г. Киров |
|
09 ноября 2020 г. |
Дело N А29-3403/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 ноября 2020 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельева А.Б.,
судей Малых Е.Г., Панина Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бочаровой М.М.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования городского округа "Ухта"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.08.2020 по делу N А29-3403/2020
по иску администрации муниципального образования городского округа "Ухта" (ИНН: 1102024570, ОГРН: 1021100735810)
к Министерству Республики Коми имущественных и земельных отношений (ИНН: 1101481535, ОГРН: 1021100533607),
к федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Ухтинский государственный технический университет"
(ИНН: 1102011331, ОГРН: 1021100736326),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Ухта" (ИНН: 1102012053, ОГРН: 1021100730606),
о понуждении к исполнению обязанности,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования городского округа "Ухта" (далее - Администрация, истец, заявитель жалобы) обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к Министерству Республики Коми имущественных и земельных отношений (далее - Министерство), федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Ухтинский государственный технический университет" (далее -Университет) об обязании произвести капитальный ремонт, перепланировку здания, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Ухта, ул. Советская, д. 2, с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилых помещений в соответствие с установленными требованиями, при этом устранив недостатки, указанные в акте обследования помещений N 125 от 25.09.2019.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Ухта" (далее - Комитет, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 04.08.2020 в удовлетворении требований отказано.
Администрация с принятым решением суда не согласилась, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований.
Ссылаясь на заключение межведомственной комиссии от 26.09.2019 N 13/1.1-МВК, полагает, что объект подлежит капитальному ремонту.
Объект недвижимости находился в государственной собственности Республики Коми, в соответствии с положениями статьи 141 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01.03.2005, положениям статьи 39 ЖК РФ собственник (Республика Коми) был обязан производить капитальный ремонт общежития, а после закрепления здания на праве оперативного управления за Университетом, обязанность по проведению капитального ремонта перешла к последнему.
Ссылаясь на данные физического износа здания (50%), неудовлетворительное состояние конструктивных элементов здания, инженерных систем и внутренней отделки, рекомендации межведомственной комиссии по принятию мер, направленных на приведение жилых помещений в состояние, отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, считает, что существует объективная необходимость проведения ремонтно-восстановительных работ. Полагает возможным применить по аналогии положения законодательства, регулирующие обязанность бывшего собственника (наймодателя) по проведению капитального ремонта МКД.
Более подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 22.09.2020 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 23.09.2020 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу с доводами заявителя не согласилось, полагает, что проведение ремонта является обязанностью органа самоуправления, также указал на проведение Институтом в период с 2013 по 2019 гг. текущего ремонта в здании общежития. Просит решение оставить без изменения.
Иные участники процесса отзыв на апелляционную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, истец и Министерство ходатайствовали о рассмотрении жалобы без их участия.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие участников процесса.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в государственной собственности Республики Коми находился объект недвижимого имущества - здание общежития, расположенное по адресу: Республика Коми, г. Ухта, ул. Советская, д. 2 (далее - спорный объект, спорное имущество).
Решением Агентства Республики Коми по управлению имуществом от 29.12.2012 N 958 "Об изъятии государственного имущества Республики Коми в государственную казну Республики Коми, о передаче государственного имущества Республики Коми в безвозмездное пользование" объект недвижимости закреплен на праве оперативного управления за Институтом, что подтверждается выпиской из Реестра государственного имущества Республики Коми и свидетельством о государственной регистрации права.
Между Агентством Республики Коми по управлению имуществом (ссудодатель) и Университетом (ссудополучатель) 01.01.2013 заключен договор безвозмездного пользования государственным недвижимым имуществом Республики Коми N Б-1392-01/2013, в том числе спорным объектом, согласно пунктами 3.2.8, 3.2.10, 3.2.12 которого ссудополучатель обязуется своевременно и за свой счет производить текущий и капитальный ремонт имущества в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации;, немедленно извещать ссудодателя о всяком повреждении, аварии или ином событии, нанесшем (или грозящем нанести) ущерб имуществу, и своевременно принимать все возможные меры по предотвращению угрозы возникновения дальнейшего разрушения или повреждения имущества; после прекращения действия договор вернуть ссудодателю имущество по акту приема-передачи в состоянии не хуже, чем в том, в котором его получил, с учетом нормального износа.
В пунктах 1.2, 1.3 договора стороны установили, что имущество передается в состоянии, пригодном для нормальной его эксплуатации, для использования по назначению. Передача имущества в безвозмездное пользование не влечет передачу права собственности на него.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 25.07.2019 по делу N А29-6837/2019, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 25.10.2019, суд обязал Администрацию принять в муниципальную собственность объект недвижимого имущества - здание общежития, расположенное по адресу: Республика Коми, г. Ухта, ул. Советская, д. 2.
26.12.2019 между Министерством и Институтом подписано дополнительное соглашение к договору N Б-1392-01/2013 от 01.01.2013, согласно которому здание общежития, расположенное по адресу: г. Ухта, ул. Советская, д. 2, исключено из состава государственного недвижимого имущества, переданного Университету в безвозмездное пользование.
Названное имущество возвращено ссудодателю по акту приема-передачи (возврата) имущества от 26.12.2019.
В рамках мероприятий по принятию спорного объекта в муниципальную собственность 25.09.2019 межведомственной комиссией администрации МО ГО "Ухта", назначенной постановлением Администрации от 25.04.2016 N 749, проведено обследование помещения общежития.
По результатам осмотра составлен акт от 25.09.2019 N 125, в котором отражены недостатки, свидетельствующие о несоответствии помещения требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности, а также рекомендации межведомственной комиссии и предлагаемые меры, состоящие в следующем: для обеспечения безопасности или создания нормальных условий для постоянного проживания, приведения жилых помещений в состояние, отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, рекомендуется проведение ремонтно-восстановительных работ.
Заключением межведомственной комиссии N 13/1.1-МВК от 26.09.2019 выявлены основания для признания помещений подлежащими капитальному ремонту, перепланировке с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилых помещений в соответствии с установленными требованиями.
26.12.2019 зарегистрировано право собственности на спорное имущество за муниципальным образованием городского округа "Ухта".
Полагая, что на Университете как на нанимателе, допустившем самовольное переустройство жилого и подсобного помещений, переустановку дополнительного санитарно-технического и иного оборудования, и на Министерстве как на бывшем наймодателе лежит обязанность произвести капитальный ремонт, перепланировку здания, истец обратился в суд с настоящим иском.
Решением администрации муниципального образования городского округа "Ухта" объекту недвижимости присвоен адрес: г. Ухта, ул. Советская, д. 2б.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
До разграничения государственной собственности в соответствии со статьей 11 Конституции РСФСР 1978, статьей 94 Гражданского кодекса РСФСР 1964, статьям 2, 21 Закона РСФСР от 24.12.1990 "О собственности в РСФСР" государство являлось единым собственником всего государственного имущества.
Согласно пункту 2 постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее также - Постановление) объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 приложения N 3 к Постановлению жилой и нежилой фонды отнесены к объектам муниципальной собственности.
Объекты, названные в приложении N 3 к Постановлению, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона (пункт 5 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий").
Частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлен перечень имущества, которое может находиться в федеральной собственности. При этом находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае: если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется органами местного самоуправления для целей, установленных статьей 50 Федерального закона N 131-ФЗ.
В силу положений статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Судом установлено, что с момента разграничения государственной собственности спорный объект перешел в собственность муниципального образования и является таковым в силу прямого указания закона.
В этой связи, доводы истца о нахождении объекта в собственности Республики Коми отклоняются.
С момента приобретения истцом права собственности на спорное здание, вне зависимости от того, на балансе какого учреждения учитывался спорный объект, Администрация, являющаяся собственником имущества, в силу положений статей 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации обязана нести бремя его содержания.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, ссылка заявителя жалобы на ненадлежащее состояние имущества не свидетельствует о наличии у ответчиков обязанности проведения капитального ремонта.
Судом была оценена позиция истца о необходимости применения в данном случае по аналогии положений жилищного законодательства и норм о приватизации жилищного фонда, устанавливающих обязанности бывшего собственника по проведению капитального ремонта многоквартирного дома и правомерно отклонена, поскольку нормы о приватизации и положения жилищного законодательства в части указанных правоотношений направлены на защиту имущественных интересов и жилищных прав граждан, проживающих в помещениях, требующих проведение капитального ремонта.
В данном случае с 1991 года собственником здания является Администрация, в отсутствие иных собственников имущества суд пришел к правильному выводу о том, что обязанность проведения капитального ремонта возложена на Администрацию. Суд правильно указал на отсутствие в деле доказательств необходимости проведения капитального ремонта здания на момент передачи имущества в муниципальную собственность.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, истцом не опровергнуты.
В части требований обязать ответчиков привести имущество в первоначальное состояние путем проведения перепланировки суд апелляционной инстанции отмечает, что истец не доказал факт нарушения его прав совершением балансодержателями незаконных действий, связанных с переустройством и перепланировкой помещений, ухудшением их технического состояния и качественных характеристик и невозможностью использования имущества в соответствии с целевым назначением. Являясь собственником спорного имущества, Администрация не была лишена права осуществлять контроль за порядком использования Университетом имущества, поддержанием его надлежащего состояния.
Вместе с тем согласно позиции Университета ежегодно к началу учебного года в здании общежития проводился текущий ремонт, данные доводы не опровергнуты истцом, доказательств проведения текущего либо капитального ремонта в здании силами истца в материалы дела не представлено. Университет пользовался спорным имуществом на основании договора безвозмездного пользования от 01.01.2013 N Б-1392-01/2013, при этом на момент возврата здания общежития ссудополучателю, у последнего претензий к состоянию имущества не имелось (т. 2 л.д. 46-48).
С учетом указанных обстоятельств суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, при рассмотрении дела судом не нарушены нормы материального или нормы процессуального права, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для изменения принятого решения по указанным в жалобам доводам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Заявитель освобожден от оплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, судебные издержки за рассмотрение апелляционной жалобы не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.08.2020 по делу N А29-3403/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования городского округа "Ухта" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
А.Б. Савельев |
Судьи |
Е.Г. Малых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-3403/2020
Истец: Администрация МО ГО Ухта
Ответчик: Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Ухтинский государственный технический университет"
Третье лицо: Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Ухта", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, ФГУП "ФКП Росреестра" по Республике Коми, Арбитражный суд Республики Коми, Верховный суд Республики Коми, Сыктывкарский городской суд Республики Коми