город Омск |
|
10 ноября 2020 г. |
Дело N А46-9537/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 ноября 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Котлярова Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ткачевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10983/2020) Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 19.08.2020 по делу N А46-9537/2020 (судья Третинник М.А.), принятое по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области (ИНН 5503079359, ОГРН 1045504007658, адрес: 644043, Омская область, город Омск, улица Красный путь, 3) к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Суренковой Галине Ивановне (ИНН 550201882630, ОГРНИП 316554300074449) о взыскании 1 470 000 руб.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области - Фертюк Никита Юрьевич (по доверенности N исх-20/мсх-2687 от 22.04.2020 сроком действия 31.12.2020),
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области (далее - Министерство, Минсельхозпрод Омской области, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Суренковой Галине Ивановне (далее - предприниматель, ИП глава КФХ Суренкова Г.И., заинтересованное лицо) о взыскании 1 470 000 руб., полученных из областного бюджета в качестве гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства.
Решением Арбитражного суда Омской области от 19.08.2020 по делу N А46-9537/2020 в удовлетворении заявления отказано.
Возражая против принятого по делу решения, Минсельхозпрод Омской области в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
Ссылаясь на подпункт 5 пункта 17 Постановления Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п "Об утверждении государственной программы Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области", пункт 2.2.5 Соглашения от 24.05.2016, Министерство указывает, что предприниматель обязан был создать три постоянных рабочих места, однако, из отчета о расходовании средств гранта по состоянию на 01.01.2020 следует, что заинтересованное лицо создало только одно рабочее место, чем нарушены условия предоставления гранта. Заявитель полагает, что само по себе несвоевременное исполнения получателем субсидии обязанностей по договору является основанием для возврата субсидии.
От предпринимателя поступил отзыв на апелляционную жалобу.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено в отсутствие представителя ИП главы КФХ Суренковой Г.И., надлежащим образом извещенной о времени и месте слушания по делу.
В заседании суда апелляционной инстанции представителем Министерства поддержаны доводы апелляционной жалобы.
Рассмотрев апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителя Министерства, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что Постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п утверждена государственная программа Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области".
Приложением N 1 к подпрограмме 3 "Поддержка сельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования и создание условий для их развития" указанной выше государственной программы утвержден Порядок предоставления из областного бюджета грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и на единовременную помощь на бытовое обустройство начинающим фермерам (далее - Порядок). Порядок определяет цель предоставления из областного бюджета грантов на поддержку начинающих фермеров, критерии отбора начинающих фермеров для предоставления грантов на их поддержку, условия и порядок предоставления грантов, а также порядок возврата остатков средств гранта на поддержку начинающих фермеров, не использованных в течение 18 месяцев со дня их предоставления, порядок возврата грантов в случае нарушения условий их предоставления.
На основании заявки предпринимателя 15.04.2016 между Министерством и ИП главой КФХ Суренковой Г.И. заключено соглашение от 24.05.2016 о предоставлении из областного бюджета гранта на создание, развитие КФХ и на единовременную помощь на бытовое обустройство начинающим фермерам (далее также - Соглашение) в общей сумме 1470 000 руб. (л. д. 15-17).
Согласно бизнес-плану общая стоимость проекта составила 1 680 000 руб. 00 коп., из которых 1 470 000 руб. средства гранта, 210 000 руб. - собственные средства ИП Суренковой Г.И. (л. д. 21-42).
Согласно таблице 3.1.2 бизнес-плана "Затраты на осуществление производственной деятельности и бытовое обустройство" планируемая численность работников занятых в КФХ (без учета главы КФХ и членов КФХ) в первый год проекта составляет 3 работника, во второй год проекта - 4 работника (л. д. 31).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 17 Порядка (в редакции, действовавшей на дату заключения соглашения) предусмотрено, что одним из условий предоставления гранта является создание не менее 1 постоянного рабочего места на каждые 500 тыс. руб. гранта на развитие КФХ.
Аналогичное условие предусмотрено пунктом 2.2.5 Соглашения.
Средства гранта в общей сумме 1470 000 руб. зачислены 26.05.2016 и 30.05.2016 на счет главы КФХ Суренковой Г.И. N 40802810445000005272, открытый в Омском отделении N 8634 ПАО "Сбербанк" (л. д. 53-54).
Срок использования полученного гранта истек 31.11.2017.
Предпринимателем представлен в Министерство отчет о расходовании средств гранта, согласно которому по состоянию на 01.01.2020 создано одно постоянное рабочее место (л. д. 55-58).
Согласно пункту 24 Порядка в случае нарушения начинающими фермерами условий, установленных при предоставлении грантов на развитие КФХ и единовременной помощи, Министерство в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения указанных нарушений направляет начинающим фермерам уведомление о возврате грантов на развитие КФХ и единовременной помощи в полном объеме, а в случае выявления факта нецелевого использования полученных грантов на развитие КФХ и единовременной помощи - уведомление о возврате средств, составляющих сумму нецелевого использования.
Сочтя, что ИП главой КФХ Суренковой Г.И. нарушено условие предоставления гранта на развитие КФХ, предусмотренное подпунктом 5 пункта 17 Порядка, пунктом 2.2.5 Соглашения, а именно, не обеспечено создание в течение 18 месяцев трех постоянных рабочих мест, Минсельхозпрод Омской области направил в адрес предпринимателя уведомление о возврате средств областного бюджета, полученных в виде гранта на развитие КФХ (л. д. 59-60).
Поскольку в установленный срок ответчик не возвратил денежные средства, Министерство обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Требования Минсельхозпрода Омской области оставлены судом первой инстанции без удовлетворения, с чем заявитель не согласился, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
В статье 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 указанной статьи).
На момент заключения соглашения от 24.05.2016 на территории Омской области постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п была утверждена государственная программа Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области".
В приложении N 1 к подпрограмме "Поддержка сельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования и создание условий для их развития" указанной выше государственной программы содержится Порядок предоставления грантов из областного бюджета на развитие семейных животноводческих ферм" (далее - Порядок).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 17 Порядка (в редакции, действовавшей на дату заключения соглашения) предусмотрено, что одним из условий предоставления гранта является создание не менее 1 постоянного рабочего места на каждые 500 тыс. руб. гранта на развитие КФХ.
Аналогичное условие предусмотрено пунктом 2.2.5 Соглашения.
Как было выше сказано, средства гранта предоставлены предпринимателю в размере 1 470 000 руб., соответственно, из буквального прочтения подпункта 5 пункта 17 Порядка, пункта 2.2.5 Соглашения следует, что предпринимателем должно быть создано не менее 2 постоянных рабочих мест.
В свою очередь, таблицей 3.1.2 бизнес-плана "Затраты на осуществление производственной деятельности и бытовое обустройство" предусмотрено, что планируемая численность работников занятых в КФХ (без учета главы КФХ и членов КФХ) в первый год проекта составляет 3 работника, во второй год проекта - 4 работника.
Таким образом, суд апелляционной инстанции усматривает, что условия таблицы 3.1.2 бизнес-плана расширяют императивные требования положений нормативного акта и содержания Соглашения от 24.05.2016.
В данной ситуации суд апелляционной инстанции полагает, что условия бизнес-плана не могут расцениваться в качестве определяющих, в силу чего позиция Министерства о необходимости создания предпринимателем 3 постоянных рабочих мест является неправомерной.
Кроме того, суд апелляционной инстанции усматривает, что, вопреки утверждению Министерства о создании одного рабочего места, ответчиком 30.12.2016 был заключен трудовой договор N 1 с Суренковым В.А. (л. д. 104-105), с Зубковым А.С. трудовой договор от 02.05.2017 N 2 (л. д. 107-108), с Суренковой Н.В. трудовой договор от 29.12.2017 N 3 (л. д. 110-113).
Трудовые отношения с Зубковым А.С. прекращены на основании заявления работника об увольнении по собственному желанию (л. д. 109), приказ о прекращении трудового договора от 08.10.2017 N 6-У (оборотная сторона л. д. 109).
Трудовые отношения с Суренковой Н.В. прекращены на основании заявления работника об увольнении по собственному желанию (л. д. 114), приказ о прекращении трудового договора от 20.08.2018 N 12-У (оборотная сторона л. д. 114).
Как установлено судом первой инстанции, предприниматель обращался в КУ Омской области "Центр занятости населения Тевризского района" с целью поиска работников через центр занятости, которым, в свою очередь, указано на отсутствие подходящих для работы в КФХ работников в районе осуществления деятельности главы КФХ Суренковой Г.И. (л. д. 18-19).
Таким образом, ИП главой КФХ Суренковой Г.И. принимались меры по созданию постоянных рабочих мест, которые не привели к планируемым результатам в силу отсутствия кадрового состава.
При этом материалами дела подтверждается и заявителем не опровергнуто то обстоятельство, что средства гранта использованы заинтересованным лицом согласно целям, для которых таковой был предоставлен, в связи с чем, оснований для возврата указанной суммы не имеется с учетом условий пункта 24 Порядка.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правомерно оставил без удовлетворения предъявленные Министерством требования.
Доводы апелляционной жалобы заявителя о наличии оснований для возврата сумм оказанной предпринимателю государственной поддержки отклоняются за необоснованностью.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Ввиду того, что Министерство от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено, государственная пошлина за рассмотрение настоящей жалобы судом апелляционной инстанции не распределяется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 19.08.2020 по делу N А46-9537/2020 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Котляров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-9537/2020
Истец: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ИП СУРЕНКОВА ГАЛИНА ИВАНОВНА