г. Челябинск |
|
09 ноября 2020 г. |
Дело N А07-1447/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 ноября 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Бабиной О.Е. и Лукьяновой М.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ушаковой О.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения Республики Башкортостан Центр организации дорожного движения на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12 августа 2020 г. по делу N А07-1447/2020 . В судебном заседании приняли участие представители: индивидуального предпринимателя Закирова Рима Ахметовича - Валеев Р.Р. (удостоверение адвоката, ордер N074992 от 02.11.2020), Гибаева Г.Х. (удостоверение адвоката, ордер N074880 от 02.11.2020).
Государственное казенное учреждение Республики Башкортостан Центр организации дорожного движения (далее - истец, ГКУ РБ ЦОДД, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Закирову Риму Ахметовичу (далее - ответчик, ИП Закиров Р.А., предприниматель) о взыскании 137 182 руб. в счет суммы ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.08.2020 (резолютивная часть объявлена 05.08.2020) в удовлетворении исковых требований отказано. Не согласившись с принятым решением суда, Учреждение обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Истец считает, что суд неверно применил положения Постановления Правительства Республики Башкортостан от 22.02.2012 N 50 "О порядке осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального, местного значения" (далее - Постановление N 50) в котором указано, что временное ограничение движения транспортных средств не распространяется на перевозку удобрений, поскольку груз, перевозимый транспортным средством ответчика, не относится к удобрениям, а является пестицидом. Понятие "удобрения" и "пестициды" не являются тождественными, обжалуемое решение суда принято при неполном выяснении всех обстоятельств по делу.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил.
С учетом мнения представителей ответчика, в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей истца.
Представители ответчика в судебном заседании возразили против доводов и требования апелляционной жалобы, просили оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 25.04.2019 при осуществлении весового контроля на стационарном пункте весового контроля N 1 с. Архангельское на 67 км автодороги "Уфа-Инзер-Белорецк", сотрудниками ГИБДД МВД по Республике Башкортостан совместно с сотрудниками ГКУ РБ ЦОДД произведено взвешивание тяжеловесного транспортного средства: грузовой седельный тягач марки ДАФ, модель FT CF 85/43D, регистрационный номер Т 499 РС 102, с полуприцепом марки КРОНЕ, модель SDP27, регистрационный номер ВА 0586 78, принадлежащего ИП Закирову Р.А. Факт принадлежности тягача с прицепом ответчику подтверждается свидетельствами о регистрации 02ХВ077066, 0247N 980419.
В связи с превышением допустимых осевых нагрузок тяжеловесного транспортного средства, а также отсутствием специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза, ГКУ РБ ЦОДД составлен акт N 246 от 25.04.2019 о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и/или нагрузке на ось.
Сумма ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан, составила 137 182 руб.
ГКУ РБ ЦОДД направило в адрес ответчика претензионное письмо N 7201 от 14.08.2019 о необходимости уплаты суммы ущерба.
Ввиду отсутствия возмещения суммы ущерба со стороны предпринимателя, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу статьи 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Для возмещения ущерба истец должен доказать факт неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств ответчиком; наличие причинно-следственной связи между допущенным ответчиком нарушением обязательств и возникшим ущербом; наличие и размер ущерба.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ).
Согласно статье 11 Закона N 257-ФЗ установление порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, порядка определения размера такого вреда; порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных и (или) тяжеловесных грузов, и транспортных средств, осуществляющих перевозки крупногабаритных грузов; порядка осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядка определения постоянно действующих маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Положениями пункта 7 статьи 12 Закона N 257-ФЗ установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13.1 Закона N 257-ФЗ государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти при осуществлении государственного транспортного надзора (федеральный государственный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный надзор) согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что согласно уставу Учреждения, ГКУ РБ ЦОДД является некоммерческой организацией, осуществляющей оказание государственных услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству.
Статьей 29 Закона N 257-ФЗ установлено, что пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять перевозки по автомобильным дорогам опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом; повреждать автомобильные дороги или осуществлять иные действия, наносящие ущерб автомобильным дорогам либо создающие препятствия движению транспортных средств и (или) пешеходов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Закона N 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам крупногабаритного транспортного средства либо транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, относящихся согласно Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) к грузам повышенной опасности, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специальных разрешений, выдаваемых в соответствии с положениями данной статьи.
Для получения специального разрешения требуется: согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов; возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством (пункт 6 статьи 31 Закона N 257-ФЗ).
Согласно пункту 12 статьи 31 Закона N 257-ФЗ порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из системного толкования вышеуказанных норм права следует, что лицо, осуществляя провоз тяжеловесного груза с превышением весовых параметров, обязано возместить компенсацию ущерба, причиненного дороге, рассчитанную как плату за проезд тяжеловесного транспортного средства с превышением допустимой осевой нагрузки без соответствующего разрешения. При этом возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющим перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством, производится в связи с самим фактом таких перевозок без специального разрешения, выдаваемого в соответствии с требованиями Закона N 257-ФЗ.
Статьей 30 Закона N 257-ФЗ предусмотрена возможность временного ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального, межмуниципального, местного значения в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Данный порядок установлен Постановлением N 50.
Согласно пункту 4.4 Постановления N 50 в период временного ограничения движения (весенний период) движения транспортных средств по автомобильным дорогам, нагрузка на ось которых превышает предельно допустимые нагрузки, установленные актом о введении ограничения, движение таких транспортных средств осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим движение тяжеловесных транспортных средств.
При этом пунктом 4.5 Постановления N 50 предусмотрено, что временное ограничение движения в весенний период не распространяется, в частности, на перевозки пищевых продуктов, животных, лекарственных препаратов, топлива (бензина, дизельного топлива, судового топлива, топлива для реактивных двигателей, топочного мазута, газообразного топлива), семенного фонда, удобрений, почты и почтовых грузов.
Данное обстоятельство также следует из пункта 20 Приказа Минтранса России от 12.08.2011 N 211 (ред. от 16.09.2015) "Об утверждении Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам" которым предусмотрено, что временное ограничение движения в весенний период не распространяется на перевозку удобрений, пищевых продуктов и лекарственных препаратов.
Как указывает ответчик, им 24.04.2019 получена заявка N 88 на перевозку от ИП Фазуллина Ф.К., в соответствии с которой 25.04.2019 на базе "Башплодородие", расположенной по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ст. Уршак на его автомобиль погрузили удобрения, которые были им перевезены по адресу: Республика Башкортостан, Абзелиловский район, с. Красная Башкирия ул. Центральная, д.1.
При составлении акта N 246 от 25.04.2019 в графе 10 "Объяснения" ответчиком указано о том, что с актом он ознакомлен, но не согласен, поскольку осуществлял перевозку удобрений, используемых при посадке сельскохозяйственных культур.
27.03.2020 судом первой инстанции направлен запрос в адрес ИП Фазуллина Ф.К. о предоставлении заверенных надлежащим образом товарных накладных на перевозку по договору-заявке N 88 от 24.04.2019, заключенному между ИП Фазуллиным Ф.К. (заказчик) и ИП Закировым Р.А. (исполнитель) (наименование груза: удобрения; дата погрузки: 25 апреля 2019 г. до 11.00 час. - база Башплодородие, г.Уфа, ст.Уршак; дата и время разгрузки: 25 - 26 апреля 2019 г. до 17.00 час. по адресу: Абзелиловский р-н, с. Красная Башкирия, ул.Центральная, 1.
02.07.2020 от ИП Фазуллина Ф.К. поступили транспортные накладные 0425-0008/УФА от 25.04.2019 на перевозку следующих наименований груза: Галион, ВР (300+75 г/л), Миура, КЭ (125 г/л), Оплот Трио, ВСК (45+90+40 г/л), Табу Супер, СК (400+100 г/л), Табу, ВСК (500 г/л), ТМТД, ВСК (400 г/л), Торнадо 540, ВР (540 г/л), транспортная накладная 0425-0009/УФА от 25.04.2019 на перевозку: Оплот Трио, ВСК (45+90+40 г/л), Табу Супер, СК (400+100 г/л), Табу, ВСК (500 г/л).
Согласно общедоступным сведениям, Галион, ВР (300+75 г/л), Миура, КЭ (125 г/л), Оплот Трио, ВСК (45+90+40 г/л), Табу Супер, СК (400+100 г/л), Табу, ВСК (500 г/л), ТМТД, ВСК (400 г/л), Торнадо 540, ВР (540 г/л) являются пестицидами и агрохимикатами, разрешенными для применения гражданами и юридическими лицами в сельском, лесном, коммунальном и личном подсобном хозяйствах. Данные пестициды и агрохимикаты указаны в Государственном каталоге пестицидов и агрохимикатов, утвержденном Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в 2019 г.
Отклоняя доводы подателя жалобы о том, что понятия "удобрения" и "пестициды" не являются тождественными, суд апелляционной инстанции отмечает, что ссылка подателя жалобы на ГОСТ 20432-83 и ГОСТ 21507-2014, в которых даны определения терминам "удобрение" и "пестициды" является верной.
Между тем, суд полагает, что указание в пункте 4.5 Постановления N 50 на категорию перевозимого груза "удобрения" приведено законодателем с учетом возможности расширительного толкования данного термина, исходя из целевого назначения груза, на который не распространяется временное ограничение движения в весенний период.
Правовые основы обеспечения безопасного обращения с пестицидами, в том числе с их действующими веществами, а также с агрохимикатами установлены Федеральным законом от 19.07.1997 N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами".
В соответствии со статьей 1 указанного Закона пестициды - химические или биологические препараты, используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, сорными растениями, вредителями хранящейся сельскохозяйственной продукции, бытовыми вредителями и внешними паразитами животных, а также для регулирования роста растений, предуборочного удаления листьев (дефолианты), предуборочного подсушивания растений (десиканты), агрохимикаты - удобрения химического или биологического происхождения, химические мелиоранты, кормовые добавки, предназначенные для питания растений, регулирования плодородия почв и подкормки животных. Данное понятие не применяется в отношении торфа.
Пестициды или агрохимикаты вносятся в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации (абз. 4 статьи 12 Закона N 109-ФЗ).
Применение пестицидов в сельском хозяйстве достаточно распространено.
Обработка различных сельскохозяйственных культур направлена на улучшение качества посевного материала. Ведущими процессами при подготовке сельхозкультур к посеву являются их обработка микроэлементами и протравливание (обработка пестицидами).
Таким образом, перевозимые ответчиком 25.04.2019, то есть в период посевной кампании пестициды в данном случае могут быть отнесены к категории удобрений, и временное ограничение на их перевозку в весенний период не распространялось.
При таких обстоятельствах решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как необоснованные по приведенным выше мотивам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено. С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения. Взыскание с Учреждения государственной пошлины по апелляционной жалобе не производится ввиду освобождения от уплаты при обращении в арбитражные суды (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ). Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12 августа 2020 г. по делу N А07-1447/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения Республики Башкортостан Центр организации дорожного движения - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
О.Е. Бабина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-1447/2020
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ЦЕНТР ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Ответчик: Закиров Р А
Третье лицо: Фазуллин Ф. К.