г. Самара |
|
10 ноября 2020 г. |
дело N А55-8932/2020 |
Судья Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда Демина Е.Г., рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу акционерного общества "Вагонная ремонтная компания-3" на решение Арбитражного суда Самарской области от 31 июля 2020 года по делу N А55-8932/2020 (судья Лукин А.Г.), принятое в порядке упрощенного производства,
по иску акционерного общества "Федеральная грузовая компания" (ОГРН 1106659010600, ИНН 6659209750) к акционерному обществу "Вагонная ремонтная компания-3" (ОГРН 1117746294115, ИНН 7708737500) о взыскании,
третье лицо: открытое акционерное общество "Российские железные дороги"
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Федеральная грузовая компания" (далее - истец, АО "ФГК") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к акционерному обществу "Вагонная ремонтная компания-3" (далее - ответчик, АО "ВРК-3") о взыскании 102 116,93 руб., в том числе 56 216,93 руб. убытков, 45 900 руб. штрафа за нахождение вагонов в нерабочем парке.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Российские железные дороги".
Решением от 31.07.2020 исковые требования удовлетворены в заявленном размере.
Ответчик не согласился с принятым судебным актом в части взыскания штрафа в размере 32 300 руб. просит решение в указанной части отменить, в иске отказать.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что суд неправильно установил обстоятельства дела.
Истец заявил к взысканию штраф на основании пункта 7.14 договора от 24.05.2019 N 185/ВРК-3/ОП/19/ФГК-343-15, которым штрафные санкции ограничены и не могут быть взысканы с ответчика за нахождение вагонов в нерабочем парке сверх трех суток.
Полувагоны N 61332219, 66236134, 61642385 не ремонтировались по гарантии в структурных подразделениях ответчика, в связи с чем, и истец необоснованно увеличил интервал нахождения вагонов в ремонте сверх установленных предельных значений.
Таким образом, величина договорной неустойки за вынужденное нахождение вагонов N 66236134, 61642385 не может превышать 5100 руб., а общий размер штрафных санкций по исковому заявлению не может превышать 13 600 руб. Доводы заявителя подробно изложены в апелляционной жалобе.
Истец представил отзыв, в котором отклонил жалобу как необоснованную, вместе с тем, изложенные в жалобе ответчика доводы не опроверг.
Дело рассмотрено без вызова сторон в соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ).
Из апелляционной жалобы следует, что ответчик обжалует решение только в части взыскания штрафа.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку от сторон таких возражений не поступило, законность и обоснованность решения проверяется в обжалуемой части.
Проверив материалы дела, ознакомившись с отзывом истца, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
Между истцом (заказчик) и ответчиком (подрядчик) заключен договор на выполнение работ по деповскому ремонту грузовых вагонов от 24.05.2019 N 185/ВРК-3/ОП/19/ФГК-343-15 по условиям которого заказчик поручает и обязуется оплатить, а подрядчик принимает на себя обязательства выполнять работы по деповскому ремонту грузовых вагонов (далее - работы), принадлежащих заказчику по согласованному сторонами месячному плановому заданию на проведение ремонта грузовых вагонов, по форме приложения N1 к договору.
В соответствии с заключенным договором в вагонных ремонтных депо АО "ВРК-3" проведен деповской ремонт вагонов N 61332219, N 66236134, N 61642385 собственности АО "ФГК".
В соответствии с пунктом 2.1.1 договора, подрядчик обязан производить ремонт грузовых вагонов, деталей и узлов в соответствии с требованиями руководящего документа "Грузовые вагоны железных дорог колеи 1520 мм. Руководство по деповскому/капитальному ремонту", утвержденного на 54-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (протокол от 18-19 мая 2011 года), с использованием собственных материалов и запасных частей, а также запасных частей заказчика, образующихся в процессе ремонта вагонов.
Согласно пункту 1.6 договора гарантийный срок на грузовые вагоны, отремонтированные деповским ремонтом, устанавливается до проведения следующего планового вида ремонта, но не позднее сроков, установленных Положением о системе технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов, допущенных в обращение на железнодорожные пути общего пользования в международном сообщении (утверждено Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества протокол от 16-17.10.2012 N 57), начиная от даты оформления уведомления о приемке грузовых вагонов из ремонта формы ВУ- 36-М, вне зависимости от текущих ремонтов, проведенных вагонам в гарантийный срок по эксплуатационным неисправностям или по кодам технологических неисправностей, отличных от кода отцепки вагона, в соответствии с классификатором "Основные неисправности грузовых вагонов" КЖА 2005-05.
Согласно пункту 6.1.7 договора подрядчик несет гарантийную ответственность в случаях выявления эксплуатационной неисправности грузовых вагонов или их составных частей, предусмотренных Классификатором основных неисправностей грузовых вагонов КЖА 2005-05 (код "102"), обнаруженной при не достижении грузовыми вагонами 50 000 км общего пробега (для грузовых вагонов, периодичность планового ремонта которых установлена по календарной продолжительности эксплуатации вагона - до истечения 6-ти месяцев).
Гарантийная ответственность при выявлении указанных неисправностей возникает у подрядчика с даты оформления уведомления формы ВУ-36-М.
В соответствии с пунктом 6.3 договора при обнаружении технологических дефектов в течение гарантийного срока, возникших в процессе эксплуатации грузовых вагонов вследствие некачественно выполненного ремонта (далее - дефекты), грузовые вагоны направляются в вагонные депо сети железных дорог или в (на) депо (предприятие) подрядчика для устранения выявленных дефектов. Заказчик имеет право устранять дефекты в любых организациях, выполняющих техническое обслуживание и ремонт подвижного состава.
Согласно исковому заявлению в период гарантийного срока спорные вагоны были отцеплены ОАО "РЖД" в пути следования по причине технических неисправностей, что подтверждено уведомлениями на ремонт вагона ВУ-23-м, и направлены в текущий отцепочный ремонт.
В рамках договора в вагонном ремонтном депо Кемерово проведен ремонт грузового вагона N 61332219, что подтверждено актом о выполненных работах от 22.07.2019 N 557.
В период гарантийного срока вагон N 61332219 был отцеплен в пути следования по причине эксплуатационной неисправности - тонкий гребень, код "102" в соответствии с Классификатором КЖА 2005-05, что подтверждено уведомлением на ремонт вагона ВУ-23-м N 4004.
Согласно приложенному уведомлению ВУ-23-м пробег вагона на момент отцепки составил 17 966 км.
Выявленная на вагоне N 61332219 неисправность была устранена в вагонном ремонтном депо Пенза АО "ВРК-1" в рамках договора от 29.12.2018 N ВРК-1/466/2018/ФГК-1103-15 на выполнение работ по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов, что подтверждено актом о выполненных работах от 13.11.2019 N 2099.
Расходы АО "ФГК" на устранение неисправности вагона N 61332219 в период гарантийного срока составили 31 537,31 руб., что подтверждено расчетом суммы возмещения затрат за текущий отцепочный ремонт грузового вагона N 61332219 и первичными документами по ремонту вагона.
В рамках договора в вагонном ремонтном депо Сасово проведен ремонт грузового вагона N 66236134, что подтверждается актом о выполненных работах от 10.06.2019 N 796.
В период гарантийного срока вагон N 66236134 был отцеплен в пути следования по причине технологической неисправности - нагрев подшипника в корпусе буксы выше нормы по внешним признакам, код "150" и претензии к качеству выполнения деповского ремонта, код "912" в соответствии с Классификатором КЖА 2005-05, что подтверждено уведомлением на ремонт ВУ-23мN4502.
Актом-рекламацией формы ВУ-41-М от 15.11.2019 N 31 установлено нарушение вагонным ремонтным депо Сасово требований п. 12.4.2.2.3, 12.4.2.2.4 и 12.4.2.2.5 Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524 мм) РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017 при проведении деповского ремонта вагона, что повлекло отцепке вагона по коду неисправности "150" и "912".
Выявленная на вагоне N 66236134 неисправность была устранена в вагонном ремонтном депо Сызрань АО "ВРК-1" в рамках договора от 29.12.2018 N ВРК-1/466/2018/ФГК-1103-15 на выполнение работ по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов, что подтверждено актом о выполненных работах от 15.11.2019 N343.
Расходы АО "ФГК" на устранение неисправности вагона N 66236134 в период гарантийного срока составили 18 613,42 руб., что подтверждено расчетом суммы возмещения затрат за текущий отцепочный ремонт грузового вагона N 66236134 и первичными документами по ремонту вагона.
В рамках договора в вагонном ремонтном депо Сасово проведен ремонт грузового вагона N 61642385, что подтверждается актом о выполненных работах от 27.11.2019 N1753.
В период гарантийного срока вагон N 61642385 был отцеплен в пути следовании по причине технологической неисправности - претензии к качеству выполнения деповского ремонта, код "912" в соответствии с Классификатором КЖА 2005-05, что подтверждено уведомлением на ремонт ВУ-23-м N 7770.
Актом-рекламацией формы ВУ-41-М от 24.12.2019 N 409 установлено нарушение вагонным ремонтным депо Сасово требований пункта 22.1.4.1 Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524 мм) РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017 при проведении деповского ремонта вагона, что повлекло отцепке вагона по коду неисправности "912".
Выявленная на вагоне N 61642385 неисправность была устранена в эксплуатационном вагонном депо Кинель ОАО "РЖД" в рамках договора от 01.04.2013 N ТОР-ЦВ-00-11/ФГК-164-15 на выполнение текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов, что подтверждается актом о выполненных работах от 25.12.2019 N 12/17/385.
Расходы АО "ФГК" на устранение неисправности вагона N 61642385 в период гарантийного срока составили 6 066,20 руб., что подтверждено расчетом суммы возмещения затрат за текущий отцепочный ремонт грузового вагона N 61642385 и первичными документами по ремонту вагона.
Общий размер расходов АО "ФГК", связанных с устранением выявленных неисправностей вышеуказанных вагонов составил 56 216,93 руб., что подтверждено актами выполненных работ, счетами-фактурами, платежными поручениями.
В соответствии с пунктом 6.1.8 договора подрядчик обязан возместить заказчику все документально подтвержденные расходы на текущий ремонт грузового вагона, в том числе: связанные с оплатой провозных платежей в ремонт, оплатой за выполненные работы по устранению дефектов, за детали, установленные на грузовой вагон взамен забракованных и неподлежащих ремонту, а также расходы, связанные с подачей-уборкой грузовых вагонов на ремонтные позиции и контрольно-регламентными работами.
Истец направил в адрес ответчика претензию о возмещении указанных расходов, которая ответчиком была оставлена без удовлетворения, что явилось основанием для обращения истца в суд с вышеуказанным иском.
Оценив обстоятельства дела и представленные доказательства, суд первой инстанции признал требование истца о возмещении убытков в размере 56 216, 93 руб. обоснованным и подлежащим удовлетворению в силу статей 15, 309, 702, 721, 722, 723 Гражданского кодекса Российской Федерации. В указанной части решение не обжаловано.
В соответствии с пунктом 7.14 договора от 24.05.2019 N 185/ВРК-3/ОП/19/ФГК-343-15 при обнаружении неисправностей в течение гарантийного срока, возникших в процессе эксплуатации грузовых вагонов вследствие некачественно выполненного ремонта, а также отставление грузовых вагонов от эксплуатации вследствие некачественного выполненного ремонта запасных частей в соответствии с пунктом 2.1.9 договора, заказчик вправе взыскать с подрядчика кроме понесенных расходов, предусмотренных в пункте 6.6 договора, в том числе и штраф в размере: 1700 руб. для полувагонов, 1500 руб. для крытых вагонов, 1000 руб. для платформ, 900 руб. для цистерн и 1500 руб. для прочего рода подвижного состава за каждые сутки нахождения грузового вагона в нерабочем парке с даты составления формы ВУ-23 и до оформления формы ВУ-36. но не более 3 суток, при условии, что устранение дефектов производит предприятие иное от предприятия, выполнившего некачественный ремонт. Если устранение дефектов производит предприятие, выполнившее некачественный ремонт, то указанное выше ограничение по количеству суток нахождения вагона в нерабочем парке не применяется.
Согласно расчету истца сумма штрафа за нахождения вагона в нерабочем парке составляет 45 900 руб.: вагон N 61332219 отцеплен 12.11.2020 в 09-18 час. на основании ВУ-23-М N 4004 и выпущен из ремонта 13.11.2020 в 16-59 час. на основании ВУ-36-М N 73, таким образом штраф составил 1700 руб.*2 сут. = 3400 руб.
Вагон N 66236134 отцеплен 12.11.2020 в 09-34 час. на основании ВУ-23-М N 0358823 и выпущен из ремонта 15.11.2020 в 16-24 час. на основании ВУ-36-М N 1, таким образом штраф составил 1700 руб.*4 сут. = 6800 руб.
Вагон N 61642385 отцеплен 05.12.2020 в 11-01 час. на основании ВУ-23-М N 0358823 и выпущен из ремонта 25.12.2020 в 12-48 час. на основании ВУ-36-М N 4334, таким образом штраф составил 1700 руб.*21 сут. = 35 700 руб.
В соответствии с пунктом 18.1 и 18.2 Руководства по деповскому ремонту грузовых вагонов, вагонные депо, производящие деповской ремонт вагонов несут ответственность за качественный ремонт узлов и деталей, исправную работу вагона и его узлов до следующего планового ремонта, считая от даты выписки уведомления об окончании ремонта вагонов формы ВУ-36 при соблюдении правил эксплуатации вагонов.
Между тем, из материалов дела следует, что полувагоны N 61332219, 66236134, 61642385 не ремонтировались по гарантии в структурных подразделениях ответчика, в связи с чем, истец необоснованно увеличил интервал нахождения вагонов в ремонте сверх ограничения (3 суток), установленного пунктом 7.14 договора.
Исходя из условий договора штраф по вагонам N 66236134 и N 61642385 составляет 10 200 руб. (1700 руб. х3 =5100 руб.) по каждому вагону.
Штраф по вагону N 61332219 составляет 3400 руб. (1700 руб. х 2). Всего по трем вагонам размер штрафа составляет 13 600 руб.
На основании изложенного и в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 270 АПК РФ решение в обжалуемой части и в части распределения расходов по уплате государственной пошлины подлежит изменению в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствами дела.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе, в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на истца в размере 3000 руб., поскольку апелляционная жалоба полностью удовлетворена.
Руководствуясь статьями 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 31 июля 2020 года по делу N А55-8932/2020 в обжалуемой части изменить. Взыскать с акционерного общества "Вагонная ремонтная компания-3" в пользу акционерного общества "Федеральная грузовая компания" штраф в размере 13 600 (тринадцати тысяч шестисот) руб. В остальной части требование о взыскании штрафа оставить без удовлетворения.
Взыскать с акционерного общества "Вагонная ремонтная компания-3" в пользу акционерного общества "Федеральная грузовая компания" расходы по уплате государственной пошлины по иску в размере 2779 руб. В остальной части решение оставить без изменения.
Взыскать с акционерного общества "Федеральная грузовая компания" в пользу акционерного общества "Вагонная ремонтная компания-3" расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Демина Е.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-8932/2020
Истец: АО "Федеральная грузовая компания" в лице Самарского агентства, АО "Федеральная грузовая компания" в лице Самарского агентства транспортного обслуживания "ФГК"
Ответчик: АО "Вагонная ремонтная компания - 3", АО "Вагонная ремонтная компания-3"
Третье лицо: ОАО "РЖД"