г. Москва |
|
03 ноября 2020 г. |
Дело N А40-130/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 ноября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Проценко А.И.,
судей Алексеевой Е.Б., Савенкова О.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем Ярахтиным А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Инвестресурс" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.07.2020 по делу N А40-130/20 по иску ООО "Инвестресурс" (ОГРН 1047796023769) к ООО "Газпром Трансгаз Москва" (ОГРН 1025000653920) о взыскании убытков за пользование земельным участком,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: Теленченко О.В. по доверенности от 11.09.2020; диплом номер ИВС 0386752 от 04.06.2003, Белоусов Д.В. по доверенности от 02.09.2020, диплом N ИВС 0159282 от 11.03.2003
УСТАНОВИЛ:
ООО "Инвестресурс" обратился в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к ООО "Газпром Трансгаз Москва" о взыскании убытков в сумме 2 963 032 руб. 72 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20 июля 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на то, что выводы суда не соответствуют материалам дела, поскольку судом были нарушены нормы материального и процессуального права.
Представитель ответчика в судебном заседании против доводов жалобы возражал, направил отзыв на жалобу.
Представитель истца, уведомленный судом о времени и месте слушания дела, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном сайте суда в сети Интернет о принятии апелляционной жалобы к производству и назначению к слушанию, в судебное заседание не явился, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм ст. 156 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав представителя ответчика, не находит оснований для изменения или отмены решения Арбитражного суда города Москвы от 20 июля 2020 года на основании следующего.
Как следует из материалов дела, истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:21:080306:47 площадью 120 290 кв. м по адресу: Московская область, Ленинский муниципальный район, городское поселение Горки Ленинские, южнее промзоны города Видное, - что следует из свидетельства о государственной регистрации права от 17.05.2011 50-АБ N 965346.
Участок приобретен истцом по договору купли-продажи земельного участка от 18.04.2011, в п. 1.3 которого указано, что покупатель владеет информацией о состоянии земельного участка и намерен приобрести его в собственность в состоянии, в котором данный земельный участок находится на момент заключения договора, а в п. 3.1 указано на отсутствие ограничений в пользовании участком.
Согласно свидетельству участок находится на землях категории "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения".
На градостроительном плане земельного участка от 17.06.2019 N RU50503102-MSК011493 на участке обозначены различные зоны, в том числе охранные зоны инженерных сетей (ЛЭП и газопровод), зона минимальных расстояний участка магистрального газопровода и др., а также границы зон, в пределах которых разрешается размещение объектов капитального строительства.
В п. 5 градостроительного плана земельного участка (лист 13) указано, что земельный участок частично (17293 кв. м) расположен в охранной зоне инженерной сетиЛЭП (ВЛ 220 кВ "Чагинская" (от подстанции 500 кВ "Пахра" N 509 до подстанции 500 кВ "Чагино" N 510)); частично (18515 кв. м) - в охранной зоне инженерной сети ЛЭП (ВЛ 220 кВ "Борисовская" (от подстанции 500 кВ "Пахра" N 509 до подстанции 220 кВ "Борисовская" N 785)); частично (11518 кв. м) - в охранной зоне инженерной сети ЛЭП (ЛЭП 110 кВ "Пахра-Борисово" с отпайками на подстанции 110 кВ "Коксогаз" N 410 и 110 кВ "Ям" N 721); частично (13267 кв. м) - в охранной зоне инженерной сети ЛЭП (ВЛ 110 кВ "Пахра-Апаринки" с отпайками на подстанции 110 кВ "Коксогаз" N 410 и 110 кВ "Ям" N 721); частично (11547 кв. м) - в охранной зоне инженерной сети газопровод (участок магистрального газопровода Ставрополь-Москва 2); частично (56 436 кв. м) - в зоне минимальных расстояний участка магистрального газопровода Ставрополь-Москва 2.
Указанные ограничения внесены в ЕГРН, что следует из выписки из ЕГРН от 08.10.2018 N 99/2018/202142449.Из градостроительного плана земельного участка следует, что нахождение части земельного участка в охранной зоне магистрального газопровода и в зоне минимальных расстояний участка магистрального газопровода влечет необходимость согласования размещения объекта капитального строительства в соответствии с действующим законодательством (законодательные и иные нормативные правовые акты перечислены на листе 18 градостроительного плана).
Требования истца основаны на том, что земельный участок имеет вид разрешенного использования "размещение административно-складского и торгово-бытового комплекса",однако вследствие наличия на земельном участке охранной зоны газопровода и зоны минимальных расстояний участка газопровода ответчик отказался согласовать размещение на земельном участке объекта капитального строительства.
Из представленных ответчиком доказательств следует, что участок магистрального газопровода Ставрополь-Москва 2 протяженностью 41 500 м, часть которого находится под земельным участком истца, принят в эксплуатацию по акту от 30.12.1960, то есть более чем за 50 лет до приобретения истцом земельного участка в собственность.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности производственных объектов" магистральные газопроводы относятся к опасным производственным объектам.
В ст. 2 указанного Федерального закона охранная зона газопровода определяется как зона с особыми условиями использования территории, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.
В соответствии с п. 3 Правил охраны магистральных газопроводов, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 N 1083, охранные зоны объектов магистральных газопроводов (охранные зоны) устанавливаются, в частности, вдоль линейной части магистрального газопровода -в виде территории, ограниченной условными параллельными плоскостями, проходящими на расстоянии 25 м от оси магистрального газопровода с каждой стороны.
Пп. "л" п. 4 Правил устанавливает, что в охранных зонах запрещается размещать какие-либо здания, строения, сооружения, не относящиеся к объектам, указанным в п. 2 Правил, за исключением объектов, указанных в пп. "д" - "к" и "м" п. 6 Правил.
В соответствии с п. 5 Правил в охранных зонах собственник или иной законный владелец земельного участка может производить полевые сельскохозяйственные работы и работы, связанные с временным затоплением орошаемых сельскохозяйственных земель, предварительно письменно уведомив собственника магистрального газопровода или организацию, эксплуатирующую магистральный газопровод, а п. 6 Правил допускает выполнение ряда работ в охранных зонах с письменного разрешения собственника магистрального газопровода или организации, эксплуатирующей магистральный газопровод.
Кроме того, согласно п. 22 Правил при проектировании, строительстве и реконструкции зданий, строений и сооружений должны соблюдаться минимальные расстояния от указанных объектов до магистрального газопровода, предусмотренные нормативными документами в области технического регулирования.
При измерении минимального расстояния между зданиями, строениями и сооружениями, не относящимися к указанным в п. 2 Правил объектам, и линейной частью магистрального газопровода берется кратчайшее расстояние между вертикальными плоскостями внешних границ указанных зданий, строений и сооружений и осью линейной части магистрального газопровода.
При параллельной прокладке магистральных газопроводов измерение выполняют до оси линейной части каждого из магистральных газопроводов.
Минимальные расстояния между зданиями, строениями и сооружениями, не относящимися к указанным в п. 2 Правил объектам, и объектами, указанными в п. 2 Правил (кроме линейной части магистрального газопровода), измеряются по кратчайшему расстоянию между вертикальными плоскостями внешних границ зданий, строений и сооружений, не относящихся к указанным в п. 2 Правил объектам, и вертикальными плоскостями внешних границ объектов, указанных в п. 2 Правил (кроме линейной части магистрального газопровода).
Аналогичные ограничения устанавливались Правилами охраны магистральных трубопроводов, утв. Минтопэнерго России 29.04.1992, постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 N 9.
Так, п. 4.1 Правил предусматривал, что для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны, в том числе вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 м от оси трубопровода с каждой стороны; п. 4.2 Правил устанавливал, что земельные участки, входящие в охранные зоны трубопроводов, не изымаются у землепользователей и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ с обязательным соблюдением требований Правил; в соответствии с п. 4.3 Правил в охранных зонах трубопроводов запрещалось производить всякого рода действия, могущие нарушить нормальную эксплуатацию трубопроводов либо привести к их повреждению, а п. 4.4 Правил устанавливал, что в охранных зонах трубопроводов без письменного разрешения предприятий трубопроводного транспорта запрещалось, в частности, возводить любые постройки и сооружения.
П. 5.6 СП 36.13330.2012 Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85, утв. приказом Госстроя от 25.12.2012 N 108/ГС, устанавливает, что для обеспечения нормальных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения магистральных трубопроводов и их объектов вокруг них устанавливаются охранные зоны, размеры которых и порядок производства в них сельскохозяйственных и других работ регламентируются Правилами охраны магистральных трубопроводов, а таблица 4 раздела 7 "Основные требования к трассе трубопровода" устанавливает минимальные расстояния от оси газопроводов различных классов и различного диаметра до городов и других населенных пунктов, коллективных садов с садовыми домиками, дачных поселков, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, тепличных комбинатов и хозяйств, птицефабрик, молокозаводов, карьеров разработки полезных ископаемых, гаражей и открытых стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев на количество автомобилей более 20-ти, отдельно стоящих зданий с массовым скоплением людей, жилых зданий 3-этажных и выше, железнодорожных станций, аэропортов, морских и речных портов и пристаней, гидроэлектростанций, гидротехнических сооружений морского и речного транспорта, очистных сооружений и насосных станций водопроводных, не относящихся к магистральному трубопроводу, мостов железных дорог и др. объектов.
При этом в соответствии с п. 1.4 Правил охраны магистральных трубопроводов, утв. Минтопэнерго России 29.04.1992, постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 N 9, материалы фактического положения трубопровода (исполнительная съемка) с привязкой охранных зон входящих в его состав коммуникаций и объектов должны быть переданы в соответствующие местные органы власти и управления для нанесения их на районные карты землепользований, а местные органы власти и управления выдают сведения о местонахождении трубопровода заинтересованным предприятиям, организациям и учреждениям по их просьбам.
Из представленных в дело доказательств следует, что сведения о фактическом положении магистрального газопровода своевременно передавались в местные органы власти и управления.
Согласно п. 1 ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного, трубопроводного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Кодексом, федеральными законамии законами субъектов Российской Федерации.
П. 8 ст. 90, введенный в действие Федеральным законом от 21.07.2011 N 257-ФЗ, предусматривает, что земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов.
На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
П. 6 ст. 90 (в редакции, действовавшей до введения в действие Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ) устанавливал, что границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов; на указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения.
Указанный пункт утратил силу в связи с введением в действие Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ, который одновременно дополнил Кодекс главой XIX"Зоны с особыми условиями использования территорий".
Цели установления зон с особыми условиями использования территорий указаны в п. 1 ст. 104 Земельного кодекса Российской Федерации; согласно п. 2 ст. 104 ЗК РФ в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенныхна таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.
Виды зон с особыми условиями использования территорий перечислены в п. 1 ст. 105 Земельного кодекса Российской Федерации, а п. 6 ст. 106 устанавливает, что если иное не предусмотрено ст. 106, установление, изменение, прекращение существования зоны с особыми условиями использования территории осуществляются на основании решения уполномоченного органа государственной власти, органа местного самоуправления.
Последствия установления, изменения, прекращения существования зон с особыми условиями использования территорий установлены в ст. 107 Земельного кодекса Российской Федерации.
Так, п. 1 ст. 107 ЗК РФ предусматривает, что со дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, использование зданий, сооружений, разрешенное использование (назначение) которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренных решением об установлении, изменении зоны с особыми условиями использования территории, а также иное использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям, если иное не предусмотрено п. 2 и 4 ст. 107 ЗК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 107 ЗК РФ со дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории в отношении планируемых к строительству, реконструкции объектов капитального строительства и до дня ввода указанных объектов в эксплуатацию независимо от ограничений использования земельных участков, установленных в границах зоны с особыми условиями использования территории, допускается, за исключением случая установления зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с п. 15 ст. 106 ЗК РФ:
1) использование земельных участков, расположенных в границах данной зоны, в соответствии с ранее установленным видом разрешенного использования земельных участков для целей, не связанных со строительством, с реконструкцией объектов капитального строительства;
2) использование земельных участков, расположенных в границах данной зоны, для строительства, реконструкции объектов капитального строительства на основании разрешения на строительство, выданного до дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории, или в случае начала строительства, реконструкции до дня установления или изменения данной зоны, если для строительства, реконструкции указанного объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство;
3) использование зданий, сооружений, расположенных в границах такой зоны, в соответствии с их видом разрешенного использования.
П. 2 ст. 15 ГК Российской Федерации установлено, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушение (упущенная выгода).
В соответствии со ст. 57 Земельного кодекса Российской Федерации возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, подлежат убытки, причиненные, в частности, ограничением прав собственников земельных участков; такие убытки возмещаются собственникам за счет лиц, в пользу которых ограничиваются права, а при отсутствии таких лиц - за счет соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, при этом возмещение убытков, причиненных ограничением прав в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий, осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных ст. 57.1 ЗК РФ.
Ст. 57.1 ЗК РФ "Особенности возмещения убытков при ограничении прав в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий", введенная в действие Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ, предусматривает, что убытки, в том числе упущенная выгода, причиненные ограничением прав лиц, указанных в п. 2, в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий, подлежат возмещению в полном объеме с учетом особенностей, установленных ст. 57.1 (п. 1); убытки возмещаются гражданам и юридическим лицам - собственникам земельных участков (п. 2); при расчетах размеров возмещения убытки собственников земельных участков определяются с учетом рыночной стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, и иных убытков, связанных со сносом зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, приведением их параметров и(или) разрешенного использования (назначения), разрешенного использования земельных участков в соответствие с установленными в границах зоны с особыми условиями использования территории ограничениями использования земельных участков, иных убытков, предусмотренных п. 4 ст. 57.1 (п. 3).
В соответствии с п. 8 ст. 57.1 Земельного кодекса Российской Федерации убытки возмещают:
1) собственник здания, сооружения, в связи с размещением которых, принято решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории (концессионер, частный партнер в период действия концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, предметом которых является эксплуатация (использование) таких здания, сооружения, если иное не предусмотрено концессионным соглашением, соглашением о государственно-частном партнерстве, соглашением о муниципально-частном партнерстве), иной правообладатель таких здания, сооружения, если его обязанность по возмещению указанных убытков предусмотрена документом, на основании которого им осуществляются владение и (или) пользование такими зданием, сооружением, а в случае возмещения убытков, причиненных в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории в отношении планируемого к строительству объекта капитального строительства до ввода такого объекта в эксплуатацию, - застройщик;
2) орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, в случае отсутствия лиц, указанных в пп. 1 п. 8 ст. 57.1 ЗК РФ, или установления зоны с особыми условиями использования территории по основаниям, не связанным с размещением зданий, сооружений, либо орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на установление границ зоны с особыми условиями использования территории в случае, если такая зона возникает в силу федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных пп. 3 п. 8 ст. 57.1 ЗК РФ.
П. 9 ст. 57.1 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что в случае, если строительство здания, сооружения, объекта незавершенного строительства начато после дня принятия решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории или дня определения границ зоны с особыми условиями использования территории, возникающей в силу федерального закона, и до дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости, и в отношении таких здания, сооружения не принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями (кроме случаев, если данное решение принято исключительно в связи с несоответствием таких здания, сооружения, объекта незавершенного строительства обязательным требованиям к количеству этажей и (или) высоте объекта), убытки собственникам таких здания, сооружения, помещений в них, объекта незавершенного строительства в размере, определенном исходя из рыночной стоимости таких объектов недвижимого имущества и убытков, связанных со сносом таких объектов недвижимого имущества или приведением их параметров или разрешенного использования (назначения) в соответствие с установленными в границах зоны с особыми условиями использования территории ограничениями использования земельных участков, возмещают органы государственной власти, органы местного самоуправления, которые приняли решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории либо подготовили сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории, возникающей в силу закона, и по вине которых сведения о зоне с особыми условиями использования территории не были внесены в установленный срок в Единый государственный реестр недвижимости.
Иные убытки, причиненные ограничениями прав в связи с установлением или изменением зоны с особыми условиями использования территории, возмещают правообладатели зданий, сооружений, застройщики, органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в п. 8 ст. 57.1.
Согласно п. 10 ст. 57.1 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если зона с особыми условиями использования территории установлена или изменена в отношении планируемых к строительству, реконструкции объектов капитального строительства в соответствии с п. 13 ст. 106 Кодекса, убытки возмещаются с учетом следующих особенностей:
1) собственникам земельных участков, которые вправе в соответствии с п. 2 ст. 107 Кодекса использовать земельные участки и иные объекты недвижимого имущества в соответствии с их разрешенным использованием независимо от ограничений использования земельных участков, установленных в границах зоны с особыми условиями использования территории, убытки в полном объеме возмещаются после ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства, в связи с размещением которого установлена или изменена зона с особыми условиями использования территории;
2) собственникам земельных участков, которые не вправе в соответствии с п. 2 ст. 107 Кодекса использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием для целей строительства зданий, сооружений, убытки в полном объеме возмещаются со дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории, за исключением случая, предусмотренного пп. 3 п. 10 ст. 57.1;
3) собственникам земельных участков, которые не вправе в соответствии с п. 2 ст. 107 Кодекса использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием для целей строительства зданий, сооружений, в случае, если в соответствии с федеральным законом или утвержденным Правительством Российской Федерации положением о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида после ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства, в связи с размещением которого установлена такая зона, требуется изменение такой зоны по итогам оценки фактического воздействия данного объекта:
- убытки, предусмотренные п. 7 и причиненные в период действия разрешения на строительство объекта капитального строительства, в связи с размещением которого установлена или изменена зона с особыми условиями использования территории, возмещаются со дня установления или изменения такой зоны;
- убытки, предусмотренные п. 3-5, в полном объеме возмещаются по истечении одного года со дня ввода указанного объекта капитального строительства в эксплуатацию либо со дня изменения зоны с особыми условиями использования территории, если решение об изменении зоны принято до истечения указанного срока.
Согласно п. 6 ст. 107 ЗК РФ возмещение правообладателям земельных участков, иных объектов недвижимости, публично-правовым образованиям убытков, причиненных ограничением их прав в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий, осуществляется в соответствии со ст. 57.1 Кодекса, а в случае, если установление или изменение зоны с особыми условиями использования территории приводит к невозможности использования земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества (за исключением объекта, в отношении которого принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями (кроме случаев, если данное решение принято исключительно в связи с несоответствием такого объекта обязательным требованиям к количеству этажей и (или) высоте объекта), в соответствии с их разрешенным использованием), по требованию гражданина или юридического лица - собственника таких земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества указанные в п. 8 и 9 ст. 57.1 Кодекса правообладатели зданий, сооружений, в связи с размещением которых принято решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, застройщики, органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны выкупить такие земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимого имущества.
Суд первой инстанции установил, что часть земельного участка истца находится в границах зон с особыми условиями использования территорий, что предполагает определенные ограничения использования участка.
Вместе с тем эти зоны установлены до приобретения истцом в собственность земельного участка, а потому оснований для взыскания с ответчика в пользу истца каких бы то ни было убытков, связанных с наличием этих зон, в том числе и в виде уплаченного истцом земельного налога отсутствуют.
При этом суд обоснованно отметил, что истцу до заключения договора купли-продажи земельного участка следовало проявить необходимую деловую осмотрительность, обратившись в местные органы власти и управления, которым в соответствии с п. 1.4 Правил охраны магистральных трубопроводов, утв. Минтопэнерго России 29.04.1992, постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 N 9, передаются материалы фактического положения трубопровода (исполнительная съемка) с привязкой охранных зон входящих в его состав коммуникаций и объектов для нанесения их на районные карты землепользований, и которые обязаны выдать сведения о местонахождении трубопровода заинтересованным предприятиям, организациям и учреждениям по их просьбам.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело повторно, проверив законность и обоснованность принятого решения, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, кроме того, поскольку ответчиком представлена краткая апелляционная жалобы, в которой каких-то конкретных доводов не содержится, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба направлена на затягивание процесса.
По мнению суда апелляционной инстанции, судом первой инстанции при рассмотрении спора сделаны правильные выводы и применены нормы права, подлежащие применению, принятое судом решения является законным и обоснованным, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы, с учетом непредставления ответчиком документов в обоснование жалобы, не могут быть приняты во внимание.
Исходя из вышеизложенного, апелляционный суд полагает, что разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 20.07.2020 по делу N А40-130/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.И. Проценко |
Судьи |
Е.Б. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-130/2020
Истец: ООО "ИНВЕСТРЕСУРС", ООО "МД Ресурс"
Ответчик: ООО "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ МОСКВА"