г. Пермь |
|
10 ноября 2020 г. |
Дело N А60-29647/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 ноября 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И. В.,
судей Савельевой Н. М., Трефиловой Е. М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сергеевой С. А.,
в отсутствии лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, индивидуального предпринимателя Богданова Вячеслава Сергеевича,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 12 августа 2020 года
по делу N А60-29647/2020
по заявлению индивидуального предпринимателя Богданова Вячеслава Сергеевича (ИНН 667411544452, ОГРН 318665800017533)
к Администрации Верх-Исетского района города Екатеринбурга (ИНН 6658030020, ОГРН 1036602636212)
о признании незаконным отказа в заключении договоров, предусматривающих размещение нестационарных торговых объектов,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Богданов Вячеслав Сергеевич (далее - заявитель, предприниматель, ИП Богданов В. С.) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Администрации Верх-Исетского района города Екатеринбурга (далее - заинтересованное лицо, администрация) по незаключению договоров на размещение нестационарных торговых объектов (далее - НТО) по заявлениям ИП Богданова В. С. от 16.03.2020 на НТО в местах, включенных в схему размещения НТО на территории Верх-Исетского района г. Екатеринбурга, утвержденную Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 19.12.2018 N 3092, в отношении следующих мест размещения: - строка 58 в приложении N 1, адресный ориентир: ул. Викулова, статус места: "перспективное"; - строка 191 в приложении N 1, адресный ориентир: ул. Посадская, статус места: "перспективное"; об обязании Администрации устранить допущенное нарушение прав и законных интересов предпринимателя путем заключения без торгов договоров на размещение НТО с ИП Богдановым В. С. на НТО в местах, включенных в Схему размещения НТО, в срок, не превышающий 10 календарных дней с момента вступления в силу решения суда, в отношении вышеприведенных мест размещения.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 12.08.2020 (резолютивная часть от 05.08.2020) по делу N А60-29647/2020 в удовлетворении требований ИП Богданова В. С. отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, заявленные требования удовлетворить.
ИП Богданов В. С. в апелляционной приводит доводы о том, что Порядок размещения НТО на территории Свердловской области, в частности п.п. 2 п. 13, а также Постановление Правительства Свердловской области от 27.04.2017 N 295-ПП не содержит требований к заключению договора с хозяйствующим субъектом без проведения торгов на размещение НТО в месте, включенном в схему, только со статусом "действующее". Считает, что заключение договора без торгов возможно и в отношении места, включенного в схему со статусом "перспективное". В обоснование правомерности своих доводов ссылается на судебную практику по делам N А60-30569/2019, N А60-9160/2020.
Администрация представила отзыв на апелляционную жалобу предпринимателя, по основаниям изложенным в котором, просит в удовлетворении жалобы отказать. Указывает, что спорные места размещения НТО, указанные в Схеме как "перспективные", ранее не представлялись заявителю в установленном законом порядке для размещения НТО, фактически никем не используются, в том числе заявителем.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела судом в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ИП Богданов В. С. 16.03.2020 обратился в администрацию с заявлениями о заключении договоров, предусматривающих размещение нестационарных торговых объектов, в местах, включенных в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Верх-Исетского района города Екатеринбурга, утвержденную Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 19.12.2018 N 3092 в отношении следующих мест размещения: - строка 58 в приложении N 1, адресный ориентир: ул. Викулова, статус места: "перспективное"; - строка 191 в приложении N 1, адресный ориентир: ул. Посадская, статус места: "перспективное".
Письмом от 19.03.2020 N 62/04-14/903 администрация сообщила заявителю, что заключение договоров не представляется возможным по причине статуса места - "перспективное". Предоставление перспективных мест размещения нестационарных объектов предусматривается только путем проведения торгов.
Ссылаясь на то, что отказ администрации в заключении договора на размещение НТО является незаконным, нарушает его права и законные интересы, ИП Богданов В. С. обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
При рассмотрении дела суд первой инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения требования заявителя.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В пунктах 1, 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 3 и частью 2 статьи 6 Федерального закона N 381-ФЗ органы местного самоуправления создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
В статье 2 Федерального закона N 381-ФЗ определено, что под нестационарным торговым объектом понимается торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с землей вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ).
Согласно пункту 12 Постановления Правительства Свердловской области от 27.04.2017 N 295-ПП "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области" (далее - Порядок N 295-ПП) схема размещения представляет собой документ, состоящий из текстовой части в виде таблицы по форме согласно приложению к настоящему Порядку, определяющий существующие и перспективные места размещения нестационарных торговых объектов, включающий в себя сведения о нестационарном торговом объекте, адресных ориентирах, периоде размещения, специализации нестационарного торгового объекта, собственнике земельного участка, на котором расположен нестационарный торговый объект, а также о компенсационных местах размещения нестационарного торгового объекта (далее - компенсационное место).
Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург" утверждена Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 19.12.2018 N 3092.
Места размещения спорных НТО включены в указанную схему как "перспективные", что предполагает использование такого места как дополнительного к уже существующим и действующим в случае недостаточности удовлетворения потребностей населения действующими участниками рынка.
В пункте 4 Порядка N 295-ПП предусмотрено, что перспективное место размещения нестационарного торгового объекта - место размещения нестационарного торгового объекта, определенное в целях восполнения недостатка оказания услуг розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг, удовлетворения потребности населения в доступности данных услуг.
В силу Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона N 381-ФЗ, а также действующих на территории Свердловской области Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории Свердловской области, сам по себе факт включения торгового объекта в соответствующую Схему размещения НТО не предоставляет субъекту предпринимательской деятельности права на размещение нестационарного торгового объекта и его эксплуатации в отсутствие договорных арендных отношений по поводу земельного участка или договорных отношений по поводу размещения нестационарного торгового объекта без предоставления земельного участка. При этом предоставление права на размещение нестационарного торгового объекта в любом случае осуществлением с соблюдением публичных конкурентных процедур.
В соответствии с Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 20.05.2019 N 1187 "Об определении органов, уполномоченных на заключение договоров, предусматривающих размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург" органами, уполномоченными на заключение договоров, предусматривающих размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург", являются территориальные органы Администрации города Екатеринбурга.
Соответственно, Администрация Верх-Исетского района г. Екатеринбурга в силу расположения спорных мест размещения НТО на территории указанного района, является лицом, компетентным в разрешении вопроса о заключении договоров на размещение НТО в указанных местах, включенных в Схему размещения НТО со статусом "перспективное".
Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории Свердловской области утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 14.03.2019 N 164-ПП (далее - Порядок N 164-ПП).
В силу п. 6 названного Порядка размещение нестационарного торгового объекта осуществляется на основании договора, предусматривающего размещение нестационарного торгового объекта в определенном схемой месте, заключаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области.
В соответствии с п. 7 Порядка N 164-ПП договор, предусматривающий размещение нестационарного торгового объекта, заключается в случаях, предусмотренных настоящим порядком, хозяйствующим субъектом по результатам проведения торгов или без проведения торгов с: 1) органом местного самоуправления муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области, на объектах, находящихся в муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена; 2) исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере управления земельными ресурсами, находящимися в собственности Свердловской области, на объектах, находящихся в государственной собственности Свердловской области; 3) бюджетным учреждением, которому на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлены земельные участки, занятые лесными парками, исключительно для реализации бюджетным учреждением своих уставных целей.
Пунктом 13 Порядка N 164-ПП определены конкретные случаи, когда договор заключается без проведения торгов на основании заявления хозяйствующего субъекта о заключении договора, а также срок, на который такой договор может быть заключен: 1) обращение хозяйствующего субъекта в срок, не превышающий 9 месяцев с даты утверждения настоящего порядка, в орган или бюджетное учреждение, указанные в пункте 7 настоящего порядка, с которым заключен договор для целей размещения нестационарного торгового объекта либо договор аренды земельного участка, предусматривающий размещение нестационарного торгового объекта в месте, включенном в схему, срок действия которого не истек; 2) обращение в срок, не превышающий 9 месяцев с даты вступления в силу настоящего порядка, в орган или бюджетное учреждение, указанные в пункте 7 настоящего порядка, при подтверждении добросовестного внесения платы и (или) отсутствии задолженности за размещение нестационарного торгового объекта в месте, включенном в схему, в отсутствие заключенного договора на размещение нестационарного торгового объекта либо договора аренды земельного участка, предусматривающего размещение нестационарного торгового объекта.
При этом орган или бюджетное учреждение, указанные в пункте 7 настоящего порядка, письменно уведомляет в течение 3 месяцев с даты утверждения настоящего порядка лиц, указанных в подпункте 1 и абзаце первом подпункта 2 настоящего пункта, о возможности переоформить (заключить) договор без торгов.
Таким образом, исходя из п. 13 Порядка N 164-ПП, заключение договоров, предусматривающих размещение НТО без проведения торгов, возможно только в случае, если место размещения уже используется для размещения нестационарного торгового объекта. То есть правом на заключение договора без проведения торгов обладает лицо, которое уже занимает земельный участок, в отношении которого желает заключить договор, уже вносит плату за фактическое пользование этим участком и не имеет соответствующей задолженности.
Из содержания письма администрации от 19.03.2020 N 62/04-14/903 следует, что основанием для отказа предпринимателю в предоставлении права на заключение договоров в отношении испрашиваемых мест размещения НТО послужило то, что заявленные места размещения НТО являются "перспективными" (то есть в настоящее время фактически не заняты нестационарными торговыми объектами и не представлены для их размещения конкретному лицу).
На обстоятельства того, что спорные места размещения НТО, указанные в Схеме как "перспективные", ранее не предоставлялись заявителю в установленном порядке для размещения НТО и фактически никем не используются, администрация также указывает в своих пояснениях судам.
Указанные обстоятельства не опровергаются заявителем.
Поскольку спорные места размещения НТО для размещения НТО не используются, следовательно, они не могут быть предоставлены в порядке, предусмотренном для размещения НТО без проведения торгов.
Ссылки заявителя на судебную практику безосновательны. Указанные заявителем судебные акты не имеют преюдициального значения для настоящего дела, суд исходит из фактических обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения настоящего дела, являющихся отличными от установленных в рамках приведенных заявителем судебных дел, в которых суды исходили из недоказанности фактического неиспользования мест размещения НТО со статусом "перспективное" испрашивающими их лицами.
Доказательств того, что по данным адресам в настоящее время размещены нестационарные торговые объекты, предпринимателем не представлено (ст. 65 АПК РФ).
С учетом изложенного, оснований для предоставления заявителю преимущества в виде заключения договоров вне конкурентных процедур, которые могли бы приниматься во внимание при использовании заявителем соответствующего торгового места в отсутствие задолженности, не имеется.
Следует также отметить, что с учетом пункта 6 части 1 статьи 6 и статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ, Постановления Правительства Свердловской области от 14.03.2019 N 164-ПП для целей размещения НТО на испрашиваемые обществом и включенные в схему как "перспективное место" в установленном порядке будут проводиться торги, по результатам которых с победителем будет заключен договор на размещение НТО.
С учетом обстоятельств рассматриваемого спора, заключение договора без торгов нарушит предусмотренный законодательством порядок, общее правило которого предусматривает предоставление возможности использования НТО любому субъекту предпринимательства, предложившему лучшую цену в ходе торгов, на что верно указал суд.
В связи с указанными обстоятельствами, вопреки доводам апелляционной жалобы, отказ в заключении договоров на размещение нестационарных торговых объектов является законным.
При таких обстоятельствах, принимая их в совокупности, решение суда является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 АПК РФ являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции. В удовлетворении апелляционной жалобы ИП Богданова В. С. следует отказать.
В силу ст. 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине за рассмотрение жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 12 августа 2020 года по делу N А60-29647/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
И.В. Борзенкова |
Судьи |
Н.М. Савельева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-29647/2020
Истец: ИП Богданов Вячеслав Сергеевич
Ответчик: АНО АДМИНИСТРАЦИЯ ВЕРХ-ИСЕТСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА