N 84 в отношении членов саморегулируемой организации оценщиков (далее - СРО): Беленкиной Е.А., Кудрявцевой А.Ю., Тодышевой Е.В., Петренко А.Ю.
По итогам рассмотрения акта проверки управлением принято решение о вынесении предписания от 11.10.2019 N 17416/2019, в соответствии с которым ассоциации предписано: принять меры по неукоснительному соблюдению в дальнейшей деятельности ассоциации требований части 2 ст. 22.2 Закона об оценочной деятельности, а также положений Приказа N 989, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики"; в срок до 13.01.2020 представить в управление документы или заверенные надлежащим образом копии документов, подтверждающих исполнение предписания.
Целью вынесения предписания является в том числе недопущение указанных нарушений в дальнейшей деятельности ассоциации и выполнение обязанности по осуществлению контроля деятельности своих членов.
Отказывая в удовлетворения заявленных требований ассоциации, суд первой инстанции обосновано исходил из следующего.
В соответствии со статьями 19, 24.5 Закона об оценочной деятельности, подпунктом 5.1.8 пункта 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра л картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1202 "Об утверждении Положения о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций", управление осуществляет государственный надзор за исполнением СРО требований Закона об оценочной деятельности.
Надзор за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок. Решение о проведении внеплановой проверки деятельности саморегулируемой организации оценщиков принимается уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, на основании заявлений юридических лиц, физических лиц, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, правоохранительных органов о нарушении саморегулируемой организацией оценщиков Закона об оценочной деятельности, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (части первая и третья статьи 24.5 Закона об оценочной деятельности).
В случае выявления нарушения требований, установленных частью третьей статьи 22 Закона об оценочной деятельности, уполномоченный федеральный орган, осуществляющий функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, обращается в арбитражный суд с заявлением об исключении саморегулируемой организации оценщиков из единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков. В случае выявления иных нарушений уполномоченный федеральный орган, осуществляющий функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, направляет в саморегулируемую организацию оценщиков предписание об устранении в разумные сроки выявленных нарушений (части шестая и седьмая статьи 24.5 Закона об оценочной деятельности).
По результатам проведенной проверки в действиях ассоциации установлены нарушения требований части второй статьи 22.2 Закона об оценочной деятельности, а также положений Приказа N 989, выразившиеся в неосуществлении контроля по обращениям ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" от 25.03.2019 N61, от 11.04.2019 N69, от 17.04.2019 N77 и от 17.04.2019 N84 в отношении членов саморегулируемой организации - оценщиков Беленикиной Е.А., Кудрявцевой А.Ю., Тодышевой Е.В., Петренко А.Ю.
По окончании проверки составлен Акт от 04.10.2019 N 25.
В порядке статьи 17 Федеральному закону от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) на основании акта проверки в срок до 13.01.2020 в отношении ассоциации вынесено предписание от 11.10.2019 N 17416/2019 о принятии в срок до 13.01.2020 мер по неукоснительному соблюдению в дальнейшей деятельности ассоциации требований части второй статьи 22.2 Закона об оценочной деятельности, а также положений Приказа N 989.
Как указывает ассоциация в обращениях Бюджетного учреждения от 25.03.2019 N 61, от 11.04.2019 N 69, от 17.04.2019 N 77 и от 17.04.2019 N 84 отсутствует информация о нарушенных правах заявителя, в связи с чем у ассоциации отсутствуют правовые основания для проведения внеплановой проверки деятельности оценщиков.
17.04.2019 ассоциация за исх. N 001696 направила ответ в адрес Бюджетного учреждения с информацией об отсутствии правовых оснований для проведения внеплановой проверки в отношении Беленикиной Е.А., так как права заявителя не были нарушены и не могли быть нарушены отчетом, выполненным членом ассоциации Беленикиной Е.А.
Вместе с тем, ассоциация приняла содержащуюся в обращении Бюджетного учреждения от 25.03.2019 N 61 информацию к сведению, запросила у члена Беленикиной Е.А. отчет об оценке от 18.07.2018 N 6998 и пояснения по фактам, изложенным в указанном обращении.
На основании поступившей от члена ассоциации Беленикиной Е.А. информации и сведений, отделом контроля ассоциации были проведены внутренние мероприятия, по результатам которых при наличии достаточных оснований рассматривался вопрос о возможности инициирования внеплановой проверки в отношении Беленикиной Е.А.
Вышеизложенная информация о проведении дополнительных мероприятий была направлена в адрес Бюджетного учреждения за исх. N ООЗЗОби от 05.07.2019 (в дополнение к исх. N 001696и от 17.04.2019).
23.04.2019 ассоциация за исх. N 001747 и направила ответ на обращение Бюджетного учреждения от 11.04.2019 N 69 с информацией об отсутствии правовых оснований для проведения внеплановой проверки в отношении Кудрявцевой А.Ю., так как права заявителя не были нарушены и не могли быть нарушены отчетом, выполненным членом Беленикиной Е.А.
Вместе с тем, ассоциация приняла содержащуюся в обращении Бюджетного учреждения от 11.04.2019 N 69 информацию к сведению, запросила у члена ассоциации Кудрявцевой А.Ю. копию отчета N 7492-18 от 27.12.2018 об оценке рыночной стоимости нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Москва, пл. Тургеневская, д. 2, и пояснений по фактам, изложенным в обращении.
На основании поступившей от члена Кудрявцевой А.Ю. информации и сведений отделом контроля ассоциации были проведены внутренние мероприятия, по результатам которых при наличии достаточных оснований рассматривался вопрос о возможности инициирования внеплановой проверки в отношении члена Кудрявцевой А.Ю.
Вышеизложенная информация о проведении дополнительных мероприятий была направлена в Бюджетное учреждение за исх. N 003307и от 05.07.2019 (в дополнение к исх. N 001747и от 22.04.2019).
Также в исходящем письме N 003307и от 05.07.2019 (в дополнение к исх. N 001747и от 22.04.2019) было указано, что Бюджетное учреждение вправе повторно обратиться с жалобой в ассоциацию при устранении оснований несоответствия обращения требованиям к содержанию жалобы а именно, при указании доводов относительно того, как действия (бездействие) члена Кудрявцевой А.Ю. нарушают или могут нарушить права заявителя, а также при указании нарушений членом Кудрявцевой А.Ю. требований законодательства в области оценочной деятельности, в результате чего ассоциацией будет инициирована проверка в отношении члена Кудрявцевой А.Ю. на основании обращения заявителя.
29.04.2019 ассоциация за исх. N 001803и направила ответ Бюджетному учреждению от 17.04.2019 N 77 с информацией об отсутствии правовых оснований для проведения внеплановой проверки в отношении Тодышевой Е.В.
Вместе с тем, ассоциация приняла содержащуюся в обращении Бюджетного учреждения от 17.04.2019 N 77 информацию к сведению, запросила у члена ассоциации Тодышевой Е.В. копию отчета N 19-18-Щ2) от 26.07.2018 "Об определении рыночной стоимости нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Москва, Трубная площадь, д. 2", и пояснения по фактам, изложенным в обращении.
На основании поступившей от члена Тодышевой Е.В. информации отделом контроля ассоциации были проведены внутренние мероприятия, по результатам которых рассматривался вопрос о возможности инициирования внеплановой проверки в отношении члена Тодышевой Е.В.
Вышеизложенная информация о проведении дополнительных мероприятий была направлена в Бюджетное учреждение за исх. N 003308и от 05.07.2019 (в дополнение к исх. N 001803и от 29.04.2019).
Также в исходящем письме N 003308 и от 05.07.2019 (в дополнение к исх. N 001803и от 29.04.2019) было указано, что Бюджетное учреждение вправе повторно обратиться с жалобой в ассоциации при устранении оснований несоответствия обращения требованиям к содержанию жалобы а именно, при указании доводов относительно того, как действия (бездействие) члена Тодышевой Е.В. нарушают или могут нарушить права заявителя, а также при указании нарушений членом Тодышевой Е.В. требований законодательства в области оценочной деятельности; в результате чего будет инициирована проверка в отношении члена Тодышевой Е.В.
14.05.2019 ассоциация за исх. N 001803и направила ответ на обращение Бюджетного учреждения от 17.04.2019 N 84 с информацией об отсутствии правовых оснований для проведения внеплановой проверки в отношении Петренко А.Ю., так как права заявителя не были нарушены и не могли быть нарушены отчетом, выполненным членом Петренко А.Ю.
Вместе с тем, ассоциация приняла содержащуюся в обращении Бюджетного учреждения от 17.04.2019 N 84 информацию к сведению, запросила у члена ассоциации Петренко А.Ю. копию отчета N 08-18-Н от 09.07.2018 "Об определении рыночной стоимости объектов недвижимости: земельного участка площадью 1 747,0 кв. м, адрес (местоположение) объекта: г. Москва, ул. Гиляровского, вл. 39, стр. 1, кадастровый номер: 77:01:0003049:101; земельного участка площадью 1 717,0 кв. м, адрес (местоположение) объекта: г. Москва, ул. Гиляровского, вл. 39, стр. 1, кадастровый номер: 77:01:0003049:2720", и пояснения по фактам, изложенным в обращении.
На основании поступившей от члена Петренко А.Ю. информации и сведений отделом контроля ассоциации были проведены внутренние мероприятия, по результатам которых при наличии достаточных оснований рассматривался вопрос о возможности инициирования внеплановой проверки в отношении члена Петренко А.Ю.
Вышеизложенная информация о проведении дополнительных мероприятий была направлена в Бюджетное учреждение за исх. N 003305и от 05.07.2019 (в дополнение к исх. N 001988и от 13.05.2019).
Также в исходящем письме N 003305и от 05.07.2019 (в дополнение к исх. N 001988и от 13.05.2019) было указано, что Бюджетное учреждение вправе повторно обратиться с жалобой в ассоциацию при устранении оснований несоответствия обращения требованиям к содержанию жалобы а именно, при указании доводов относительно того, как действия (бездействие) члена Петренко А.Ю. нарушают или могут нарушить права заявителя, а также при указании нарушений членом Петренко А.Ю. требований законодательства в области оценочной деятельности; в результате чего будет инициирована проверка в отношении члена Петренко А.Ю.
Между тем, ассоциацией не учтено следующее.
Согласно подпункту 6 пункта 2.1 Приказа N 989 письменное обращение (жалоба) физического или юридического лица в саморегулируемую организацию оценщиков о нарушении членом саморегулируемой организации оценщиков требований Федерального закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики, должно содержать доводы заявителя относительно того, как действия (бездействие) члена саморегулируемой организации оценщиков нарушают или могут нарушить права лица, направившего обращение.
В обращениях Бюджетного учреждения от 25.03.2019 N 61, от 11.04.2019 N 69, от 17.04.2019 N 77, от 17.04.2019 N 84 на действия (бездействие) оценщиков Беленикиной Е.А., Кудрявцевой А.Ю., Тодышевой Е.В., Петренко А.Ю. содержатся доводы заявителя относительного того, как действия (бездействие) члена нарушают или могут нарушить права заявителя (Приложения 1 стр. 3).
В соответствии с частью второй статьи 22.2 Закона об оценочной деятельности СРО обязана осуществлять контроль за соблюдением своими членами требований Федерального закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики.
Основанием для проведения саморегулируемой организацией оценщиков внеплановой проверки является поступившая в СРО жалоба, содержащая доводы заявителя относительно того, как действия (бездействие) члена саморегулируемой организации оценщиков нарушают или могут нарушить права заявителя (часть третья статьи 24.3 Закона об оценочной деятельности).
В период с 01.01.2017 по 01.01.2020 кадастровая оценка, пересмотр и оспаривание ее результатов могут проводиться в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 237-ФЗ и Законом об оценочной деятельности.
В силу пункта 1 статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации (часть 2 статьи 6 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ).
В соответствии с пунктами 4.2.32(1) и 4.3.32(2) Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП Департамент городского имущества города Москвы принимает решение о проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве, об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве.
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29.12.2016 N 41602 Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" наделено полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости для целей государственной кадастровой оценки на территории города Москвы.
Как следует из обращений Бюджетного учреждения от 25.03.2019 N 61, от 11.04.2019 N 69, от 17.04.2019 N 77, от 17.04.2019 N 84 Департаментом проведена проверка отчетов об оценке от 18.07.2018 N 6998, от 27.12.2018 N 7492-18, от 26.07.2018 N 19-18-Щ2), от 09.07.2018 N 08-18-Н на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, при анализе которых сделан вывод об их несоответствии требованиям законодательства Российской Федерации со ссылками на нарушения членами ассоциации требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
В обращениях Бюджетного учреждения от 25.03.2019 N 61, от 11.04.2019 N 69, от 17.04.2019 N 77, от 17.04.2019 N 84 Департаментом проведена проверка отчетов об оценке от 18.07.2018 N 6998, от 27.12.2018 N 7492-18, от 26.07.2018 N 19-18-НГ2), от 09.07.2018 N 08-18-Н также указывалось, что действия членов Беленикиной Е.А., Кудрявцевой А.Ю., Тодышевой Е.В., Петренко А.Ю., выразившиеся в составлении отчетов об оценке рыночной стоимости объекта недвижимого имущества с нарушением требований действующего законодательства Российской Федерации, вследствие неправомерного снижения кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества приведут к причинению ущерба бюджету города Москвы путем недоплаты налога на имущество.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу, что вынесенное управлением в отношении ассоциации предписание от 11.10.2019 N 17416/2019 законно и в полном соответствии с действующим законодательством об оценочной деятельности.
Согласно ч.1 ст.71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в порядке ч.1 ст.268 АПК РФ апелляционный суд не усматривает.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом тщательной проверки судом первой инстанции и не нашли своего подтверждения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, не влияют на законное по своей сути оспариваемое решение суда.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч.4 ст.270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 22.07.2020 по делу N А40-316203/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
Е.Б. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-316203/2019
Истец: САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ АССОЦИАЦИЯ ОЦЕНЩИКОВ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ И ЖИЛИЩНОГО СТРАХОВАНИЯ", МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ