город Омск |
|
10 ноября 2020 г. |
Дело N А46-8162/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 ноября 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Котлярова Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ткачевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9322/2020) индивидуального предпринимателя Самородова Дениса Александровича на решение Арбитражного суда Омской области от 16.07.2020 по делу N А46-8162/2020 (судья Ярковой С.В.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Самородова Дениса Александровича (ИНН 550600353123, ОГРНИП 304550629200286) к Администрации Октябрьского административного округа города Омска (ИНН 5506020956, ОГРН 1025501248630, адрес: 644021 Омская область, город Омск, улица Лизы Чайкиной 1) о признании недействительным распоряжения от 22.04.2020 N 238 "О выносе и (или) демонтаже самовольно размещенного движимого имущества",
при участии в судебном заседании представителей:
от Администрации Октябрьского административного округа города Омска - Кофанова Юлия Тагировна (по доверенности N исх-оао/1-13/1072 от 11.08.2020);
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Самородов Денис Александрович (далее - заявитель, ИП Самородов Д.А., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Администрации Октябрьского Административного округа города Омска (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о признании недействительным распоряжения главы администрации Октябрьского АО г. Омска от 22.04.2020 N 238 "О выносе и (или) демонтаже самовольно размещенного движимого имущества" в части подпункта 3 пункта 1, которым определен самовольно-размещенным принадлежащий предпринимателю нестационарный торговый объект - павильон серого цвета, с вывеской "Горячее питание", общей площадью 12 кв.м, расположенный в 70 м юго-восточнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. 18 Рабочая, д. 67 в Октябрьском АО г. Омска.
Решением Арбитражного суда Омской области от 16.07.2020 по делу N А46-8162/2020 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что договор на размещение нестационарного торгового объекта (далее - НТО) был заключен с предпринимателем без правовых оснований, НТО не включен в схему размещения, Администрация не сообщила об изменениях заявителю, продолжило принятие оплаты. ИП Самородов Д.А. поясняет, что предприниматель полагал, что НТО находится на предоставленном месте в соответствии с достигнутыми с Администрацией соглашениями и требованиями порядка размещения НТО на территории г. Омска. Предприниматель расценивает поведение Администрации в качестве недобросовестного, нарушающего положения статьи 5 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Администрация представила отзыв на жалобу.
ИП Самородов Д.А., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился, явку представителя не обеспечил. В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено в его отсутствие.
В судебном заседании представитель Администрации оспаривал доводы жалобы по мотивам, изложенным в отзыве на неё, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, возражения на неё, заслушав представителя заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 11.01.2016 между ИП Самородовым Д.А. и Администрацией был заключен договор N ОАО-НТО-1-017 на размещение нестационарного торгового объекта площадью 12 кв.м, расположенного в 70 м юго-восточнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. 18 Рабочая, д. 67 в Октябрьском АО г. Омска сроком на 1 год (пункт 1.1, л. д. 12-17, далее - договор).
В силу пункта 3.2.10 договора по истечении срока действия настоящего договора, также и случае его досрочного расторжения освободить место, привести его в состояние, пригодное для дальнейшей эксплуатации и передать в течение трех рабочих дней уполномоченному органу по акту приема-передачи.
Срок действия договор истек 11.01.2017.
28.04.2020 Администрацией издано распоряжение N 238 "О выносе самовольно размещенного движимого имущества" (л. д. 9-10, далее - распоряжение), в котором НТО заявителя, расположенный в 70 м юго-восточнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. 18 Рабочая, д. 67 в Октябрьском АО г. Омска, определен как самовольно размещённое движимое имущество, которое подлежит выносу.
Полагая, что изданное Администрацией распоряжение от 28.04.2020 N 238 "О выносе самовольно размещенного движимого имущества" в части, касающейся принадлежащего ИП Самородову Д.А. НТО, является незаконным и нарушает ее права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
16.07.2020 Арбитражным судом Омской области принято решение, которое обжаловано заявителем в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Пунктом 1 статьи 39.36 ЗК РФ установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска (далее - схема размещения) в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности, регулируются Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", а также Правилами включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772.
Так, пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" определено, что нестационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Особенности размещения нестационарных торговых объектов установлены статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").
Постановлением администрации города Омска N 1041-п "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска" утверждена схема размещения объектов - указаны адресные ориентиры и площадь НТО.
Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска, предусматривающий, что размещение таких торговых объектов на территории города Омска производится в соответствии с утвержденной администрацией города Омска схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города, утвержден постановлением Администрации города Омска от 23.12.2014 N 1812-п "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска".
Схема размещения НТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления Омской области схем размещения НТО утвержден приказом Министерства экономики Омской области от 23.08.2010 N 28 "О Порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления Омской области схем размещения нестационарных торговых объектов" (далее - Порядок разработки схем).
В силу Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска, утвержденного приведенным постановлением, этот правовой акт определяет процедуру размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска без формирования земельных участков, процедуру взаимодействия структурных подразделений Администрации города Омска при разработке схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска, порядок внесения в нее изменений, в том числе требования к составу, последовательности разработки, согласования и утверждения указанной схемы размещения.
Как следует из материалов дела, размещение НТО предпринимателя схемой размещения не предусмотрено.
В целях включения НТО в схеме размещения ИП Самородов Д.А. не обращался.
Также у предпринимателя отсутствует действующий договор на размещение НТО.
Так, договор N ОАО-НТО-1-017 на размещение спорного НТО, был заключен сроком на 1 год, что следует из пункта 1.1 договора.
Соответственно, срок действия договор истек 11.01.2017.
Доводы подателя жалобы о том, что НТО находится на предоставленном месте в соответствии с достигнутыми с Администрацией соглашениями и требованиями порядка размещения НТО на территории г. Омска, являются необоснованными, поскольку договор N ОАО-НТО-1-017 содержит указание на срок его действия. С заявлениями о заключении нового договора, предприниматель к Администрации также не обращался.
Доводы о недобросовестности поведения Администрации судом отклоняются, поскольку из Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления Омской области схем размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного приказом Министерства экономики Омской области от 23.08.2010 N 28 (далее - Порядок), следует, что изменения в схему размещения нестационарных торговых объектов могут быть внесены, однако, таковые носят заявительный характер.
Однако, как было выше сказано, ИП Самородов Д.А. в целях включения НТО в схеме размещения к Администрации не обращался, установленные документы не предоставлял.
Ссылки подателя жалобы на положения части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", согласно которым утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы, отклоняются апелляционным судом как необоснованные.
В соответствии с указанными положениями и на основании пункта 26 Порядка размещения нестационарных торговых объектов владельцы нестационарных торговых объектов, размещенных в местах, не установленных схемой размещения нестационарных торговых объектов, имеющие договоры аренды земельных участков, заключенные до вступления в силу настоящего Порядка на неопределенный срок, используют данные нестационарные торговые объекты до момента прекращения указанных договоров аренды в установленном законодательством порядке.
Между тем, у предпринимателя отсутствует действующий договор на размещение НТО. С момента истечения срока действия договора (с 11.01.2017) какие-либо действия по оформлению правоустанавливающих документов на размещение НТО не предпринимались.
Обстоятельства того, что ИП Самородовым Д.А. вносилась плата за использование НТО не свидетельствуют о наличии правовых оснований для размещения НТО. Администрация наличие договорных отношений после истечения срока договора ОАО-НТО-1-017 отрицает, соответственно, плата вносилась за фактическое пользование объектом на основании статьи 1102 ГК РФ (неосновательное обогащение).
Таким образом, поскольку на момент принятия распоряжения от 28.04.2020 N 238 спорное НТО не было включено в схему, а также ИП Самородов Д.А. не имел действующего договора на размещение НТО, то действия Администрация являются законными и правомерными.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Самородова Дениса Александровича оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 16.07.2020 по делу N А46-8162/2020 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Котляров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-8162/2020
Истец: ИП САМОРОДОВ ДЕНИС АЛЕКСАНДРОВИЧ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ОКТЯБРЬСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА ОМСКА