г. Хабаровск |
|
12 ноября 2020 г. |
А73-8383/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 ноября 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.,
судей Дроздовой В.Г., Мильчиной И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербак Д.А.,
при участии в заседании:
от ООО "КонТВ": представитель не явился;
от ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ: Ли В.А., представитель по доверенности от 08.07.2020 N 80;
от Минобороны России: Кумаев Д.В., представитель по доверенности от 04.12.2020,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 18.09.2020
по делу N А73-8383/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску общества с ограниченной ответственностью "КонТВ" (ОГРН 1082511003068, Приморский край, г. Уссурийск)
к Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1072723005079, г. Хабаровск)
о взыскании 21 478,63 руб.
третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "КонТВ" (ООО "КонТВ") обратилось в арбитражный суд Хабаровского края с иском о взыскании с Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ) долга в сумме 21 478,63 руб.
Требование мотивировано наличием задолженности по оплате за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома и иные коммунальные услуги за период с 01.03.2019 по 31.01.2020 в сумме 21 478,63 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России).
Решением от 18.09.2020 иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ считает судебный акт подлежащим отмене.
В обоснование указано, что учреждение не является собственником нежилого помещения N 70, в связи с чем требование истца по оплате услуг управляющей компании предъявлено к ответчику необоснованно.
Кроме того, указано на отсутствие в бюджетной системе средств на оплату коммунальных услуг, содержание помещений не относится к основным видам деятельности учреждения, финансовое обеспечение из федерального бюджета на такие расходы не выделяется.
По мнению заявителя жалобы, ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку Уставом учреждения не предусмотрено обеспечение содержания, ремонта и эксплуатации зданий, строений, сооружений, находящихся в оперативном управлении.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "КонТВ" выразило несогласие с ее доводами, указав на наличие обязанности своевременно производить оплату за содержание и ремонт общего имущества МКД.
В судебном заседании представитель ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ поддержал доводы жалобы, настаивая на ее удовлетворении.
Позиция ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ поддержана представителем Минобороны России.
ООО "КонТВ", извещенное в соответствии с требованиями статей 121-123 АПК РФ, с учетом Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", своего представителя не направило, представив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие не явившегося участника процесса.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, пояснения явившихся лиц, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены оспариваемого решения.
Согласно материалам дела ООО "КонТВ" (ранее - ООО "Гранат 1") на основании договора управления МКД N 109 от 01.09.2008 является управляющей организацией многоквартирного дома, расположенного по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, ул. Пушкина, д. 32; имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами N 444 от 28.06.2018.
По условиям указанного договора управляющая организация приняла на себя обязательства по выполнению работ и оказанию услуг по управлению, содержанию и ремонту общего имущества, предоставлению коммунальных услуг.
Пунктом 3.3.2 договора установлено, что собственник жилого (нежилого) помещения обязан своевременно и полностью вносить плату за содержание и текущий ремонт жилого (нежилого) помещения.
Согласно пункту 3.3.4. указанного договора плата за жилое (нежилое) помещение вносится Управляющей компании.
В указанном доме находится нежилое помещение N 70, площадью 71,3 кв.м, переданное на праве оперативного управления ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ.
В период с 01.03.2019 по 31.01.2020 ООО "КонТВ" осуществляло управление и содержание общего имущества многоквартирного дома, оплата за которые не произведена; задолженность составила 21 478,63 руб.
02.03.2020 в адрес ответчика направлена претензия N 199 с требованием оплаты долга. Претензия оставлена без удовлетворения.
Неисполнение требований, указанных в претензии, явилось основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.
Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенным в абзаце 2 пункта 1 постановления Пленума от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания", регулирование отношений собственников нежилых помещений в многоквартирном доме, возникающих по поводу общего имущества, предусмотрено статьями 289, 290 Гражданского кодекса РФ, статьей 36 Жилищного кодекса РФ.
На основании пункта 1 статьи 290 Гражданского кодекса РФ и пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с которыми в состав общего имущества включаются, в том числе, технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящиеся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры), иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома.
В состав общего имущества включаются также внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях; внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях; внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных приборов (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования и т.д.
В силу пункта 11 Правил под содержанием общего имущества понимается сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; текущий и капитальный ремонт, подготовка к сезонной эксплуатации и содержания общего имущества.
Согласно пункту 29 вышеуказанных Правил плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения.
В соответствии со статьей 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (пункты 1 и 2 статьи 39 Жилищного кодекса РФ).
Обязанность граждан и организаций своевременно и в полном объеме вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги предусмотрена также пунктом 1 статьи 153 Жилищного кодекса РФ.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10, собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги.
Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, а также содержание земельного участка, предоставленного в индивидуальное пользование и не входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, не освобождают собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, включая земельный участок, на котором расположен дом.
Таким образом, независимо от наличия соответствующих договорных отношений на собственнике помещения лежит обязанность по осуществлению расходов по содержанию общего имущества пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество.
Как следует из материалов дела, ООО "КонТВ" на основании договора управления N 109 от 01.09.2008 является управляющей организацией многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, ул. Пушкина, д. 32.
Нежилое помещение N 70, расположенное в спорном многоквартирном доме, принадлежит ответчику на праве оперативного управления, о чем в ЕГРП сделана соответствующая отметка 27.11.2018.
Факт оказания услуг в спорный период подтвержден материалами дела; доказательств оказания услуг ненадлежащего качества, либо какой-либо иной управляющей организацией в материалы дела не представлено.
С 01.01.2017 в связи с принятием Федерального закона N 258-ФЗ от 29.07.2017 вступили в действие изменения в статьи 154, 156 Жилищного кодекса РФ.
В силу пункта 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе, включены коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 9.1. статьи 156 Жилищного кодекса РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с указанными нормами истцом в состав платы включена оплата за холодную и горячую воду, водоотведение, электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества.
По расчету истца задолженность по оплате услуг по управлению, содержанию и ремонту общего имущества за период с 01.03.2019 по 31.01.2020 составила 21 478,63 руб., в том числе:
- содержание и ремонт общего имущества МКД за период с 01.04.2019 по 31.01.2020 - 18 188,60 руб.,
- коммунальный ресурс на содержание общего имущества МКД (отведение сточных вод) за период с 01.03.2019 по 31.12.2019 - 186,4 руб.,
- коммунальный ресурс на содержание общего имущества МКД (холодное водоснабжение) за период с 01.03.2019 по 31.12.2019 - 217,71 руб.,
- коммунальный ресурс на содержание общего имущества МКД (электроэнергия) за период с 01.04.2019 по 31.12.2019 - 1 027,18 руб.,
- коммунальный ресурс на содержание общего имущества МКД (горячее водоснабжение) за период с 01.04.2019 по 31.12.2019 - 432,74 руб.,
- оплата председателю совета многоквартирного дома за период с 01.04.2019 по 31.12.2019 - 1 426 руб.
Расчет задолженности произведен истцом, с учетом площади принадлежащего учреждению помещения на основании тарифа, установленного протоколом общего собрания собственников помещений МКД от 31.03.2016 в размере 25,51 руб./кв.м, оплаты председателю совета МКД - 2 руб./кв.м.
Апелляционным судом расчет проверен и признан верным.
Услуги по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества дома, коммунальным услугам, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, за спорный период не оплачены.
В соответствии со статьей 216 ГК РФ право оперативного управления, как одно из вещных прав, за исключением права распоряжения имуществом и нецелевого использования имущества, включает в себя правомочия пользования и владения имуществом в объеме, аналогичном правомочиям собственника.
Соответственно, учреждение, владеющее имуществом, несет обязательства, аналогичные обязательствам собственников.
Установив, что спорным нежилым помещением в заявленный период владело на праве оперативного управления ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания задолженности за услуги, оказанные истцом в спорный период, с учреждения, удовлетворив иск в сумме 21 478,63 руб., с учетом вышеуказанных норм права.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии в бюджетной системе средств на оплату коммунальных услуг не может быть принят во внимание, учитывая обязанность собственника помещения в силу закона нести расходы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; по оплате коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В силу статьи 216 ГК РФ право оперативного управления, как одно из вещных прав, за исключением права распоряжения имуществом и нецелевого использования имущества, включает в себя правомочия пользования и владения имуществом в объеме, аналогичном правомочиям собственника.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, сформулированной в определении от 13.10.2015 N 304-ЭС15-6285, статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
Таким образом, обладатели права оперативного управления с момента его
возникновения, обязаны нести бремя содержания общего имущества, которое необходимо для обслуживания домов в целом. Данная обязанность возникла у лица силу положений статей 36, 158 Жилищного кодекса РФ и норм статей 249, 296 Гражданского кодекса РФ.
Учитывая указанные нормы права, довод жалобы о том, что в Уставе учреждения не предусмотрено обеспечение содержания, ремонта и эксплуатации зданий, строений, сооружений, находящихся в оперативном управлении, в связи с чем учреждение является ненадлежащим ответчиком, подлежит отклонению.
С учетом установленного, правовые основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В этой связи решение суда, принятое при правильном применении норм права, отмене не подлежит.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 18.09.2020 по делу N А73-8383/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.О. Волкова |
Судьи |
В.Г. Дроздова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-8383/2020
Истец: ООО "КонТВ"
Ответчик: Федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
Третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации