г. Санкт-Петербург |
|
10 ноября 2020 г. |
Дело N А56-31781/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 ноября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Вардиковой А.А.
при участии:
от заявителя: Полозов Л.В. по доверенности от 02.09.2020 г.
от заинтересованного лица: Федорова И.Г. по доверенности от 07.10 2019 г.
от 3-го лица: Барлет А.В. по доверенности от 09.01.2020 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25420/2020) Жилищно-строительного кооператива N 1175 на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.07.2020 по делу N А56-31781/2020 (судья Гуляев С.Б.), принятое
по заявлению Жилищно-строительного кооператива N 1175
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
3-е лицо: Закрытое акционерное общество "Сити Сервис"
о признании недействительным предписания
УСТАНОВИЛ:
Жилищно-строительный кооператив N 1175 (далее - ЖСК N 1175, Кооператив) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - ГЖИ, Инспекция) от 16.03.2020 N819-рл о внесении сведений о многоквартирном доме.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено закрытое акционерное общество "Сити Сервис" (далее - ЗАО "Сити Сервис").
Решением суда от 30.07.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, ЖСК N 1175 направил апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, вынести новое решение. Податель жалобы указывает, что оспариваемое распоряжение вынесено без выяснения действительного волеизъявления собственников помещений, нарушает права и законные интересы ЖСК в сфере экономической деятельности.
В судебном заседании представитель ЖСК поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представители Инспекции и ЗАО "Сити Сервис" просили оставить жалобу без удовлетворения, ссылаясь на правомерность решения суда.
Судом отказано в принятии в качестве доказательств дополнительных документов, приложенных истцом к апелляционной жалобе и не представлявшихся в суд первой инстанции в отсутствие уважительных причин, что в силу пункта 2 статьи 268 АПК РФ исключает возможность их принятия на стадии апелляции.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома (далее - МКД) по адресу: Санкт-Петербург, Новосмоленская набережная, д. 1, лит. А, (протокол N 1 от 20.02.2020), которое проводилось в период с 10.01.2020 по 10.02.2020, выбрана управляющая компания - ЗАО "Сити Сервис", с которой были заключены договоры управления МКД.
ЗАО "Сити Сервис" (лицензиат) предоставлена лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 09.04.2015 N 078000046.
ЗАО "Сити Сервис" обратилось с Инспекцию с заявлением от 28.02.2020 N 657 (вх. N 08-11-4655/20-0-0 от 02.03.2020) о внесении изменений в реестр лицензий Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, Новосмоленская наб., д. 1, лит. А.
16.03.2020 Инспекция провела проверку, в ходе которой было установлено, что в собрании приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие 54,51 % голосов (3582,7 кв.м) от общего числа голосов собственников помещений дома (6572 кв.м). ГЖИ установлено, что решения приняты при наличии необходимого кворума. ГЖИ посчитала, что факт участия собственников в собрании подтвержден приложенными к протоколу подлинниками решений собственников помещений. Протокол N 1 от 20.02.2020 оформлен в соответствии с Требованиями к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденными приказом Минстроя от 28.01.2019 N 44/пр.
По результатам исследования представленных документов установлено, что признаки ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленного протоколом N 1 от 20.02.2020 отсутствуют.
По результатам исследования представленных документов Инспекцией составлены акт проверки от 16.03.2020 и заключение от 16.03.2020 по результатам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом для внесения изменений в реестр лицензий Санкт-Петербурга. 16.03.2019
ГЖИ вынесла распоряжение N 819-рл о внесении сведений о многоквартирных домах в реестр лицензий субъекта Российской Федерации Санкт-Петербург, которым внесла изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации Санкт-Петербург с 01.04.2019, в связи с заключением лицензиатом ЗАО "Сити Сервис" договора управления МКД по адресу: Санкт-Петербург, Новосмоленская наб. д. 1, лит.А.
ЖСК N 1175 оспорило указанное распоряжение Инспекции от 16.03.2019 N 819-рл в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого распоряжения, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Согласно части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 ЖК РФ).
Так как деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (статьей 192 ЖК РФ, подпункт 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"), то в силу части статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации. При этом, реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий установлен статьей 198 ЖК РФ.
Согласно части 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом, лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 настоящей статьи сведений, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом. Положения настоящей части распространяются также на случаи изменения способа управления многоквартирным домом и представления в связи с этим в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в частях 6 и 7 статьи 110, частях 7 и 8 статьи 135 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утвержден Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр).
В силу пункта 2 Порядка N 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора), в том числе на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частями 3, 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 ЖК РФ.
Согласно пункту 3 Порядка к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются, в том числе, следующие документы:
- копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации (подпункт "а");
- копия акта приема-передачи технической документации и иных связанных с управлением таким домом документов, ключей от помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иных технических средств и оборудования, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае подачи заявления об исключении многоквартирного дома из реестра (подпункт "г");
- документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя на подачу заявления и документов, предусмотренных пунктом 3 настоящего Порядка (в случае, если от имени заявителя обращается его уполномоченный представитель), оформленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (подпункт "д");
- опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная заявителем (уполномоченным представителем заявителя) (подпункт "м").
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 7 Порядка N 938/пр по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 5 Порядка N 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что в собрании приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие 54,51 % голосов (3582,7 кв. метров) от общего числа голосов собственников помещений дома (6572 кв. метров).
Факт участия собственников в собрании подтвержден приложенными к протоколу подлинниками решений собственников помещений.
Протокол N 1 от 20.02.2020 г. оформлен в соответствии с Требованиями к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденными приказом Минстроя от 28.01.2019 N 44/пр.
Подпунктом "в" пункта 3 Порядка N 938/пр к заявлению о внесении изменений в реестр прилагается копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, или копия договора управления, заключенного с застройщиком в случаях, предусмотренных частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Заявление и документы, предоставленные ЗАО "Сити Сервис", соответствуют требованиям пунктов 2,3 Порядка N 938/пр, что отражено в заключении от 16.03.2020 по результатам проверки заявления и документов представленных лицензиатом. Оснований для приостановления или отказа во внесении изменений в реестр лицензий, установленных пунктами 9,10 Порядка N 938/пр, не имелось.
Соответственно, как верно указано судом первой инстанции, Инспекция не приостанавливала рассмотрение заявления ЗАО "Сити Сервис" и не проводила последующую проверку заявления, поскольку Кооператив не является лицензиатом (управляющей организацией) в смысле, придаваемом этому понятию Правилами N 938/пр.
Сведений о признании судом протокола общего собрания от 20.02.2020 N 1 недействительным на момент рассмотрения дела не имелось, что подтверждается материалами дела.
Соответственно, довод заявителя о недействительности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленном протоколом от 20.02.2020 N 1 является необоснованным и подлежащим отклонению.
При таких обстоятельствах, Инспекцией при рассмотрении заявления соблюдены требования Жилищного кодекса РФ и Порядка N 938/пр, в связи с чем оснований для признания незаконным оспариваемого распоряжение не имелось.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что ГЖИ вынесено обоснованное и правомерное распоряжение.
В связи с вышеизложенным оснований для отмены решения суд и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30 июля 2020 года по делу N А56-31781/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Жилищно-строительного кооператива N1175- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-31781/2020
Истец: ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КООПЕРАТИВ N 1175
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Третье лицо: ЗАО "СИТИ СЕРВИС"
Хронология рассмотрения дела:
19.05.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-8467/2022
23.03.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1016/2021
10.11.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-25420/20
30.07.2020 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-31781/20