г. Самара |
|
10 ноября 2020 г. |
Дело N А65-12691/2020 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Буртасовой О.И.,
рассмотрев апелляционную жалобу акционерного общества "Альметьевское производственное объединение пассажирского автотранспорта" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 августа 2020 года по делу N А65-12691/2020 (судья Андреев К.П.), рассмотренное в порядке упрощенного производства,
по иску Акционерного общества "Альметьевское производственное объединение пассажирского автотранспорта" (ОГРН 1021601627255, ИНН 1644007920)
к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Сулеевская средняя общеобразовательная школа им.Р.Г.Галеева" (ОГРН 1021601627871, ИНН 1644021876)
о взыскании долга по муниципальному контракту N 2018.5719 от 30.01.2018,
УСТАНОВИЛ:
С учетом принятого судом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ, Акционерное общество "Альметьевское производственное объединение пассажирского автотранспорта" (далее-истец), обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Сулеевская средняя общеобразовательная школа им.Р.Г.Галеева" (далее - ответчик), о взыскании 71 992 руб. 42 коп. долга по муниципальному контракту N 2018.5719 от 30.01.2018 г.
Дело рассматривается в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 августа 2020 года, принятым путем подписания судьей его резолютивной части по делу N А65-12691/2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Мотивированное решение изготовлено 14.08.2020 г.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Татарстан отменить, принять по делу новый судебный акт.
В качестве доводов апелляционной жалобы ее заявитель ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о принятии жалобы к производству и необходимости предоставления отзыва в установленный судом срок, а также о том, что постановление будет принято судьей единолично без вызова сторон и без
проведения судебного заседания в двухмесячный срок со дня поступления жалобы в суд апелляционной инстанции путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел на общедоступном сайте в сети интернет: http://kad.arbitr.ru.
С учетом разъяснений, содержащихся в пунктах 47, 49 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2017 года N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба рассмотрена судьей единолично без осуществления протоколирования и без составления резолютивной части постановления.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главной 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебного решения, принятого по делу Арбитражным судом Республики Татарстан, проверена Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с требованиями статей 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 30.01.2018 в соответствии с результатами закупки, проведенной уполномоченным органом по закупкам - Исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района путем проведения электронного аукциона ИКЗ N 173164402169016440100101110012910000, протокол N 0111300063217001286 от 15.01.2018 N 0111300063217001286 между ответчиком (заказчик) и истцом (исполнитель) 30.01.2018 г. заключен муниципальный контракт N2018.5719, согласно которому исполнитель обязуется оказать услуги по перевозке учащихся в соответствии с условиями контракта, график подвоза, технического задания и расчетом стоимости, являющихся неотъемлемой частью контракта, а заказчик обязуется принять их и оплатить.
Характеристики, место, срок, объем оказываемых услуг установлены в техническом задании.
Согласно п.2.1 цена контракта составляет 649 468,84 руб., НДС не предусмотрен.
В соответствии с.2.2 договора цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, при этом может быть изменена в случаях, предусмотренных разделом 14 контракта.
В силу п.2.3 контракта его цена формируется с учетом расходов исполнителя и причитающегося ему вознаграждения, в том числе расходов на страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов, других обязательных платежей.
В соответствии с п.2.4 расчет производится заказчиком в течение 30 рабочих дней со дня подписания товарной накладной, с учетом п.3.4 и 4.3.1 контракта.
В силу п.4.1 контракта услуги должны быть оказаны в срок с 09.01.2018 г. по 31.12.2018 г.
Разделом 14 предусмотрено, при исполнении контракта, стороны имеют право изменить условия Контракта по соглашению сторон в следующих случаях:
цена в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств может изменяться. При этом заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) объем оказания услуг, предусмотренных контрактом (14.1.1);
цена контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренного контрактом объема услуги, качества оказываемой услуги и иных условий контракта (14.1.2),
при согласовании с исполнителем заказчик вправе увеличить или уменьшить предусмотренные контрактом количество (объем) услуг не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному объему или услуг исходя из установленной в контракте цены единицы услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом объема услуг стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы услуги (14.1.3).
изменение качественных, технических и функциональных характеристик оказываемых услуг на улучшенные, по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте (техническом задании).
Как указал истец фактически им были оказаны услуги на общую сумму 693 391 руб. 45 коп.
В свою очередь, оказанные услуги ответчик оплатил частично, в связи с чем у ответчика перед истцом образовалась задолженность в сумме 71 992,80 руб., о чем свидетельствует акт взаимных расчетов за 2020 год.
Истец направил в адрес ответчика претензию с требованием оплаты суммы долга.
Требования истца были оставлены без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в суд с иском.
Суд первой инстанции, разрешая спор, исходил из следующего.
На основании статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Положениями статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность заказчика по оплате оказанных ему услуг в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно статье 783 ГК РФ общие положения о подряде применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров (пункт 2 статьи 702 настоящего Кодекса).
Государственный контракт заключен в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
С учетом положений статьи 8, части 5 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" оплате подлежат работы, выполнение которых предусмотрено государственным (муниципальным) контрактом.
Согласно пункту 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктами 4, 6 статьи 709 ГК РФ цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой. Подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов.
По смыслу статей 709 и 743 ГК РФ подрядчик, не согласовавший с заказчиком проведение дополнительных работ, не предусмотренных договором, лишается права требовать от заказчика их оплаты.
В соответствии с пунктом 10 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору подряда" подрядчик, не выполнивший предусмотренной пунктом 3 статьи 743 ГК РФ обязанности, лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ даже в тех случаях, когда такие работы были включены в акт приемки.
Суд первой инстанции, проанализировав в порядке статьи 431 ГК РФ согласованные в тексте контракта условия, приняв во внимание согласованный сторонами предмет муниципального контракта, твердую цену контракта, виды услуг, входящих в стоимость контракта, а также недоказанность необходимости немедленных действий в интересах заказчика, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца.
Судом первой инстанции установлено, что факт оказания услуг не оспаривался ответчиком. При этом, услуги были оказаны сверх суммы контракта, то есть с превышением твердой суммы контракта.
Вместе с тем согласно условиям раздела 2 контракта обусловленная в нем цена является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения.
В данном случае цена контракта и объем работ признаны сторонами в качестве существенных условий контракта. Соглашения относительно оказания дополнительных услуг либо об увеличении стоимости контракта не были подписаны сторонами в установленном порядке.
В данном случае необходимо учитывать, что оплата услуг, оказываемых по контракту, предполагала бюджетное финансирование, а поэтому произвольное изменение цены контракта является недопустимым.
Из разъяснений, содержащихся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015), следует, что поставка товара, выполнение работ или оказание услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд, в отсутствие государственного или муниципального контракта, не порождают у исполнителя право требовать оплаты соответствующего предоставления. Иной подход допускал бы поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в обход положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Без изменения заказчиком первоначальной цены контракта фактическое оказание истцом услуг, не предусмотренных условиями этого контракта, не порождает обязанности заказчика по их оплате.
Истец, оказывая дополнительные услуги сверх предусмотренных контрактом объемов и на сумму, превышающую твердую цену, должен был знать о том, что оказание этих услуг не может быть обеспечено встречным обязательством заказчика по их оплате.
Арбитражный суд правомерно пришел к выводу о том, что довод истца о возникновении у ответчика обязанности оплатить дополнительные услуги ввиду самого факта их выполнения истцом сверх объемов, предусмотренных контрактом, противоречат Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Из материалов арбитражного дела не следует, что указанные услуги носили безотлагательный характер.
В этой связи истец не вправе претендовать на взыскание стоимости оказанных услуг с ответчика в судебном порядке, поскольку никто не вправе извлекать преимущества, в том числе и имущественные выгоды из незаконного поведения как исполнителей работ, так и государственных (муниципальных) заказчиков.
Подписав настоящий контракт, истец принял на себя обязательства по оказанию услуг в соответствии с условиями контракта.
В силу части 2 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
Согласно п.2.1 цена контракта составляет 649 468,84 руб., НДС не предусмотрен.
В соответствии с 2.2 договора цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, при этом может быть изменена в случаях, предусмотренных разделом 14 контракта.
Вместе с тем, истцом не представлены доказательства, свидетельствующие о согласовании сторонами в установленном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ и контрактом порядке дополнительных услуг, выполнение которых увеличило бы цену контракта.
Истец не предпринял меры по согласованию с ответчиком повышения объема оказываемых услуг, исходя из взаимоотношений сторон, урегулированных специальными законами о государственных закупках.
По заключенному муниципальному контракту стороны выполнили свои обязательства в полном объеме.
Стоимость работ по контракту ответчиком оплачена в полном объеме.
Увеличение стоимости работ сторонами не согласовывалось.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, руководствуясь статьями 431, 702, 709, 743, 763, 779, 781, 783, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 49, 51, 65, 110, 142, 227, 228, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 24, 34, 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", суд первой инстанции правомерно и обоснованно отказал в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.
Обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, содержащиеся в нем выводы, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 августа 2020 года по делу N А65-12691/2020, рассмотренное в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Арбитражный суд Поволжского округа.
Судья |
О.И Буртасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-12691/2020
Истец: АО "Альметьевское производственное объединение пассажирского автотранспорта", г.Альметьевск
Ответчик: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Сулеевская средняя общеобразовательная школа им.Р.Г.Галеева" Альметьевского района Республики Татарстан, Альметьевский район, с.Сулеево
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд