11 ноября 2020 г. |
А79-1839/2020 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Трудовик" (429071, Чувашская Республика, с. Юваново, ул. Емелькасы, д. 40;
ОГРН 1022102629119, ИНН 2119000643)
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 05.08.2020
по делу N А79-1839/2020,
принятое по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива "Трудовик" о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике,
при участии в судебном заседании представителей:
сельскохозяйственного производственного кооператива "Трудовик" - Николаева Д.В. по доверенности от 28.09.2018 сроком действия три года,
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике - Кудашкиной Е.А. по доверенности от 26.02.2020,
и установил:
сельскохозяйственный производственный кооператив "Трудовик" (далее - СПК "Трудовик", Кооператив, заявитель) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с требованием о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике (далее - Управление, регистрирующий орган, заинтересованное лицо) по принятию на учёт в качестве бесхозяйного недвижимого имущества:
арочного склада, назначение - нежилое, этаж 1, площадь - 605,7 кв.м, 1992 года постройки, кадастровый номер 21:24:040104:398;
здания общежития, назначение - нежилое, этаж 1, площадь - 250 кв.м, 1992 года постройки, кадастровый номер 21:24:040111:62;
здания склада, назначение - нежилое, этаж 1, площадь - 767,3 кв.м, 1982 года постройки, кадастровый номер 21:24:040111:623;
теплого гаража, назначение - нежилое, этаж 1, площадь -251,5 кв.м, 1982 года постройки, кадастровый номер 21:24:040104:396;
здания склада, назначение - нежилое, этаж 1, площадь - 141,7 кв.м, 1992 года постройки, кадастровый номер 21:24:040111:621;
административного здания, назначение - нежилое, этаж 1, площадь - 114,4 кв.м, 1982 года постройки, кадастровый номер 21:24:040104:397, расположенных по адресу: Чувашская Республика, Ядринский район, Ювановское сельское поселение. Одновременно заявитель просил суд обязать Управление в течение десяти рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу аннулировать в ЕГРП записи о принятии на учёт в качестве бесхозяйного вышеуказанного недвижимого имущества.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Ювановского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики, сельскохозяйственный потребительский обслуживающий кооператив "Перспектива" (далее - СПОК "Перспектива").
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 05.08.2020 заявителю отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, СПК "Трудовик" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы Кооператив указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, неправильное применение норм материального права.
Заявитель настаивает на том, что отсутствие государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости само по себе не может являться основанием для признания такого имущества бесхозяйным.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу указывает на законность обжалуемого решения суда, просит оставить его без изменения.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи через Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии.
В судебном заседании представители Кооператива и Управления поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, в том числе, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения судом норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-261, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По делу установлено, что в период с ноября по декабрь 2018 года администрация Ювановского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики обратилась в Управление с заявлениями о принятии на учёт в качестве бесхозяйных следующих объектов недвижимости:
* арочного склада, назначение - нежилое, этаж 1, площадь - 605,7 кв.м, 1992 года постройки, кадастровый номер 21:24:040104:398;
* здания общежития, назначение - нежилое, этаж 1, площадь - 250 кв.м, 1992 года постройки, кадастровый номер 21:24:040111:62;
* здания склада, назначение - нежилое, этаж 1, площадь - 767,3 кв.м, 1982 года постройки, кадастровый номер 21:24:040111:623;
* тёплого гаража, назначение - нежилое, этаж 1, площадь - 251,5 кв.м, 1982 года постройки, кадастровый номер 21:24:040104:396;
* здания склада, назначение - нежилое, этаж 1, площадь - 141,7 кв.м, 1992 года постройки, кадастровый номер 21:24:040111:621;
* административного здания, назначение - нежилое, этаж 1, площадь -114,4 кв.м, 1982 года постройки, кадастровый номер 21:24:040104:397. Данные объекты расположены по адресу: Чувашская Республика, Ядринский район, Ювановское сельское поселение.
27.11.2018, 27.12.2018, 29.12.2018, 09.01.2019 Управление внесло в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о принятии указанных объектов на учёт в качестве бесхозяйных объектов недвижимости.
Полагая, что действия Управления, противоречат положениям действующего законодательства, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 69, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и исходил из того, что в данном случае не установлена предусмотренная статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность условий, необходимых для признания незаконными действий государственного органа.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости регулируются Федеральным законом N 218-ФЗ.
В силу пунктов 1, 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 N 931 установлен Порядок принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 3 Порядка на учёт принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
Принятие на учёт бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке:
- приём в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учёт и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка;
* проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
* внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учёт бесхозяйных объектов недвижимого имущества (пункт 4 Порядка).
Согласно пункту 5 Порядка принятие на учёт объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учёт бесхозяйных недвижимых вещей:
- органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований;
- исполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов.
В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учёт в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.
Обязательным приложением к заявлению являются документы, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации (пункт 6 Порядка).
Перечень документов и состав содержащихся в них сведений, направляемых или предоставляемых в орган регистрации прав определён Правилами предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15, 15(1), 15.2 статьи 32 Федерального закона N 218-ФЗ в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учёта, государственной регистрации прав, ведение единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в едином государственном реестре недвижимости (далее - Правила), утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 N 1532.
В соответствии с пунктом 30 Правил органы местного самоуправления, уполномоченные государственные органы субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в целях постановки здания, сооружения, помещения, машино-места на учёт как бесхозяйного недвижимого имущества направляют в орган регистрации прав соответствующее заявление с приложением следующих документов:
а) в случае если здание, сооружение, помещение, машино-место не имеет собственника или его собственник неизвестен, - документ, подтверждающий, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе:
документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтён в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданный органами учёта государственного и муниципального имущества;
документ, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимое имущество до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
б) в случае, если собственник (собственники) отказался от права собственности на здание, сооружение, помещение, машино-место:
заявление собственника (собственников) или уполномоченного им (ими) на то лица (при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности) об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества;
копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие права собственности у лица (лиц), отказавшегося (отказавшихся) от права собственности на объект недвижимости.
В соответствии с пунктом 8 Порядка решение о принятии на учёт объекта недвижимого имущества принимается не позднее пятнадцати рабочих дней со дня приёма заявления и необходимых документов органом регистрации прав.
Согласно пункту 9 Порядка принятие на учёт объекта недвижимого имущества осуществляется путём внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утверждённым в соответствии с частью 7 статьи 7 Федерального закона N 218-ФЗ.
После принятия на учёт объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, орган регистрации прав направляет заявителю уведомление о принятии на учёт бесхозяйного объекта недвижимого имущества в срок и в порядке, установленные частью 5 статьи 34 Федерального закона N 218-ФЗ для уведомления правообладателя (правообладателей) об изменениях, внесённых в Единый государственный реестр недвижимости на основании сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия (пункт 11 Порядка).
Из материалов дела следует, что администрация Ювановского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики, обращаясь с заявлениями о принятии на учёт в качестве бесхозяйных вышеуказанных объектов недвижимости, представила в Управление полный пакет документов, предусмотренный указанными Порядком и Правилами.
Из представленных документов следует, что данное недвижимое имущество не числится в реестрах федерального имущества, государственного имущества Чувашской Республики и муниципального имущества Ювановского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики. Сведения о регистрации права собственности на данные объекты недвижимости отсутствуют как в ЕГРН, так и у государственного органа, осуществлявшего регистрацию прав на недвижимое имущество до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Управление, принимая на учёт в качестве бесхозяйных спорные объекты недвижимости, не нарушило требований Закона N 218-ФЗ и Порядка принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей. У него отсутствовали основания для отказа администрации Ювановского сельского поселения в принятии на учёт объектов недвижимости в качестве бесхозяйных.
Позиция заявителя, что объекты недвижимости принадлежат ему, несмотря на отсутствие государственной регистрации права собственности, поэтому они не могут считаться бесхозяйными, является несостоятельной с учетом следующего.
Как разъяснено в пункте 56 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
Кооператив оспаривает действия Управления в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Между тем, фактически в рассматриваемой ситуации усматривается спор о праве на недвижимое имущество, для чего установлен иной процессуальный порядок.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к аналогичному выводу о том, что оспариваемые действия совершены уполномоченным органом, соответствуют Федеральному закону N 218-ФЗ и Порядку принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении требований.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии законно и обоснованно отказал Кооперативу в удовлетворении заявления.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя признается не подлежащей удовлетворению, как основанная на неверном толковании норм антимонопольного законодательства.
В данном случае доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 05.08.2020 по делу N А79-1839/2020 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 05.08.2020 по делу N А79-1839/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Трудовик" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-1839/2020
Истец: сельскохозяйственный "Трудовик"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике
Третье лицо: администрация Ювановского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики, сельскохозяйственный потребительский обслуживающий кооператив "Перспектива", Филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Чувашской Республике-Чувашии