г. Вологда |
|
10 ноября 2020 г. |
Дело N А05-6039/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 10 ноября 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Моисеевой И.Н., судей Тарасовой О.А. и Фирсова А.Д.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Люсковой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Малахит" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 августа 2020 года по делу N А05-6039/2020,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное образование "Город Архангельск" в лице администрации муниципального образования "Город Архангельск" (ОГРН 1022900509521, ИНН 2901065991; адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, площадь В.И. Ленина, дом 5; далее - Администрация) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Малахит" (ОГРН 1122920000312, ИНН 2920014505; адрес: 163002, Архангельская область, город Архангельск, улица Урицкого, дом 10, корпус 4, помещение 3, (мансардный этаж); далее - Общество, ООО "Управляющая компания "Малахит") о возложении обязанности организовать место сбора твердых коммунальных отходов по адресам: г. Архангельск, ул. Авиационная, дом 36; г. Архангельск, ул. Кедрова, дом 29.
Решением суда от 17 августа 2020 года исковые требования удовлетворены. Суд возложил на Общество обязанность в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу организовать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов: дом 36 по ул. Авиационной в г. Архангельске, дом 29 по ул. Кедрова в г. Архангельске. С Общества в доход федерального бюджета взыскано 6 000 руб. государственной пошлины.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт о возложении на Администрацию обязанности создать и оборудовать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов N 36 по ул. Авиационной и N 29 по ул. Кедрова в г. Архангельске. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Указывает на то, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов возлагается на органы местного самоуправления.
Отзыв на апелляционную жалобу от Администрации в суд не поступил.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили. В связи с этим жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между муниципальным образованием "Город Архангельск" (собственник) и Обществом (управляющая организация) заключены договоры от 01.08.2019 N 1388р/ЛЗ и от 01.08.2019 N 1388р/Л7 управления многоквартирным домом.
Согласно указанных договоров ответчик обязан надлежащим образом исполнять свои обязанности, по заданию заказчика в течение срока действия договора управления за плату оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества дома, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений, в том числе в домах N 36 по ул. Авиационной и N 29 по ул. Кедрова в г. Архангельске, производить начисления и сбор платежей за оказанные услуги, осуществлять иную направленную на достижение целей управления домом деятельность в соответствии с действующим законодательством (пункты 1.1, 1.2, 2.1 договоров).
В соответствии с подпунктом 2.1.22 договоров Общество обязуется проводить работы по содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов, в том числе - организацию и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, осуществлять сбор бытовых отходов.
В рамках названных договоров управляющая организация по заданию собственников в течение согласованного в пункте 8.1 срока действия договора за плату обязуется управлять домом, организовывать предоставление коммунальных услуг, выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества дома в соответствии с действующим законодательством.
На основании приказа о проведении внеплановой выездной проверки по представлению Прокуратуры города Архангельска в отношении ООО "Управляющая компания "Малахит" от 16.12.2019 N 28-16/08-19.943/1 Управлением муниципального жилищного контроля администрации муниципального образования "Город Архангельск" проведена проверка работы ООО "Управляющая компания "Малахит", составлен акт от 20.12.2019 N 28-16/08-19.943/2 и выдано предписание от 20.12.2019 N 28-16/08-19.943/3 об устранении выявленных нарушений.
В ходе проведенных мероприятий выявлены нарушения в сфере жилищных отношений в домах N 36 по ул. Авиационной и N 29 по ул. Кедрова в городе Архангельске (пункт 3.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, пункт 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290), а именно: отсутствует организация места сбора твердых коммунальных отходов.
Повторная проверка, проведенная в январе 2020 года, показала, что нарушения не устранены, предписание от 20.12.2019, срок исполнения которого истек, не исполнено.
Государственной жилищной инспекцией Архангельской области 14.01.2020 в отношении ООО "Управляющая компания "Малахит" составлен протокол N А-12/02-08/09 об административном правонарушении, а 28.01.2020 вынесено постановление о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 125 000 руб.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 4 Ломоносовского судебного района города Архангельска о назначении административного наказания от 10.03.2020 ООО "Управляющая компания "Малахит" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 24 статьи 19.5 КоАП РФ и подвергнуто штрафу в размере 100 000 руб.
Администрация, ссылаясь на неправомерное уклонение ответчика, как управляющей организации, от исполнения обязанности по обеспечению места сбора твердых бытовых отходов для домов N 36 по ул. Авиационной и N 29 по ул. Кедрова в городе Архангельске, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив представленные в материалы дела доказательства и обстоятельства дела в их совокупности и в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьями 8, 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), пунктами 3, 13, 15-19 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), пунктом 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядка их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Перечень N 290), пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), Порядком определения (согласования) мест накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования "Город Архангельск", утвержденным постановлением администрации муниципального образования "Город Архангельск" от 13.02.2020 N 285, Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, удовлетворил заявленные Администрацией требования.
Апелляционная коллегия не находит оснований не согласиться с принятым судебным актом ввиду следующего.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Частью 1.1 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 26 (1) Перечня N 290 в число работ и услуг по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
В силу подпункта "д(2)" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, среди прочего, содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
Пунктом 3.7.1 Правил N 170 предусмотрено, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а также обеспечить организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов.
Постановлением администрации муниципального образования "Город Архангельск" от 13.02.2020 N 285 утвержден Порядок определения (согласования) мест накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования "Город Архангельск" (далее - Порядок), который устанавливает процедуру определения (согласования) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, в условиях сложившейся застройки муниципального образования "Город Архангельск", в случаях возложения действующим законодательством обязанности по организации мест накопления твердых коммунальных отходов на юридических, физических лиц, индивидуальных предпринимателей, в том числе в соответствии с требованиями Правил благоустройства муниципального образования "Город Архангельск", требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 2.8 Порядка обязанности по проведению работ, связанных с благоустройством контейнерных площадок и подъездов к ним, по содержанию в исправном состоянии контейнеров (мусоросборников) и их внешнего вида несут их владельцы, в случае использования контейнеров для размещения отходов, образовавшихся от жителей многоквартирных домов - организации, осуществляющие управление жилыми домами.
Пунктом 2.9 Порядка предусмотрено, что по результатам обследования территории уполномоченной комиссией составляется акт об определении места накопления твердых коммунальных отходов (приложение N 5 к настоящему Порядку).
При определении места накопления твердых коммунальных отходов на территории общего пользования утвержденный акт об определении места их накопления является основанием для обращения заявителя в департамент градостроительства Администрации муниципального образования "Город Архангельск" в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (с изменениями и дополнениями), постановлением Правительства Архангельской области от 17.03.2015 N 103-пп "Об утверждении Порядка и условий размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земель или земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута" (с изменениями и дополнениями) (пункт 2.12 Порядка).
Учитывая изложенное, суд пришел к верному выводу о том, что именно Общество как управляющая организация, осуществляющая содержание общего имущества спорных многоквартирных домов, обязано оборудовать контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также иными способами, предусмотренными законом. Одним из способов защиты в силу абзаца восьмого статьи 12 ГК РФ является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Исполнение обязанности в натуре означает понуждение должника выполнить действия, которые он должен совершить в силу имеющегося гражданско-правового обязательства.
Поскольку обязанность по содержанию общего имущества спорных домов, включающая в себя организацию и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, Обществом не исполнена, исковые требования Администрации правомерно удовлетворены судом.
Аргументы ответчика об отсутствии соответствующих решений общего собрания собственников помещений в спорных домах о выделении денежных средств на осуществление организации мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не принимаются судом, поскольку организация и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов является обязанностью управляющей организации в силу закона и ее исполнение не связано с принятием решения собственниками помещений.
Довод апеллянта о том, что обязанность по обустройству и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов отнесена к полномочиям органов местного самоуправления, отклоняется судом как основанный на неверном толковании норм действующего законодательства.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.
В свете изложенного апелляционная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины на основании статьи 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 августа 2020 года по делу N А05-6039/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Малахит" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Н. Моисеева |
Судьи |
О.А. Тарасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-6039/2020
Истец: администрация муниципального образования "Город Архангельск"
Ответчик: ООО "Управляющая компания "Малахит"