г. Челябинск |
|
09 ноября 2020 г. |
Дело N А07-28388/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 ноября 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Бабиной О.Е. и Лукьяновой М.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ушаковой О.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Валиева Рима Рафиковича на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28 июля 2020 г. по делу N А07-28388/2019.
В судебном заседании приняли участие представители:
индивидуального предпринимателя Валиева Рима Рафиковича - Шарафутдинов Р.С. (удостоверение адвоката, доверенность от 23.08.2019, ордер от 02.11.2020).
индивидуальный предприниматель Валиев Рим Рафикович лично (паспорт).
Индивидуальный предприниматель Валиев Рим Рафикович (далее - истец, ИП Валиев Р.Р., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) исковым заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству (далее - ответчик, ГК РБ по транспорту) о признании недействительными итогов открытого конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок на территории Республики Башкортостан, в части определения победителем обществ с ограниченной ответственностью "Компания Уфа-Лайн" и "Компания Авто-Лайн" (далее - ООО "Компания Уфа-Лайн", ООО "Компания Авто-Лайн") по маршрутам: N 367п, д. Султанаево - г. Уфа, лот N 3; N 346 с. Старые Тукмаклы - г. Уфа, лот N 6; общества с ограниченной ответственностью "Спутник" (далее - ООО "Спутник") по маршрутам: N 313к д. Красный Яр - г. Уфа, лот N 4, N 311п, д. Подымалово - г. Уфа, лот N5. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Спутник", ООО "Компания Уфа-Лайн", ООО "Компания Авто-Лайн", общество с ограниченной ответственностью "ТрансЛюксКруиз" (далее - третьи лица). Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.07.2020 (резолютивная часть объявлена 21.07.2020) в удовлетворении исковых требований отказано. Не согласившись с принятым решением суда, ИП Валиев Р.Р. обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
По мнению подателя апелляционной жалобы, решение суда является немотивированным, в описательной части судебного акта лишь воспроизведены исковые требования ИП Валиева Р.Р. с учетом дополнений, отзывы ответчика и третьего лица ООО "Спутник", отсутствует оценка представленных сторонами доказательств и доводов лиц, участвующих в деле. В дополнении к исковому заявлению истец подробно изложил доводы относительно своих требований, указал основания, приведшие к нарушению его прав, нормы права, которые были нарушены ответчиком при проведении конкурса. Также были приведены основания, по которым ответчик, принимая сведения, предоставленные участниками конкурса, умышленно не учел сведения истца, чем нарушил правила добросовестной конкуренции.
Кроме того, в дополнении к исковому заявлению истцом приведены подробные доводы относительно ошибочного начисления баллов. Другие участники торгов свои расчеты не представили. ООО "Компания Уфа-Лайн" и ООО "Компания Авто-Лайн" отзывы на иск не представили, выразив тем самым согласие с исковыми требованиями предпринимателя.
Истец также ссылается на нарушение своих процессуальных прав в связи с невозможностью участия в судебном заседании 21.07.2020 по вине суда, что ограничило его право представить дополнительные доказательства по делу.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы и требование апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.
Ответчик и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
С учетом мнения представителя истца, в соответствии со статьями 123, 156, 159 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 30.05.2019 на официальном сайте ГК РБ по транспорту размещена информация о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок на территории Республики Башкортостан.
Проведение открытого конкурса в соответствии с пунктом 3 приказа ГК РБ по транспорту от 29.05.2019 N 01-05/101 осуществляется ГК РБ по транспорту на площадке Государственного казенного учреждения Республики Башкортостан "Центр организации перевозок", расположенного по адресу: 450076, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Чернышевского, д. 82, корп. 6, оф. N 501.
Как указал истец, предметом открытого конкурса является право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Башкортостан на срок 5 лет.
На конкурс выставлены межмуниципальные маршруты, в том числе:
- маршрут N 367п, "д. Султанаево - г. Уфа", лот N 3 (регистрационный номер в реестре 367);
- маршрут N 313к, "д. Красный Яр - г. Уфа", лот N4 (регистрационный номер в реестре 368);
- маршрут N 311п, "д. Подымалово - г. Уфа", лот N 5 (регистрационный номер в реестре 369);
- маршрут N 346, "с. Старые Тукмаклы - г. Уфа", лот N 6 (регистрационный номер в реестре 370).
Данные маршруты были разработаны и внедрены в систему пассажирских перевозок истцом, и истец данные маршруты обслуживает более 10 лет. Обслуживание данных маршрутов и осуществление пассажирских перевозок по данным маршрутам, производится ИП Валиевым Р.Р. значительный период времени, открыто и на законных основаниях.
Основанием проведения конкурса по данным маршрутам, послужило включение маршрутов в реестр регулярных межмуниципальных пассажирских перевозок. Включены маршруты в реестр на основании заявления истца о включении данных маршрутов в реестр (включение маршрутов произведено по основаниям части 1 статьи 12 Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Ранее истец неоднократно обращался в ГК РФ по транспорту, о включении маршрутов в реестр регулярных межмуниципальных пассажирских перевозок.
Однако, решение о включении в реестр было принято лишь в 2019 г.
На конкурсе, по маршрутам N 367п, д. Султанаево - г. Уфа, лот N 3, и маршруту N 346, с. Старые Тукмаклы - г. Уфа, лот N 6, участниками конкурса, наряду с истцом участвовали ООО "Компания Уфа-Лайн" и ООО "Компания АвтоЛайн". По маршруту N311п, д. Подымалово - г. Уфа, лот N 5, участниками конкурса, наряду с истцом, было ООО "Спутник". По маршруту N 313к, д. Красный Яр - г. Уфа, лот N 4, участниками конкурса, наряду с истцом, были ООО "Спутник", и ООО "ТрансЛюксКруиз".
По итогам конкурса, по маршрутам N 367п, д. Султанаево - г. Уфа, лот N 3, и маршруту N 346, с. Старые Тукмаклы - г. Уфа, лот N 6, победителем конкурса объявлены ООО "Компания Уфа-Лайн" и ООО "Компания Авто-Лайн". По маршрутам N 311п, д. Подымалово - г. Уфа, лот N 5, и маршруту N 313к, д. Красный Яр - г. Уфа, лот N 4, победителем конкурса объявлено ООО "Спутник".
ИП Валиев Р.Р. с результатами конкурса в части оспариваемых маршрутов не согласен, ввиду неправильного подсчета баллов и определения победителя. В обоснование доводов предприниматель ссылается на неверный вывод конкурсной комиссии о том, что оценка заявок участников конкурса относится к процедуре проведения конкурса, в связи с чем может быть произведена с точки зрения соблюдения (не соблюдения) правил проведения конкурса согласно статье 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Неправильное начисление баллов по критериям оценки участников конкурса, по мнению истца, повлекло неверное (необоснованное) установление конкурсной комиссией победителя конкурса, а именно, ООО "Спутник", ООО "Компания Уфа-Лайн" и ООО "Компания Авто-Лайн", что повлекло нарушение прав истца.
ИП Валиев Р.Р. утверждает, что при подведении итогов конкурса и оценке заявок на предмет их соответствия установленным критериям, конкурсной комиссией неверно присвоены баллы предпринимателю и заинтересованным лицам - ООО "Спутник", ООО "Компания Уфа-Лайн" и ООО "Компания Авто-Лайн", что повлекло необоснованное определение победителя конкурса и, соответственно, нарушение прав истца как участника торов, набравшего меньшее количество баллов.
Считая, что третьим лицам предоставлены преимущественные условия для участия в торгах, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической.
Правовое регулирование порядка заключения договоров определено главой 28 ГК РФ, материальные нормы которой регламентируют, в числе прочих, способы заключения договоров. Одним из таких способов является заключение договора на торгах.
Так, законодатель в статье 447 ГК РФ установил, что договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов с лицом, выигравшим торги. При этом выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену.
Открытые торги проводятся с целью привлечения максимально широкого круга участников и получения организатором торгов, в настоящем случае, наибольшей цены за реализуемое право, в связи с чем не установленное законодательством ограничение в доступе к торгам ущемляет как права каждого желающего принять в них участие, так и интерес организатора торгов в привлечении максимального числа участников, а также, в рассматриваемом деле, публичные интересы.
Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, в силу пункта 1 статьи 449 ГК РФ могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
Положения абзаца 2 пункта 1 указанной статьи определяют открытый перечень оснований для признания торгов недействительными. В частности, предусмотрено, что торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
Исходя из положений данной нормы права, торги являются оспоримой сделкой, а споры о признании их недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок.
В соответствии со статьей 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным ГК РФ, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В пункте 44 совместного Постановления Пленумом Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок. Из смысла пункта 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства"м следует, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными лишь по иску заинтересованного лица, то есть лица, права и законные интересы которого нарушены проведением торгов и при существенных нарушениях порядка проведения торгов, установленного законом, повлиявших на результат торгов.
Таким образом лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством.
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 449 ГК РФ).
При рассмотрении иска о признании публичных торгов недействительными суд должен оценить, являются ли нарушения, на которые ссылается истец, существенными и повлияли ли они на результат торгов (пункт 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства").
Нарушения, допущенные организатором торгов, признаются существенными, если с учетом конкретных обстоятельств дела судом будет установлено, что они повлияли на результаты торгов (в частности, на формирование стоимости реализованного имущества и на определение победителя торгов) и привели к ущемлению прав и законных интересов истца (при предъявлении иска частноправового характера).
Таким образом, в силу приведенных норм права лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. При рассмотрении иска о признании публичных торгов недействительными суд должен оценить, являются ли нарушения, на которые ссылается истец, существенными и повлияли ли они на результат торгов.
Следовательно, для признания недействительными результатов торгов и сделки, заключенной по итогам их проведения, должна быть установлена совокупность двух условий:
- нарушение закона при проведении торгов, которое могло повлечь искажение их результатов;
- наличие материально-правового интереса истца, который, будучи допущенным к участию в торгах, мог бы конкурировать с иными его участниками и предложить более выгодные условия (применительно к торгам, проводимым в форме конкурса).
В каждом конкретном случае при рассмотрении данной категории споров суду необходимо устанавливать не только факт нарушения правил проведения торгов, но и оценивать данное нарушение с точки зрения того, находится ли оно в причинной связи с нарушением прав и законных интересов истца.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение иска о признании недействительными открытого конкурса и сделки, заключенной по их результатам.
В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организацию транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 и статьи 21 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения и проводят мероприятия по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности и пропускной способности.
30.05.2019 на официальном сайте ГК РБ по транспорту в информационно-телекоммуникационной сети интернет www.transport.bashkortostan.ru (далее - официальный сайт ГК РБ по транспорту) размещено извещение о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок на территории Республики Башкортостан (далее - открытый конкурс) в т.ч. и по следующим лотам:
- лот N 3, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок по направлениям "с. Султанаево - г. Уфа";
- лот N 4, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок по направлениям "д. Красный Яр - г. Уфа";
- лот N 5, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок по направлениям "д. Подымалово - г. Уфа";
- лот N 6, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок по направлениям "с. Старые Тукмаклы - г. Уфа".
02.07.2019 прошло заседание комиссии по проведению открытого конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок на территории Республики Башкортостан (далее - комиссия) по вскрытию конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе.
На участие в открытом конкурсе:
- по лоту N 3 подано 2 заявки от:
1. ИП Валиева Р.Р.;
2. ООО "Компания Уфа-Лайн" и ООО "Компания Авто-Лайн"; - по лоту N 4 подано 3 заявки от:
1. ИП Валиева Р.Р.;
2. ООО "ТрансЛюксКруиз";
3. ООО "Спутник"; - по лоту N 5 подано 2 заявки от:
1. ИП Валиева Р.Р.;
2. ООО "Спутник";
- по лоту N 6 подано 2 заявки от:
1. ИП Валиева Р.Р.;
2. ООО "Компания Уфа-Лайн" и ООО "Компания Авто-Лайн".
Результаты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе размещены на официальном сайте ГК РБ по транспорту 03.07.2019.
19.07.2019 прошло заседание комиссии по рассмотрению заявок на участие в открытом конкурсе на предмет их соответствия требованиям, установленным конкурсной документацией, утвержденной приказом ГК РБ по транспорту от 29.05.2019 N 01-05/101 (далее - конкурсная документация), и соответствия претендентов требованиям, установленным федеральным законодательством и конкурсной документацией.
Результаты рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе размещены на официальном сайте ГК РБ по транспорту 22.07.2019.
01.08.2019 прошло заседание комиссии по оценке и сопоставлении заявок на участие в открытом конкурсе в целях выявления лучших условий осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом.
Оспаривая итоги открытого конкурса, заявитель апелляционной жалобы указывал на неверное определение комиссией суммы баллов.
Оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляется комиссией в порядке, предусмотренном пунктом 7 Положения о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок на территории Республики Башкортостан, утвержденным приказом ГК РБ по транспорту от 21.09.2016 N 01-05/175 (далее - Положение).
Оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляются по критериям, установленным частью 3 статьи 24 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ).
Критерии, предусмотренные пунктом 7.4 Положения, оцениваются по балльной системе согласно шкале для оценки критериев на участие в открытом конкурсе, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 16.05.2016 N 183 "Об утверждении шкалы для оценки критериев на участие в открытом конкурсе на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Башкортостан" (далее - шкала).
Согласно пункту 1.6 конкурсной документации, претендент на участие в открытом конкурсе прилагает к заявке сведения об исполненных государственных или муниципальных контрактах, либо нотариально заверенные копии:
- свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок;
- заключенных с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления договоров, предусматривающих осуществление перевозок по маршрутам регулярных перевозок;
- иных документов, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
Претендент вправе не представлять вышеуказанные документы, однако отсутствие данных документов приравнивается к отсутствию опыта в осуществлении перевозок.
Как следует из возражений ответчика на исковые требования: по лоту N 3 (стр. 2 - 10) у участников открытого конкурса ИП Валиева P.P., ООО "Компания Уфа-Лайн" и ООО "Компания Авто-Лайн" в составе их прошнурованных и пронумерованных заявок по лоту N 3 отсутствуют как сведения об исполненных государственных или муниципальных контрактах, так и нотариально заверенные копии вышеуказанных документов, вследствие чего по критерию 2 "Опыт осуществления регулярных перевозок юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества, который подтвержден сведениями об исполненных государственных или муниципальных контрактах либо нотариально заверенными копиями свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, заключенных с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления договоров, предусматривающих осуществление перевозок по маршрутам регулярных перевозок, или иных документов, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами" (далее - критерий 2) им было начислено 25 баллов.
Доводы истца о том, что указанные в дополнении к исковому заявлению нормативные правовые акты не содержат требования о подтверждении сведений об опыте работы в нотариально заверенной форме, опровергаются их содержанием.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Закона N 220-ФЗ для участия в конкурсе претендентами подаются заявки.
Согласно пункту 2 статьи 24 Закона N 220-ФЗ требования к форме заявки и к ее содержанию определяются организатором конкурса.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 5.6 Положения к заявке прилагаются сведения об исполненных государственных или муниципальных контрактах либо нотариально заверенные копии:
- свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок;
- заключенных с органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления договоров, предусматривающих осуществление перевозок по маршрутам регулярных перевозок;
- иных документов, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами.
При этом, согласно части 2 пункта 5.2 Положения, подача заявки означает согласие претендента с условиями открытого конкурса и принятие им обязательств о соблюдении их условий.
Согласно пункту 1.6 конкурсной документации претендент на участие в открытом конкурсе прилагает к заявке конкурсное предложение на осуществление перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок на территории Республики Башкортостан (далее - конкурсное предложение), заполненное по форме согласно приложению N 3 к Положению, в котором указывает максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых для осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок (далее - срок эксплуатации) и перечень и характеристики транспортных средств, предлагаемых для осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок.
В табличной части конкурсного предложения, где указываются перечень и характеристики транспортных средств, предлагаемых для осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок в заявке по лоту N 3 у претендента ИП Валиева P.P. указаны данные тех транспортных средств и их характеристик, на которые он предоставил, согласно пункту 1.6 конкурсной документации, копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или на ином законном основании предполагаемых к использованию для перевозок пассажиров транспортных средств, их государственную регистрацию, в том числе копии паспортов транспортных средств, диагностических карт о прохождении технического осмотра транспортных средств.
В этой связи при оценке и сопоставлении его заявки по лоту N 3 по критерию 3 "Влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок" (далее - критерий 3) начислены баллы исходя из данных, предоставленных претендентом в конкурсном предложении. Также на основании данных, указанных в табличной части конкурсного предложения претендентов ООО "Компания Уфа-Лайн" и ООО "Компания Авто-Лайн" по критерию N 3, начислены соответствующие баллы.
У участника конкурса ИП Валиева P.P. в конкурсном предложении срок эксплуатации по лоту N 3 указан "не более 9 лет", вследствие чего по критерию 4 "Максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок" (далее - критерий 4) начислено 40 баллов. У участников конкурса ООО "Компания Уфа-Лайн" и ООО "Компания Авто-Лайн" в конкурсном предложении срок эксплуатации по лоту N 3 указан "не более 5 лет", вследствие чего по критерию 4 ему начислено 100 баллов.
Согласно пункту 1.6 конкурсной документации претендент на участие в открытом конкурсе прилагает к заявке копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или на ином законном основании предполагаемых к использованию для перевозок пассажиров транспортных средств, их государственную регистрацию, в том числе копии паспортов транспортных средств, диагностических карт о прохождении технического осмотра транспортных средств, либо свидетельствующих о принятии на себя обязательства по приобретению таких транспортных средств в сроки, определенные конкурсной документацией.
В составе заявки претендентов ООО "Компания Уфа-Лайн" и ООО "Компания Авто-Лайн" приложено гарантийное письмо о принятии на себя обязательства по приобретению транспортных средств, указанных в конкурсном предложении.
Согласно пункту 1.8.3 конкурсной документации участник конкурса, получивший право на получение свидетельства, обязан приобрести транспортные средства, предлагаемые для осуществления перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок в течение 70 календарных дней со дня признания его победителем открытого конкурса.
ООО "Компания Уфа-Лайн" и ООО "Компания Авто-Лайн", как победители открытого конкурса по лоту N 3, 02.10.2019 обратились в ГК РБ по транспорту за выдачей свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту N 367 "с. Султанаево - г. Уфа" и карт соответствующих межмуниципальных маршрутов с приложением документов, подтверждающих наличие у участника открытого конкурса транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе, вышеуказанные свидетельства об осуществлении перевозок и карты маршрута выданы победителю открытого конкурса после его обращения в ГК РБ по транспорту.
По лоту N 6 (стр. 10-13) у претендентов на участие в открытом конкурсе ИП Валиев P.P., ООО "Компания Уфа-Лайн" и ООО "Компания Авто-Лайн" в составе их прошнурованных и пронумерованных заявок по лоту N 6 отсутствуют как сведения об исполненных государственных или муниципальных контрактах, так и нотариально заверенные копии вышеуказанных документов, вследствие чего по критерию 2 им начислено 25 баллов.
В табличной части конкурсного предложения, где указываются перечень и характеристики транспортных средств, предлагаемых для осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок в заявке по лоту N 6 у претендента ИП Валиева P.P. указаны данные тех транспортных средств и их характеристик, которые он предоставил, согласно пункту 1.6 конкурсной документации, копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или на ином законном основании предполагаемых к использованию для перевозок пассажиров транспортных средств, их государственную регистрацию, в том числе копии паспортов транспортных средств, диагностических карт о прохождении технического осмотра транспортных средств.
В этой связи при оценке и сопоставлении его заявки по лоту N 6 по критерию 3 начислены баллы исходя из данных, предоставленных претендентом в конкурсном предложении. Также на основании данных, указанных в табличной части конкурсного предложения претендентов ООО "Компания Уфа-Лайн" и ООО "Компания Авто-Лайн" по критерию N 3, начислены соответствующие баллы.
У участника открытого конкурса ИП Валиева P.P. в конкурсном предложении срок эксплуатации по лоту N 6 указан "не более 12 лет", вследствие чего по критерию 4 начислено 20 баллов. У претендентов ООО "Компания Уфа-Лайн" и ООО "Компания АвтоЛайн" в конкурсном предложении срок эксплуатации по лоту N 3 указан "не более 3 лет", вследствие чего по критерию 4 начислено 100 баллов.
Согласно пункту 1.8.3 конкурсной документации участник конкурса, получивший право на получение свидетельства, обязан приобрести транспортные средства, предлагаемые для осуществления перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок в течение 70 календарных дней со дня признания его победителем открытого конкурса.
ООО "Компания Уфа-Лайн" и ООО "Компания Авто-Лайн", как победители открытого конкурса по лоту N 6, 02.10.2019 обратились в ГК РБ по транспорту за выдачей свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту N 346 "с. Старые Тукмаклы - г. Уфа" и карт соответствующих межмуниципальных маршрутов с приложением документов, подтверждающих наличие у участника открытого конкурса транспортных средств, предусмотренных заявкой на участие в открытом конкурсе, вышеуказанные свидетельства об осуществлении перевозок и карты маршрута выданы победителю открытого конкурса после обращения в ГК РБ по транспорту.
По лоту N 4 (стр. 13-16) у участника конкурса - ИП Валиева Р.Р. в составе его прошнурованной и пронумерованной заявки по лоту N 4 отсутствуют как сведения об исполненных государственных или муниципальных контрактах, так и нотариально заверенные копии вышеуказанных документов, вследствие чего по критерию 2 ему начислено 25 баллов.
У претендента на участие в открытом конкурсе ООО "Спутник" в составе прошнурованной и пронумерованной заявки по лоту N 4 приложены нотариально заверенные копии вышеуказанных документов, подтверждающие опыт осуществления перевозок с 2002 года, вследствие чего по критерию 2 ему начислено 100 баллов.
В табличной части конкурсного предложения, где указываются перечень и характеристики транспортных средств, предлагаемых для осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок в заявке по лоту N 4 у участника конкурса ИП Валиев P.P. указаны данные тех транспортных средств и их характеристик, на которые он предоставил, согласно пункту 1.6 конкурсной документации, копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или на ином законном основании предполагаемых к использованию для перевозок пассажиров транспортных средств, их государственную регистрацию, в том числе копии паспортов транспортных средств, диагностических карт о прохождении технического осмотра транспортных средств. В этой связи при оценке и сопоставлении его заявки по лоту N 4 по критерию 3 начислены баллы исходя из данных, предоставленных претендентом в конкурсном предложении.
ООО "Спутник", как победитель открытого конкурса по лоту N 4, 09.08.2019 обратился в ГК РБ по транспорту за выдачей свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту N 313К "д. Красный Яр - г. Уфа" и карт соответствующих межмуниципальных маршрутов.
Так как согласно конкурсной документации, документы, указанные в пункте 1.8.2 и подтверждающие наличие у участника открытого конкурса транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе, были представлены ООО "Спутник" в составе его заявок, вышеуказанные свидетельства об осуществлении перевозок и карты маршрута выданы победителю открытого конкурса после его обращения в ГК РБ по транспорту.
По лоту N 5 (стр. 16-18) у претендента на участие в открытом конкурсе ИП Валиева Р.Р. в составе его прошнурованной и пронумерованной заявки по лоту N 5 отсутствуют как сведения об исполненных государственных или муниципальных контрактах, так и нотариально заверенные копии вышеуказанных документов, вследствие чего по критерию 2 ему начислено 25 баллов.
У претендента на участие в открытом конкурсе ООО "Спутник" в составе прошнурованной и пронумерованной заявки по лоту N 5 приложены нотариально заверенные копии вышеуказанных документов, подтверждающие опыт осуществления перевозок с 2002 г., вследствие чего по критерию 2 ему начислено 100 баллов.
В табличной части конкурсного предложения, где указываются перечень и характеристики транспортных средств, предлагаемых для осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок в заявке по лоту N 5 у претендента ИП Валиева P.P. указаны данные тех транспортных средств и их характеристик, на которые он предоставил, согласно пункту 1.6 конкурсной документации, копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или на ином законном основании предполагаемых к использованию для перевозок пассажиров транспортных средств, их государственную регистрацию, в том числе копии паспортов транспортных средств, диагностических карт о прохождении технического осмотра транспортных средств.
В этой связи при оценке и сопоставлении его заявки по лоту N 5 по критерию 3 были начислены баллы исходя из данных, предоставленных претендентом в конкурсном предложении.
У претендента на участие в открытом конкурсе ИП Валиева P.P. в конкурсном предложении срок эксплуатации по лоту N 5 указан "не более 7 лет", вследствие чего по критерию 4 ему начислено 70 баллов.
ООО "Спутник", как победитель открытого конкурса по лоту N 5, 09.08.2019 обратилось в ГК РБ по транспорту за выдачей свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту N 311п "д. Подымалово - г. Уфа" и карт соответствующих межмуниципальных маршрутов.
Так как согласно конкурсной документации, документы, указанные в пункте 1.8.2 и подтверждающие наличие у участника открытого конкурса транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе, представлены ООО "Спутник" в составе его заявок, вышеуказанные свидетельства об осуществлении перевозок и карты маршрута выданы победителю открытого конкурса после его обращения в ГК РБ по транспорту.
Согласно пункту 1.6 конкурсной документации претендент на участие в открытом конкурсе прилагает к заявке копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или на ином законном основании предполагаемых к использованию для перевозок пассажиров транспортных средств, их государственную регистрацию, в том числе копии паспортов транспортных средств, диагностических карт о прохождении технического осмотра транспортных средств.
В составе его заявки по лоту N 5 на транспортные средства, указанные в конкурсном предложении (в том числе и на ГАЗ А64 Ю2, государственный номер У 011 СТ 102 и TA3 A64 R42, государственный номер С 197 РХ 102) приложены договоры аренды транспортных средств без экипажа, заключенные с физическим лицом.
Доводы истца о выдаче маршрутной карты победителю открытого конкурса по лотам N N 4, 5 - ООО "Спутник" до официального опубликования результатов конкурса документально не подтверждены.
В составе заявок участника ООО "Спутник" по лотам N N 4, 5 (приобщены к отзыву на исковое заявление) представлена копия договора от 09.01.2019 N 09мс/2019 на оказание услуг в сфере навигационной деятельности, заключенного между ООО "Спутник" и АО "Транспортный навигационный центр" со сроком действия до 31.12.2019.
В этой связи при оценке и сопоставлении заявок ООО "Спутник" (01.08.2019) по лотам N N 4, 5 по критерию 3 начислены баллы исходя из данных, предоставленных претендентом в составе заявок.
Возражение ответчика об отсутствии правового значения доводов предпринимателя в отношении начала осуществления или не осуществления перевозок пассажиров по одному из маршрутов, указанному истцом в дополнении к иску от 03.02.2020, признается судом обоснованным, поскольку данное обстоятельство не влияет на оценку заявок, начисление баллов.
Третье лицо ООО "Спутник" в опровержение исковых требований указало, что 30.05.2019 на официальном сайте ГК РБ по транспорту размещено извещение о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Башкортостан по нескольким лотам.
Желая принять участие в конкурсе на право осуществления перевозок по лоту N 4 "д. Красный Яр - г. Уфа" и по лоту N 5 "д. Подымалово - г. Уфа", ООО "Спутник" 28.06.2019 подало соответствующие заявки на участие в открытом конкурсе с приложением документов, предусмотренных конкурсной документацией, утвержденной приказом ГК РБ по транспорту от 29.05.2019 N 01-05/101 (пункт 1.6.).
В соответствии с описью принятых документов, секретарем конкурсной комиссии 28.06.2019 в 14.47 приняты документы.
08.08.2019 опубликованы результаты конкурса, согласно которым, победителем конкурса на право осуществления перевозок по лоту N 4 (межмуниципальный маршрут регулярных перевозок "д. Красный Яр - г. Уфа") и по лоту N 5 (межмуниципальный маршрут регулярных перевозок "д. Подымалово - г. Уфа"), объявлено ООО "Спутник".
15.08.2019, получив свидетельство серии 01 АРР N 000408 об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок N 313К "д. Красный Яр - г. Уфа" и карты указанного маршрута, и свидетельство серии 01 АРР N 000409 об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок N 311 п "д. Подымалово - г. Уфа" и карты указанного маршрута, ООО "Спутник" приступило к осуществлению данных перевозок.
Согласно извещению о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Башкортостан и конкурсной документации, утвержденной приказом ГК РФ по транспорту от 29.05.2019 N 01-05V101, к заявке участника конкурса прилагаются следующие документы: сведения об исполненных государственных или муниципальных контрактах либо нотариально заверенные копии: свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок; заключенных с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления договоров, предусматривающих осуществление перевозок по маршрутам регулярных перевозок; иных документов, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов российской Федерации, муниципальными правовыми актами (пункты 13, 1.6 конкурсной документации).
В соответствии с вышеназванными требованиями, ООО "Спутник" к заявке на право осуществления перевозок по лоту N 4 ("д. Красный Яр - г. Уфа") и по лоту N 5 ("д. Подымалово - г. Уфа") приложило следующие документы:
- нотариально заверенные копии договоров за 2002 - 2005 г.г., заключенные ООО "Спутник" с Управлением по обеспечению жизнедеятельности Администрации города Уфы;
- нотариально заверенные копии удостоверений допуска, выданные Управлением по обеспечению жизнедеятельности города Администрации ГО город Уфа за период с 2006 г. по 2013 г.
Таким образом, ООО "Спутник" подтвердило свой опыт осуществления регулярных перевозок за период с 2002 г., т.е. более 10 лет, что соответствует 100 баллам шкалы для оценки критериев на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан N 183 от 16.05.2016.
Довод подателя жалобы о неосуществлении перевозок ООО "Спутник" за период 2013, 2016 г.г. не имеет правового значения, поскольку подтверждение перевозок с 2002 г. по 2013 г. (более 10 лет) достаточно для начисления ООО "Спутник" соответствующих баллов.
В связи с изложенным, довод апеллянта о необоснованном завышении баллов ООО "Спутник" при подведении итогов конкурса по лотам N 4 и N 5, является необоснованным, не подтверждается материалами дела.
Довод истца о выдаче разрешительной документации ООО "Спутник" до подведения итогов конкурса противоречит материалам дела, поскольку свидетельства и карты маршрута выданы ООО "Спутник 15.08.2019, тогда как итоги конкурсов подведены 01.08.2019 и 08.08.2019 как указывалось выше.
Как следует из описи документов, представляемых ООО "Спутник" на участие в открытом конкурсе, по лоту N 4 и лоту N 5, под пунктом 7 значится копия действующей лицензии претендента на право осуществления пассажирских перевозок по состоянию на день подачи заявки.
ООО "Спутник" представило копию лицензии N АК-102-000532 от 10.06.2019 на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, выданной Федеральной службой по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации.
Таким образом, довод истца о представлении недействующей (просроченной) лицензии не обоснован.
ООО "Спутник" представило копию письма АО "Транспортный навигационный центр" (региональный оператор ГЛОНАСС по РБ) исх. N 38 от 15.01.2020, согласно которого, на момент проведения конкурса и подведения его результатов, между АО "ТНЦ" и ООО "Спутник" был заключен договор на оказание услуг в сфере навигационной деятельности; копия письма АО ТНЦ исх.N 25 от 04.02.2020 содержащее перечень транспортных средств, на которых установлено и подключено навигационное оборудование по состоянию на 04.02.2020. Данные транспортные средства осуществляют перевозку пассажиров на спорных маршрутах.
Передача данных с транспортных средств, принадлежащих ООО "Спутник", в Региональную навигационно-информационную систему Республики Башкортостан (далее - РНИС), начиная с 30.01.2020, осуществляется на основании соглашения о взаимодействии и информационном обмене N 1/2018 от 05.02.2018 путем передачи в РНИС имеющейся в муниципальной информационной системе "Городская навигационно-информационная система мониторинга транспортных средств" мониторинговой информации о перемещениях и состоянии оснащенных аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS транспортных средств. В настоящее время к РНИС подключено навигационное оборудование, установленное на следующих транспортных средствах ООО "Спутник" с государственными номерами А 061 АН, А 751 АН, А 858 РН, В 069 ОТ, В 070 ОТ, Р 721 КХ, С 818 ОВ, Х 376 СН.
В отношении доводов истца о том, что в составе заявки на участие в конкурсе, ООО "Компания Уфа-Лайн" и ООО "Компания Авто-Лайн" и ООО "Спутник" представлены просроченные лицензии, ГК РБ по транспорту дополнительно пояснило следующее.
Согласно пункту 1.6 конкурсной документации участник конкурса вправе не представлять документы, предусмотренные подпунктом 6, а именно: "копия действующей лицензии претендента на право осуществления пассажирских перевозок по состоянию на день подачи заявки".
В отношении ООО "Спутник" в составе заявок предоставлены копии действующей лицензии на право осуществления пассажирских перевозок (заявки ООО "Спутник" приобщены вместе с отзывом на исковое заявление).
В соответствии с пунктом 5.6 Положения, в адрес Западно-Уральского Межрегионального управления автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта направлен запрос, в ответ на который письмом от 16.07.2019 N 21-1755 сообщалось, что у ООО "Компания Уфа-Лайн" и ООО "Компания Авто-Лайн" имеются лицензии от 27.06.2019 N АК-102-000834, от 28.06.2019 N АК-102-000881.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 23 Закона N 220-ФЗ, одним из условий участия в открытом конкурсе является наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 30.10.2018 N 386-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами" в целях осуществления деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами юридические лица обязаны получить лицензию на осуществление указанной деятельности до истечения ста двадцати дней со дня вступления в силу пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, т.е. до 01.07.2020.
Исходя из вышеизложенного, доводы истца в отношении просроченных лицензий и нарушений в этой части со стороны организатора торгов признаются судом ошибочными.
При этом, порядок проведения конкурса, требования к участникам конкурса регламентируются Законом N 220-ФЗ, а также Положением и конкурсной документацией. Указанные нормативные акты не содержат в себе обязанности для конкурсной комиссии проверять выполнение их участниками лицензионных требований, а также лицензии на предмет наличия в них сведений о включении транспортных средств в реестр лицензий.
Ссылка ИП Валиева Р.Р. на нарушение организатором конкурса Федерального закона от 08.11.2007 N 25 - ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", Постановления Правительства Российской Федерации от 27.02.2019 N 195 "О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами" (вместе с "Положением о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами"), судом отклоняется ввиду того, что согласно разделу V указанного в настоящем абзаце Положения, лицензионный контроль за соблюдением лицензионных требований осуществляется лицензирующим органом, а не Комиссией.
Кроме того, ИП Валиев P.P. до подачи искового заявления в Арбитражный суд Республики Башкортостан, с аналогичными доводами обращался с соответствующей жалобой в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - УФАС по РБ).
В соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия организатора торгов, конкурсной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов.
По итогам рассмотрения жалобы ИП Валиева P.P., комиссией УФАС по РБ вынесено решение по жалобе N ТО 002/10/18.1-2007/2019 от 26.08.2019, которым она была признана необоснованной.
Так как действия комиссии по оценке предложений участников открытого конкурса соответствуют требования закона, оценка предложений проведена в соответствии с требованиями муниципальных правовых актов, суд апелляционной инстанции не усматривает и нарушения прав и законных интересов подателя апелляционной жалобы.
Истцом не представлены доказательства, подтверждающих факт нарушения правил (процедуры) проведения конкурса, результаты которого оформлены протоколом от 08.08.2019, в то время как оценка представленных заявок и присвоение баллов конкретному участнику конкурса является прерогативой конкурсной комиссии, в силу чего данные действия не могут быть оценены в соответствие со статьей 449 ГК РФ.
Кроме того, права и законные интересы истца не могут быть восстановлены удовлетворением заявленных исковых требований ввиду того, что результаты конкурса реализованы и исполнены путем выдачи победителям аукциона соответствующих свидетельств об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что приведенные предпринимателем доводы относительно нарушения комиссией порядка подведения итогов открытого конкурса сводятся к несогласию с теми основаниями, по которым комиссия определила победителя конкурса, и носят субъективный характер.
Доводы о нарушении права истца на доступ к правосудию, ввиду невозможности личного присутствия в судебном заседании для дачи пояснений относительно исковых требований и представления доказательств, также не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта по рассматриваемому делу.
Податель жалобы, не оспаривая надлежащее извещение о начавшемся судебном разбирательстве указывает, что суд, отложив с 11.06.2020 судебное разбирательство на 21.07.2020, вынес решение в отсутствие представителя истца, что лишило последнего представить дополнительные доказательства по делу.
На основании статьи 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, проведения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом направленной ему копии судебного акта. Лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса также считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом в том случае, если, несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд.
Судебная коллегия, вопреки утверждениям истца о нарушении его прав на судебную защиту рассмотрением дела в отсутствие его представителей, принимает во внимание, что участие представителя в судебном заседании является правом лиц, участвующих в деле, явка представителей не признавалась судом первой инстанции обязательной, а действующее процессуальное законодательство наделяет суд правом на рассмотрение дела в отсутствии представителей, поскольку с учетом имеющихся в настоящее время возможностей (почтовая связь, факсимильная, электронная почта) при этом права и законные интересы сторон в том, числе на представление доказательств и возражений не ограничиваются.
Предприниматель к суду о предоставлении дополнительного времени для подготовки документов не обращался, с ходатайством об отложении судебного разбирательства также не обращался, что свидетельствует об отсутствии нарушений судом первой инстанции процессуальных прав истца, как на участие его представителей в последнем судебном заседании, так и на рассмотрение дела в отсутствие его представителей.
Материалы дела не содержат телефонограмм или иных документов, подтверждающих доводы истца о том, что судебное заседание 21.07.2020 не состоится в связи со сложившейся неблагоприятной эпидемиологической обстановкой.
Кроме того, режим нерабочих дней был установлен Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", продлен Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2020 N 294 "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" и прекратился после 08.05.2020.
Ограничительные меры, разработанные и реализованные в судах в соответствии с совместным постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 08.04.2020 N 821 "О приостановлении личного приема граждан в судах", продленные совместным постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 29.04.2020 N 822, закончили свое действие после 11.05.2020.
Деятельность судов на территории Российской Федерации возобновлена в полном объеме с 12.05.2020.
Таким образом, на дату рассмотрения настоящего дела - 21.07.2020 какие-либо ограничения в работе Арбитражного суда Республики Башкортостан отсутствовали.
В данном случае арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено нарушение прав истца.
Более того, ссылаясь на невозможность раскрытия доказательств в суде первой инстанции ввиду невозможности участия в судебном заседании, предприниматель не заявил суду апелляционной инстанции ходатайство о приобщении новых доказательств к материалам дела, а также ходатайств о совершении иных процессуальных действий, ввиду чего доводы ИП Валиева Р.Р., изложенные в апелляционной жалобе, проверены на основании имеющихся в деле доказательств.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, не подтверждены отвечающими требованиям главы 7 АПК РФ доказательствами, основаны на ином толковании правовых норм, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, сделанных при правильном применении норм материального права, и не могут быть признаны основанием к отмене или изменению решения. Иная оценка подателем жалобы обстоятельств спора не свидетельствует об ошибочности выводов суда.
При таких обстоятельствах решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как необоснованные по приведенным выше мотивам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено. С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения. На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы истца по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы относятся на его счет.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28 июля 2020 г. по делу N А07-28388/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Валиева Рима Рафиковича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
О.Е. Бабина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-28388/2019
Истец: Валиев Р Р
Ответчик: Государственный комитет РБ по транспорту и дорожному хозяйству
Третье лицо: ООО "КОМПАНИЯ АВТО-ЛАЙН", ООО "КОМПАНИЯ УФА-ЛАЙН", ООО "Спутник", ООО "ТрансЛюксКруиз", УМВД России по г.Уфе