г. Санкт-Петербург |
|
10 ноября 2020 г. |
Дело N А42-13114/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 ноября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Баженовой Ю.С.
судей Полубехиной Н.С., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шахрзаевым М.И,
при участии:
от заявителя: представитель Каруковец Ю.А. (по доверенности от 07.02.2019),
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25701/2020) индивидуального предпринимателя Шанкояна Оганеса Саркисовича на решение Арбитражного суда Мурманской области от 23.07.2020 по делу N А42-13114/2019, принятое
по заявлению индивидуального предпринимателя Шанкояна Оганеса Саркисовича (ОГРНИП 316519000073242, ИНН 519053273738)
заинтересованное лицо: Комитет градостроительства и территориального развития Администрации города Мурманска (183012, область Мурманская, город Мурманск, проспект Ленина, д. 77, ОГРН: 1105190000871, ИНН: 5190913076)
о признании недействительным решения, об обязании устранить допущенные
нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Шанкоян Оганес Саркисович (далее - Заявитель, Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Комитета градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска (далее - Комитет) об отказе в выдаче разрешения на строительство от 10.12.2019 N 19-02-03/8183.
В качестве способа восстановления нарушенного права Заявитель просит обязать Комитет устранить допущенные нарушения, выдав Предпринимателю разрешение на строительство "Реконструкция административного учреждения по адресу: г. Мурманск, пр. Ленина 98а".
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 23.07.2020 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение отменить, заявленные требования удовлетворить. В апелляционной жалобе ее податель указывает на нарушение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. По мнению подателя жалобы, информация, указанная в градостроительном плане земельного участка (далее - ГПЗУ) от 24.02.2015, могла быть использована для разработки проектной документации, получения разрешения на строительство до 01.01.2020, указанный градостроительный план был приложен к заявлению о выдаче разрешения на строительство, не был аннулирован, в связи с чем, заявление Предпринимателя должно было быть рассмотрено применительно к содержанию указанного ГПЗУ, а не ГПЗУ от 16.01.2019, который заявителем в Комитет не предоставлялся. По мнению Предпринимателя, выдача нового ГПЗУ не прекращает действие предыдущего.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Предпринимателя доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить.
Комитет направил в суд отзыв на апелляционную жалобу, в которой против ее удовлетворения возражал, указав, что представленный Предпринимателем ГПЗУ не мог быть использован на момент подачи заявления от 03.12.2019 на реконструкцию объекта, в силу не актуальности сведений в отношении объектов капитального строительства, расположенных на земельном участке.
Комитет, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направил, жалоба рассмотрена в его отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя Предпринимателя, апелляционный суд установил следующее.
Согласно выписок из Единого государственного реестра недвижимости от 05.03.2020 в собственности Предпринимателя находятся земельный участок с кадастровым номером 51:20:0002049:431 и нежилое здание "Административное учреждение" с кадастровым номером 51:20:0002049:495, расположенные по адресу: г. Мурманск, пр. Ленина, д. 98а (здание).
04.12.2019 Предприниматель обратился в Комитет с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства: "Реконструкция административного учреждения по адресу: г. Мурманск, пр. Ленина, д. 98а" на земельном участке N 51:20:0002049:431, приложив градостроительный план земельного участка RU513020000-699 от 26.02.2015.
Уведомлением от 10.12.2019 N 14-02-03/8183 Комитет отказал Предпринимателю в выдаче разрешения на строительство по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ):
- несоответствие представленных документов требованиям к реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка N 51301000-1461 от 05.02.2019; проектная документация на объект капитального строительства "Реконструкция административного учреждения по адресу: г. Мурманск, пр. Ленина, д. 98а" разработана на основании градостроительного плана земельного участка N 51320000-699 от 26.02.2015, выданного Комитетом для строительства объекта капитального строительства "Административное учреждение";
- отсутствуют документы, предусмотренные частью 7 статьи 51 ГрК РФ, и материалы, содержащиеся в утвержденной в соответствии с частью 15 статьи 48 ГрК РФ проектной документации, оформленной в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требования к их содержанию.
Ссылаясь на то, что отказ в выдаче разрешения на реконструкцию является необоснованным, нарушает права и законные интересы Предпринимателя в сфере экономической деятельности, Заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Оценив правомерность заявленных требований применительно к положениям 24 главы АПК РФ, арбитражный суд первой инстанции посчитал указанные требования не подлежащими удовлетворению.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу положений статей 197, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Пункт 3 части 1 статьи 199 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривают распределение бремени доказывания по заявлению о признании ненормативного правового акта недействительным, а именно: заявитель должен доказать нарушение его прав и законных интересов оспариваемым актом, а орган, принявший этот акт, должен доказать его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта.
При разрешении настоящего спора суд первой инстанции правомерно исходил из того, что пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", частью 1 статьи 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся, в том числе, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах поселения, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Комитете градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска, утвержденного решением Совета депутатов г. Мурманска от 30.12.2009 N 14-187, Комитет является структурным подразделением администрации города Мурманска, созданным для осуществления полномочий администрации города Мурманска в сфере градостроительства и территориального развития муниципального образования город Мурманск.
Комитетом по заявлению Предпринимателя был подготовлен и выдан градостроительный план RU 51320000-699 от 26.02.2015 земельного участка с кадастровым номером 51:20:0002049:431, утвержденный постановлением Администрации города Мурманска от 06.03.2015 N 644, для использования при разработке проектной документации с целью строительства объекта капитального строительства "Административное учреждение", расположенное по пр. Ленина в районе дома N 100 в г. Мурманске.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, объект капитального строительства "Административное учреждение" введен в эксплуатации на основании разрешения на строительство N 51-320000-579-2015 от 01.09.2015 и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию N 51-RU 51301000-533-2017 от 21.08.2017.
Впоследствии, на основании заявления Предпринимателя от 16.01.2019 Комитетом подготовлен и выдан градостроительный план земельного участка RU 51301000-1461 от 05.02.2019 для реконструкции объекта "Административное учреждение".
В целях проведения реконструкции здания (увеличения этажности), Предприниматель обратился в Комитет за получением разрешения на строительство (реконструкцию), приложив к заявлению от 03.12.2019 (вх. N 10110 от 04.12.2019), проектную документацию, разработанную на основании ГПЗУ от 26.02.2015.
Как следует из положений части 7 статьи 51 ГрК РФ, в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос".
Согласно п.2 ч.7 ст. 51 ГрК к указанному заявлению прилагаются, среди прочих документов, градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство.
Согласно части 13 статьи 51 ГрК РФ в выдаче разрешения на строительство может быть отказано при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Согласно части 1 статьи 57.3 ГрК РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (часть 2 статьи 57.3 ГрК РФ).
Перечень информации, которая должна содержать в ГПЗУ, установлен частью 3 статьи 57.3 ГрК РФ.
В силу прямого указания части 10 статьи 57.3 ГрК РФ информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, может быть использована для подготовки проектной документации, для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи. По истечении этого срока использование информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, в предусмотренных настоящей частью целях не допускается.
С учетом изложенных правовых норм суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что градостроительный план земельного участка представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях; при этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, в границах которой расположен земельный участок.
Таким образом, сведения, содержащиеся в градостроительном плане земельного участка, должны быть актуальными на дату подачи заявления о выдаче разрешения на строительство.
Как видно из материалов дела, ГПЗУ от 26.02.2015 был подготовлен и выдан Заявителю для разработки проектной документации в отношении реализации строительства объекта "Административное учреждение", которое было построено и введено в эксплуатацию в августе 2017 года.
Информация, содержащаяся в ГПЗУ от 26.02.2015, после изменения характеристик земельного участка в связи с завершением строительства и вводом объекта капитального строительства в эксплуатацию, утратила актуальность.
В 2019 году Заявителю был выдан новый ГПЗУ от 05.02.2019, отражающий актуальную информацию, однако, Предприниматель, обращаясь в Комитет с заявлением 04.12.2019, в нарушение п.2 ч.7 ст.51 ГрК указанный градостроительный план не представил.
Кроме того, к заявлению была приложена проектная документация, разработанная в соответствии с ГПЗУ от 26.02.2015, утратившем свою актуальность после ввода в эксплуатацию расположенного на участке здания административного учреждения.
При таких обстоятельствах, как правильно указал суд первой инстанции, оспариваемое решение Комитета об отказе в выдаче разрешения на строительство соответствует закону, в связи с чем, отсутствуют предусмотренные ч.3 ст. 201 АПК РФ основания для признания его незаконным.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 23.07.2020 по делу N А42-13114/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.С. Баженова |
Судьи |
Н.С. Полубехина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-13114/2019
Истец: Шанкоян Оганес Саркисович
Ответчик: КОМИТЕТ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА И ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МУРМАНСКА