город Ростов-на-Дону |
|
10 ноября 2020 г. |
дело N А32-6379/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 ноября 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маштаковой Е.А.,
судей Р.Р. Илюшина, С.И. Яицкой,
при ведении протокола судебного заседания Бархо В.Ю.,
при участии:
от истца - представитель Колесников А.А. по доверенности от 26.06.2018;
от ответчика - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.09.2020 по делу N А32-6379/2020
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
к публичному акционерному обществу "Новороссийский морской торговый порт" (ИНН 2315004404, ОГРН 1022302380638)
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российский железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к публичному акционерному обществу "Новороссийский морской торговый порт" (далее - ПАО "НМТП") о взыскании платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования промежуточных станций в размере 41779,20 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 3211,45 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 12.02.2020 по день фактической уплаты денежных средств.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 02.09.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "РЖД" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что ответчиком были нарушены технологические сроки оборота вагонов, в связи с чем ОАО "РЖД" было вынуждено отставить от движения поезд с индексом 5254-039-5209 с вагонами, адресованными ПАО "НМТП". В ачестве доказательств ОАО "РЖД" в материалы дела были представлены акты общей формы на начисление платы за нахождение вагонов на путях общего пользования, которыми подтверждается факт нахождения вагонов, следовавших в адрес ПАО "НМТП", на путях общего пользования. Факт невыполнения ПАО "НМТП" норм выгрузки в периоды, за которые начислена плата, подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов, представленными ОАО "РЖД" в материалы дела. В данном случае срок соблюдения претензионного порядка составляет 36 дней. Исковое заявление было направлено ОАО "РЖД" в Арбитражный суд Краснодарского края 14 февраля 2020 г., то есть до истечения срока исковой давности, о чем свидетельствует почтовый штемпель на конверте, в котором направлялось исковое заявление.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Ответчик, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя не обеспечил.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения суда проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ПАО "Новороссийский морской торговый порт" (владелец) 27 марта 2017 г. заключен договор N 325/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ПАО "НМТП" при железнодорожной станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги (далее - договор N 325/2).
В соответствии с пунктом 1 договора осуществляется эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги. Обслуживание железнодорожного пути необщего пользования владельца при подаче и уборке вагонов с экспортными и импортными грузами производится локомотивами владельца. Подача и уборка вагонов, подаваемых под погрузку сахара-сырца, грузоотправителем которого владелец не является, производится локомотивом перевозчика.
Железнодорожные пути необщего пользования владельца объединяют железнодорожные пути необщего пользования широкого пирса N I (далее Западного района). Широкого пирса N 2 (далее Центрального района). Восточного пирса (далее Восточного района). Тылового Накопительно - распределительного склада (далее ТНРС) и Зернового перегрузочного комплекса (далее 3-я пристань) - каждый с отдельными примыканиями к железнодорожным путям общего пользования ст. Новороссийск СКжд.
Железнодорожные пути необщего пользования Восточного района владельца примыкают:
- к пути N 6 парка "Восточный" стрелкой N 342. Границей является предельный столбик стрелки N 342:
на продолжении пути N 8 парка "Восточный" за стрелкой N 348. Границей является стык рамного рельса стрелки N 346:
на продолжении пути N 6 парка "Восточный" за стрелкой N 340. Границей является стык рамного рельса стрелки N 332:
к пути N 4 парка "Восточный" стрелкой N 316. Границей является предельный столбик стрелки N 318.
Железнодорожные пути необщего пользования Западного района владельца примыкают: к пути N 6 парка "Портовый" стрелкой N 214. Границей является изостык светофора М-220;
на продолжении пути N 6 парка "Портовый". Границей является изостык светофора М-218.
к пути N 4 парка "Портовый" стрелкой N 212. Границей является изостык светофора М-274.
Железнодорожные пути необщего пользования Центральною района Влад примыкают:
к пути N 48 парка "Восточный" стрелкой N 102. Границей является из светофора М-102:
на продолжении пути N 49 парка "Нижний". Границей является изостык свет М-106.
Железнодорожные пути необщего пользования зернового перегрузочного ком владельца примыкают к пути N 23 парка "Портовый" стрелкой N 270. Границей является изостык светофора М-272.
Железнодорожные пути необщего пользования ТНРС Владельца примыкают:
к пути N 8 парка "Восточный" стрелкой N 325. Границей является и светофора М-349:
к пути N 24 Восточного района владельца. Границей Я1 предельный столбик стрелки N 339;
на продолжении пути N 10 парка "Восточный". Границей является предельный столбик стрелки N 345.
Согласно пункту 4 договора подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению, с учетом интервалов подач, по заявкам владельца на подачу вагонов на выставочные железнодорожные пути, передается владельцу приемосдатчику груза и багажа перевозчика, осуществляющем бригадирство на районе владельца, с указанием времени подачи, количества и номеров вагонов, занесением в книгу уведомлений владельца за обоюдными подписями. Уведомление о предстоящей подаче вагонов передается перевозчиком владельцу не позднее, чем за 2 часа до предстоящей подачи вагонов, с указанием номеров, количества вагонов наименования груза и времени предстоящей подачи. Вагоны, поданные перевозчику железнодорожные выставочные пути, передаются перевозчиком и считаются переданными владельцу, с момента окончания проведения приемосдаточных операций, но наступления очередного интервала подачи.
Согласно пункту 5 договора уведомление о предстоящей подаче передается приемосдатчиком груза и багажа перевозчика, осуществляющем бригадирство на грузовом районе владельца, сменному диспетчеру по ж/д операциям управления ж/д транспорта владельца путем занесения в книгу уведомлений перевозчика и владельца обоюдными подписями.
В силу п. 6 договора сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования владельца вагоны с экспортными грузами, подаются локомотивом перевозчика:
- для Восточного района владельца - на один из свободных выставочных путей парка "Восточный" станции Новороссийск, но не более чем на три пути:
- для Центрального района владельца и ТНРС (подача вагонов с экспортными грузами, грузами для нужд владельца или порожних вагонов годных под погрузку, кроме порожних вагонов под погрузку сахара-сырца) - на один из свободных выставочных путей парка "Порговый" станции Новороссийск, но не более чем на три пути;
- для Западного района владельца и 3-ей пристани - на один из свободных выставочных путей парка "Портовый" станции Новороссийск, но не более чем на три пути;
- для Центрального района владельца (при передаче порожних вагонов под погрузку сахара-сырца. отправителем которых владелец не является) - на любые свободные участки путей Центрального района владельца по согласованию сторон, где производятся приемосдаточные операции. Дальнейшее передвижение вагонов производится локомотивом владельца с расстановкой по местам погрузки, выгрузки.
Осмотр и передача вагонов в техническом и коммерческом отношении производится:
- с вагонами, поданными для Восточного района владельца - на железнодорожных выставочных путях парка "Восточный" станции Новороссийск;
- с вагонами, поданными для Центрального. Западного района, 3-ей пристани и ТНРС Владельца - на выставочных путях парка "Портовый" станции Новороссийск;
- при передаче порожних вагонов под погрузку сахара-сырца, отправителем которых владелец не является, на любых свободных участках путей Центрального района порта по согласованию сторон, где производятся приемосдаточные операции.
Передача вагонов с экспортными грузами на пути необщего пользования владельца производится по заявке владельца к размере единовременной подачи (не более 30-ти единиц) и интервалами подач, установленных по каждому району владельца в отдельности:
- Восточный район: 3.4 часа (3 часа 25 мин.);
- Центральный район, включая ТНРС: 2,6 часа (2 часа 40 мин.);
- Западный район, включая 3-ю пристань: 3 часа.
В случае изменения максимальной перерабатывающей способности пути владельца, пункт 6 договора корректируются сторонами в части изменения интервала подачи для района владельца, по которому изменяется перерабатывающая способность.
Перевозчик обеспечивает подачу вагонов по заявке владельца на очередной интервал подачи в количестве не менее одновременно сдаваемой группы вагонов, установленном и.7 договора.
Владелец подает перевозчику заявки на подачу вагонов на железнодорожные выставочные пути, на вагоны находящиеся на станции Новороссийск, по истечении 2-х часов с момента прибытия вагонов, о прибытии которых уведомлен владелец. Заявка подается не менее чем за 3 часа до начала действия очередного интервала.
В соответствии с п. 7. договора количество вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемой владельцу, устанавливается не более 30 вагонов, весом брутто не более 2700 тонн.
Пунктом 11 договора устанавливается технологический срок оборота вагонов - 13 часов.
В силу п. 12 договора основным родам грузов устанавливается Приложением N I к договору. Максимальная суточная перерабатывающая способность корректируется Сторонами в случае изменения технического оснащения подъездного пути, изменения поступающих номенклатур грузов и их объемов.
Согласно п. 13 договора расстояние, за которое взимается сбор за подачу, уборку вагонов на Центральный район владельца, составляет 2.1 км в оба конца.
Согласно пункту 14 договора владелец уплачивает перевозчику, с учетом коэффициентов, действующих на момент оказания услуги: г) плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, независимо от его принадлежности, по причинам, зависящим от владельца, по ставкам Тарифного руководства "Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденным Приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1.
Между сторонами заключены дополнительные соглашения к договору N 1 от 14.12.2017, N 2 от 28.12.2018, N 3 от 04.04.2018, N 4 от 04.04.2018, N 5 от 27.04.2018, N 6 от 08.05.2018.
Срок действия договора с 27.03.2017 по 31.12.2019 (дополнительное соглашение N 8 к договору от 27.03.2017 N 325/2).
Как указал истец, в декабре 2018 года в адрес ответчика - грузополучателя на станцию назначения Новороссийск следовали вагоны с грузом, которые были задержаны в пути следования на промежуточных станциях в связи с нарушением ответчиком - грузополучателем установленного договором технологического срока оборота ранее прибывших вагонов, несвоевременной их выгрузкой и по этим причинам занятостью пути (пункт 11 договора).
На железнодорожной станции Батайск СКжд 8 января 2019 г. в пути следования отставлен от движения по причине, зависящей от владельца пути небщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки) и 8 января 2019 г. отправлен на станцию назначения поезд с индексом 4384-681-5210 с вагонами, адресованными ПАО "Новороссийский морской торговый порт" (также грузополучатель).
По прибытии поезда на станцию назначения Новороссийск в соответствии с пунктом 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания ж.д. путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 26, составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца. О задержке и отправлении поезда перевозчиком в адрес грузополучателя, владельца были направлены уведомления от 8 января 2019 г. N 367, от 8 января 2019 г. N 372.
На железнодорожной станции Моздок СКжд 08 декабря 2018 г. в пути следования отставлен от движения по причине, зависящей от владельца пути небщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки), поезд с индексом 5100-385-5209 с вагонами, адресованными ПАО "Новороссийский морской торговый порт" (также грузополучатель). Поезд был расформирован и вагон N 61266789 направлен на станцию назначения с поездом индекс 5313-664-5210.
По прибытии поезда на станцию назначения Новороссийск в соответствии с пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания ж.д. путей необщего пользования составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца. О задержке и отправлении поезда перевозчиком в адрес грузополучателя, владельца были направлены уведомления от 8 декабря 2018 г. N 11178, от 8 декабря 2018 г. N Ц207.
На железнодорожных станциях Моздок, Суворовская СКжд 8 декабря 2018 г., 19 декабря 2018 г. в пути следования отставлен от движения по причине, зависящей от владельца пути небщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки) и 8 декабря 2018 г., 14 января 2019 г. отправлен на станцию назначения поезд с индексом 5313-666-5210 с вагонами, адресованными ПАО "Новороссийский морской торговый порт" (также грузополучатель).
По прибытии поезда на станцию назначения Новороссийск в соответствии с пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания ж.д. путей необщего пользования составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца. О задержке и отправлении поезда перевозчиком в адрес грузополучателя, владельца были направлены уведомления от 8 декабря 2018 г. N 11178, от 19 декабря 2018 г. N 11634, от 8 декабря 2018 г. N 11207, от 14 января 2019 г. N 686.
В связи с нарушением срока доставки груза по причинам, зависящим от грузополучателя, истец начислил плату в сумму 41779,20 руб.
Как указано в исковом заявлении, из ведомостей подачи и уборки вагонов следует, что вагоны выгружались в сроки, превышающие технологические сроки оборота вагонов, установленные пунктом 11 договора. Нарушение сроков доставки грузов подтверждается прилагаемыми дорожными ведомостями. Приложенный к претензиям расчет платы содержит обоснование исковых требований по каждому задержанному поезду, в том числе: индекс поезда, наименование промежуточной станции, на которых в пути следования был задержан поезд, номер акта общей формы, составленного согласно части 5 пункту 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, количество вагонов, начало и окончание, а также общая продолжительность простоя, сумма платы за 1 вагон и общая сумма платы по каждому акту, исчисленная по ставкам Тарифного руководства.
В досудебном порядке истцом были направлены претензии от 19 июня 2019 г. NN 19/1205, 19/1202, 19/1200.
В ответах от 24 июля 2019 г. NN 2570-18/807, 2570-18/806, 2570-18/805 содержатся отказы ответчика от удовлетворения требований. Предъявленные перевозчиком к оплате накопительные ведомости с повагонным расчетом платы ответчиком не акцептованы.
Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную данным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) определено, что за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени, в том числе: задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения) и такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом.
Если в указанных в части 11 статьи 39 УЖТ РФ случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
Статьей 39 УЖТ РФ установлено, что размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
Приказом от 29.04.2015 N 127-т/1 Федеральной службы по тарифам России утверждена плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения (Тарифное руководство).
Пунктом 2.4 Тарифного руководства установлено, что плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования определяется по ставкам таблицы N 2 в случае нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, контейнеров в перевозочном процессе (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения) за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, иных перевозчиков, если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления в соответствии с правилами исчисления сроков доставки.
При доказанности вины грузополучателя в простаивании вагонов на путях общего пользования железная дорога вправе требовать соответствующей платы.
В соответствии со статьей 39 УЖТ РФ для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных статьей 39 УЖТ РФ, оформляется акт общей формы.
Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом утверждены приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45).
Пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), установлено, что задержка вагонов контейнеров в пути следования осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика. На основании этого распоряжения станция назначения извещает грузополучателя о дате, времени и станции задержки и всех задержанных вагонах, а также об их отправлении.
Согласно пункту 3.1 Правил N 45 акты общей формы составляются на станциях для удостоверения, в том числе, задержки груженых вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользовании и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции назначения.
В силу абзаца 5 пункта 4.7 Правил N 26 перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов составляется акт общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, их номера, время начала и окончания задержки вагонов по каждой станции. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, если задержка вагонов привела к нарушению срока доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, причитающейся с грузоотправителя.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, обстоятельства простоя и причины задержки вагонов, послужившие основанием для начисления спорной платы, удостоверены актами общей формы, подписанными ответчиком с возражениями. В актах общей формы указана причина задержки вагонов на промежуточных станциях - неприем поезда железнодорожной станцией назначения на территории России по причинам, зависящим от грузополучателя.
В судебной практике сформирован правовой подход, согласно которому сам по себе акт общей формы не является достаточным доказательством, подтверждающим простой вагонов на путях общего пользования по вине пользователя; железная дорога обязана представить доказательства, достоверно подтверждающие то обстоятельство, что в заявленный период простой вагонов на путях общего пользования происходил по вине ответчика.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, а также доводы, заявленные ответчиком в порядке возражений на иск, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что железной дорогой таких доказательств представлено не было.
Согласно правовой позиции, выраженной в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делам N А32-47798/2017, А32-17943/2019, предмет доказывания по делу не может ограничиваться лишь обстоятельствами, связанными с превышением технологического срока оборота вагонов.
Истцом в материалы дела не представлены доказательства, каким образом задержка менее трех часов могла привести к нарушению сроков доставки, не представлен анализ занятости путей станционных путей и путей необщего пользования на момент задержки состава как свидетельство невозможности ответчика принять состав и его вины в нарушении расчетного срока доставки.
Материалами настоящего дела не подтверждается причинно-следственная связь исключительно между нарушением ответчиком технологических норм выгрузки и задержкой истцом вагонов на промежуточных станциях на путях общего пользования. Из представленных доказательств следует, что причинами отставления вагонов от движения явились обстоятельства, не связанные с деятельностью ответчика.
В соответствии с пунктом 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Дополнительных доказательств лицами, участвующими в деле, не представлено.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к необходимости переоценки выводов суда первой инстанции о фактических обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения спора. Однако основания для такой переоценки апелляционным судом не установлены.
При этом апелляционный суд учитывает, что судом отказано в удовлетворении исковых требований также по причине истечения срока исковой давности.
Отказывая в удовлетворении исковых требований по указанному основанию, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу пункта 3 статьи 797 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, составляет один год.
В соответствии со статьей 126 УЖТ РФ иски перевозчиков к, возникшие в связи с осуществлением перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, могут быть предъявлены в соответствии с установленной подведомственностью, подсудностью в суд, арбитражный суд в течение года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления таких исков. Указанный срок исчисляется в отношении: взыскания штрафа за невыполнение заявки - по окончании пяти дней после уведомления грузоотправителя о размере такого штрафа; иных случаев - со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления исков.
В соответствии с пунктом 35 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 1 (2019) из системного толкования п. 3 ст. 202 ГК РФ и ч. 5 ст. 4 АПК РФ следует правило, в соответствии с которым течение срока исковой давности приостанавливается на срок фактического соблюдения претензионного порядка (с момента направления претензии до момента получения отказа в ее удовлетворении), непоступление ответа на претензию в течение 30 дней либо срока, установленного договором, приравнивается к отказу в удовлетворении претензии, поступившему на 30 день либо в последний день срока, установленного договором. Таким образом, если ответ на претензию не поступил в течение 30 дней или срока, установленного договором, или поступил за их пределами, течение срока исковой давности приостанавливается на 30 дней либо на срок, установленный договором для ответа на претензию.
Поскольку истцом заявлены требования о взыскании платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования, в силу статьи 126 УЖТ РФ срок исковой давности должен исчисляться со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий, то есть со дня составления актов общей формы на окончание простоя вагонов, следовавших в адрес ответчика, на путях общего пользования.
Период, в который стороны соблюдали предусмотренный законом претензионный порядок, в срок исковой давности не засчитывается. Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в пункте 18 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.04.2017 по делу N А32-15442/2016, факт нарушения срока доставки по договору перевозки, с которым закон связывает возникновение права требования, может быть установлен не ранее дат фактического прибытия вагонов на станцию назначения.
Поскольку истцом заявлены требования о взыскании платы за время нахождения вагонов на путях необщего пользования, в силу статьи 126 Устава срок исковой давности должен исчисляться со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий - со дня составления актов общей формы на окончание простоя вагонов, следовавших в адрес ответчика. Данная правовая позиция подтверждена Определением Верховного Суда Российской Федерации от 03.06.2015 N 309-ЭС15-5423 при оценке судебных актов по делу N А76-1061/2014, Определением Верховного Суда РФ от 18.08.2016 N 307-ЭС16-10983 по делу N А56-8864/2015 при оценке судебных актов N А56-8864/2015.
Поскольку заключенным между сторонами договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ПАО "Новороссийский морской торговый порт" при станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги N 325/2 от 27.03.2017 не предусмотрен какой-либо срок ответа на претензию, во всех случаях направление истцом претензий приостановило течение срока исковой давности на 30 дней.
Согласно материалам дела претензии от 19.06.2019 были направлены ответчику по квитанции 02.07.2020 и получены ответчиком 10.07.2020.
Ответы на претензии датированы 24.07.2019.
В материалах дела отсутствуют сведения о дате получения истцом ответа на претензию.
Вместе с тем, в случае принятия позиции о том, что ответ на претензию был получен в дату его составления, период приостановления течения срока исковой давности составил 14 дней. С учетом того, что начало течения срока исковой давности с 15.01.2019, с 16.01.2019, с 17.01.2019 (дата прибытия состава и составления АОФ), срок исковой давности по требованию истекал 15.01.2020, 16.01.2020 и 17.01.2020, соответственно. С учетом продления на 14 дней последний день срока - 30.01.2020, 31.01.2020 и 01.02.2020, соответственно.
Исковое заявление было направлено ОАО "РЖД" в Арбитражный суд Краснодарского края посредством почтовой связи и согласно почтовому штемпелю подано в почтовое отделение 14.02.2020 (РПО 34400243222141), то есть после истечения срока исковой давности.
Кроме того, в соответствии с пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утв. Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26, акты общей формы истец обязан передавать грузополучателю вместе с железнодорожной транспортной накладной.
Изложенное означает, что акты общей формы должны составляться истцом не позднее дня прибытия вагонов на станцию назначения, а равно не позднее дня выдачи грузополучателю под роспись оригинала железнодорожной накладной. При этом событие, являющееся основанием для направления грузополучателю соответствующей претензии, наступает не позднее дня прибытия груза на станцию назначения и (или) дня выдачи грузополучателю соответствующей накладной.
Из актов общей формы N 15/1113 от 15.01.2019, 15/1187 от 16.01.2019, 15/1222 от 17.01.2019 следует, что они составлены позднее даты прибытия поезда на станцию назначения Новороссийск, что свидетельствует о существенном нарушении процедуры их составления. Следовательно, событие, послужившее основанием для предъявления претензии, наступило не позднее дня прибытия поезда на станцию назначения, т.е. не позднее 12.01.2019, 23.12.2018, 16.01.2019. Годичный срок истекает 12.01.2020, 23.12.2019, 16.01.2020. Материалами дела подтверждается факт направления истцом претензий 02.07.2020, что само по себе приостановило течение срока исковой давности на 22 дня. Исковое заявление поступило в суд за пределами срока исковой давности, срок окончания которого 07.02.2020.
В связи с отказом в удовлетворении основного требования о взыскании денежного обязательства судом обоснованно отказано и во взыскании суммы процентов за пользование чужими денежными средствами, начисляемыми на основании статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы ответчиком не уплачена государственная пошлина в установленном размере, то на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с него надлежит взыскать в доход федерального бюджета 3000 руб.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.09.2020 по делу N А32-6379/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 3000 руб.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Маштакова |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-6379/2020
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Российский железные дороги"
Ответчик: ПАО "Новороссийский морской торговый порт"