г. Чита |
|
11 ноября 2020 г. |
Дело N А78-815/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 ноября 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Мациборы А.Е., судей Бушуевой Е.М., Куклина О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ваулиной Ю.Д.,
при участии в судебном заседании представителя ПАО "Территориальная генерирующая компания N 14" по доверенности N 492 от 07.07.2020 Виноградовой С.И.,,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 23 июня 2020 года по делу N А78-815/2020 по иску публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" (ОГРН 1047550031242, ИНН 7534018889) к федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 10377700255284, ИНН 7704252261) о взыскании 621 971,58 руб.,
с участием в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно- коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745),
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 14" обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с исковым заявлением, уточненным в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации о взыскании задолженности по оплате за потребленную тепловую энергию в сумме 621 971,58 руб.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 23 июня 2020 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Четвертый арбитражный апелляционный суд с жалобой, просит отменить решение суда.
В обоснование апелляционной жалобы указал, что наличие вещного права Учреждения в отношении объекта нежилого помещения, куда теплоснабжающей организацией поставлялась тепловая энергия, не влечет для Территориального управления обязанности по оплате за такой ресурс. ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России является единственным поставщиком ресурсов для нужд учреждений, подведомственных Минобороны России. Когда ФГБУ "ЦЖКУ" не обладает собственным источником тепловой энергии для оказания коммунальной услуги для нужд Минобороны России, следовательно, такой энергетический ресурс он должен приобрести у теплоснабжающей организации по возмездному договору, коим в настоящей спорной ситуации является ПАО "ТГК N 14". То обстоятельство, что ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России не заключило прямой договор на поставку тепловой энергии, не умоляет обязанности ЦЖКУ обеспечивать объекты Минобороны России такой энергией, поскольку именно Министерство определило данного ответчика, как единственного поставщиком испрашиваемого ресурса для нужд Вооруженных Сил. Бездействие ФГБУ "ЦЖКУ" сводится к уклонению от осуществления прямых обязанностей и порождает отпуск тепловой энергии на конкретные объекты недвижимого имущества в отсутствие письменного договора потребления. Обеспечение тепловой энергии объектов материально технической базы Вооруженных Сил является бременем ФГБУ "ЦЖКУ". Несмотря на наличие зарегистрированного вещного права, ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России Территориальное управление не может являться надлежащим ответчиком по иску, поскольку не является фактическим потребителем поставленного коммунального ресурса, и не имеет законного права на заключение договора по поставке коммунального ресурса. Учреждение полагает, что надлежащим ответчиком по заявленным требованиям является ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России и Российская Федерация в лице Минобороны России.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержала доводы, изложенные в отзыве.
Представители иных участвующих в деле лиц в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Как следует из материалов дела и установлено судом, нежилые помещения, расположенные в многоквартирных жилых домах по адресам: мкр. Батарейный, д.3, нежилое помещение магазин ул. Горького, 30, ул. Ленина, 110 пом.2, нежилое помещение ул. Ленина, 111, пом.48, ул. Ленина, 126, пом.9, 11, встроенные помещения N 1,2,3 г. Чита, ул. Яковлева, 39, нежилое помещение ул. Ленина, 24 пом., 7, ул. Ленина, 58, помещение 3, нежилое помещение ул. Ленинградская, 98 пом. 1, 2, нежилое помещение ул. Угданская, 26, пом.1, 2, ул. Гаюсана, 28, пом.1 являются объектами Министерства обороны Российской Федерации, принадлежат федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России на праве оперативного управления.
Право оперативного управления подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости на соответствующие помещения, представленными в материалы дела.
Истец, являясь ресурсоснабжающей организацией, в отсутствие договора в июле-ноябре 2019 года произвел поставку тепла на указанные объекты
Задолженность за тепловую энергию по расчетам истца составляет 621 971,58 руб.
Ненадлежащее исполнение обязательств по оплате за потребленные ресурсы послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворены.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539-547 Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией, водой и другими товарами через присоединенную сеть.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Факт принадлежности спорных помещений, расположенных в многоквартирных жилых домах по адресам: мкр. Батарейный, д. 3, нежилое помещение магазин ул. Горького, 30, ул. Ленина, 110 пом.2, нежилое помещение ул. Ленина, 111, пом.48, ул. Ленина, 126, пом.9, 11, встроенные помещения N 1,2,3 г. Чита, ул. Яковлева, 39, нежилое помещение ул. Ленина, 24 пом., 7, ул. Ленина, 58, помещение 3, нежилое помещение ул. Ленинградская, 98 пом. 1, 2, нежилое помещение ул. Угданская, 26, пом.1, 2, ул. Гаюсана, 28, пом.1 ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на праве оперативного подтвержден выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ними.
Статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривается, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Таким образом, ФГКУ "СибТУИО", как лицо, которому нежилые помещения переданы в оперативное управление, обязано нести бремя содержания, в том числе исполнять обязанность по оплате потребленных коммунальных услуг с момента государственной регистрации этого вещного права.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России в силу норм действующего законодательства обязано нести расходы по содержанию общего имущества многоквартирных домов и оплате коммунальных услуг.
Объем тепловой энергии, поставленной на нужды отопления спорных помещений, произведен из расчета площади помещений.
Проверив представленный истцом расчет, суд первой инстанции признал его верным.
Доказательств оплаты задолженности ответчиками не представлено.
В связи с чем, требования истца о взыскании стоимости поставленной тепловой энергии являются законными и обоснованными.
Доводы жалобы о том, что ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России является единственным поставщиком тепловой энергии для нужд Минобороны Российской Федерации и организаций, подведомственных Минобороны России подлежат отклонению.
При рассмотрении дела N А78-12019/2018 установлено, что ни ответчики, ни управляющие организации не приступили к выполнению функций исполнителей коммунальной услуги в отношении коммунального ресурса в виде отопления в указанных многоквартирных домах. Счета на оплату ПАО "ТГК-14" им в спорный период не выставляло. При этом собственники помещений в домах производят платежи за поставленные коммунальные ресурсы напрямую ресурсоснабжающей организации, а управляющие организации в расчетах не участвуют.
Правовая позиция, допускающая обращение ресурсоснабжающей организации с требованием о взыскании основного долга за потребленную тепловую энергию к учреждению, как правообладателю помещений в многоквартирном доме, сформирована в определении Верховного Суда Российской Федерации от 08.09.2017 N 305-ЭС17-3797 по делу со схожими фактическими обстоятельствами.
Довод апелляционной жалобы о том, что обязанным лицом по оплате должно выступать ФГБУ "ЦЖКУ", в компетенцию которого входит содержание объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, подлежит отклонению как несостоятельный.
Помещения расположены в многоквартирных домах, которые не находятся на обслуживании данного лица, потому оснований считать что именно ФГБУ "ЦЖКУ" в отсутствие договора, составленного в виде письменного документа, должно оплачивать коммунальные услуги у суда не имеется.
С учетом фактических обстоятельств дела суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но признаются судом необоснованными и не способными повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь его отмену, судом апелляционной инстанции не установлено в связи с чем, решение по делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Забайкальского края от 23.06.2020 по делу N А78-815/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
А.Е. Мацибора |
Судьи |
Е.М. Бушуева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-815/2020
Истец: ПАО "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ N 14"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СИБИРСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации, ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны РФ