г. Красноярск |
|
12 ноября 2020 г. |
Дело N А33-15437/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена "11" ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен "12" ноября 2020 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Юдина Д.В.,
судей: Иванцовой О.А., Шелега Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии:
от заявителя (публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири"): Ельпина С.В., представителя на основании доверенности от 07.12.2018 N 24/593, Левенко М.С., представителя на основании доверенности от 08.05.2018 N 24/285
от ответчика (Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю): Безруких А.П., представителя на основании доверенности от 17.07.2020 N 39,
от третьего лица (Болдаевоской Р.Г.): Кучкина М.Г., представителя по доверенности 25.05.2019 N 24аа3650124,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "10" июля 2020 года по делу N А33-15437/2020,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327, далее - заявитель, общество, после изменения наименования - ПАО "Россети Сибирь") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (ИНН 2466009115, ОГРН 1022402675965, далее - административный орган, Красноярское УФАС России) о признании незаконным и отмене постановления от 17.04.2020 N 024/04/9.21-2151/2019.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Болдаевская Р.Г.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 10 июля 2020 года по делу N А33-15437/2020 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "МРСК Сибири" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой (дополнением к ней), в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что третьим лицом к уведомлению о выполнении им технических условий не были приложены документы, следовательно, данное уведомление не соответствует пункту 85 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861) и не влечет правовых последствий.
Кроме того, как утверждает заявитель, на момент заключения договора об осуществлении технологического присоединения объекта к электрическим сетям от 02.08.2018 N 20.2400.7335.18 спорный объект фактически имел присоединение к электрическим сетям, что также следует из решения Железнодорожного районного суда г.Красноярска от 06.08.2020 по делу N2-122/2020. Признание указанным решением суда общей юрисдикции договора об осуществлении технологического присоединения объекта к электрическим сетям от 02.08.2018 N 20.2400.7335.18 недействительной сделкой, по мнению заявителя, исключает обязанность общества по выполнению мероприятий по технологическому присоединению объекта к электрическим сетям.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик не согласился с изложенными в ней доводами, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. Заявил ходатайство о приобщении к материалам дела решения Железнодорожного районного суда г.Красноярска от 06.08.2020 по делу N 2-122/2020.
Представитель ответчика в судебном заседании, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, согласен с решением суда, в удовлетворении апелляционной жалобы просит отказать, возражает против удовлетворения ходатайства заявителя о приобщении к материалам дела дополнительного доказательства.
Представитель третьего лица, письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил, в судебном заседании сослался на доводы отзыва ответчика, считает решение суда первой инстанции законным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, не возражает против приобщения к материалам дела дополнительного доказательства по ходатайству заявителя.
Суд апелляционной инстанции, оценив с позиций статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом положений части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ходатайство заявителя о принятии дополнительных доказательств, определил его удовлетворить, приобщить к материалам дела решение Железнодорожного районного суда г.Красноярска от 06.08.2020 по делу N 2-122/2020 для проверки правильности выводов суда первой инстанции и доводов заявителя, приведенных при первоначальном рассмотрении дела.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление Болдаевской Р.Г., направленное представителем по доверенности Кучкиным М.Г. (вх. N 17854 от 09.10.2019) на действия ПАО "МРСК Сибири", выразившиеся в нарушении установленного порядка технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств жилого дома, расположенного (который будет располагаться) по адресу: Красноярский край, г.Красноярск, Октябрьский район, ул.Космическая, 22, к.н. земельного участка 24:50:0100517:191.
По данному факту управлением 08.11.2019 вынесено определение о возбуждении дела N 024/04/9.21-2151/2019 об административном правонарушении и проведении административного расследования, по результатам которого в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении от 27.01.2020 N 024/04/9.21- 2151/2019.
Постановлением о назначении административного наказания от 17.04.2020 N 024/04/9.21-2151/2019 ПАО "МРСК Сибири" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Соблюдение процедуры привлечения к административной ответственности и наличие полномочий административного органа на составление протокола об административном правонарушении и принятие постановления о привлечении к административной ответственности, а также срока привлечения к административной ответственности установлены судом первой инстанции и обществом не оспариваются.
Отказывая обществу в удовлетворении заявления, Арбитражный суд Красноярского края пришел к выводу о наличии в действиях (бездействии) общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объективную сторону вмененного обществу правонарушения образует повторное нарушение субъектом естественной монополии правил технологического присоединения к электрическим сетям, выразившееся в нарушении установленных законодательством порядка и сроков технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя.
В оспариваемом постановлении обществу вменено нарушение, выразившееся в неосуществлении мероприятий по технологическому присоединению объекта, непроведении проверки выполнения технологических условий заявителем в установленный действующим законодательством срок.
В силу статьи 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В соответствии с частью 1 статьи 4 указанного Федерального закона услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 N 179-э ОАО "МРСК Сибири" (после изменения наименования - ПАО "МРСК Сибири"), осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел I "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии", под регистрационным N 24.1.58.
При рассмотрении дела об административном правонарушении ответчиком установлено, что основным видом деятельности заявителя, в том числе на территории Красноярского края, является оказание услуг по передаче электрической энергии, следовательно, ПАО МРСК "Сибири" является субъектом естественной монополии.
Указанное обстоятельство заявителем не оспаривается.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической и тепловой энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ.
Статьей 2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ определено, что законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодексе Российской Федерации, Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
Согласно пункту 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Пункт 7 Правил N 861 настоящие устанавливает процедуру технологического присоединения.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 16 Правил N 861 срок осуществленная мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора, не может превышать 6 месяцев для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 Правил, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Таким образом, вышеуказанными нормами установлен порядок осуществления подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, предусматривающий, в том числе срок такого подключения.
В пункте 18 Правил N 861 определена последовательность мероприятий по технологическому присоединению, в том числе проверка выполнения заявителем (за исключением заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, кроме случаев, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения выше 0,4 кВ) и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил.
Согласно пункту 19 Правил N 861 стороны составляют акт об осуществлении технологического присоединения не позднее 3 рабочих дней после осуществления сетевой организацией фактического присоединения объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности.
Пунктом 81 Правил N 861 предусмотрено, что проверка выполнения технических условий проводится в отношении каждых технических условий, выданных заявителям.
В отношении заявителей, чьи технические условия в соответствии с настоящими Правилами не подлежат согласованию с субъектом оперативно-диспетчерского управления (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), проверка выполнения технических условий осуществляется в соответствии с пунктами 82 - 90 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 82 Правил N 861 проверка выполнения заявителем технических условий в случаях, когда не требуется согласование технических условий с субъектом оперативно-диспетчерского управления, осуществляется сетевой организацией и включает определенные мероприятия.
По пункту 82(1) Правил N 861 одновременно с осмотром присоединяемых электроустановок заявителя осуществляется допуск к эксплуатации установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии, включающий составление акта допуска прибора учета к эксплуатации в порядке, предусмотренном разделом X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии.
При этом для допуска к эксплуатации установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии сетевая организация обязана в сроки и в порядке, которые предусмотрены разделом X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, обеспечить приглашение для участия в процедуре указанного допуска субъекта розничного рынка, указанного в заявке, с которым заявитель намеревается заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), либо субъекта розничного рынка, с которым заявителем заключен указанный договор, а также иных субъектов розничных рынков, приглашение которых для допуска к эксплуатации прибора учета электрической энергии является обязательным в соответствии с разделом X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии. Сетевая организация несет перед заявителем ответственность за неприглашение на процедуру допуска прибора учета электрической энергии к эксплуатации субъектов розничных рынков, указанных в настоящем пункте, в сроки и в порядке, которые предусмотрены разделом X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, и обязана в этом случае возместить заявителю расходы, понесенные им в результате применения расчетных способов определения объемов безучетного потребления электрической энергии в отношении соответствующих энергопринимающих устройств.
В соответствии с пунктом 84 Правил N 861 сетевая организация проводит осмотр присоединяемых электроустановок заявителя до распределительного устройства (пункта) заявителя (распределительного устройства трансформаторной подстанции, вводного устройства, вводного распределительною устройства, главного распределительного щита, узла учета) включительно.
Согласно пункту 85 Правил N 861 для проведения проверки выполнения технических условий заявитель представляет в сетевую организацию уведомление о выполнении технических условий с приложением документов.
Сетевая организация рассматривает представленные заявителем документы, предусмотренные пунктом 85 Правил, и осуществляет осмотр электроустановок заявителя (пункт 87 Правил N 861).
Согласно пункту 88 Правил N 861 по результатам мероприятий по проверке выполнения заявителем технических условий сетевая организация в 3-дневный срок составляет и направляет для подписания заявителю подписанный со своей стороны в 2 экземплярах акт о выполнении технических условий (далее - акт о выполнении технических условий).
Заявитель в течение 5 дней со дня получения подписанного сетевой организацией акта о выполнении технических условий возвращает в сетевую организацию один экземпляр подписанного со своей стороны акта о выполнении технических условий.
Акт о выполнении технических условий составляется в отношении заявителей, указанных в пункте 12 настоящих Правил, в случае осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно по одному источнику электроснабжения, а также заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, и подписывается заявителем и сетевой организацией непосредственно в день проведения осмотра.
Сетевая организация вместе с актом о выполнении технических условий обязана предоставить заявителю ранее полученные от гарантирующего поставщика:
или 2 экземпляра подписанного гарантирующим поставщиком проекта договора энергоснабжения (дополнительного соглашения к действующему договору) - если в заявке в качестве вида договора, обеспечивающего продажу заявителю электрической энергии (мощности) на розничном рынке, указан договор энергоснабжения;
или 2 экземпляра подписанного гарантирующим поставщиком проекта договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) (дополнительного соглашения к действующему договору) - если в заявке в качестве вида договора, обеспечивающего продажу заявителю электрической энергии (мощности) на розничном рынке, указан договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности).
При несогласии заявителя с каким-либо условием проекта договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, содержание которого установлено законодательством, по причине несоответствия формулировки такого условия формулировке, предусмотренной законодательством, либо при его несогласии с каким-либо условием указанного договора, содержание которого в соответствии с законодательством может быть определено по усмотрению сторон, заявитель вправе направить гарантирующему поставщику, с которым заявитель намерен заключить договор, обеспечивающий продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, предложение о заключении такого договора на иных условиях.
В случае когда к заявке был приложен подписанный заявителем проект договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) или протокол разногласий к проекту договора, форма которого размещена (опубликована) гарантирующим поставщиком в соответствии с пунктом 33 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, по которому у гарантирующего поставщика отсутствуют возражения, то сетевая организация в порядке, предусмотренном абзацами четвертым - шестым настоящего пункта, предоставляет заявителю ранее полученный от гарантирующего поставщика один экземпляр подписанного со стороны гарантирующего поставщика договора или протокола разногласий соответственно.
Сетевая организация, направившая в адрес гарантирующего поставщика, указанного в заявке, с которым заявитель намеревается заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) в отношении энергопринимающих устройств, технологическое присоединение которых осуществляется, копию подписанного с заявителем договора и копии документов заявителя, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил, и получившая от гарантирующего поставщика отказ от заключения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) с указанием причин такого отказа, обязана не позднее 2 рабочих дней направить такую информацию заявителю.
В соответствии с пунктом 89 Правил N 861 при невыполнении требований технических условий сетевая организация в письменной форме уведомляет об этом заявителя.
При выявлении в ходе осмотра невыполнения заявителем требований технических условий и проектной документации, представляемой в сетевую организацию в соответствии с подпунктом "б" пункта 85 настоящих Правил, сетевая организация по завершении осмотра электроустановок составляет и передает заявителю перечень замечаний, выявленных в ходе проверки и подлежащих выполнению. Повторный осмотр электроустановки заявителя осуществляется не позднее 3 рабочих дней после получения от него уведомления об устранении замечаний с приложением информации о принятых мерах по их устранению.
Акт о выполнении технических условий подписывается после устранения всех замечаний, направленных сетевой организацией заявителю.
Пунктом 90 Правил N 861 предусмотрено, что срок проведения мероприятий по проверке сетевой организацией выполнения заявителем технических условий (с учетом направления заявителю подписанного сетевой организацией акта о выполнении технических условий) не должен превышать 10 дней со дня получения сетевой организацией уведомления от заявителя о выполнении им технических условий либо уведомления об устранении замечаний.
Как следует из материалов дела (в том числе протокола об административном правонарушении от 27.01.2020 N 024/04/9.21-2151/2019, оспариваемого постановления), между ПАО "МРСК Сибири" и Болдаевской М.В. заключен договор об осуществлении технологического присоединения объекта к электрическим сетям от 02.08.2018 N 20.2400.7335.18. По договору дарения от 15.01.2019 Болдаевская М.В. передала объект в собственность Болдаевской Р.Г.
В соответствии с пунктом 5 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора.
Таким образом, срок, предусмотренный пунктом 16 Правил N 861, является предельным и начинает течь с момента заключения договора об осуществлении технологического присоединения. Нормами действующего законодательства не предусмотрено оснований для продления указанного срока, либо оснований, освобождающих сетевую организацию от обязанности по осуществлению мероприятий направленных на технологическое присоединение объекта третьего лица.
Следовательно, мероприятия по технологическому присоединению к электрическим сетям ПАО "МРСК Сибири" должны быть выполнены обществом не позднее 04.02.2019.
На момент обращения Болдаевской Р.Г. в антимонопольный орган ПАО "МРСК Сибири" мероприятия по технологическому присоединению объекта к электрическим сетям не осуществлены.
Уведомление о выполнении технических условий, подписанное Болдаевской Р.Г. и Болдаевской М.В. от 03.05.2019, получено обществом 14.05.2019, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N 80083644362549, то есть срок проведения сетевой организацией проверки выполнения заявителем технических условий - до 24.05.2019, однако, осмотр сетевой организацией объекта заявителя для установления факта выполнения условий договора со стороны заявителя не проведен.
Согласно пункту 87 Правил N 861, сетевая организация рассматривает представленные заявителем документы, предусмотренные пунктом 85 настоящих Правил, и осуществляет осмотр электроустановок заявителя.
Из содержания рассматриваемого заявления следует, что сетевая организация, изучив уведомление от 03.05.2019 пришла к выводу, что заявителем к уведомлению не были приложены документы в соответствии с пунктом 85 Правил, что, по мнению общества, исключает его обязанность по проверке выполнения заявителем технических условий в установленные сроки и с соблюдением надлежащей процедуры проверки, установленной пунктом 90 Правил N 861.
Однако, указанный довод ответчика основан на неверном толковании законодательства, поскольку ПАО "МРСК Сибири" как сетевая организация обязана была после получения уведомления третьего лица от 03.05.2019 в 10-дневый срок принять меры по проверке выполнения заявителем технических условий.
Правилами N 861 не предусмотрена возможность отказа сетевой организации в проведении проверки выполнения технических условий.
В случае обнаружения ненадлежащего исполнения со стороны заявителя условий договора, сетевая организация имела возможность отразить это в соответствующем акте, равно как и указать в нем на отсутствие документации, поданной в приложении к уведомлению от 03.05.2019.
Вместе с тем акт о выполнении технических условий ПАО "МРСК Сибири" в материалы рассматриваемого дела не представлен, меры, направленные ПАО "МРСК Сибири" на проведение проверки выполнения технических условий Болдаевской Р.Г., в срок до 24.05.2019 сетевой организацией не приняты, что подтверждается материалами рассматриваемого дела (в том числе протоколом об административном правонарушении от 27.01.2019 N 024/04/9.21-2151/2019, оспариваемым постановлением, договором об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 02.08.2018 N 20.2400.7335.18, уведомлением потребителя.
Довод общества о наличии технологического присоединения объекта к электрическим сетям на момент заключения договора от 02.08.2018 N 20.2400.7335.18 и о его недействительности со ссылкой на решение Железнодорожного районного суда г.Красноярска от 06.08.2020 по делу N2-122/2020 изучен судом апелляционной инстанции и признан подлежащим отклонению, учитывая следующее.
Как установлено судом первой инстанции и следует из пояснений ООО "Крассети" (вх. N 3349 от 04.03.2020) документы об осуществлении технологического присоединения в отношении спорного объекта обществом с ограниченной ответственностью "Крассети" не выдавались, заявка об осуществлении технологического присоединения в адрес обществом с ограниченной ответственностью "Крассети" не поступала. По итогам проведения внеплановой проверки персоналом ООО "Крассети" установлено, что на объект в ЩУ. запитанного от ТП 8087 установлен прибор учета электрической энергии энергомера ЦО 6803В N 00852020002760 с показаниями: 392846.0 кВт*ч. К прибору учета подключена и проложена в земле кабельная линия марки ВВГ 4x6 кв. мм., длиной 70-м. до данного жилого дома. Напряжение и потребление электрической энергии по данному прибору учета зафиксировано.
Таким образом, был установлен факт самовольного подключения к электрическим сетям ООО "Крассети".
Обстоятельства, изложенные в решении Железнодорожного районного суда г.Красноярска от 06.08.2020 по делу N 2-122/2020, данный факт не опровергают, поскольку наличие законных оснований электроснабжения объекта от электрических сетей ООО "Крассети" не входило в предмет доказывания по делу N 2-122/2020, судом констатирован лишь факт того, что фактическое присоединение спорного объекта к электрическим сетям имеется, плата за электроэнергию взимается ТСЖ "Микрорайон Горный", на балансе которого находится КТП 8097 (400 кВт).
Таким образом, доказательства наличия у спорного объекта потребителя технологического присоединения к электрическим сетям ООО "Крассети", осуществленного в установленном порядке в соответствии с нормами действующего законодательства - в материалах дела отсутствуют, факт самовольного подключения потребителя к электрическим сетям ООО "Крассети" ПАО "МРСК Сибири" не опровергнут.
При этом следует учитывать, что договор от 02.08.2018 N 20.2400.7335.18 не признан ничтожным, последствия недействительности сделки, установленные нормами гражданского права, носят гражданско-правовой характер, в то время как к административным правоотношениям гражданское законодательство не применяется, если иное не установлено законодательством. Нарушение порядка заключения гражданско-правовых сделок влечет юридические последствия только для сторон сделки и в силу названной нормы на публичные отношения не распространяется.
Применительно к существу административного правонарушения признание в установленном порядке сделки недействительной не свидетельствует об отсутствии противоправности действий общества при ее заключении и исполнении и не может являться основанием для освобождения от публично-правовой ответственности, от предусмотренного административным законодательством наказания.
Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению имеет императивный характер, установлен с целью защиты потребителя, выступающего более слабой стороной в отношениях с сетевой организацией - субъектом естественной монополии. Наличие законодательно установленного срока вносит правовую определенность в отношения сторон, что к указанному сроку соответствующие мероприятия будут выполнены, а право реализовано.
В рассматриваемом случае договор технологического присоединения от 02.08.2018 фактически был заключен и исполнялся сторонами. Общество приступило к осуществлению разработки проектной документации, приняло от третьего лица уведомление от 03.05.2019.
04.02.2019 истек срок осуществления технологического присоединения, 24.05.2019 истек срок проведения проверки выполнения третьим лицом мероприятий по технологическому присоединению, следовательно, на следующий день после истечения установленного срока состав правонарушения имел место, административное правонарушение являлось оконченным.
Изложенное свидетельствует о нарушении обществом установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, что соответствует правовой позиции Верховного Суда РФ, указанной в Определении от 21.02.2017 N 307-АД16-17906 по делу N А52-698/2016.
Следовательно, бездействие ПАО "МРСК Сибири", выразившиеся в неосуществлении в установленный срок мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, принадлежащих третьему лицу, непроведении проверки выполнения третьим лицом технических условий в соответствии с требованиями Правил в установленный срок, являются неправомерными, нарушают правила технологического присоединения.
Обстоятельства, указанные обществом в его заявлении и в пояснениях по делу об административном правонарушении, не свидетельствуют об обратном (об отсутствии объективной стороны вмененного правонарушения); не освобождают общество от соблюдения установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Повторность нарушения ПАО "МРСК Сибири" порядка технологического присоединения к электрическим сетям подтверждается представленными доказательствами, что является квалифицирующим признаком административного правонарушения, предусмотренного частью 2 указанной статьи.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что рассматриваемое бездействие заявителя образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Размер определенного судом административного наказания установлен обществу с учетом положений главы 4 КоАП РФ, соответствует характеру совершенного заявителем правонарушения и соразмерен его тяжести. Исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать совершенное заявителем правонарушение как малозначительное, не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности заявителя (статья 4.5 КоАП РФ) на момент вынесения постановления о назначении административного наказания ответчиком не пропущен.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В данном случае судебные расходы по уплате государственной пошлины не подлежат распределению, поскольку в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Следовательно, по данной категории спора государственная пошлина не уплачивается в целом по делу, в том числе при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "10" июля 2020 года по делу N А33-15437/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-15437/2020
Истец: ПАО "МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ СИБИРИ", ПАО МРСК Сибири
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
Третье лицо: Болдаевская Р.Г., Кучкин М.Г. представитель Болдаевской Р.Г., ПАО "РОССЕТИ СИБИРЬ"